План-конспект тренинга на групповое сплочение учащихся 9–13 лет «Нет конфликтам – да дружбе!»
план-конспект по психологии
Данная разработка направлена на повышение уровня групповой сплоченности, профилактику конфликтов в детском коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
net_konfliktam_-_da_druzhbe.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект тренинга
на групповое сплочение учащихся 9–13 лет
«Нет конфликтам – да дружбе!»
Цель: профилактика буллинга, конфликтов в детском коллективе, повышение уровня групповой сплоченности.
Задачи:
- Создание в классе атмосферы взаимопомощи и доверия, доброжелательного общения детей друг с другом.
- Знакомство с причинами возникновения конфликтных ситуаций.
- Формирование способности учеников воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся.
На подготовительном этапе проводится диагностика групповой сплочённости. Ребята заполняют анкету «Климат в коллективе» (Приложение 1).
Оборудование: анкета «Климат в коллективе», бланки, бумажный скотч, рисунок «Два козлика», маркеры, номерки «1», «2», «3», надписи «На улице», «В школе», «Дома», магниты, листы для обратной связи, презентация к занятию (Приложение 2).
Ход занятия
Вводная часть
Психолог: Здравствуйте, ребята. Совсем скоро вы станете пятиклассниками. Перейдете из начальной школу в основную. Мы с вами будем часто встречаться. Мне как школьному психологу очень важно, чтобы каждый из вас чувствовал себя в школе, в классе хорошо и уютно. Мне важно, чтобы вы не тратили время на ссоры, конфликты, обиды, а больше времени посвящали учебе и активно участвовали в разных школьных и классных делах.
Игра-знакомство «Покажи пальцем»
Психолог: Для начала давайте познакомимся (психолог рассказывает немного о себе). А теперь я хочу немного узнать что-то о вас (психолог задает вопросы, а ребята показывают друг на друга пальцем).
Кто самый добрый?
Кто лучше всех поет?
Кто дает списывать?
Кто самый спортивный?
Кто любит опаздывать на уроки?
Кто самый скромный?
Кто юморист, любит всех смешить?
Кто самый эрудированный?
А вот интересно, как вы считаете – ваш класс дружный? (ответы детей). А давайте это проверим.
Игра «Счёт»
Психолог: Я назову число, и пусть столько человек в классе встанет (не договариваясь, без слов). 5,3,7,2,9 (психолог дает ребятам несколько попыток договориться).
Упражнение «Опора»
Психолог: Встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах.
Вопросы для обсуждения:
- Что заметили? (Было легче в паре). Почему? (Было на кого опереться).
Вывод: Человеку всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, кому можно довериться.
Основная часть
Упражнение «Два козлика». Сказка для обсуждения (инсценировка).
Психолог: Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой — черный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чем друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, который был переброшен через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.
- Уступи мне дорогу, — сказал белый козлик.
- Вот еще, какой важный барин, — ответил черный козлик.
- Пяться назад, я первый взошел на мостик.
- Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне еще уступать тебе?
- Ни за что! — кричал белый козлик.
Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.
Вопросы для обсуждения:
- Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?
- Похоже ли поведение козликов на поведение людей в разных ситуациях?
- Были у вас в жизни такие случаи, когда никто не хотел уступать?
Вывод: Конфликты в жизни случаются. У кого-то чаще, с кем-то это происходит совсем редко… Почему возникают конфликты? Давайте это обсудим.
Упражнение «Копилка конфликтов»
На доске сделаны заготовки-надписи («На улице», «В школе», «Дома»).
Психолог: Ребята, вы сейчас будете работать в команде (по рядам). Ваша задача посовещаться (в паре, в группе) и написать на листочке основные причины, из-за которых чаще всего случаются конфликты. Из-за чего люди ссорятся?
- на улице (1 ряд)
- в школе (2 ряд)
- дома (3 ряд)
После представитель каждого ряда выходит к доске и зачитывает причины конфликтов.
Психолог: Как правильно реагировать в конфликте, особенно, когда тебя обижают – мы поговорим с вами в другой раз.
А сегодня я хочу открыть вам несколько секретов бесконфликтного общения.
- Во-первых, помните, что наше настроение зависит от наших мыслей. Хочешь, чтобы оно было хорошее – думай о хорошем!
- Во-вторых – учитесь быть хозяином своих чувств. Это как дома: если хозяин хороший, то в доме прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если хозяин неряха, то в доме беспорядок, хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Так же и с чувствами: один человек может управлять и распоряжаться ими, а другой человек — не хозяин своим чувствам, чувства управляют и распоряжаются им.
Иллюстрация конфликтов.
Психолог читает детям следующий рассказ:
«Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как-то раз на уроке русского языка он вдруг сообразил, что в последней драке он упал, потому что это Вовка ему подножку подставил. Повернулся Толик назад и ударил Вовку учебником по голове. Учительница застыдила его. "Но почему? — удивился Толик. — Я ведь его справедливо ударил".
А как-то во время завтрака в столовой такие вкусные оладьи давали, и так Толику стало радостно, что стал он хохотать на всю столовую, да еще соседку Аньку щекотать, чтобы одному не скучно было смеяться. А учительница застыдила его. Но почему? Ему ведь просто весело было!
А как-то получил Толик сразу две пятерки: по труду и по физкультуре. Радостный прибежал домой, да так громко закричал: "Ура, мама, хвали меня!", что младшая сестренка — она была еще грудная — проснулась и заплакала. А мама застыдила его. "Но почему? — грустно подумал Толик. — Я ничего не понимаю"».
Вопросы для обсуждения:
- Наверняка и у вас, ребята, встречались в жизни подобные ситуации (ответы детей).
- Почему Толик не мог понять, что он делает что-то не так? (ответы детей).
Вывод: Беда Толика в том, что он не был хозяином своих чувств и это помешало ему бесконфликтно общаться с окружающими. Отсюда могут возникать серьезные конфликты, ссоры и обиды.
Упражнение «Групповое рисование» (пантомима)
Психолог: Ребята, давайте посмотрим, как по-разному выглядят люди, в зависимости от их поведения. От каждого ряда выходит представитель и вытягивает номерок с цифрой. Ваша задача, ребята, изобразить с помощью мимики и жестов тот или иной портрет человека.
- 1 – Портрет злобного человека.
- 2 – Портрет дружелюбного человека.
- 3 – Портрет неуверенного в себе человека.
Вопросы для обсуждения:
- Давайте посмотрим, что получилось. Дети описывают основные черты портретов.
1 - ведет себя агрессивно, весь красный, сердитый и т.п.;
2 - умеет договариваться, приятен, улыбчив;
3 - не может постоять за себя, боится всего.
- Какие люди вам нравятся больше? Почему?
- С кем бы вы хотели продолжить общение, дружить? Почему?
- Что будет, если таких людей в коллективе двое, весь класс?
Вывод: Если вы решите вступить с кем-нибудь в конфликт – вспомните, как некрасиво со стороны выглядит такой человек…
Упражнение «Ассоциации».
Психолог: Придумайте ребята и назовите, на что похож конфликт. Если конфликт:
- погода, то это… (гром)
- цвет, то это… (черный)
- животное, то это…
- еда, то это… (горький лук)
Вывод: Ребята, вы ведь не хотите каждый день есть этот горький лук и слышать раскаты грома – давайте учиться владеть своими чувствами, быть их хозяевами. Учиться можно самостоятельно, тренируя свою волю, сдерживая свои агрессивные порывы. Если не получается, можно обратиться за помощью к взрослым – родителям, кл. руководителю или школьному психологу.
Можно также договориться с другом, чтобы он помогал вам, подавал знаки, когда нужно остановиться. При самом сложном конфликте – обращайтесь в школьную службу медиации (примирения). Выход всегда есть!
Практикум
Подвижная игра «Мостик над пропастью»
(по центру класса на пол наклеен бумажный скотч (примерно метр длиной).
Участники игры делятся на 2 команды.
Психолог: Сыграть в эту игру будет непросто. Представьте, что мы с вами оказались по разные стороны моста над огромной пропастью. Ваша задача: пойти навстречу друг другу и перейти мост, не упав с него (не заступив со скотча на пол).
Пары начинают двигаться одновременно навстречу друг другу. Во время игры психолог подбадривает детей «Попробуйте сотрудничать», Молодцы», «Сложно, но вы стараетесь!» и т.п.
Вопросы для обсуждения:
- Ребята, легко или трудно было вам договориться?
- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя это задание?
Вывод: Чтобы достичь поставленной цели нужно быть уверенным в себе, а еще важно слышать собеседника и уметь договариваться.
Заключительная часть
Упражнение «Чистый лист».
Психолог: Ребята, нарисуйте свой портрет на этом листочке (дети рисуют). На обратной стороне листочка напишите имя человека, на кого сегодня (когда-нибудь) вы обижались или кого обидели, или того, кто обидел вас, на кого вы рассердились.
Сомните свой листочек сильно-сильно (думая о своей обиде или злости). А теперь расправьте свой листочек, постарайтесь разгладить его, как утюжком, приложите усилия.
Вопросы для обсуждения:
- Стал ли наш листочек ровный и гладкий, как был?
- Можем ли мы восстановить его?
- Что вы видите на лице другого? (раны, вмятины).
- А сейчас переверните листочек. Что вы видите на своем портрете? (вмятины).
Вывод: Помните, ребята, самое ценное сокровище – душа человека. И очень важно нам беречь свою душу. А также важно не поранить душу другого, так как раны, нанесенные порой случайно, могут остаться в виде шрамов и воспоминаний на всю жизнь…
Рефлексия. Игра «Почта»
Психолог: Вот и подошла к концу наша встреча. Мне было приятно с вами познакомиться. А еще мне очень важно знать ваше мнение:
- Было ли интересно вам?
- Какие задания, игры понравились больше всего?
- О чем хотите поговорить или какой вопрос задать школьному психологу?
Напишите на листочке ваше пожелание, вопрос.
Психолог: Ребята, спасибо вам за общение! Всегда помните, что в дружном классе жить и учиться намного интереснее!
Предлагаю вам вместе с классным руководителем обсудить «Законы и правила общения в классе» (Приложение 3) и создать свой «Уголок Дружбы». До новых встреч!
Список литературы
- К.Фопель / Как научить детей сотрудничать // М.: Генезис, 2001.
- Е.Вахромов / Построй свою Вселенную // Школьный психолог, № 48-2001.
- Э.Савинова / Я + ты = мы // Программа практикума по эмоциональному сплочению членов группы (класса)// Школьный психолог, № 11 – 2006.
- А.Э. Симановский /Развитие творческого мышления детей// Популярное пособие для родителей и педагогов // Ярославль, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг групповой сплоченности
Цель занятия: оптимизация процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в лицее.Основные задачи: - знакомство первокурсников;- осознание личностных качеств и сценариев, проявляющихся в об...
План-конспект мини-тренинга для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»
Цель: Обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке Задачи:1. информирование педагогов о психолог...
План-конспект мини тренинга для педагогов "Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников"
Цель: Обучение педагогов приёмам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке...
Сценарий тренинга на сплочение учащихся в школьном летнем лагере
Проведите психологический тренинг на сплочение, чтобы помочь детям во время каникул выстроить новые отношения в школьном лагере. В статье – сценарий тренинга....
План-конспект Психологического тренинга на сплочение коллектива в 5 классе
Коллектив класса, в котором учится ребенок является одним из первых институтов социализации, дети нуждаются в одобрении и поддержке со стороны сверстников не меньше, чем в опеке родителей. Особенно яр...
План конспект занятия тренинга подростков возраста 12-16 лет «Моя коммуникабельность» с практическими заданиями и сценарием ролевой игры
План конспект занятия тренинга подростков возраста 12-16 лет «Моя коммуникабельность» с практическими заданиями и сценарием ролевой игры Автор: Осепян Анна Карленовна План ...
План-конспект урока по предмету "обществознание" для 6 класса на тему «Конфликты в межличностных отношениях»
Цель урока: сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации....