Статья и презентация "Аттракция: законы и приемы"
статья по психологии

Бутятова Лариса Васильевна

В статье рассматриваются основные законы и приемы аттракции. Межличностная аттракция -  механизм восприятия другого человека, возникающий на основе устойчивого положительного чувтсва.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аттракция: законы и приемы.

 Профессионализм в создании доверительных взаимоотношений главным образом основывается на знаниях практической психологии. Неумение устанавливать межличностные контакты, несовершенство в определении истинного психологического состояния партнеров, отсутствие профессионального умения склонять людей к своей точке зрения, неспособность «почувствовать другого человека» приводят к дискоммуникации. В результате люди перестают понимать друг друга, что говорит о несовершенстве их коммуникативно-управленческих способностей.

           

Понятие аттракции. Слайд 2

Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе.

Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Законы аттракции.

1-й закон: понять - это не значит принять. Слайд 3

 Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека - не противоречили друг другу.

Условия принятия:

непротиворечивость того, что он должен сделать, его интересам, желаниям;

необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать удовлетворению его потребностей;

положительное отношение к сообщающему.

Старая верная поговорка гласит: «капля меда привлекает больше мух, чем целый галлон желчи» Тот же относится и к людям: если вы хотите привлечь человека на свою сторону, убедите его вначале в том, что вы - его искренний друг. «Вот та капля меда, которой можно привлечь его сердце, а это  и есть пря мой путь к его разуму» Авраам Линкольн

2-й закон аттракции. Слайд 4.

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).

Отрицательное или положительное отношение могут сформироваться как сознательно, так и бессознательно, когда мы не можем назвать причину той или иной оценки собеседника, возникшей на интуитивном уровне. Один человек может не нравиться другому не только словами и поступками, но и манерами, жестами, внешним видом. Поэтому продумывайте все до мелочей, если вам нужно вызвать чьё-то расположение. «Ключ к сердцу человека – сочувствие страстям, поглощающим его душу, или сострадание к недугам, снедающим его тело», - считал французский писать Жан де Дабрюйер, мастер коротких и емких высказываний.

Например, возникло ощущение чего-то неприятного после разговора. "Какой-то неприятный осадок", - говорите вы. Или: "Что-то в нем есть располагающее", - замечаем в другом случае. Как это объяснить? После разговора часто ли мы можем что-то сказать о деталях одежды собеседника (галстуке и т.п.)? Видели и не видели, слышали и не слышали. Все зависит от включенности вашего сознания. Иногда человек увлечен и не слышит и не видит не столь значимые для него сигналы. Эти сигналы могут пропасть для нас бесследно. Но... могут и не пропасть! Все зависит от того, насколько этот сигнал значим для данной личности, несет ли он в себе эмоциональный достаточный заряд. "Минуя" сознание, которое в этот момент занято чем-то другим, эмоционально значимый сигнал остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционального отношения. Отсюда следует, что при общении наши сигналы должны:

  • иметь для партнера эмоциональное значение;
  • это значение должно быть для него положительным; пусть партнер не осознает этот сигнал (лучше, чтобы не сознавал).

В этом суть механизма формирования приема аттракции.

Аттракция, прием первый: «Именую – возвеличиваем».

 Слайд 5

К примеру, обращаясь к собеседнику по имени или имени и отчеству, вы не только проявляете вежливость, но и выделяете его из толпы, подчеркиваете его значимость для вас и проявляете уважение к его личности.

Каждый из нас считает себя личностью, и всем нам бывает приятно, когда окружающие признают это. Когда собеседник получает от вас подтверждение того, что он личность, у него возникают положительные эмоции. А люди тянутся к тем, кто вызывает такие эмоции.

Аттракция, прием второй: «Дружба начинается с улыбки». Слайд 6

Нам нравятся приветливые люди, а про людей с уныло – кислым выражением лица говорят: «Рядом с ним молоко скисает».

Лицо – зеркало души: во время общения мы в первую очередь  считываем невербальные сигналы, обращая внимание на выражение лица, а уж потом на позу, жесты и прочее. Самое главное, что делает наше лицо приятным – улыбка и хорошее настроение. Необязательно рот до ушей, но искренняя и теплая.

Если вы хотите располагать к себе людей, вы просто обязаны уметь улыбаться, при чем, от души. Если вы пока не освоили этот навык, то стоит потренироваться. И проверить свою улыбку на самом вредном человеке из вашего окружения. Если прервет свое бурчание в ответ на вашу улыбку, значит, вы достигли цели.

Аттракция. Прием третий: « Искусство слушать». Слайд 7

«В полнолуние устрица широко раскрывает свою раковину, и тогда краб кладет между створками раковины камешек или водоросль, после чего устрица не может закрыться и краб её съедает. Такова судьба того, кто широко открывает свой рот и оказывается во власти слушателя». Красиво и верно сказал Леонардо да Винчи, потому что нам всем нравится, когда нас внимательно слушают.

Опять – таки, ключ к этому навыку -  не манипуляция и лицемерие, а выработка искреннего интереса к слушателю. Не притворяйтесь, что слушаете, а старайтесь максимально сосредоточится на том, что вам говорят. Не позволяйте себе отключаться во время речи вашего собеседника, выражайте свое отношение кивками или словами, задавайте вопросы – внимайте активно. Замечания и комментарии не должны уводить в сторону, иначе собеседник примет это как грубый намек на прекращение диалога. «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо»,- советовал Плутарх. Никогда не перебивайте собеседника, не вынуждайте его прекращать речь на полуслове,  и тем более не заканчивайте за него предложение. Последнее выглядит не только некрасиво, но и как намек на то, что ваш собеседник слишком предсказуем.

Аттракция. Прием четвертый: «Сладкие слова» Слайд 8

Булат Окуджава

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это все любви счастливые моменты…»

Доброе слово и кошке приятно, это слово не стоит дорого, а ценится очень высоко. Вы сами также радуетесь, когда слышите комплименты в свой адрес, даже если вы их слышите часто, вам все равно приятно.

Комплимент – это положительные эмоции, которые всегда придутся к месту, если только они не выглядят сильным преувеличением, не имеющим ничего общего с реальностью, тогда они воспринимаются как издевка или оскорбление.

Например, если вы скажете коллеге с явным лишним весом, что за последний месяц он похудел, даже если это не так, это будет воспринято позитивно. А вот если вы заявите, что он образец стройности,то он непременно обидится.

 В комплименте соблюдайте правило  хорошего повара: «Недосол на столе, пересол на спине». Хороший комплимент должен быть сказан во время, к месту и в соответствующей форме. Комплимент должен цельным и законченным, не стоит выстраивать его в длинное предложение.

Комплимент не должен содержать двусмысленность или противопоставление. « Голова у тебя золотая, а вот руки не оттуда растут» - это не комплимент. Элементы назидания так же сводят к нулю эффект от комплимента «Голова у тебя золотая, только вот опыта не хватает». То же не комплимент, а нечто вроде смешанного совета с упреком.

 Педагогическая аттракция.

 Для педагога обладать аттракцией - значит быть способным вызывать симпатию у своих учеников, коллег, родителей, и с симпатией относиться к ним. В таком случае ролевое общение переходит на уровень личностного. В процессе личностного общения с обучающимися, учитель посвящен в детские проблемы. Он может управлять классом, не используя насильственной парадигмы. Учебная информация учителя, личность которого привлекательна, симпатична, воспринимается с интересом. Оценка такого учителя оказывается для ребенка личностно-окрашенной.

Отсутствие у учащихся необходимого эмоционального состояния в учебной деятельности неизбежно вызывает коммуникативные трудности. При хорошем настроении работоспособность ученика значительно увеличивается. «На уроке мне нравится: когда у учителя хорошее настроение, все тихо, спокойно»; «Когда ко мне подходит учитель, я чувствую себя спокойным, я радуюсь, что на меня обратили внимание»; «Я чувствую внимание к себе, это придает мне уверенности»; «Мне не нравится, когда учитель кричит»; «Я испытываю дискомфорт, когда меня не замечают, на меня не обращают внимание»; «Я нервничаю, когда учитель подходит ко мне» - эти состояния учащихся являются показателями того, насколько учителя владеют искусством аттракции, в достаточной ли мере используют на практике основные приемы и средства достижения аттракции.

 Наличие аттракции существенно повышает эффективность и притягательность учебного процесса в целом.

Литература и источники. 
1. «Словарь психолога-практика» Сост. С.Ю.Головин. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения». – М.: Смысл; Издательский Дом Мещерякова, 2008.

3. Карнеги Дейл «Как располагать к себе людей» – Минск: Попурри, 2010.

4. http://shnurok14.narod.ru/Psih/Hidden/7.htm

5. http://uchebnikfree.com/page/pedagogu/ist/ist-4--idz-ax250--nf-18.html

6. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12733/

7. http://www.znaytovar.ru/new2798.html

8. https://www.maam.ru/detskijsad/statja-chto-takoe-priyomy-atrakci.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АТТРАКЦИЯ: ЗАКОНЫ И ПРИЕМЫ .

Слайд 2

Понятие аттракции. Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви.

Слайд 3

1-й закон : понять - это не значит принять. Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека - не противоречили друг другу. « К апля меда привлекает больше мух, чем целый галлон желчи» «Вот та капля меда, которой можно привлечь его сердце, а это и есть прямой путь к его разуму» Авраам Линкольн

Слайд 4

2-й закон аттракции : при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть). « Ключ к сердцу человека – сочувствие страстям, поглощающим его душу, или сострадание к недугам, снедающим его тело», - считал французский писать Жан де Дабрюйер , мастер коротких и емких высказываний.

Слайд 5

Аттракция, прием первый: «Именую – возвеличиваем!»

Слайд 6

Аттракция, прием второй: «Дружба начинается с улыбки!»

Слайд 7

Аттракция, прием третий: «Искусство слушать.» « В полнолуние устрица широко раскрывает свою раковину, и тогда краб кладет между створками раковины камешек или водоросль, после чего устрица не может закрыться и краб её съедает. Такова судьба того, кто широко открывает свой рот и оказывается во власти слушателя» Леонардо да Винчи .

Слайд 8

Аттракция, прием четвертый: «Сладкие слова» Булат Окуджава « Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты – Ведь это все любви счастливые моменты…»

Слайд 9

Для педагога обладать аттракцией - значит быть способным вызывать симпатию у своих учеников и симпатией относиться к ним. В таком случае ролевое общение переходит на уровень личностного. Учебная информация учителя, личность которого привлекательна, симпатична, воспринимается с интересом. Наличие аттракции существенно повышает эффективность и притягательность учебного процесса в целом . Аттракция в педагогике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменения текста статьи 7 в Законе «Об образовании» в связи с изменением понятия и структуры ФГОС

Изменения   текста  статьи 7 по состоянию на 30 ноября  2007 г и 01.12.2007г.  в Законе «Об образовании»  в связи с изменением понятия и структуры ФГОС...

Статья "Значение игровых методов и приемов на уроках счета"

О необходимости использования игровых приемов на уроке счета...

Статья на тему: Использование игровых приемов на уроках математики

Примеры и описание основных игровых приемов, используемых на уроках математики для повышения эффективности учебного процесса....

Статья для межрегиональной конференции "Функции приемов постмодернистской поэтики в массовой литературе".

Статья по филологии, опубликованная по материалам межрегиональной научно-практической конференции (29-30 апр. 2009)....

Статья по русскому языку "Мнемонические приемы на уроках русского языка или орфограммы с "изюминкой"

Методические рекомендации при работе с  трудными орфограммами русского языка с 5 по 8 класс...

Статья Якутина Здоровьесберегающие методы и приемы в музыкально-образовательной деятельности в ДОУ

Применение здоровьесберегающих методов и приемов в музыкально-образовательной деятельности ....

Статья на тему: «Способы и приемы подготовки к ГИА выпускников 9 класса по географии"

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает...