Программа по адаптации учащихся 5-х классов к обучению в средней школе
методическая разработка по психологии (5 класс) на тему
Программа состоит из трёх блоков и представляет собой пошаговое руководство по проведению психологической адаптации с постепенным привыканием пятиклассников к обучению в условиях средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_adaptatsii_k_sredney_shkole_uchashchihsya_5.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по адаптации к средней школе учащихся 5-х классов.
«Первый раз в пятый класс!»
Актуальность.
Переход из младшей школы в среднюю – важный и очень волнительный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения (предметная), часто новые одноклассники, новые незнакомые помещения.. С одной стороны пятиклассники переходят в новое для них среднее звено с интересом и желанием проявить себя, быть активными, умными, независимыми, нужными здесь и успешными, с другой стороны они испытывают чувство тревоги и беспокоятся: как их примут здесь? Всё ли получится? Конечно, новая ситуация обучения порождает много разных тревог и волнений. Чтобы разобраться со всем этим и начать спокойно и успешно учится нужно время. Это время и называется периодом адаптации. Для того, чтобы помочь ребятам пройти этот период как можно мягче и психологически легче проводится эта программа.
Цель: создать условия, способствующие психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы, позволяющие поддерживать и развивать в детях интерес к знаниям, умение общаться с новыми преподавателями и одноклассниками, творить в своём классе атмосферу поддержки и взаимопонимания.
Задачи:
- снижение уровня школьной тревожности, формирование у детей устойчивой самооценки и позитивной я-концепции;
- формирование устойчивой учебной мотивации детей;
- повышение уровня психологической готовности к обучению;
- создание классного коллектива через формирование групповой сплочённости и выработку системы единых обоснованных требований;
- освоение детьми школьных правил;
- выработка норм и правил жизни класса;
- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
1 этап. Ориентировочно - ознакомительный.
Проведение большой психологической игры «Жемчужное ожерелье знаний» 1 сентября ( по Битяновой).
Цель: Знакомство с новыми учителями в игровой форме, освоение пространства старшей школы, выработка умения ориентироваться в пространстве старшей школы.
2 этап. Диагностический.
Проведение диагностики на тревожность (по Филлипсу). Знакомство учителей и учащихся с результатами диагностики, планирование по результатам диагностики индивидуальной и групповой работы с пятиклассниками.
Цель: Выявление тревожных детей, понимание содержательной характеристики видов тревожности у каждого ребёнка и, исходя из этих данных, выработка индивидуальных возможностей коррекции эмоциональных отклонений.
3 этап. Коррекционно – развивающий.
Проведение серии классных часов (8-10 занятий) с периодичностью 1 раз в неделю в пятых классах в тренинговой форме.
Цели: улучшение способности к психологической адаптации к обучению в старшей школе, сведение к минимуму периода дезадаптации, (если он проявился у кого-то из детей), снижение уровня тревожности, повышение учебной мотивации, создание эмоционально комфортной атмосферы в классе.
Занятие 1.
Знакомство. Рождение группы.
Упражнение «Представление имени» (имя – движение)
Игра «Если весело живётся, делай так!»
Принятие правил тренинга.
Упражнение «Твоя школа такая, какой ты её видишь». Попробуем увидеть положительные стороны в новой ситуации обучения.
Дискуссия на тему занятия.
Обсуждение итогов занятия.
Занятие 2.
Три главные силы.
Упражнение «Прошепчи имя».
Чтение сказки о далёкой планете детства (автор Хухлаева).
Обсуждение сказки. Вопросы для обсуждения:
- Пришло ли время для героя сказки взрослеть? Если да, то почему?
- Действительно ли для взросления необходимы сила воли, сила ума, сила добра? Может быть, нужны какие-то ещё силы?
- Почему принц и принцесса захватили с собой во взрослость кусочки планеты детства?
Упражнение на самопознание: « У кого сколько сил и чего не хватает?» Ребята по кругу, передавая мяч, рассуждают на тему наличия и недостатка этих трёх сил.
Занятие 3.
Я – пятиклассник!
Упражнение «Что я люблю делать».
Закончить фразу, передавая мяч по кругу: «Я хочу, чтобы в пятом классе я…»
Заполнение бланков «Мои цели».
Обсуждение итогов занятия.
Занятие 4.
Способны ли мы быть единой командой?
Упражнение «социограмма»(созвездие класса)
Упражнение на сплочение «Ка-ра-бас!» Обсуждение упражнения.
Дискуссия на тему «Что такое дружба?»
Закончить фразу : настоящий друг – это тот, кто…
Выписать качества на доску.
Примеры дружбы из фильмов, книг, мультфильмов.
В завершение занятия упражнение на сплочение «Электрическая цепь».
Занятие 5.
О дружбе и друзьях.
«Что я люблю делать?» - пантомима без слов.
Осознание своих предпочтений улучшает качество жизни.
Продолжим про дружбу: что мешает – что помогает дружбе.
Составляем таблицу.
Выход на работу с негативными эмоциями: «Что делать с тем, что не нравится?»
Упражнение «Камушек в ботинке» или «Спустить пар».
Методы совладания с гневом.
Упражнение на единство и толерантность: «Ты и я. Мы вместе…»
Обсуждение итогов занятия.
Занятие 6.
Легко ли быть учеником? ( по Коблик , стр. 50)
Упражнение «У кого какой сегодня ритм?»
Что такое тревожность? Какая она бывает и что с этим делать.
Разговор на тему.
Занятие 7.
Чувства. Мысли. Действия.
Учимся различать чувства, мысли, действия.
Упражнение «Шкалы»
Теория.
Показать пантомимой: примеры чувств, мыслей, действий.
Занятие 8.
Говорим о своих чувствах.
Разминка
Скажите о своих чувствах сейчас. Теперь пусть каждый участник расскажет о своих чувствах.
Работа по теме занятия.
Смотрим фотографии с изображениями различных эмоций.
Практикуемся в распознавании чувств.
Главное – дать участникам возможность понять, что не так-то просто определить чувства другого человека.
Учимся говорить о своих чувствах к другому.
Изучаем схему «Как сказать о своем чувстве»:
- Я чувствую (страх, злость, обиду…) – или – мне (страшно, грустно, стыдно…)
- Когда ты … (описание того, что происходит).
- Давай подумаем, как нам быть в этой ситуации – или – что бы ты предложил? – или – я предлагаю тебе …(описание действия), а сам готов …(описание действия).
Разбиваемся на тройки. Каждая тройка получает ситуацию на карточке. Один участник говорит другому о своих чувствах. Другой отвечает, что он чувствует в ответ. Третий следит за тем, говорят ли участники о своих чувствах или пытаются обвинять партнера.
Анализ упражнения. Заключительное обсуждение.
Занятие 9. Понимаем друг друга. Учимся поддержке.
Разминка.
Закончить фразу «Я умею… и хотел бы…» (про развитие умения или овладение новым навыком). Можно про новое умение или про хорошо развитое.
Проверяем на практике, хорошо ли мы понимаем друг друга в нашей группе. Упражнение «Пересказ текста»
Работа в тройках. Упражнение на понимание.
Учимся поддержке. «Вася, ты умеешь… Спасибо. А ещё я умею..»
Техника поддержки. Красный карандаш – поддержка - по кругу.
Передышка: рубка дров, коллективный счёт, бросаем мячики.
Заключительное обсуждение.
Занятие 10. Поддержка и доверие.
Завершающее занятие.
Разминка. Создадим совместный ритмический рисунок.
Дискуссия на тему занятия.
Вспоминаем формулу про сильную личность и крутого.
Говорим о значении чувств, впечатлений в нашей жизни.
Примеры поддержки. Разбираем ситуации.
Упражнение на доверие. «Восковая палочка».
Как, из чего рождается доверие?
Анализируем упражнение.
Упражнение: за что я могу сказать себе «спасибо».
Пантомимой подарки друг другу.
Упражнение «Ладони» по кругу.
Заключительное обсуждение. Прощание.
До новых встреч!
Литература:
Коблик Е.Г. «Первый раз в пятый класс!» М. Генезис, 2007.
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. , Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.- М.: Генезис, 2000.
Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс). Под ред. С.В. Кривцовой.- М.: Генезис, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории для 10-11 классов (Преподавание истории в средней школе)
Рабочая программа по истории для 10-11 классов. Количество часов 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе Всего 136 часов, в неделю по 2 часа Учебные пособия: Л.Н.Алексашкина. «Всеобщая истор...
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса" Гендерное обучение в начальной школе как одно из эффективных условий опережающего обучения баскетболу".
Раздельное обучение девочек и мальчиков в начальной школе на уроках физкультуры . ...
Программа по адаптации учащихся 10-х классов
Рабочая программа направлена на оказание психолого-педагогической помощи десятиклассникам в адаптационный период...
Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в школе
Почему у младших подростков снижается мотивация к обучению? А вслед за этим идёт снижение успеваемости, нежелание делать домашние задания. Возникают проблемы с взаимопониманим в семьях. Родители требу...
Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»
Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...
Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы.
Адаптация-зачастую сложный и продолжительный процесс. он зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих....