"ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕВУШЕК О ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЕ ИХ МАТЕРЕЙ"
статья по психологии

Иванова Полина Александровна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕВУШЕК О ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЕ ИХ МАТЕРЕЙ

Иванова П.А.

В связи со сложившейся социальной и политической ситуацией в нашей стране, мы сталкиваемся с огромным количеством общественных, межличностных проблем. Одной из таких мы можем считать нарушение межличностных связей между людьми одной семьи и отношениями между людьми противоположного пола. Юношество теряет прямые межличностные связи, особенно в кругу своей семьи. М. Боуэн полагает, что именно мать определяет и формирует эмоционально-психическое состояние ребенка [1]. «Мама» оказывает влияние на формирование ценностной системы детей (особенно девочек) [2]. Ценностная система - это структурированный набор ценностей, которые на данном этапе своего личностного развития принимает и разделяет индивид. В связи с этим весьма актуальным является исследование ценностной системы девушек и их представление о ценностной системе их матери как Значимого Другого.

Рассматривая проблемы утраты отношений, мы можем говорить о том, что в данном разрезе явление рассмотрения значимости человека и значимых связей между молодым поколением и родителями является очень важным, требующим рассмотрения и необходимым для изучения не только для юношей, но и для их родителей. Особое влияние «мама» оказывает на формирование ценностной системы детей (особенно девочек).

Подобное исследование уже было проведено на базе филиала Кубанского Государственного Университета в городе Славянске-на-Кубани Н.В. Халиной [5]. В ходе данного исследования было выявлено, что «большинство респондентов в качестве приоритетных значимых Других выбирают «кровных родственников… и из тех, кто указал женские роли, большинство (96% человек) поставили на первое место  «маму» [5, с.241]. На данной основе темой нашего исследования стала модель матери как «Значимого Другого». Сам термин «Значимый Другой» был предложен и введен Г. Салливаном еще в 30-х годах XX века, концепция значимости Другого разработана А.В. Петровским [4]. Это любой человек, который важен и влиятелен в отношении формирования у индивида социальных норм, ценностей и личного образа Я [4].

Задачи исследования:

- изучение ценностной системы девушек;

- исследование ценностной системы матерей в представлении молодого поколения (девушек);

- исследование взаимосвязи ценностных систем матери и дочери.

Объектом нашего исследования является представление молодежи о своей ценностной системе и о ценностной системе матери как «Значимого Другого». Предмет исследования - взаимосвязь ценностной системы девушек и представления о ценностной системы их матерей.

Гипотеза: если (в представлении респонденток), их «мамы» ценят «доброту, терпимость, безопасность, традиции», то и для их дочерей данные ценности являются  также приоритетными.

Для определения ценностной системы молодежи нами была использована методика Шварца «Ценностные ориентации личности» (Multidimensional scaling). Метод исследования: корреляционный анализ  R- Спирмена.

Было получено, что в среднем по выборке приоритетными ценностями девушек являются: универсафлизм, безопасность, самостоятельность, доброта. То есть они оценивают себя как  понимающих и терпимых к людям, для них важна защита благополучия всех людей, природы, безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя,  самостоятельность мысли и действия, так же сохранение и повышение благополучия близких людей.

Проанализировав корреляционную таблицу  ценностей девушек, мы можем выделить некоторые взаимосвязи. Если самостоятельность является предпочтительной ценностью девушек, то более значимым для них является получение удовольствия и стремление к власти (r=0,609).

 А чем ниже стремление к самостоятельности и потребность в безопасности, тем выше уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи, тем более они добры и не «гонятся» только за личной выгодой.

Отметим, что представление о собственной ценностной системе и ценностной системе «мамы» совпадают: «я ценю тоже, что и мама». Терпимость, благополучие других, самостоятельность, доброта важна для «мамы», в представлении девушек, как и для них самих. Таким образом, наши данные подтверждают положения М. Боуэна, А.И. Захарова, С. Минухина и др., что образ «мамы» как Значимого Другого является самым значимым для девушки в процессе идентификации.

Так же отметим, если дочь полагает, что «мама» стремится удовлетворить потребности других, не ставит себя в приоритете (r=0,494), не стремиться к власти в отношениях (r=-0,497), она воспринимается ею как добрая (r=0,549), соглашающаяся и не очень самостоятельная (r=-0,656), но уважающая традиции, культурные и религиозные обычаи. Причем, если для нее не важны самостоятельность (r=-0,539) и получение удовольствий (r=-0,671), то она более терпима и добра. Но если для матери  самостоятельность мысли и действия выступает главной ценностью, то для нее важнее иметь высокий социальный статус, доминировать над людьми и ресурсами.

Сравнивая обе ценностные системы, мы можем говорить о том, что приоритетными для девушек и для матерей являются одинаковые ценности: понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы,  безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя,  самостоятельность мысли и действия и  сохранение и повышение благополучия близких людей. Причем самостоятельность, как ценность, имеет одно из значимых положений. Можно говорить, что самостоятельность девушек и их матерей приводит, как к положительным проявлениям: стремление к достижению успеха, так и к отрицательным проявлениям: стремление к власти, отсутствие чувства безопасности и приобщенности к культурным традициям.

Если рассматривать ценностные приоритеты девушек во взаимосвязи с материнскими по корреляционной таблице, то мы можем сделать ряд заключений:

Чем более «мама» понимает дочь и стремится к благополучию семьи, тем дочерь менее нуждается в самостоятельности(r=-493) и менее стремятся к власти (r=-524). Однако чем менее значимым для матери становится достижение успеха, тем выше зависимость, несамостоятельность ее дочери(r=-581).  

Если «мама» стремится сохранить и умножить благополучие близких людей,  уважает культурные и религиозные обычаи и идеи,  понимает, терпит, не живет наслаждением или чувственным удовольствием, тем и для дочери менее важным становится достижение личного успеха, тем выше ее чувство безопасности(r=-0,476). И если мама не достаточно ценит обычаи и культурные, религиозные традиции, она воспитывает в дочери стремление  доминирования над другими людьми и ресурсами(r=-524).

Таким образом, если для мамы очень ценным является постоянное стремление к получению новых впечатлений,  наслаждение или чувственное удовольствие,  но для нее не ценно сохранение и повышение благополучия близких людей, то ее дочь не чувствует себя в безопасности и стремится удовлетворить эту потребность. Мы знаем, что чувство безопасности является очень важной потребностью еще младенца (Э.Эриксон), которое обеспечивает дальнейшее доверие миру и построение комфортных отношений [6]. Понимающие мамы, отдающие, живущие культурными и семейными ценностями обеспечивают комфорт и безопасность своим дочерям. Однако «потеря золотой середины и некоторой меры» в этой жертвенности, самоотдаче, может сформировать в дочери зависимость и несамостоятельность. Возможно, любовь матери в таком случае трансформируется в гиперопеку, которая, по мнению Р. Мэй, Рут Соннерс тормозит полноценное развитие личности ребенка [3].

Итак, проанализировав юношескую и материнскую ценностную систему по методике Шварца «Ценностные ориентации личности» и  корреляционному анализу  R- Спирмена, мы можем говорить о том, что мать, являясь самым Значимым человеком в жизни дочери, закладывает ее ценностную систему. Например, она закладывает такие ценности как понимание, терпимость и защиту благополучия всех людей и природы, безопасность, самостоятельность мысли и действия, сохранение и повышение благополучия близких.

Кроме того, выдвинутая нами гипотеза, о взаимосвязи ценностной системы девушек и их матерей подтвердилась. Мы выявили, что значимыми в этом ключе выступают такие материнские ценности как терпимость, способность отдавать другим, чувство безопасности, чтение традиций, доброта, самостоятельность, что воспитывает в их дочерях аналогичные ценности. Если (в представлении респонденток), их «мамы» ценят «доброту, терпимость, безопасность, традиции», то и для их дочерей данные ценности являются  также приоритетными.

Список используемой литературы:

  1. Боуэн М. Теория семейных систем Автор: Бейкер К., А.Я. Варга: М.- 2005,- 496 с.
  2. Минухин С. Техники семейной терапии  Пер. с англ. А.Д. Иорданского.- М.:Независимая фирма "Класс", 1998. - 304с.
  1. Мэй Р.Р. Смысл тревоги. Часть первая. Попытки понять тревогу. Глава пятая. Салливан: тревога как боязнь неодобрения, перев. с англ. М. И. Завалова и А. И. Сибуриной.

М.: Независимая фирма Класс, – 2001 –  384с.

  1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. "Значимый другой" в системе межличностных отношений. М.: Инфра 1999 – 528 с.
  2. Халина, Н.В. Характеристики общения юношей с пожилыми людьми как значимыми Другими [Текст] / Н.  В. Халина //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 12 (71), декабрь. Часть II. – Москва,  2014 – С.  239 - 242.
  3. Эриксон Э.Х. Идентичность. Юность и кризис, пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 342 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление информации в различных системах счисления

Данная презентация содержит в себе теоретический и практический материал для формирования у учащихся представления о переводе чисел из одной СС в другую...

Презентация по экологии 9 класс "Представление о биосфере как системе"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Практическая работа по теме "Представление информации в различных системах счисления"

В разработке представлена практическая работа по информатике и ИКТ для обучающихся НПО  по теме "Представление информации в различных системах счисления"...

Презентация "Представление информации в двоичной системе счисления"

Может быть использована как иллюстрация к сообщению как учителя, так и ученика.В  ней в краткой и доступной форме приводится классификация систем счислений, двоичная арифметика, приведены примеры...

Урок "Представление информации в двоичной системе счисления"

Урок "Представление информации в двоичной системе счисления"...

Сценарий театрализованного представления для младших школьников к Дню матери.

Сценарий на День матери с театральной постановкой для младших школьников....