Адаптация 5-классников
статья по психологии (5 класс)
Пути преодоления проблем, связанных с адаптацией обучающихся при переходе из начальной школы в среднее звено
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление Беглецовой Е.В. на тему «Проблемы адаптации младших школьников при переходе в основную школу». 13.09.18.
Сейчас очень много говорится о готовности к обучению первоклассников. Разработаны специальные тесты, позволяющие эту готовность диагностировать. Это обосновано тем, что начало школьного обучения – серьезный момент в жизни любого человека и важно, чтобы этот шаг он совершил во всеоружии, поскольку от уровня сформированности готовности к школьному обучению зависит весь процесс учения.
Но ведь в жизни каждого ученика бывает и другой важный момент – переход к обучению в средней школе – в 5-м классе. И не каждый ребенок с легкостью переходит на эту качественно новую ступень обучения.
Конечно, мы, классные руководители 5 классов, посещаем уроки в начальной школе, беседуем с классным руководителем 4 класса, чтобы лучше узнать детей, которые придут в 5 класс. Несмотря на это, каждый год на детей-пятиклассников мы смотрим с большим знаком вопроса. Но мы не должны забывать о том, что и на нас, учителей-предметников, эти ребята тоже смотрят со знаком вопроса. И не всегда, к сожалению, этот вопросительный знак со временем превращается в восклицательный.
Какие же трудности адаптации младших школьников при переходе в основную школу я бы выделила как ключевые?
1. Разница между требованиями, которые предъявлял к ребенку учитель начальной школы и учитель-предметник. Это одна из распространенных проблем. Выявить ее уже в начале учебного года мне помогает методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. В конце октября я предлагаю детям ответить на ряд вопросов:
Волнуешься ли ты на уроках при ответе или выполнении задания?
Дрожат ли у тебя колени, когда вызывают отвечать?
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? И т.д.
Затем я обрабатываю ответы каждого ребенка и составляю таблицу, где зеленым отмечены отрицательные ответы, а красным – утвердительные. И по таблице вижу, кто из детей требует особого внимания в процессе обучения, кому и на каких уроках пока еще сложно. И, исходя из выводов, беседую с учителями-предметниками, родителями, самим ребенком.
2. Умение быстро найти общий язык в новом коллективе. Ведь чаще всего родителя меняют школу именно в этот период, и ребенок приходит в незнакомый коллектив.
Если в городе дети привыкли, что в классе учатся дети из разных микрорайонов, то в сельских школах основной костяк – это дети, которые вместе ходили в детский сад. И приезжим ребятам очень трудно порой проявить себя как личность. В моем классе 10 ребят, которые вместе ходили в детский сад, 2 ребенка приезжают из п. Непецино, 1 из р/х Осенка. Кроме того, в последние годы к нам в школу все чаще приходят дети-билингвы, для которых русский язык не является родным. В моем клаcсе трое таких ребят: армянин, узбечка и таджичка. А если принять во внимание, что пятиклассник в течение дня переходит из кабинета в кабинет, от учителя к учителю, и его личные симпатии к преподавателю сменяют одна другую, то в коллективе своих одноклассников он находится по 6-7 часов в день. И от взаимоотношений в коллективе во многом зависит, как быстро пройдет адаптация ребенка, перешедшего в 5 класс. Но тут встречается другая проблема: классный руководитель видит детей максимум 1-2 урока в день, и то, если это учитель русского языка или математики, а если это биолог, географ, то и реже. Да, есть классный час, но он проходит 1 раз в неделю. На перемене мы чаще всего заняты подготовкой к уроку, заполнением электронного дневника и т.д. И я задала себе вопрос: как же сделать это редкое время общения с классом максимально эффективным? Чтобы увидеть личность каждого ребенка, помочь ему раскрыться, адаптироваться? И тут мне на помощь приходят интересные тренинги на сплочение коллектива. Их можно проводить в виде физкультминуток на уроках. И я предлагаю уважаемым коллегам с ними познакомиться.
- Здравствуй, друг.
- Мы – команда.
Кроме того, доброй традицией стали походы с классом на природу, где в свободной обстановке ребята играют, общаются. И здесь каждый ребенок опказывает себя вне школы, а это очень важно. Ведь часто бывает, что ребенок в школе один, а вне школы совсем другой. И здесь меня поджидало открытие. Когда я взяла в руки школьный альбом, подаренный мне выпускниками, оказалось, что одним из самых ярких воспоминаний о школе стали эти совместные встречии на природе.
Еще один способов сделать пребывание ребенка в классном коллективе комфортным - это распределение детей на группы по интересам. В октябре я предлагаю пятиклассникам распределиться на мини-группы. Пять человек ответственны за новогодний огонек, 5 – за празднование 23 февраля, 6 – 8 марта. При этом я всегда держу руку на пульсе, проявляя активный интерес к этой подготовке, помогаю составить сценарий, даю рекомендации в подготовке творческих номеров, но делаю это ненавязчиво.
Все это помогает созданию неформальных связей и межличностных симпатий; позволяет ребенку чувствовать себя в коллективе комфортно, учит действовать сообща и решать текущие проблемы вместе; налаживает оптимальный уровень психологической и эмоциональной совместимости в классе. А это уже огромный шаг к успеху в адаптации детей в среднем звене.
Работая с детьми пятнадцать лет, я изо всех сил стараюсь, чтобы их воспоминания о школе и учителе вызывали у них ясную и добрую улыбку. Да, есть в школе уроки биологии, математики, русского языка, но нет уроков великодушия, благородства, уважения к людям. Но, принимая учеников в 5 класс, я стараюсь развивать в них все эти качества, разбудить их ум и сердце, вырастить личность. А для этого надо быть не только учителем, но и психологом, и даже артистом. Заканчивая свое выступление, мне очень хочется воспроизвести удивительный по своему гуманистическому звучанию эпизод из сказки Мориса Меттерлинга «Синяя птица». Герой сказки Тульпиль в поисках синей птицы попадает в царство будущего, где в волшебном голубом пространстве живут и работают, готовясь к будущей земной жизни, дети, которым еще предстоит родиться. Но их судьба определяется уже здесь, уже сейчас. Вслушайтесь в диалог:
Тюльпиль: А кто этот розовощекий малыш, который сосет большой палец?
Ребенок: О! Этот малыш станет очень известным ученым и изобретет лекарство от всех болезней.
Тюльпиль: А вон тот? Он ходит так, как будто ничего не видит.
Ребенок: Нет, сейчас он видит, но потом ослепнет.
Тюльпиль: А вот те, что спят?
Ребенок: Они не спят, они думают.
Тюльпиль: О чем?
Ребенок: Они пока не знают, но они обязательно с чем-то придут на землю. С пустыми руками туда не пускают…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проблемы адаптации 5-классников в основной школе( отчёт классного руководителя)
Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внешних и внутрених изменений. Основная задача классного руководителя - создание атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого уучени...
Проблема адаптации 5-классников в основной школе
Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внешних и внутренних изменений. Основная задача классного руководителя - создать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки каждо...
КАК ПРОИСХОДИТ АДАПТАЦИЯ 5-КЛАССНИКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (УЧИТЫВАЯ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ)
Возрастные особенности 5-классников. Переход от младшего школьного кмладшему подростковому возрасту. Адаптация в средней школе.Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизниреб...
адаптация 5 классников
Большинство родителей после выпускного вечера в начальной школе искренне верят в то, что их мальчик/их девочка достаточно повзрослели, и родительская помощь уже не нужна, дети уже самостоя...
Роль классного руководителя в адаптации 10- классников.
Роль классного руководителя в адаптации 10- классников....
Статья "Роль классного руководителя в адаптации 10-классников"
Статья «Роль классного руководителя в адаптации 10- классников»...
Cоветы родителям (адаптация 5-классников)
Данный материал поможет родителям преодолеть адаптацию в 5 классе...