ТРЕНИНГ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ И СПЛОЧЕННИЯ (ДЛЯ ПОДРОСТКОВ.)
методическая разработка по психологии (8, 9, 10, 11 класс)

В современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто хочет строить отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_komandoobrazovaniya_i_splochenniya.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята.

Сегодняшний тренинг направлен на знакомство друг с другом, с новыми членами вашей большой команды, на командообразование и сплочение.

Ну и как всегда чтобы начать работу нашу совместную надо всем познакомиться, т.к. есть новые люди, да и я вас пока не знаю. Знакомство предлагаю начать таким образком:

«Знакомство»10-15

Называете своё имя и делаете какой-нибудь жест. Сосед повторяет ваше имя и жест и представляется сам и показывает свой жест.

    Упражнение на знакомство «Всякая всячина» (15 минут).

По кругу пускается коробка с разными мелкими предметами, из которой каждый достает что-нибудь приглянувшееся и рассказывает чем он может быть похож на этот предмет.

Упражнение «Интервью в парах» 30-40.

Цель: способствует развитию навыков самопрезентации, эмпатии, создает условия для доверительного общения, дает возможность лучше узнать друг друга

Группа разбивается на пары. За ограниченное время (10 минут) необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим на тренинге. Форма представления следующая: один участник встает за спину партнера по общению, кладет ему руки на плечи, рассказывает о нем от первого лица. Например, Лена встает за спину Наташе и говорит: «Меня зовут Наташа, я...» и рассказывает все, что она узнала о Наташе, затем участники меняются местами.

Такая форма представления помогает с помощью физического контакта сократить дистанцию между участниками, а также развивает эмпатию.

2эт. «Учимся строить отношения»

Цель. Формирование доверительной атмосферы в группе, осознание критериев, предъявляемых партнерам по общению, а также выделение качеств, объединяющих группу.

Упражнение «Говорю, что вижу».10-15

Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что в видите относительно любого из участников. К примеру : «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается».

Упражнение «Объединение по качествам». 20-30

Прошу вас разделиться по парам и в теч.10мин вы ищите друг у друга 5 общие качеств. потом когда нашли делимся на группу из 4чел., т.е.пары объединяемся еще с одной и ищите 4 общих качеств потом в группы из 10чел. И ищите 3общее качество. Ну и в заключении в одну общую группу и называете 1 общее качество.

Упражнение в газету. 10-15

Цель: развитие сплоченности, определение тех требований, которые предъявляют подростки друг к другу.

В этом упражнении ребятам раздаются листы бумаги и дается задача — написать объявление в газету, в рубрику «Ищу друга». Работа не подписывается. Затем объявления сдаются ведущему, который просит участников освободить места и на сиденьях раскладывает объявления. Учащиеся должны пройти по кругу, прочитать все объявления и поставить крестики на тех трех объявлениях, которые понравились больше всего. После чего зачитываются и анализируются только те объявления, которые набрали наибольшее количество крестиков. Это позволяет выделить неконструктивные требования к партнерам по общению, сократить их количество.

3этап. «Я глазами других»

Цель. Предоставление возможности участникам лучше узнать остальных членов группы и получить обратную связь о себе; раскрытие внутреннего мира каждого участника для лучшего взаимопонимания.

Упражнение «Ты мне нравишься». 5-7

Что Вам нравится в вашем соседе. Ты мне нравишься за….

Анализ:

Легко ли тебе говорить приятные слова другим людям?

Достаточно ли дружен ваш класс?

Почему каждый достоин любви?

Упражнении «Автопортрет» (7). 

Каждому участнику раздается имя и фамилия другого члена команды. Задача каждого нарисовать портрет другого. Сразу подмечается то, что нарисованные портреты не несут целью обидеть кого-то. По завершинии рисования другие участники должны угадать кто изображен.

При анализе отмечаются самые «популярные (чей рисунок большенсство угадали) и самые загадочные (чей рисунок не определили) члены группы, отмечаются и самые яркие работы. Таким образом, упражнение позволяет развивать эмпатию и сплоченность через создание атмосферы доверия в группе, установку на «узнавание» друг друга.

Упражнение «Рекламный ролик»

Инструкция:

- Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы.

Но один маленький ньюанс – объектом нашей рекламы будут являться… конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?

Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и – истинные – достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекланемало ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.

Время на подготовку – десять минут.

Заключительная часть: закончить сегодняшний наш день предлагаю таким образом:

Поворачиваетесь к своему соседу и произносите: "Я рад (а) была тебя видеть, и хочу сказать на прощанье….

2 день

Занятие — «Мы»

Цель. Дальнейшее повышение уровня групповой сплоченности за счет развития чувства «мы», навыков группового взаимодействия.

Упражнение «Липучки» 10 минут.

Цель упражнения: Эта веселая и динамичная разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. Разминка снимает межличностные барьеры.

Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».

Процедура проведения: В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. В конце игры тренер может разбить группу пополам (на три части и т.д.), предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но не в таком виде) для следующего упражнения. То есть тренер может использовать данную разминку как весьма необычное средство для разбиения группы для дальнейшей командной работы.

Упражнение «Дракон». Делятся на 2группы. Голова и хвост. Голова должна поймать хвост. 10мин.

В игре «Поиск сокровищ» подгруппы получают по списку вещи, которые надо за определенный срок найти и принести в тренинговую комнату. Списки нельзя выносить из комнаты. В списках есть как обычные предметы, для поиска которых необходимо проявить смекалку, так и несуществующие реально предметы, для «поиска» которых члены команды используют нестандартный подход и фан¬тазию. В игре совмещаются несколько сторон работы эффективной команды: четкая формулировка цели, распределение ролей, взаи¬мозависимость и поддержка, творческое мышление. Кроме того, если есть возможность, эту игру можно проводить на воздухе — это повышает общий уровень активности тренинга.

Упражнение «Перекати мяч».

 Становятся в круг. Должны на вытянутых руках ладонями вниз перекатить мяч до конца. 10-15.

Коллективное проигрывание сценки. 20-30

Распределите роли (одушевленные и неодушевленные: котенок, сороки, бумажка, ветер, крылечко, солнце и т.д.).

Текст сценки (читает ведущий, актеры-участники изображают):

Сегодня котенок впервые вышел из дому. Было теплое летнее утро, солнце раскидывало свои лучи во все стороны. Котенок уселся на крылечко и стал щуриться на солнце. Вдруг его внимание привлекли две сороки, которые прилетели и сели на забор. Котенок медленно сполз с крылечка и стал подкрадываться к птицам. Сороки стрекотали не умолкая. Котенок высоко подпрыгнул, но сороки улетели. Ничего не вышло. Котенок стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. Дул легкий ветерок и гнал по земле бумажку. Бумажка громко шуршала. Котенок схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. Бумажка улетела, подгоняемая ветром. И тут котенок увидел петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору. Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к петуху бросились куры. Недолго думая, котенок бросился в стаю и схватил одну курицу за хвост. Но та так больно клюнула котенка, что он заорал истошным криком и побежал обратно на крыльцо. Тут его поджидала новая опасность. Соседский щенок, припадая на передние лапы, громко залаял на котенка, а потом попытался его укусить. Котенок в ответ громко зашипел, выпустил когти и ударил собаку по носу. Щенок убежал, жалобно поскуливая. Котенок почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную курицей. Потом он почесал задней лапой за ухом, растянулся на крылечке во весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но он почему-то все время дергал лапой и шевелил усами во сне. Так закончилось первое знакомство котенка с улицей.

(Аплодисменты.)

Упражнение «Городок». 2 группы. 20мин.

Проводится на едином пространстве листа. Группа не только строит «Городок», но и учится договариваться друг с другом (кому какое место занять, кто и что дорисовывает, как назвать городок и т. д. Во время анализа участниками отмечаются наиболее удачные детали рисунка. Как правило, учащиеся отмечают привлекательность получившегося рисунка. Тренер обязательно делает акцент на вкладе каждого в работу и ценность группового взаимодействия. В упражнении развивается чувство «мы», групповое единство, закрепляются навыки взаимодействия в команде.

Рисунок также можно вывесить в аудитории до конца занятий чтобы он отражал позитивный опыт взаимодействия в классе.

Повышение уровня сплоченности класса.

Упражнение «Найди свою пару артиста». 20мин.

Команда делится на две равные  группы. 1раздаются артисты которых надо будет показать с помощью жестов, характерных признаков. 2группа: каждому участнику раздаются те же артисты и они должны угадать в показываемом артисте свою пару.

Алла Пугачева

Леди ГАГА

Сергей Зверев

Шакира

Борис Моисеев

50 цент

Майкл Джексон

Дима билан

Нюша

Аннаа Семинович

Упражнение «Театр: пьеса, которая устроит всех» 25-30 мин.

Разделите людей на 4 группы минимум по 5 человека. Одна группа – сценаристы, вторая – режиссеры, третья актеры и четвертая – критики. Задача для всей команды: написать и поставить пьесу, которая устроит всех. Причем пьеса должна устраивать и по жанру, и по названию, и по содержанию и по всему остальному. Сценаристы пишут первый акт, затем его критикуют критики, вносят свои поправки, дальше текст отдается режиссерам, и они начинают постановку вместе с актерами. В это время уже пишется второй акт, а потом третий. И вот когда все готово, все рассаживаются в «зале», и актеры начинают играть. Бурные овации, море эмоций.

Вот теперь посадите людей и спросите каждого:

 Устроила ли его пьеса?         

Что можно было бы сделать лучше? В этот момент участники могут поделиться позитивными и негативными впечатлениями от совместной работы и об отдельных личностях.

И, если пьеса устроила всех или почти всех, значит, командообразующий эффект налицо!

Упражнение «Наша планета животных». 30-40мин.

В следующем упражнении работа выполняется в два этапа. На первом этапе — индивидуальный рисунок (животное, не существующее в природе), на втором — групповая работа. Каждый участник должен свой рисунок «выщипать» (вырвать). Ведущий предлагает разместить своих животных на ватмане и приклеить; рисунок дорисовывается группой. Для планеты, где располагаются животные, придумывается название, которым подписывается рисунок. Упражнение позволяет развивать сплоченность группы, двигаясь от стадии к стадии, от работы на личном пространстве до работы на общей территории. Рисунок можно вывесить в той аудитории, где занимаются подростки, и оставить до конца занятий, что будет напоминать участникам группы о позитивных моментах совместной работы и переживаниях.

Заключительная часть «Прощание»

Цель. Завершение работы в группе; получение участниками тренинга обратной связи; повышение уровня доверия и сплоченности внутри группы; диагностика внутри групповой динамики в конце работы группы; получение обратной связи ведущим; создание позитивной атмосферы для дальнейшего общения в группе; прощание.

Упражнение «Дипломы» (шутливые дипломы, которые участники пишут друг для друга, упоминая качества, проявленные на тренинге)

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"

Интересное занятие с увлекательными упражнениями......

«Тренинг командообразования как наилучший фактор успеха ребенка в учебе, творчестве и общественной деятельности»

Современных подростков довольно трудно сегодня хоть чем-то увлечь, почти невозможно сосредоточить их внимание. Данная проблема стоит достаточно остро во многих аспектах жизни, в том числе и в школе....

Программа мероприятия, приуроченного ко Дню защиты детей. Тренинг командообразования ( тимбилдинг).

Цель программы:Создание командного духа у отряда;Проявление творческих и коммуникативных качеств в каждом ребенке;Совместное решение проблем и выработка стратегии;Развитие воображение ребенка;Развитие...

Тренинг командообразования "Первобытная школа" для учащихся средней и старшей школы

Тимбилдинг (англ.) — командообразование («team» — команда, «build» — строить). Это совокупность игровых этапов, направленных на формирование и развитие навыко...

Тренинг на командообразование и сплочение коллектива

Тренинг на командообразование и сплочение коллектива...

Программа социально-психологического тренинга командообразования

Цель тренинга – сплочение учебного коллектива школьников, развитие навыков конструктивного взаимодействия....

Психологический тренинг командообразования "Школа доверия"

Психологический тренинг командообразования  «Школа доверия» подготовил: педагог – психолог Рукина Е.С. Цели: способствование самораскрытию, самопознанию личности педаг...