Методическая разработка «Диагностическое обследование профессионального самоопределения подростков».
методическая разработка по психологии
Цель: диагностика личностных качеств.
Задачи:
- выявить уровень коммуникативных и организаторских способностей
- определить копинг стратегии (стратегии совладания со стрессом)
- выявить стратегии поведения в конфликте
- выявить профессиональные предпочтения
- определить мотивационный профиль
- выявить уровень лидерских качеств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_professinalnogo_samoopredeleniya.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог -психолог ГБУ ДО ЦППМСП
Московского района СПб
Карловская Г.А.
Методическая разработка «Диагностическое обследование профессионального самоопределения подростков».
Дата тестирования: 18.09.2017.
Дата консультации:20.09.2017.
Респондент: мужчина, 17 лет.
Цель: диагностика личностных качеств.
Задачи:
- выявить уровень коммуникативных и организаторских способностей
- определить копинг стратегии (стратегии совладания со стрессом)
- выявить стратегии поведения в конфликте
- выявить профессиональные предпочтения
- определить мотивационный профиль
- выявить уровень лидерских качеств
Для решения поставленных задач использовались следующие диагностические методики:
- методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)
- методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма.
- тест Томаса «Стили поведения в конфликте»
- Опросник профессиональных предпочтений Д.Голланда
- Профиль Основных Целей и Мотивационной Чувствительности Рисса
- Тест-опросник «Способен ли ты быть лидером?»
Результаты:
1.Уровень коммуникативных и организаторских способностей: высокий:
Вы легко ориентируетесь в новой обстановке, быстро находите друзей, можете проявить инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
2.Копинг стратегии: продуктивные, которые помогают быстро и успешно справиться со стрессом
- когнитивная копинг-стратегия: «проблемный анализ» - использование анализа для объяснения ситуации
- эмоциональная копинг-стратегия: «оптимизм» - уверенность в наличие выхода в любой ситуации
- поведенческая копинг-стратегия: «сотрудничество» - привлечение значимых людей для преодоления трудностей
3.Стратегии поведения в конфликте: чаще всего используете партнёрство и конкуренцию.
Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.
Конкуренция (акула) – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания.
Плюсы и минусы данной стратегии: упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека может помочь человеку временно удержать вверх в конфликтной ситуации. Однако к длительным отношениям (будь то дружеские отношения, отношения с любимым человеком, в семье, на работе и т.д.) такой подход не применим. Длительные отношения могут быть устойчивыми только в том случае, если учитываются желания и интересы всех участников, а проигрыш одного человека, как правило, означает проигрыш всех. В длительных отношениях возможны лишь элементы соревнования, при условии, что оно проводится честно и по заранее определенным правилам и его результаты не окажут сильного влияния на отношения между его участниками. В этом случае соревнование, может помочь оживить обстановку и заставить людей более активно добиваться своих целей.
Для такой стратегии характерен тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». Предпочтение такого поведения в конфликте нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит несомненным победителем. Эта стратегия оказывается необходимой в том случае, если определенное лицо, обличенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия поведения «Акулы» редко приносит долгосрочные результаты – проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.
Тактические действия «Акулы»:
- жестко контролирует действия противника и его источники информации;
- постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами;
- использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением;
- провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки;
- выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность.
Качества личности:
- властность, авторитарность;
- нетерпение к разногласиям и инакомыслию;
- ориентировка на сохранение того, что есть;
- боязнь нововведений, неоднозначных решений;
- боязнь критики своего стиля поведения;
- использование своего положения с цепью достижения власти;
- игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях.
Сотрудничество (сова)
При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.
Плюсы и минусы данной стратегии: стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны – необходимо в любых долгосрочных отношениях. Такой подход способствует развитию взаимного уважения, понимания, доверия, и, тем самым, делает отношения более прочными и стабильными. Если предмет спора важен для обоих участников, этот способ разрешения конфликта можно воспринимать как наиболее конструктивный. Отметим, что во многих ситуациях найти решение, устраивающее обе стороны, может быть очень трудно, особенно если противоположная сторона не настроена на сотрудничество, и в этом случае процесс разрешения конфликта может быть длительным и тяжелым.
Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. От противника ожидает ответного сотрудничества. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А Вы?». Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта, то есть на работу с проблемой, а не с конфликтом. «Сова» не принимает тактики избегания, так как уважает партнера, она не эксплуатирует слабости «Черепахи» и «Плюшевого медвежонка», потому что стремится к диалогу в решении проблемы. По отношению к «Акуле» она тоже ведет себя честно, противопоставляет ей мирные средства и здравый смысл. «Сове» свойственна установка на прекращение конфликта ввиду его эскалации, в случае необходимости она склонна к переговорному процессу, где всегда имеет веер предложений-альтернатив. При использовании стратегии сотрудничества участники конфликта становятся равными партнерами, а не противниками, которые интересны друг другу как люди со своими индивидуальностями. Их всегда интересуют не только противоречивые потребности друг друга, но и их мотивация. Они стремятся к искренности в отношениях и максимальному доверию. Партнеры признают свой конфликт, подчеркивая общую основу для взаимодействия, которой может стать даже одно желание вместе найти выход из создавшейся ситуации. Они не занимаются взаимной перепалкой и обвинениями – в интересах дела эмоции отбрасываются. В ходе поиска совместных решений партнеры могут интересоваться историей возникновения конфликта, но это не является самоцелью. Они трезво оценивают свои возможности и поэтому склонны к посредничеству, а в случае необходимости – к переговорному процессу.
Тактические действия «Совы»:
- собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике;
- ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений;
- обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий, старается определить конфликт;
- если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.
Качества личности:
- в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности;
- положительно относится к новациям, переменам;
- умеет критиковать, не оскорбляя личности, как говорят, «по делу», опираясь на факты;
- использует свои способности для достижения влияния на людей.
Общее для обеих стратегий.: сформировано собственное мнение.
Выбор стратегии зависит от ситуации и Ваших целей.
4.Профессиональные предпочтения: преобладает социальный и интеллектуальный типы.
Интеллектуальный тип - исследовательский
Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.
Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач
Предпочитаете: сбор информации, выполнение сложных задач, решение проблем через размышление, склонны в работе к опоре на самого себя.
Возможно, сложно увидеть проблему целиком
Предпочитаете организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях.
Работа как хобби.
Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Общение не является ведущим видом деятельности.
Социальный тип
Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека.
Обладают хорошими вербальными (словесными) способностями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее.
Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.
Отмечается противоречие: один тип связан с общением, для второго – общение не является ведущей деятельностью. Возможно, общение в данном случае является инструментом для достижения целей.
5.Мотивационный профиль: определяет потребности на настоящий момент времени:
Важными (значимыми) для Вас являются –
любознательность – возможно, как желание учиться. Любопытство ассоциируется с интеллектуальным стилем жизни.
честь - возможно, как желание связи со своими корнями, родителями, наследием. Честь более всего связана с принятием традиционного кодекса морали. Большое значение имеют принципы.
семья – возможно, как желание растить своих детей.
Неважные (приятие, социальные контакты, общественное положение, физическая активность, покой) т.е. на данный момент времени Вы удовлетворены ободрением, социальными контактами, местом в обществе, физической активностью, ощущением безопасности.
6. Лидерские качества выражены сильно: способны принимать самостоятельные решения, брать ответственность, есть желание быть первым и лучшим.
Общие выводы и рекомендации:
высокий уровень развития коммуникативных навыков, высокий уровень развития организаторских способностей, высокий уровень стрессоустойчивости, хорошо владеете работой с правилами и по правилам, с числами, активны, предпочитаете работать в режиме логики и последовательности, склонны к самостоятельному принятию решений, лидерству, руководящей деятельности. Предпочитаете деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Имеет значение профессиональный уровень руководителя.
Предпочитаемые виды деятельности: работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха, руководство компаниями
Рекомендации: обратить внимание на режим работы и отдыха, способы эмоциональной разрядки, например, через увеличение физической активности; важно получать похвалу; для достижения целей возможно будет полезной работа с коучем.
21.09.2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология Sandplay в профессиональном самоопределении подростков
Здесь представлен сценарий психологической игры методом песочной терапии на тему "Путь в профессию"....
Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)
Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, н...
Профессиональное самоопределение подростков с позиции психотипологического подхода
Рекомендации организаторам профориентационной деятельности....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Данная программа направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....
«Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров».
Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна, и констатируют, что семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельност...
Разработка к родительскому собранию в 9 классе "Профессиональное самоопределение подростка "
Разработка к родительскому собранию 9 класс "Профессиональное самоопределение подростка "...
Методическая разработка факультативного курса: «Профессиональное самоопределение» по теме: «Основы выбора профессии»
Подготовка учащихся к осознанному, самостоятельному выбору профессии....