Программа по адаптации 1 класса "Здравствуй школа-это я!".
рабочая программа по психологии
Программа для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1klass-_zdravstvuy_shkola-eto_ya.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат»
«Утверждаю».
Директор:_________/Л.Г. Землянская/
Приказ №_____ от «___»________2018г.
Программа адаптационных занятий
по профилактике проявлений школьной дезадаптации
у обучающихся 1 класса
«Здравствуй школа – это я!»
Составитель: педагог-психолог Панченко Т.Ю.
Информационная карта программы.
1. | Полное название программы: | Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у воспитанников 1 класса «Здравствуй школа, – это я!» |
2. | Цель программы: | Психолого-педагогическая поддержка воспитанников первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассниками по предупреждению школьной дезадаптации и тревожности в условиях реализации ФГОС |
3. | Задачи: |
|
4. | Специфика содержания: | Тренинговые занятия для воспитанников 1-го класса нацелены на помощь им в адаптации к обучению в первом классе. Это своеобразная возможность предупреждения тех проблем, с которыми могут встретиться воспитанники в начале учебы в первом классе. |
5. | Название проводящей организации: | ГКОУ РО « Колушкинская специальная школа-интернат» |
6. | Ожидаемый результат: | В результате проведения адаптационных занятий ожидается избежать дезадаптации воспитанников первых классов, сократить процесс адаптации первоклассников к школе. Снижение уровня тревожности. Ознакомить ребят с правилами поведения в школе. Создать благоприятный климат в ученическом коллективе. |
7. | Участники программы: | Обучающиеся, воспитанники 1 класса |
8. | Автор-составитель: | Педагог-психолог: Панченко Т.Ю, При разработке данной программы были использованы: «Тренинг развития личности дошкольника», автор Р.Р. Калинина, «Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие», автор А.В. Микляева, П.В. Румянцева. |
Пояснительная записка
Ребенок пришел в первый класс. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Первые месяцы обучения в школе являются чрезвычайно сложными и напряженными. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Как показывают исследования, социально-психологическая адаптация первоклассника может проходить по-разному 50-60% детей адаптируются в первые 2-3 месяца, 30% детей адаптируются до конца первого полугодия. У 14% детей адаптация длится до года.
Адаптироваться к школе для первоклассника — задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нарушением механизмов «приспособления к школьной реальности».
Для того чтобы с самых первых уроков создать у первоклашек позитивное отношение к школе и чтобы дети наиболее благополучно прошли этап адаптации к школе, который является переломным в жизни первоклассника и решить непростые проблемы которые могут возникнуть у детей может помочь специальный курс адаптационных занятий для первоклассников «Здравствуй школа – это я!»
Цели адаптационных занятий:
- Психолого – педагогическая поддержка воспитанников первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития.
- Профилактическая работа с первоклассниками по предупреждению школьной дезадаптации и тревожности
Задачи адаптационных занятий:
- Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
- Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
- Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.
- Развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности первоклассников.
- Обеспечение ситуации успеха для каждого ребенка,
- Создание условий для проявления индивидуальных особенностей детей
- Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу; сплочение классного коллектива.
Программа «Здравствуй, школа - это я» составлена с учетом требований реализации ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и психолого-возрастных особенностей обучающихся школы-интерната.
Наиболее эффективной профилактикой дезадаптации является групповая работа с детьми. Ее проводит школьный педагог-психолог. Проводится такая работа в форме групповых адаптационных занятий, которые лучше проводить в начальный период обучения в первом классе
Такие занятия помогут создать условия для благоприятной адаптации ребенка в школе, обеспечить его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Путем формирования в ученической среде положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, эмоционального комфорта, окажут помощь в установлении межличностных отношений между детьми, основанных на уважении, эмпатии, принятии и доверии друг к другу, будут способствовать улучшению взаимодействия, развитию групповой сплоченности. Детей занятия обучат правилам школьной жизни и многому другому, что им понадобится в дальнейшем.
Особенность адаптационных занятий в том, что их всегда проводят с эмоционально положительным настроем. Они должны быть приятны и интересны для ребят. На занятиях широко используются игровые и творческие задания, а также упражнения психологического характера. Большое значение имеет обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, размещение коллективных и индивидуальных работ в классе с целью выражения личностной значимости каждого ребенка и помогающих осваивать пространство класса.
Лучше, если на адаптационных занятиях ребята будут сидеть в кругу. Это позволит видеть каждому из них глаза друг друга, а не затылки.
Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания
Адресат:
Программа предназначена для психокорекционной работы с детьми 1 класса в условиях специальной коррекционной школы-интерната.
Структура занятий.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия. Следующим этапом занятия является рефлексия состояния участников, оформленная в определённом методическом приёме. Она позволяет настроиться на серьёзный лад, обратить внимание на своё состояние «сейчас», для того чтобы в конце занятия оценить его изменения.
Затем следует «разогревающее» психогимнастическое упражнение, которое выполняет функцию «эмоциональной стимуляции», необходимой для последующего обращения к эмоционально значимым темам.
Работа по теме занятия состоит из одного или несколько упражнений, создающих условия для достижения целей каждого конкретного занятия.
И, наконец, последним этапом занятия является рефлексия состояния, включённая в ритуал завершения занятия. Благодаря ей происходит ассимиляция опыта, полученного каждым участником на протяжении занятий.
Условия, количество и периодичность занятий:
Адаптационные занятия для первоклассников рассчитаны на 105 занятий с периодичностью 1раз в неделю. Продолжительностью от 20 до 30 минут.
Планируемые результаты работы педагога-психолога в группе.
В результате проведения адаптационных занятий ожидается избежать дезадаптации воспитанников первого класса, сократить процесс адаптации первоклассников к школе. Снижение уровня тревожности. Ознакомить ребят с правилами поведения в школе. Создать благоприятный климат в ученическом коллективе. Познакомить ребят друг с другом и классным руководителем.
Продолжительность занятия: 20- 30 минут
Оптимальная периодичность встреч - 1 раз в неделю.
Принципы проведения занятий.
-безопасность;
-возрастное соответствие;
-преемственность (возможность переноса полученных занятий в дальнейшую учебную деятельность);
-деятельностный принцип;
-активное использование пространственной среды;
-рефлексия;
-конфиденциальность;
Оценка результатов коррекционно-развивающей работы проводится с использованием анкетирования детей и собеседования с классным руководителем, воспитателем детей, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса коррекционно-развивающих занятий.
Разработана и составлена на основе методических пособий: «Тренинг развития личности дошкольника», автор Р.Р. Калинина, «Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие», автор А.В. Микляева, П.В. Румянцева.
Тематическое планирование.
Тема | Цели | Содержание |
Входящая диагностика | ||
Занятие 1 «Давайте познакомимся » | Создание атмосферы психологического комфорта в группе. Снятие напряженности. Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом. | Ритуал приветствия Игра «Доброе животное». Упражнение «Гимнастика для глаз». Упражнение на дыхание. Упражнение «Веревка». Упражнение «Умная шапка». Упражнение «Психологическая зарядка» Упражнение «Суджок». Упражнение «Самолётик». Упражнение «Я-ты-он-она»! Упражнение «Стряхни». Упражнение «Моё настроение». Упражнение «Я дарю это сердце». Упражнение- разминка «Монстр». Упражнение «Эстафета хороших известий» Упражнение «Мой смешной портрет». Рефлексия занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 2 «Ура! Я - школьник» | Создать благоприятную эмоциональную атмосферу. Осознание детьми статуса школьника. | Ритуал приветствия Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...» Упражнение- разминка «Монстр». Упражнение «Что значит быть школьником». Рисование на тему «Я - дошкольник, я - школьник». Рефлексия занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 3 «Правила школьной жизни» | Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива | Ритуал приветствия Упражнение- разминка «Монстр». Упражнение «Лесные жители». Сказка М.А. Панфиловой «Школьные правила». Рефлексия занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 4 «Зачем ходить в школу» | Создание условий для осознания детьми своего нового статуса. | Ритуал приветствия Упражнение- разминка «Найди ладонь». Упражнение «Закончи предложение». Упражнение «Самый лучший первоклассник». Упражнение «Для чего ходят в школу». Творческая работа. Рисунок «Я в школе». Рефлексия занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 5 «Мой друг - школьный портфель» | Приучать детей к порядку, аккуратности, бережному отношению к учебникам и другим школьным вещам. | Ритуал приветствия Упражнение - разминка «Найди ладонь». Упражнение «Ветер дует на...» Упражнение «Что мне нужно в школе?». Сказка М.А. Панфиловой «Собирание портфеля». Упражнение «Я положу в свой в портфель». Рефлексия занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 6 «Узнай меня поближе» | Создание общей положительной атмосферы занятия, включение процесса группообразования, сплочение коллектива, узнать что-то новое друг о друге, подчеркнуть уникальность каждого участника. | Ритуал приветствия Упражнение«Повтори фигуру». психолог «выписывает» движением Упражнение «Монстр». Упражнение «Четвертый лишний». Упражнение «Что важно для меня?» Творческая работа. Рисунок для друга. Рефлексия занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 7 «Учимся работать вместе» | Создание условий для знакомства первоклассников с навыками учебного сотрудничества. | Ритуал приветствия Упражнение«Найди ладонь». Упражнение «Сложить фигуру». Творческая работа «Нарисуй по точкам». Упражнение «Пингвины». Рефлексия занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 8 «Наш класс – это все мы!» | Сплочение коллектива, формирование у учащихся отношения друг к другу как к целостной группе – «класс» | Ритуал приветствия Упражнение «Портрет школьника». Упражнение «Тропинка». Упражнение «Наш класс – это все мы!» Совместная мандала. Рефлексия занятия. Ритуал прощания. |
Занятие 9 «Настроение в школе» | Снизить тревожность, усилить «Я» ребёнка, повысить психический тонус ребёнка, повысить уверенность в себе | Ритуал приветствия Упражнение «Моё настроение». Упражнение «Угадай настроение». Упражнение «Изобрази настроение» Упражнение «Мое настроение я в школе». Упражнение «Волшебный сон». Рефлексия занятия. Ритуал прощания. |
Занятие №10. «Понимаю других – понимаю себя» | Развитие умение слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей. | Ритуал приветствия Упражнение: «Дождик». Упражнение « Покажи друга». Упражнение «Портрет самого лучшего друга». Рефлексия занятия. Ритуал прощания. |
Занятие №11 Волшебные средства понимания: интонация | Знакомство с интонированием речи: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других. | Ритуал приветствия Упражнение « Подарок на всех». Упражнение «Кто тебя позвал, узнай». Упражнение «Интонация». Рефлексия занятия. Ритуал прощания. |
Занятие №12 «Волшебные средства понимания: мимика». | Знакомство с понятием средства понимания мимика: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе. | Ритуал приветствия Упражнение «Монстр» Воспоминания о знакомом средстве понимания. Упражнение «Лица». Упражнение«Ролевое проигрывание ситуаций» (работа в парах). Упражнение«Рисование» (музыкальное сопровождение). Рефлексия занятия. Ритуал прощания. |
Занятие №13 «Волшебные средства понимания: пантомимика». | Знакомство с понятием пантомимики и жеста: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе. | Ритуал приветствия Упражнение «Волшебная шкатулка». Воспоминания о знакомом средстве понимания. Упражнение «Пантомимические этюды». Рефлексия занятия. Ритуал прощания. |
Занятие № 14 «Первоклассник- это здорово» | Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению | Ритуал приветствия Упражнение«Теперь я первоклассник и я умею» Упражнение «Остров первоклассников» Упражнение «Прекрасный сад» Упражнение «Полет бабочки» Рефлексия занятия. Ритуал прощания. |
Выходящая диагностика |
Итого: 15занятий.
Список литературы.
1.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2012.-№5.-с.54.
- Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2013.
- Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] : для администрации школ, педагогов и шк. психологов / М. Р. Битянова. - М. : Образоват. центр "Пед. поиск", 2007.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе/ под ред. С. С Кривцовой. –М.: Генезис, 2006.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. / Н. Л. Кряжева. – М., 2010.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2013.
- Хухлаева. О. В. Тропинка к своему Я./ О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2006.
- Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
- Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 2009.
- Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
- Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2014.
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
- Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
- Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-2006., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 2008.
- Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
- Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 2015.
- Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 2007
- Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 2009.
- Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 2008.
- Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,2007
- Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»
Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку и индиви...
Программа "Адаптация учащихся школы - интерната"
Пояснительная записка. Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из детских домов,...
Программа адаптации первоклассников школы-интерната VIII вида
Программа «Я – ученик!» составлена с учетом требований реализации ФГОС для умственно отсталых детей и психолого-возрастных особенностей учащихся школы-интерната VIII вида...
Программа по адаптации учащихся 5-х классов к обучению в средней школе
Программа состоит из трёх блоков и представляет собой пошаговое руководство по проведению психологической адаптации с постепенным привыканием пятиклассников к обучению в условиях средней школы....
Диагностическая программа исследования адаптации первоклассников к обучению в школе.
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования...
Программа по адаптации в среднем звене школы.
Выявление проблем детей при переходе в среднее звено школы, оказание помощи в решении этих проблем, а также усвоение новых образцов поведения....
программа адаптации к школе "Лесная школа"
Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и ростом школьных проблем заставляют школу и родителей искать варианты такой подготовки, ко...