Программа по адаптации в среднем звене школы.
рабочая программа (5 класс) на тему

Прокопенко Елена Васильевна

Выявление проблем детей при переходе в среднее звено школы, оказание помощи в решении этих проблем, а  также усвоение новых образцов поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_adaptatsii_detey_v_srednem_zvene_shkoly.docx119.12 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по адаптации детей в среднем звене школы

Педагог-психолог Прокопенко Е.В.

Цель: Выявление проблем детей при переходе в среднее звено школы, оказание помощи в решении этих проблем, а  также усвоение новых образцов поведения.

Задачи:

  1. Выявление степени адаптации ребенка
  2. Диагностика эмоциональной сферы (школьной тревожности)
  3. Коррекция проблем в эмоциональной сфере ребенка (тревожности, неуверенности, страхов)
  4. обучение новым образцам поведения
  5. поиск индивидуального подхода к ребенку

Структура цикла:

  1. Формирование атмосферы доверия
  2. выявление актуальных проблем
  3. Коррекция проблемных областей

Число участников группы: 6-8 человек

Продолжительность занятия: 30-40 минут

Возраст участников 10-12 лет

Ожидаемый результат: Улучшение эмоционального состояния ребенка, усвоение новых образцов поведения

I-ый этап Диагностика (описать)

I-Этап. Выявление проблем

Цель: Выявление проблем детей при переходе в среднее звено школы.

Задачи:

  1. Выявление степени адаптации ребенка
  2. Диагностика эмоциональной сферы (школьной тревожности)

II-Этап. Коррекция выявленных проблем

Цель: помочь детям при переходе в среднее звено школы справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи:

  1. снизить эмоциональное напряжение.
  2. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе.
  3. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам;
  4. Формирование адекватной самооценки.

Данный блок рассчитан на шесть занятий. Каждое занятие включает один и тот же ритуал приветствия и прощания.

Тематическое планирование занятий

Коррекционный блок

№ п/п

Тема занятий

1

Снятие эмоциональной напряженности, создание положительного эмоционального фона

2

Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния. Развитие умения говорить о своих негативных переживаниях. Снятие страха.

3

Уменьшение тревожности, развитие уверенности в себе.

4

Помощь в преодолении негативных переживаний.

5

Развитие раскованности

6

Определение и передача эмоциональных состояний

Приветствие

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить:

Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой), доброе утро, Маша…(называются имена детей по кругу), доброе утро Антон Сергеевич!

Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают), доброе утро, небо (аналогичные движения руками), доброе утро, всем нам (разводят руки в стороны, затем опускают.

Расставание

Рефлексия занятия, рассказ каждого ребенка о том, что ему понравилось и что бы он хотел изменить.

Занятие 1

Дети вмести с психологом сидят в кругу.

Игра «Мое имя»

Цели: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Игра  «Угадай, кого не стало»

Цели: развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.

Игра «Узнай по голосу»

Цели: развитие внимания, умение узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Рисование на тему «Автопортрет»

Расслабление

Занятие  2

Приветствие

Сценка по произведению К.И. Чуковского

Цели: развитие  умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха.

Упражнение «Расскажи свои страхи»

Цели: выявление реальных страхов детей; развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников; формирование социального доверия.

Рисование на тему «Нарисуй свой страх»

Цели: снятие страхов; осознание своих страхов.

Комплекс «Музыкальная мозаика»

Цели: ауторелаксия, развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов.

Расставание.

Занятие 3

Беседа о страхах

Цели: уменьшить тревожность; развить уверенность в себе.

Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь»

Цель: помочь преодолеть негативные переживания.

Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав»

Цель: помочь преодолеть негативные переживания.

Этюд «Стойкий оловянный солдатик»

Цели: помощь в снятии страхов; развитие уверенности в себе.

Расставание.

Занятие 4

Приветствие

Этюд «Смелые ребята»

Цели: преодоление негативных переживаний; воспитание уверенности в себе.

Игра «В темной норе»

Цель: снятие страха перед темнотой.

Комплекс «На лесной поляне»

Цель: снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксия.

Игра «Тень»

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Игра «Слепой и поводырь»

Цель: развитие внимания друг к другу, социального доверия.

Обсуждение.

Занятие 5

Приветствие.

Игра «Молчок»

Цель: коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Этюд «Три характера»

Цели: дать моральную оценку злости, плаксивости; работа над мимикой и пантомимикой;

Рисование на тему сценки «Три характера»

Цель: рефлексия по предварительно пройденному материалу.

Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Цели: развитие раскованности; тренировка самоорганизации;

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Цели: снятие напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.

Игра «Комплименты»

Цели: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

Расставание.

Занятие 6

Разминка

Цель: развитие мимических движений.

Мини-конкурс «Назови и покажи»

Цель: определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.

Этюд «Страшный зверь»

Цели: коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Рисование по теме этюда

Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние через художественный образ.

Этюд «Ласка»

Цель: развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.

«Минута шалости»

Цель: раскрепощение, снятие мышечного напряжения.

Комплекс «Волшебный сон»

Цель: саморасслабление.

III- Этап. Социальная адаптация детей к новым способом жизни.

Цели: дать возможность ребенку почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; усвоение новых форм поведения; учить самостоятельно, принимать верные решения; обучение навыкам правильного общения.

Задачи

  1. Формирование, гармонизация и развитие здоровой «Я-концепции»
  2. Принятия новых форм поведения
  3. Формирование нового опыта взаимоотношений.
  4. Развитие социального доверия, новых способов общения.
  5. Развитие коммуникативных навыков.

Тематическое планирование занятий

Социальная адаптация детей к новым способам жизни.

№ п/п

Тема занятий

1

Формирование положительной «Я-концепции»

2

Формирование моральных представлений, принятие новых форм поведения

3

Достижение взаимопонимания и сплоченности

4

Формирование нового опыта взаимоотношений в процессе игры

5

Развитие социальной активности и доверия

Занятие 1

Приветствие.

Игра «Сказочная шкатулка»

Цель: Формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе.

Игра «Волшебное колечко»

Цель: коррекция негативного образа «Я», снятие тревожности, неуверенности в себе.

Игра «Принц и принцесса»

Цели: дать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности; сплочение детской группы;

Рисование на тему «Волшебные зеркала»

Цель: гармонизация и развитие здоровой «Я-концепции»

Упражнение «Танец»

Цель: использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.

Занятие 2

Этюд «Злодей»

Цель: формирование моральных представлений, принятие новых форм поведения.

Чтение рассказа Э.Шима «Не смей!»

Цель: развитие человеческих качеств; привитие новых форм поведения.

Этюд «Впереди всех»

Цель: развитие социальных эмоций, обучение проявлениям самочувствия, сопереживанием по отношению к сверстникам.

Проигрывание ситуаций

Цель: научить самостоятельно, принимать верные решения.

Расставание.

Занятие 3

Приветствие.

Игра «Взаимоотношения»

Цель: привитие новых форм поведения.

Этюд «Солидарность»

Цель: проявление сочувствия в конкретном действии.

Игра «Передай по кругу»

Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.

Занятие 4

Приветствие.

Игра «Встреча сказочных героев»

Цель: коррекция негативных поведенческих реакций; формирование нового опыта взаимоотношений в процессе игры.

Игра «Мальчик (девочка) наоборот»

Цель: развитие произвольного контроля за своими действиями.

Этюд «Солнце в ладошке»

Цель: снятие эмоционального напряжения; развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений.

Этюд «Просто так»

Цель: развитие социального доверия; воспитание новых способов общения; формирование адекватных форм поведения.

Расставание.

Занятие 5

Приветствие.

Игра «Найди друга»

Цели: научить детей чувствовать и переживать; развитие коммуникативных навыков.

Игра «Секрет»

Цель: развитие социальной активности детей.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Рисование «Новоселье»

Цель: поддержание чувства единения с группой.

Правила дружбы

В заключение всех встреч дети обговаривают некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов.

Релаксация «Улыбка»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Список литературы:

  1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько.-Мн., 1997
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль 1996
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Ярославль, 1997
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996
  5. Самоукина Н, В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993
  6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.
  7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. – М., 1996
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-ое изд. – М., 1995
  9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990
  10. Возрастные особенности психического развития детей./Под. Ред. И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной. - М., 1982
  11. Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога-М., 2004
  12. Психодиагностика: теория и практика. - М., 1986
  13. Газета Школьный психолог №7,11-М.,2006

Список литературы:

  1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько.-Мн., 1997
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль 1996
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Ярославль, 1997
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996
  5. Самоукина Н, В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993
  6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.
  7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. – М., 1996
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-ое изд. – М., 1995
  9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990
  10. Возрастные особенности психического развития детей./Под. Ред. И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной. - М., 1982
  11. Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога-М., 2004
  12. Психодиагностика: теория и практика. - М., 1986
  13. Газета Школьный психолог №7,11-М.,2006

Приложение

Коррекционный блок №1

Приветствие

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить:

Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой), доброе утро, Маша…(называются имена детей по кругу), доброе утро Антон Сергеевич!

Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают), доброе утро, небо (аналогичные движения руками), доброе утро, всем нам (разводят руки в стороны, затем опускают.

Расставание

Рефлексия занятия, рассказ каждого ребенка о том, что ему понравилось и что бы он хотел изменить.

Занятие 1

Дети вмести с психологом сидят в кругу.

Игра «Мое имя»

Цели: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Игра  «Угадай, кого не стало»

Цели: развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.

Игра «Узнай по голосу»

Цели: развитие внимания, умение узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Рисование на тему «Автопортрет»

Расслабление

Занятие  2

Приветствие

Сценка по произведению К.И. Чуковского

Цели: развитие  умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха.

Упражнение «Расскажи свои страхи»

Цели: выявление реальных страхов детей; развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников; формирование социального доверия.

Рисование на тему «Нарисуй свой страх»

Цели: снятие страхов; осознание своих страхов.

Комплекс «Музыкальная мозаика»

Цели: ауторелаксия, развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов.

Расставание.

Занятие 3

Беседа о страхах

Цели: уменьшить тревожность; развить уверенность в себе.

Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь»

Цель: помочь преодолеть негативные переживания.

Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав»

Цель: помочь преодолеть негативные переживания.

Этюд «Стойкий оловянный солдатик»

Цели: помощь в снятии страхов; развитие уверенности в себе.

Расставание.

Занятие 4

Приветствие

Этюд «Смелые ребята»

Цели: преодоление негативных переживаний; воспитание уверенности в себе.

Игра «В темной норе»

Цель: снятие страха перед темнотой.

Комплекс «На лесной поляне»

Цель: снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксия.

Игра «Тень»

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Игра «Слепой и поводырь»

Цель: развитие внимания друг к другу, социального доверия.

Обсуждение.

Занятие 5

Приветствие.

Игра «Молчок»

Цель: коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Этюд «Три характера»

Цели: дать моральную оценку злости, плаксивости; работа над мимикой и пантомимикой;

Рисование на тему сценки «Три характера»

Цель: рефлексия по предварительно пройденному материалу.

Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Цели: развитие раскованности; тренировка самоорганизации;

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Цели: снятие напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.

Игра «Комплименты»

Цели: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

Расставание.

Занятие 6

Разминка

Цель: развитие мимических движений.

Мини-конкурс «Назови и покажи»

Цель: определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.

Этюд «Страшный зверь»

Цели: коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Рисование по теме этюда

Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние через художественный образ.

Этюд «Ласка»

Цель: развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.

«Минута шалости»

Цель: раскрепощение, снятие мышечного напряжения.

Комплекс «Волшебный сон»

Цель: саморасслабление.

Коррекционный блок №2

Занятие 1

Приветствие.

Игра «Сказочная шкатулка»

Цель: Формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе.

Игра «Волшебное колечко»

Цель: коррекция негативного образа «Я», снятие тревожности, неуверенности в себе.

Игра «Принц и принцесса»

Цели: дать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности; сплочение детской группы;

Рисование на тему «Волшебные зеркала»

Цель: гармонизация и развитие здоровой «Я-концепции»

Упражнение «Танец»

Цель: использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.

Занятие 2

Этюд «Злодей»

Цель: формирование моральных представлений, принятие новых форм поведения.

Чтение рассказа Э.Шима «Не смей!»

Цель: развитие человеческих качеств; привитие новых форм поведения.

Этюд «Впереди всех»

Цель: развитие социальных эмоций, обучение проявлениям самочувствия, сопереживанием по отношению к сверстникам.

Проигрывание ситуаций

Цель: научить самостоятельно, принимать верные решения.

Расставание.

Занятие 3

Приветствие.

Игра «Взаимоотношения»

Цель: привитие новых форм поведения.

Этюд «Солидарность»

Цель: проявление сочувствия в конкретном действии.

Игра «Передай по кругу»

Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.

Занятие 4

Приветствие.

Игра «Встреча сказочных героев»

Цель: коррекция негативных поведенческих реакций; формирование нового опыта взаимоотношений в процессе игры.

Игра «Мальчик (девочка) наоборот»

Цель: развитие произвольного контроля за своими действиями.

Этюд «Солнце в ладошке»

Цель: снятие эмоционального напряжения; развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений.

Этюд «Просто так»

Цель: развитие социального доверия; воспитание новых способов общения; формирование адекватных форм поведения.

Расставание.

Занятие 5

Приветствие.

Игра «Найди друга»

Цели: научить детей чувствовать и переживать; развитие коммуникативных навыков.

Игра «Секрет»

Цель: развитие социальной активности детей.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Рисование «Новоселье»

Цель: поддержание чувства единения с группой.

Правила дружбы

В заключение всех встреч дети обговаривают некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов.

Релаксация «Улыбка»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с...

Программа социально-психологического тренинга для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы «Тайны островов внутренних сил»

Авторы-составители: Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»Шихова Татьяна Юрьевна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5» Программа предназначена для ра...

программа воспитательной работы в среднем звене школы

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, р...

«Условия успешности пятиклассника в период адаптации к среднему звену школы»

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к ш...

Программа сопровождения обучающихся 5 класса в период адаптации к обучению в среднем звене школы

Предлагаемая программа поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, направлены на снижение школьной тревожности, формирование адекватной сам...

Адаптация в среднем звене школы

На начало 1 четверти 2020-2021 учебного года – 21 чел.На конец 4 четверти  2020-2021 учебного года – 20 чел.Выбыл:  1 чел. (Пономарев Никита в МАОУ «СОШ №26»)Прибыл: ...