Статья и презентация "Аттракция: законы и приемы"
статья по психологии
В статье рассматриваются основные законы и приемы аттракции. Межличностная аттракция - механизм восприятия другого человека, возникающий на основе устойчивого положительного чувтсва.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Аттракция: законы и приемы" | 44.38 КБ |
Презентация "Аттракция: законы и приемы" | 422.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттракция: законы и приемы.
Профессионализм в создании доверительных взаимоотношений главным образом основывается на знаниях практической психологии. Неумение устанавливать межличностные контакты, несовершенство в определении истинного психологического состояния партнеров, отсутствие профессионального умения склонять людей к своей точке зрения, неспособность «почувствовать другого человека» приводят к дискоммуникации. В результате люди перестают понимать друг друга, что говорит о несовершенстве их коммуникативно-управленческих способностей.
Понятие аттракции. Слайд 2
Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе.
Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.
Законы аттракции.
1-й закон: понять - это не значит принять. Слайд 3
Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека - не противоречили друг другу.
Условия принятия:
непротиворечивость того, что он должен сделать, его интересам, желаниям;
необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать удовлетворению его потребностей;
положительное отношение к сообщающему.
Старая верная поговорка гласит: «капля меда привлекает больше мух, чем целый галлон желчи» Тот же относится и к людям: если вы хотите привлечь человека на свою сторону, убедите его вначале в том, что вы - его искренний друг. «Вот та капля меда, которой можно привлечь его сердце, а это и есть пря мой путь к его разуму» Авраам Линкольн
2-й закон аттракции. Слайд 4.
При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).
Отрицательное или положительное отношение могут сформироваться как сознательно, так и бессознательно, когда мы не можем назвать причину той или иной оценки собеседника, возникшей на интуитивном уровне. Один человек может не нравиться другому не только словами и поступками, но и манерами, жестами, внешним видом. Поэтому продумывайте все до мелочей, если вам нужно вызвать чьё-то расположение. «Ключ к сердцу человека – сочувствие страстям, поглощающим его душу, или сострадание к недугам, снедающим его тело», - считал французский писать Жан де Дабрюйер, мастер коротких и емких высказываний.
Например, возникло ощущение чего-то неприятного после разговора. "Какой-то неприятный осадок", - говорите вы. Или: "Что-то в нем есть располагающее", - замечаем в другом случае. Как это объяснить? После разговора часто ли мы можем что-то сказать о деталях одежды собеседника (галстуке и т.п.)? Видели и не видели, слышали и не слышали. Все зависит от включенности вашего сознания. Иногда человек увлечен и не слышит и не видит не столь значимые для него сигналы. Эти сигналы могут пропасть для нас бесследно. Но... могут и не пропасть! Все зависит от того, насколько этот сигнал значим для данной личности, несет ли он в себе эмоциональный достаточный заряд. "Минуя" сознание, которое в этот момент занято чем-то другим, эмоционально значимый сигнал остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционального отношения. Отсюда следует, что при общении наши сигналы должны:
- иметь для партнера эмоциональное значение;
- это значение должно быть для него положительным; пусть партнер не осознает этот сигнал (лучше, чтобы не сознавал).
В этом суть механизма формирования приема аттракции.
Аттракция, прием первый: «Именую – возвеличиваем».
Слайд 5
К примеру, обращаясь к собеседнику по имени или имени и отчеству, вы не только проявляете вежливость, но и выделяете его из толпы, подчеркиваете его значимость для вас и проявляете уважение к его личности.
Каждый из нас считает себя личностью, и всем нам бывает приятно, когда окружающие признают это. Когда собеседник получает от вас подтверждение того, что он личность, у него возникают положительные эмоции. А люди тянутся к тем, кто вызывает такие эмоции.
Аттракция, прием второй: «Дружба начинается с улыбки». Слайд 6
Нам нравятся приветливые люди, а про людей с уныло – кислым выражением лица говорят: «Рядом с ним молоко скисает».
Лицо – зеркало души: во время общения мы в первую очередь считываем невербальные сигналы, обращая внимание на выражение лица, а уж потом на позу, жесты и прочее. Самое главное, что делает наше лицо приятным – улыбка и хорошее настроение. Необязательно рот до ушей, но искренняя и теплая.
Если вы хотите располагать к себе людей, вы просто обязаны уметь улыбаться, при чем, от души. Если вы пока не освоили этот навык, то стоит потренироваться. И проверить свою улыбку на самом вредном человеке из вашего окружения. Если прервет свое бурчание в ответ на вашу улыбку, значит, вы достигли цели.
Аттракция. Прием третий: « Искусство слушать». Слайд 7
«В полнолуние устрица широко раскрывает свою раковину, и тогда краб кладет между створками раковины камешек или водоросль, после чего устрица не может закрыться и краб её съедает. Такова судьба того, кто широко открывает свой рот и оказывается во власти слушателя». Красиво и верно сказал Леонардо да Винчи, потому что нам всем нравится, когда нас внимательно слушают.
Опять – таки, ключ к этому навыку - не манипуляция и лицемерие, а выработка искреннего интереса к слушателю. Не притворяйтесь, что слушаете, а старайтесь максимально сосредоточится на том, что вам говорят. Не позволяйте себе отключаться во время речи вашего собеседника, выражайте свое отношение кивками или словами, задавайте вопросы – внимайте активно. Замечания и комментарии не должны уводить в сторону, иначе собеседник примет это как грубый намек на прекращение диалога. «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо»,- советовал Плутарх. Никогда не перебивайте собеседника, не вынуждайте его прекращать речь на полуслове, и тем более не заканчивайте за него предложение. Последнее выглядит не только некрасиво, но и как намек на то, что ваш собеседник слишком предсказуем.
Аттракция. Прием четвертый: «Сладкие слова» Слайд 8
Булат Окуджава
« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты…»
Доброе слово и кошке приятно, это слово не стоит дорого, а ценится очень высоко. Вы сами также радуетесь, когда слышите комплименты в свой адрес, даже если вы их слышите часто, вам все равно приятно.
Комплимент – это положительные эмоции, которые всегда придутся к месту, если только они не выглядят сильным преувеличением, не имеющим ничего общего с реальностью, тогда они воспринимаются как издевка или оскорбление.
Например, если вы скажете коллеге с явным лишним весом, что за последний месяц он похудел, даже если это не так, это будет воспринято позитивно. А вот если вы заявите, что он образец стройности,то он непременно обидится.
В комплименте соблюдайте правило хорошего повара: «Недосол на столе, пересол на спине». Хороший комплимент должен быть сказан во время, к месту и в соответствующей форме. Комплимент должен цельным и законченным, не стоит выстраивать его в длинное предложение.
Комплимент не должен содержать двусмысленность или противопоставление. « Голова у тебя золотая, а вот руки не оттуда растут» - это не комплимент. Элементы назидания так же сводят к нулю эффект от комплимента «Голова у тебя золотая, только вот опыта не хватает». То же не комплимент, а нечто вроде смешанного совета с упреком.
Педагогическая аттракция.
Для педагога обладать аттракцией - значит быть способным вызывать симпатию у своих учеников, коллег, родителей, и с симпатией относиться к ним. В таком случае ролевое общение переходит на уровень личностного. В процессе личностного общения с обучающимися, учитель посвящен в детские проблемы. Он может управлять классом, не используя насильственной парадигмы. Учебная информация учителя, личность которого привлекательна, симпатична, воспринимается с интересом. Оценка такого учителя оказывается для ребенка личностно-окрашенной.
Отсутствие у учащихся необходимого эмоционального состояния в учебной деятельности неизбежно вызывает коммуникативные трудности. При хорошем настроении работоспособность ученика значительно увеличивается. «На уроке мне нравится: когда у учителя хорошее настроение, все тихо, спокойно»; «Когда ко мне подходит учитель, я чувствую себя спокойным, я радуюсь, что на меня обратили внимание»; «Я чувствую внимание к себе, это придает мне уверенности»; «Мне не нравится, когда учитель кричит»; «Я испытываю дискомфорт, когда меня не замечают, на меня не обращают внимание»; «Я нервничаю, когда учитель подходит ко мне» - эти состояния учащихся являются показателями того, насколько учителя владеют искусством аттракции, в достаточной ли мере используют на практике основные приемы и средства достижения аттракции.
Наличие аттракции существенно повышает эффективность и притягательность учебного процесса в целом.
Литература и источники.
1. «Словарь психолога-практика» Сост. С.Ю.Головин. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001
2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения». – М.: Смысл; Издательский Дом Мещерякова, 2008.
3. Карнеги Дейл «Как располагать к себе людей» – Минск: Попурри, 2010.
4. http://shnurok14.narod.ru/Psih/Hidden/7.htm
5. http://uchebnikfree.com/page/pedagogu/ist/ist-4--idz-ax250--nf-18.html
6. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12733/
7. http://www.znaytovar.ru/new2798.html
8. https://www.maam.ru/detskijsad/statja-chto-takoe-priyomy-atrakci.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие аттракции. Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви.
1-й закон : понять - это не значит принять. Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека - не противоречили друг другу. « К апля меда привлекает больше мух, чем целый галлон желчи» «Вот та капля меда, которой можно привлечь его сердце, а это и есть прямой путь к его разуму» Авраам Линкольн
2-й закон аттракции : при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть). « Ключ к сердцу человека – сочувствие страстям, поглощающим его душу, или сострадание к недугам, снедающим его тело», - считал французский писать Жан де Дабрюйер , мастер коротких и емких высказываний.
Аттракция, прием первый: «Именую – возвеличиваем!»
Аттракция, прием второй: «Дружба начинается с улыбки!»
Аттракция, прием третий: «Искусство слушать.» « В полнолуние устрица широко раскрывает свою раковину, и тогда краб кладет между створками раковины камешек или водоросль, после чего устрица не может закрыться и краб её съедает. Такова судьба того, кто широко открывает свой рот и оказывается во власти слушателя» Леонардо да Винчи .
Аттракция, прием четвертый: «Сладкие слова» Булат Окуджава « Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты – Ведь это все любви счастливые моменты…»
Для педагога обладать аттракцией - значит быть способным вызывать симпатию у своих учеников и симпатией относиться к ним. В таком случае ролевое общение переходит на уровень личностного. Учебная информация учителя, личность которого привлекательна, симпатична, воспринимается с интересом. Наличие аттракции существенно повышает эффективность и притягательность учебного процесса в целом . Аттракция в педагогике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изменения текста статьи 7 в Законе «Об образовании» в связи с изменением понятия и структуры ФГОС
Изменения текста статьи 7 по состоянию на 30 ноября 2007 г и 01.12.2007г. в Законе «Об образовании» в связи с изменением понятия и структуры ФГОС...
Статья "Значение игровых методов и приемов на уроках счета"
О необходимости использования игровых приемов на уроке счета...
Статья на тему: Использование игровых приемов на уроках математики
Примеры и описание основных игровых приемов, используемых на уроках математики для повышения эффективности учебного процесса....
Статья для межрегиональной конференции "Функции приемов постмодернистской поэтики в массовой литературе".
Статья по филологии, опубликованная по материалам межрегиональной научно-практической конференции (29-30 апр. 2009)....
Статья по русскому языку "Мнемонические приемы на уроках русского языка или орфограммы с "изюминкой"
Методические рекомендации при работе с трудными орфограммами русского языка с 5 по 8 класс...
Статья Якутина Здоровьесберегающие методы и приемы в музыкально-образовательной деятельности в ДОУ
Применение здоровьесберегающих методов и приемов в музыкально-образовательной деятельности ....
Статья на тему: «Способы и приемы подготовки к ГИА выпускников 9 класса по географии"
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает...