Статья на тему: «Совершенствование системы профессионально - трудовой подготовки школьников с нарушением интеллекта»
статья
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Приморская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Статья на тему:
«Совершенствование системы профессионально - трудовой подготовки школьников с нарушением интеллекта»
Составитель: Тезина Тамара Фёдоровна
учитель высшей
квалификационной категории
г.Приморск
2019 г.
«Совершенствование системы профессионально - трудовой подготовки школьников с нарушением интеллекта»
Воспитанники коррекционного учреждения с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно-полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, коррекционное учреждение VIII вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций тесным образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. Ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.
Практика показывает, что некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способности оценки своих возможностей при определении профиля и содержания профессии;
- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество обучающихся с ОВЗ.
В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно - методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально- психологические особенности и возможности с требованиями профессии, помогающая развивать навыки самопрезентации и уверенного поведения, необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Таким образом, для воспитания и обучения школьников с ОВЗ предусматривается система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида , которая, главным образом, нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания.
В ходе ее реализации возможно решение ряда задач:
- изучать динамическую структуру личности обучающегося с целью осуществления коррекционного воздействия на ее развитие и определения наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;
- готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения;
- содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников;
- всесторонне изучать профессионально- трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию;
- формировать трудовые навыки и умения, способствовать развитию творческих способностей детей;
- решать некоторые личностные проблемы учащихся как факторы, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально - профессиональной адаптации.
Руководствуясь данной системой профориентационной работы, были разработаны занятия для старшеклассников по подготовке к дальнейшей профессиональной деятельности:
7 класс «Маршруты в мир профессий».
Профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью. Занятия представляют пропедевтический курс, предусматривающий введение в специфику занятий и ознакомление с рядом профессий и специальностей, овладение которыми является наиболее доступным для выпускников коррекционных школ.
8 класс «Я в мире профессий».
Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда. Знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Первичная профдиагностика. Занятия с восьмиклассниками нацелены, главным образом, на развитие у подростков профессионального сознания, формирование личностного смысла выбора конкретной профессии, развитие умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами и реальными возможностями.
9 класс «Шаг в профессию».
Основная направленность занятий, углубление знаний о требованиях профессий к человеку; развитие механизмов самопознания; коррекция самооценки и формирования представлений о дальнейшей жизненной перспективе по средствам выполнения профессиональных проб; формирование профессионально – важных качеств в избранном виде труда; контроль и коррекция профессиональных планов; оценка результатов достижений в избранной деятельности; социально – профессионально адаптация.
Специфика занятий такова, что они предполагают различные формы работы: деловые игры, «круглые столы», экскурсии на предприятия, психодиагностику, профессиональные пробы. Занятия исключают традиционные для школ отношения «учитель – ученик», а следовательно, исключают ситуацию оценивания и контроля усвоения.
Таким образом, в круг вопросов, решающихся в процессии реализации предлагаемой системы профориентационной работы, входит:
- профессиональное просвещение обучающихся с ОВЗ (через расширение общего кругозора школьников, знакомство с конкретными специальностями);
- психологическое изучение и классификация профессий (знакомство с элементарными, практически используемыми классификациями профессий);
- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом, и овладение которыми доступно для выпускников коррекционных школ;
- изучение учащимися своих индивидуально – психологических особенностей и возможностей (через использование различных психодиагностических методик, адаптированных для школьников со сниженным интеллектом);
- индивидуальной консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;
- профессиональные пробы, которые предусмотрены на каждом этапе реализации программы и заключаются в выполнении обучающимися ОВЗ конкретного вида деятельности, связанного с какой – либо профессией. Например, семиклассники пробуют себя в профессиях повар, рабочего овощехранилища, швеи;
- восьмиклассники имеют возможность побывать в роли сортировщика почты, столяра, овощевода;
- девятиклассники испытывают себя в качестве модельера и изготовителя домашней одежды, маляра, садовода, скотника.
Отличительной особенностью системы профориентационной работы является то, что в её реализации задействованы все специалисты коррекционного учреждения: воспитатели, классные руководители, психологи, социальный педагог. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.
- Основная литература: Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./М.: «Владос», 2010.
- Казакова О.В., Сбоева Н.А «Поурочные разработки по курсу «окружающий мир+игровой материал», М., «Вако», 2004.
- Кайнар «Справочник огородника».
- Логовеева Г.П. «Методика обучения сельскохозяйственному труду», М., Просвещение, 1989
- Мирский С.П. Курский «Методика профессионального трудового обучения во вспомогательной школе», М., Просвещение.
- Ставровский А.Е. «Занятия по с/х труду», М., Просвещение.
- Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», М., «Вако», 2004.
- «Цветоводство», Лениздат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Работа над образностью речи"(из опыта работы над методической темой)
Данная статья посвящена развитию интереса учащися к написанию различных видов творческих работ, а также содержит задания в работе со словом. Очень важно выработать у учащихся самостоят...
Методическая статья на тему: Использования на уроках химии в 9 классе «Виртуальной химической лаборатории» (на примере темы «Щелочные металлы и их соединений»)
Химия, являясь экспериментальной наукой, осуществляет обучение учащихся через различные формы работы с натуральными веществами и материалами:демонстрационные опыты, проводимые учителем в процесс...
Статья на тему "Задания ЕГЭ по теме «Адресация в компьютерных сетях и сети Интернет"
В статье рассказывается о типовых задачах на тему "Адресации в компьютерных сетях и сети Интернет." из заданий ЕГЭ...
Статья по теме «Сравнительный анализ задачного материала по теме «Первый признак подобия треугольников» с использованием двух учебников: «Геометрия. 7-9 классы» Л. С. Атанасяна, «Геометрия. 8 класс» Аркадия Мерзляка.»
Сравнительный анализ задачного материала по теме «Первый признак подобия треугольников» будет реализован с использованием двух учебников: «Геометрия. 7-9 классы» Л. С. Атанасян...
Статья на тему "Педагогические чтения. Тема: «Личностью не рождаются,- личностью становятся».
Борисоглебский городской округ...
Статья по теме "Сравнительный анализ наборов задач по теме «Первый признак подобия треугольников"
Сравнительный анализ задачного материала по теме «Первый признак подобия треугольников» будет реализован с использованием двух учебников: «Геометрия. 7-9 классы» Л. С. Атанасян...
Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» статья по физкультуре
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности...