Статья на тему: «Совершенствование системы профессионально - трудовой подготовки школьников с нарушением интеллекта»
статья

Тезина Тамара Фёдоровна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение  Ленинградской области «Приморская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Статья на тему:

«Совершенствование  системы  профессионально - трудовой  подготовки  школьников  с  нарушением  интеллекта»

Составитель: Тезина Тамара Фёдоровна

учитель высшей

квалификационной категории

г.Приморск

2019 г.

«Совершенствование  системы  профессионально - трудовой  подготовки  школьников  с  нарушением  интеллекта»

      Воспитанники  коррекционного  учреждения  с  самого  раннего  возраста  нуждаются  в  специальных  условиях воспитания  и  обучения.  Формирование  необходимого  уровня  адаптивности  к  условиям  социума, готовности  к жизни  в  обществе  и  к  выполнению  общественно-полезного  труда  требует  усилий  многих  специалистов. Поскольку  труд  является  одним  из  основных  факторов, способствующих  интеллектуальному  развитию  ребенка, коррекционное учреждение VIII вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций тесным образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. Ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

      Практика показывает, что некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

-  отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;

-  неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способности оценки своих возможностей при определении профиля и содержания профессии;

- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество обучающихся с ОВЗ.

   В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно - методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально- психологические особенности и возможности с требованиями профессии, помогающая развивать навыки самопрезентации и уверенного поведения, необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации.

     Таким образом, для воспитания и обучения школьников с ОВЗ предусматривается система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида , которая, главным образом, нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания.

       В ходе ее реализации возможно решение ряда задач:

- изучать динамическую структуру личности обучающегося  с целью осуществления коррекционного воздействия на ее развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;

- готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения;

     - содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников;

      - всесторонне изучать профессионально- трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию;

       - формировать трудовые навыки и умения, способствовать развитию творческих способностей детей;

        - решать некоторые личностные проблемы учащихся как факторы, препятствующие правильному выбору  профессии и успешной социально - профессиональной адаптации.

Руководствуясь данной  системой профориентационной работы, были разработаны занятия  для старшеклассников по подготовке к дальнейшей профессиональной деятельности:

7 класс «Маршруты в мир профессий».

Профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью. Занятия представляют  пропедевтический курс, предусматривающий  введение в специфику занятий и ознакомление с рядом профессий и специальностей, овладение которыми является наиболее доступным для  выпускников коррекционных школ.

8 класс «Я в мире профессий».

Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда. Знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Первичная профдиагностика. Занятия  с восьмиклассниками нацелены, главным образом, на развитие у подростков профессионального сознания, формирование личностного смысла выбора конкретной профессии, развитие умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами и реальными возможностями.

9 класс «Шаг в профессию».

Основная направленность занятий, углубление знаний о требованиях профессий к человеку; развитие механизмов самопознания; коррекция самооценки и формирования представлений о дальнейшей жизненной перспективе по средствам выполнения профессиональных проб; формирование  профессионально – важных  качеств  в избранном виде труда; контроль и коррекция профессиональных планов; оценка результатов достижений в избранной деятельности; социально – профессионально адаптация.

Специфика занятий такова, что они предполагают различные формы работы: деловые игры, «круглые столы», экскурсии на предприятия, психодиагностику, профессиональные пробы. Занятия исключают традиционные для школ отношения «учитель – ученик», а следовательно, исключают ситуацию оценивания и контроля усвоения.

Таким образом, в круг вопросов, решающихся в процессии реализации предлагаемой системы профориентационной работы, входит:

- профессиональное просвещение обучающихся с ОВЗ (через расширение общего кругозора школьников, знакомство с конкретными специальностями);

- психологическое изучение и классификация профессий (знакомство с элементарными, практически используемыми классификациями профессий);

- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом, и овладение которыми доступно для выпускников коррекционных школ;

-  изучение учащимися своих индивидуально – психологических особенностей и возможностей (через использование различных психодиагностических методик, адаптированных  для школьников со сниженным интеллектом);

- индивидуальной консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;

-   профессиональные пробы, которые предусмотрены на каждом этапе реализации программы и заключаются в выполнении обучающимися ОВЗ  конкретного вида деятельности, связанного с какой – либо профессией. Например, семиклассники пробуют себя в профессиях повар, рабочего овощехранилища, швеи;

-   восьмиклассники имеют  возможность побывать в роли сортировщика почты, столяра, овощевода;

-  девятиклассники испытывают себя в качестве модельера и изготовителя домашней одежды, маляра, садовода, скотника.

Отличительной особенностью системы профориентационной работы является то, что в её реализации задействованы все  специалисты коррекционного учреждения: воспитатели, классные руководители, психологи, социальный педагог. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.

  1. Основная литература: Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./М.: «Владос», 2010.
  2. Казакова О.В., Сбоева Н.А «Поурочные разработки по курсу «окружающий мир+игровой материал», М., «Вако», 2004.
  3. Кайнар «Справочник огородника».
  4. Логовеева Г.П. «Методика обучения сельскохозяйственному труду», М., Просвещение, 1989
  5. Мирский С.П. Курский «Методика профессионального трудового обучения во вспомогательной школе», М., Просвещение.
  6. Ставровский А.Е. «Занятия по с/х труду», М., Просвещение.
  7. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», М., «Вако», 2004.
  8. «Цветоводство», Лениздат.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Работа над образностью речи"(из опыта работы над методической темой)

Данная статья посвящена развитию интереса учащися к написанию различных видов творческих работ, а также содержит  задания в работе со словом. Очень важно выработать у учащихся самостоят...

Методическая статья на тему: Использования на уроках химии в 9 классе «Виртуальной химической лаборатории» (на примере темы «Щелочные металлы и их соединений»)

Химия, являясь экспериментальной наукой, осуществляет обучение учащихся  через различные формы работы с натуральными веществами и материалами:демонстрационные опыты, проводимые учителем в процесс...

Статья на тему "Задания ЕГЭ по теме «Адресация в компьютерных сетях и сети Интернет"

В статье рассказывается о  типовых задачах на тему "Адресации в компьютерных сетях и сети Интернет." из заданий ЕГЭ...

Статья по теме «Сравнительный анализ задачного материала по теме «Первый признак подобия треугольников» с использованием двух учебников: «Геометрия. 7-9 классы» Л. С. Атанасяна, «Геометрия. 8 класс» Аркадия Мерзляка.»

Сравнительный анализ задачного материала по теме «Первый признак подобия треугольников» будет реализован с использованием двух учебников: «Геометрия. 7-9 классы» Л. С. Атанасян...

Статья по теме "Сравнительный анализ наборов задач по теме «Первый признак подобия треугольников"

Сравнительный анализ задачного материала по теме «Первый признак подобия треугольников» будет реализован с использованием двух учебников: «Геометрия. 7-9 классы» Л. С. Атанасян...

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» статья по физкультуре

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности...