Тренинг по креативному развитию подростков и старших школьников
план-конспект занятия по психологии (9 класс)
Тренинг для развития креативности, творческого подхода к любой ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_po_kreativnomu_razvitiyu_podrostkov_i_starshih_shkolnikov.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг
по креативному развитию
подростков и старших школьников
Креативность – творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности. И, главное, как способность человека к конструктивному нестандартному мышлению, а также осознанию и развитию своего опыта.
Креативность проявляется многообразно: это оригинальность и быстрота мышления, способность находить неожиданные решения в безвыходной ситуации, богатое воображение, чувство юмора, создание новых оригинальных продуктов.
Данный тренинг рекомендуется проводить на подростках и старших школьниках.
Цель данного тренинга: развитие креативности у подростков и старших школьников.
Задачи:
1) активизировать собственный творческий потенциал, развить гибкость восприятия;
2) развить творческий нестандартный подход к своей деятельности - учебе;
3) развить быстроту реакции, мышления;
4) увеличить скорость извлечения информации из памяти;
5) развить ассоциативное мышление;
6) развить нестандартность мышления.
Здравствуйте! Я рада вас приветствовать на нашем тренинге по развитию креативности. Меня зовут …. А сейчас мы с каждым из вас поближе познакомимся.
Задание 1. Знакомство. Каждый из вас по очереди должен назвать свое имя и три своих увлечения, далее второй скажет свои слова и назовет имя и увлечения предыдущего участника. Третий называет в свою очередь имя и три своих увлечения, а затем то, что сказали два предыдущих человека. Остальные делают то, что и третий – называют свое имя и увлечения и информацию о предыдущих двух участников. Запоминайте, что из вас говорит каждый. Поехали! Меня зовут Ксения, я люблю читать, играть на фортепиано, слушать музыку. Продолжайте!
Теперь, когда мы познакомились, уже можно начинать наш тренинг. Мы будем выполнять поочередно несколько заданий, которые будут развивать разные ваши качества: быстроту мышления, реакции, фантазию, творческий подход, оригинальность. В конце тренинга вы сами должны будете отметить, каков ваш личный прогресс до тренинга и после. Конечно, чтобы добиться заметных результатов, такие занятия нужно продолжать. Всё в ваших руках!
Задание 2: Для разминки из слова Великобритания за 3 минуты вам нужно придумать как можно больше слов: существительных, в единственном числе, нельзя названия и имена. Затем мы их зачитаем, вычеркнем повторяющиеся, а затем мы их посчитаем и узнаем, у кого больше оригинальных слов! Начинаем! (Редкие слова могут быть такими: великан, волна, бетон, вобла, линия, бирка и множество других вариантов, так как в слове содержится достаточно много разнообразных букв.)
Задание 3: Вы отлично справились с предыдущим заданием! В нашей голове активировались многие процессы, и теперь будем работать в полную силу и стараться использовать все свои возможности! В этом задании ваша задача - придумать как можно больше слов, содержащих слог
-тя-, который может быть как в начале, так в середине, и в конце слова. Затем посчитаем, сколько слов вы придумаете! Время выполнения задания: 3 минуты. (Например, могут быть такие слова: тяжесть, растяпа, утята, октябрь, котя, растяжение и другие слова)
Задание 4: Вы, наверное, уже почувствовали, что задания на нашем тренинге не из легких, а у кого-то, может, и все просто получается. Но не сдавайтесь, а продолжайте работу. Суть следующего задания такова: вам дается первоначальное слово, например, НОГА, напишите его так, чтобы каждая буква была на новой строчке, и начиная с этой буквы каждую строчку, придумайте и напишите четверостишие. Например, слово СТОЛ:
С деревьев листья опадают
Так грустно и скучно мне
Опять тоска меня съедает
Лишь по тебе, лишь по тебе.
На выполнение этого задания вам дается примерно 7 минут. Каждому из вас достанется свое слово: НОГА, ЛИСТ, ЗУБР, КРОТ, ВЕНА, ПОНИ, СИТО, МОСТ, ПАРК, ПОРТ, САНИ, ТЕСТ, МИНА, ЛУПА, КИНО, ВИНТ, РИСК, СКАТ, НЕГА, ПОСТ и другие.
Задание 5: «Фантастическое место». Это задание еще интересней. Каждый из нас будет отправлять следующего в необычное фантастическое место, а он, в свою очередь должен быстро назвать 3 предмета, которые он с собой туда возьмет, и объяснить, что он этими вещами будет там делать. Вещи должны быть существующие и подходящие именно к тому месту, куда его отправили. Например, меня отправили в бочку, плавающую в открытом море. Я возьму туда топор, чтобы разрубить бочку, спасательный круг, чтобы добраться до берега, и рацию, чтобы позвать на помощь какой-либо корабль. Вы можете придумывать самые фантастические места – на Марс, в ушную раковину. Только повторяться и повторять то, что я сказала, нельзя. Начнем!
Задание 6: Следующее задание называется «Ассоциации». На доске я написала практически все буквы алфавита. Ваша задача – очень быстро придумать ассоциацию – слово на следующую букву алфавита – на слово, которое назовет предыдущий человек. В этом задании оценивается быстрота реакции, гибкость мышления. Например, слово на букву А – аптека, следующее слово на букву Б, ассоциирующееся со словом аптека – больница, далее на В – вата, на Г – грамм, на Д – доля, на Е – единица и так далее. Начнем заново с первой буквы алфавита. Я называю слово: Арбуз. Продолжайте!
Задание 7: Вам нужно будет назвать животное, которое каким-либо образом связано с животным, которое назвал предыдущий участник. Например, животное, которое связано с животным по пищевой цепи, по одинаковому месту обитания, по внешнему виду. Например, я называю тигр, затем можно назвать кошку – по внешнему виду и повадкам, далее можно назвать мышь – по цепи питания, - крыса – по внешнему виду – крот – землеройка и так далее. Можно называть только животных все их виды, но нельзя насекомых, рыб, птиц. Начинаем!
Задание 8: Давайте продолжим тему животных и нарисуем на листах, которые я вам раздам, животного, с которым вы себя ассоциируете по каким-либо качествам, и напишем 3 из этих качества через животное, которое вы нарисовали. На данное задание вам дано 3-4 минуты. Качества, которые вы назовете, нужно будет объяснить, почему вы назвали именно их. Возьмите листы и фломастеры и приступайте к заданию!
Хорошо, вы отлично рисуете!
Задание 9: А теперь пришло время вам поломать голову! Но я думаю, вы справитесь! Я назову слова, для которых вам будет нужно придумать самое необычное применение в студенческой жизни – а именно на парах, в институте, в студенческой группе. Посмотрим, какие необычные варианты у вас будут. На каждое слово вам надо будет по одному варианту использования, желательно, конечно, не повторяться. Придумайте назначения для листа А4.
(Варианты могут быть такие: его, кроме прямого назначения – писать и чертить на нем – можно свернуть как самолетик, кораблик, и пускать по аудитории, можно хранить в нем семечки, чтобы есть их на перерывах, можно обвернуть что-либо, можно использовать как подкладку для ноутбука между экраном и клавиатурой, можно сделать шапку, чтобы, готовясь к экзаменам, не напекло голову летом, можно использовать как поднос для чего-либо легкого и мелкого – скрепок и так далее.)
Давайте попробуем придумать множество необычных применений к бинту, а затем и к пеналу. Поехали!
Задание 10. А теперь я вам раздам небольшие листочки. На них вы должны будете написать 7 слов, совершенно не связанных с собой существительных и глаголов. Остальную часть задания я расскажу, когда вы выполните эту часть, чтобы все было честно! Итак, готовы? А теперь поменяйте с соседом по парте вашими листочками и внимательно прочитайте написанные слова. Ваша задача – за 3 минуты соединить все слова в одно предложение, в котором вы говорите про себя, начиная со слов «Сегодня я», и в этом предложении обязательно должен быть смысл, слова можно переставлять. Оно может получиться смешным, но это только в плюс! Нужно уметь смеяться над собой и своим «творчеством»! Сейчас я объясню, чтобы вам стало понятнее. Например, я получила листочек со словами: взять, солнце, метла, рукопожатие, дерево, смотреть, шипеть. Я составлю такое предложение: Сегодня я взяла метлу, совершила рукопожатие со вблизи стоящим деревом, посмотрела на солнце и зашипела от его лучей! Смешно, не правда ли? А сейчас посмотрим, чем же сегодня до тренинга занимались вы! На составление предложения вам дается 2-3 минуты, потому что слова могут быть совершенно из разных областей нашей реальности!
И, в заключение, давайте сделаем следующее: на листах, которые я вам раздам, вы нарисуете цветок – цветик-семицветик. В каждом лепестке вы напишете то качество, которое хотели бы у себя развить, какими хотели бы стать. Приступайте. Этот рисунок я советую вам сохранить на память о нашем тренинге. Также он будет началом, первым шагом к вашему самосовершенствованию. Ведь, чтобы развить у себя какие-либо качества, нужно этого захотеть и четко следовать к вашей цели, а для начала – осознать эту необходимость. Задумайтесь над этим.
А теперь наш тренинг подходит к концу. Садитесь на своих местах так, чтобы вам было поудобнее, чтобы вы видели всех участников нашего тренинга, и мы с вами немного поговорим о нашем сегодняшнем занятии. Каждому из вас представится слово, и постарайтесь в своем ответе проговорить следующие моменты:
- Понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?
- Появились ли у вас новые друзья сегодня?
- Понравилось ли вам работать в парах, самостоятельно, всей группой? Как больше?
- Получались ли у вас задания, которые мы выполняли? Что не удавалось?
- Заинтересовало ли вас развитие ваших креативных качеств?
- Будете ли продолжать работу над собой?
Спасибо, что пришли на это занятие! До новых встреч!
Заключение
Данный тренинг проводился как начало развития креативных качеств у подростков и старших школьников. Мы провели 10 заданий различной направленности. Первое было знакомством, ведь занятие предназначалось для незнакомых или малознакомых студентов. Но и в уже существующей группе дети могут поближе узнать друг друга, запоминая увлечения своих товарищей. Второе задание было небольшой разминкой – составляя слова, ребята подходили к основной части тренинга. Третье задание было похоже на предыдущее, но уже с усложнением, необходимо было вспомнить весь свой запас слов. Задание на сочинение четверостиший полезно всем, такие творческие задания в различных состязаниях даются часто. В пятом и седьмом задании развивались беглость мышления и скорость извлечения информации из памяти. Шестое задание развивало ассоциативное мышление. Восьмое задание помогало лучше познать себя и окружающих, а девятое и десятое развивали творческий подход к ситуации, нестандартное мышление. Последнее задание было как толчок к самосовершенствованию, устранению своих недостатков и преувеличению своих достоинств, в том числе и развитию творческого подхода к различным ситуациям в жизни. Таким образом, этими заданиями мы затронули все стороны понятия креативности и положили начало ее развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие креативности у подростков с девиантным поведением"
Можно с уверенностью утверждать, что многие дети с девиантным поведением – творческие люди. Их отклоняющееся поведение будет справедливо считать активным творческим поиском, имеющим, однако, часто сам...
Психология развития: подростки, старшие школьники
Психология развития: подростки, старшие школьники...
Особенности развития координационных способностей старших школьников
Занятия физической культурой - это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя и для этого он должен использовать все возможн...
Тренинг "Развитие креативности у подростков 14-17 лет"
Тренинг "Развитие креативности у подростков 14-17 лет" Цель тренинга: Познакомить участников с понятием креативности и её проявлениями. Развитие способности подростков находить новые не...
Программа по развитию познавательной сферы старших школьников
В основе концепции программы "Развитие познавательной сферы старших школьников" лежит педагогическая коррекция умственного развития несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуац...
ДОКЛАД Инновационные технологии обучения на уроках физической культуры как средство развития креативности старших школьников и повышения результативности обучающихся
Доклад НА городское метод.объединение. 2019 год....