Формирование ценностной системы функциональных знаний, общеучебных и предметных умений и навыков учащихся.
статья (11 класс) по теме

Майорова Елена Викторовна

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tsennostnoy_sistemy.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование    ценностной системы

 функциональных знаний, общеучебных и предметных умений и навыков учащихся.

Профессиональное образование и профессиональное обучение должно быть ориентировано на подготовку специалиста, способного обеспечить прогресс в развитии в своей отрасли.   Быстрое развитие современного рынка труда требует работника нового типа: разносторонние знания, отличная специальная подготовка, открытый, любознательный взгляд на мир, способность адаптироваться к новым ситуациям, к постоянным изменениям, знания иностранных языков, компьютера, новых информационных технологий, готовность развивать знания и адаптировать их к новым ситуациям - всё это говорит о том, что образование должно быть ориентировано на опережающее обучение специалиста, на постоянное образование, на широкие знания, на осознание того, что не будет одной работы на всю жизнь. Постоянное обучение - это требование любой компании. Чем раньше у человека сформируется способность самообразования, тем больший интерес он представляет для работодателя. Таким образом, совершенно очевидно, что важнейшей формой самореализации личности на рынке труда является профессиональная подготовка.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предполагает переход   образования от формально-знаниевой к личностно-деятельной парадигме. Она определяет и новое качество обучения: формирование практических навыков получения, анализа информации; способность к самообучению; самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся.

Нужно исходить не из важности  своей дисциплины, а идти от личности подростка к предмету. Традиционная форма урока, когда изучение проходит в узких рамках содержания материала, не подходит для осуществления этой задачи. Необходимо разрабатывать  уроки, которые будут направлять по пути формирования самосознания.  

 Главной целью для себя ставлю: создание условий для развития самостоятельного интереса и творческих способностей учащихся, развития навыков самоорганизации, самообучения, самоконтроля («Учить учиться»).

 Георг Зиммель очень хорошо сказал: «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».

Моя основная специализация – история и социальные науки. Предмет история дает широкие возможности для достижения поставленной цели.

Достаточно частое явление в обществоведческом образовании, к сожалению,   нехватка учебного времени для формирования информационных и интеллектуальных образовательных умений.   А при их отсутствии у учащихся трудно говорить о качестве обучения истории и активизации познавательной деятельности. Между тем учитель способен управлять этим важным процессом.

  На первостепенном этапе необходимо:

  • Создать у учащихся мотивационную базу для овладения умениями,  постановка ученика в такую ситуацию, когда он сам осознанно захочет освоить конкретный способ учебной деятельности (например, научиться составлять опорный конспект).
  • Получить от преподавателя сведения о способах учебной деятельности: правила, памятки, алгоритмы, описывающие процедуру работы над формированием того или иного умения (например, Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля).
  • Показать самому учителю образец  выполнения задания, в ходе которого формируется тот или иной учебный навык (к примеру, составление схемы "Система высших органов власти и управления в  Российской империи).

     Учащиеся сами выполняют действия с опорой на имеющийся образец под непосредственным руководством преподавателя. В течение нескольких уроков учащимся следует повторять  задачу, пока умение полностью не закрепится. И на основе сформировавшихся умений переход к более сложному заданию – самостоятельной работе. На следующем этапе перенос умения из стандартной учебной ситуации в новую, требующего творческого развития сформированных навыков (от составления тематической таблицы переход к заполнению сравнительной).

     Опыт приобретается непосредственно самими учащимися в результате деятельности, поэтому возрастает роль самостоятельной работы, развития навыка   самообучения.

Учащийся воспринимает материал урока, осознает его, запоминает, использует, опираясь на активную психическую деятельность — ощущения, восприятия, мышление, память, внимание, воображение. Задача учителя – управлять этим процессом, что бы он не был стихийным, неточным, а обеспечил бы действительно глубокое, объективное и полное усвоение темы, проблемы или вопроса.

Примером   подхода  к активизации познавательной деятельности  хочу предоставить применяемую  работу с письменными историческими источниками. Эта деятельность наиболее полно позволяет сформировать важнейшие учебные компетентности: историко-познавательную и информационную.

Источниковая база исторического и обществоведческого образования очень разнообразна, но в учебной практике наиболее востребованы бывают письменные источники. Исследование таких источников должно быть многоуровневым: от определения датировки, автора и его политической ориентации, сущности самого представленного явления до сравнения, обобщения, интерпретации. В теме изучения «Холодной войны» предоставить учащимся документ - отрывок выступления Черчилля в американском городе Фултоне 1946 года. Задача:

  • Определить время выступления.
  • Политический уклон оратора.
  • По отношении к кому адресована речь.

Проводя такую работу, я убедилась, что успех в решении задачи управления качеством анализа документов зависит от многих факторов. Во-первых, эмоционального - нацеленности на преодоление трудностей и достижения высокого результата. Во-вторых, моделирующего - способности учащихся мыслить обобщенно, систематизировать знания для поиска путей решения проблемы. Наконец, в-третьих, процессуального – от сформированности умений   исследовать источник, навыками продемонстрировать   свои  знания. Таким образом, изучение и тем более исследование документов требует серьезной подготовки как преподавателя, так и учащихся.

 В начале работы с источниками я отбираю те приемы деятельности, которые будут необходимы при исследовании. И предоставляю каждому учащемуся наглядную памятку.

Примерный вариант:

  1. внимательно прочитайте текст источника.
  2. определите его главные идеи.
  3. выявите основные понятия, факты, имена, события.
  4. разобрать текст и определить описанное явление.
  5. проанализируйте позицию автора.
  6. поставьте собственные вопросы к тексту.
  7. сопоставьте содержание текста с ранее изученным материалом (информацией с другого источника).
  8. сформулируйте собственные обобщающие выводы.
  9. предоставьте анализ  документа в виде сообщения (ответа на вопрос).

  Предлагаю  главные способы работы с документами по степени сложности ее организации.

     Использование документа в процессе изложения учебного материала учителем - его пересказ или цитирование. Использую с целью уточнения материала, окраски его в более яркие тона или как штрих для разнообразия в подаче темы.

     Комментированное чтение с разъяснением преподавателем смысла, терминов, содержания. На этом этапе в работу начинают вовлекаться учащиеся. Новый источник знания, где можно учащемуся самому отбирать истинность, а не получать ее от преподавателя, прошедшую через призму его восприятия.

  Следующей ступенью может быть коллективный разбор источника на основе системы вопросов, поставленных учителем. Ответы выслушиваются и уточняются как самими учениками, так и преподавателем.  Пример: тема урока «Причины поражения Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны» учащиеся получают исторический источник «Из проекта выступления Г.К. Жукова на Пленуме ЦК КПСС 19 мая 1956 г.», на основании которого самостоятельно определяют причины поражения КА в первый период военных действий. А также вопросы и задания к документу:

  • охарактеризуйте источник. Какую задачу, по-вашему, поставил перед собой автор документа?
  • Как оценивает Г.К. Жуков подготовку СССР к обороне и армии к войне? Согласны ли вы  с его точкой зрения? Какие подтверждения (опровержения) вы можете представить?
  • Как оценивает источник ситуацию, сложившуюся в первые дни войны? Какие ошибки, по мнению источника, допустил Сталин? Согласны ли вы с точкой зрения источника? Аргументируйте свою позицию.
  • Определите причины поражения Красной Армии в первый период войны.

Учитель организует обсуждение источника по предложенным вопросам, корректирует и, в случае необходимости, дополняет ответы учащихся. В итоге урока делается вывод о том, что, несмотря на тяжелейшие поражения, планы гитлеровского командования были нарушены уже в самом начале войны героическим сопротивлением частей и формирований Красной Армии.

Все указанные выше методы являются хорошей базой для перехода к еще более высокой ступени работы учащихся с документальным материалом - самостоятельной. На этом этапе   выделяю и формирую три уровня познавательной активности.

I. Воспроизводящий уровень предполагает выписать основные понятия, ответить на поставленные вопросы, узнать в тексте изученные факты, события, явления; составить простой план.

II. Преобразующий уровень предполагает разбор документа, выделение в нем главной идеи; сравнение положений источника с другим теоретическим материалом; самостоятельный отбор, группировка фактов; составление развернутого плана. На этом этапе  нужно учащимся составить тезисы. В помощь и для корректировки процесса предоставляю алгоритм работы: а) внимательно прочитать текст источника, следя за развитием главной мысли; б) составить план изучаемого документа, исходя из его содержания; в) развернуть каждый пункт плана в виде одного-двух предложений, содержащих основные положения и обосновывающие его факты; г) проверить правильность выполнения работы: все ли основные положения источника раскрыты в тезисах, нет ли расхождений между формулировкой темы и ее раскрытием в тезисах.

 В процессе работы необходимо обучить учащихся еще одной форме преобразования текста источника - составление конспекта. Предоставив учащимся самим составлять конспект, то чаще всего будет краткий пересказ текста. А конспектирование – серьезное интеллектуальное занятие.

При чтении выявить в тексте его основные положения. Поставить вопросы для определения их сути. Сформулировать ответы и записать. Также возможен разбор авторских вопросов, предоставленных в тексте и свои варианты ответов на них; работа с материалами событий, биографическими данными. После фиксирования логической цепочки суждений обязательно необходимо определить актуальность и значимость источника для сегодняшнего дня, для современности.

Но на этом работа с текстом письменных источников не завершается. Ее можно продолжить на творческо-поисковом уровне – с осмыслением источника, определением его места в системе других документов, с составлением сравнительных таблиц. Например отчеты о развитии экономики государства в различные периоды; результаты военных действий.  

А также выполнением практических и познавательных заданий, как работа со сборниками документов, архивами.

Составляя и отбирая творческо-поисковые задания к текстам документов   ставлю своей целью,  чтобы деятельность учащихся была направлены на:

1) распознавание терминов и понятий;
2) описание  опираясь  на исследуемый источник исторического или общественного явления с помощью собственных или имеющихся в тексте аргументов, конкретных примеров;
3) характеристику изучаемого объекта;
4) установление связи содержащихся в документе утверждений с другими известными учащимся положениями;
5) определение историчности содержания письменного источника, обусловленности его появления и актуальности;
6) выделение имеющихся в тексте оценочных суждений, отражающих позицию автора текста, а также ошибочных суждений и неточностей;
7) сравнение нескольких исторических, общественных явлений, представленных в анализируемом тексте или на основе нескольких источников;
8) подведение итогов  в виде выводов по изученному тексту;
          Работа с источниками и технология решения познавательных задач позволяет начать овладение своеобразным арсеналом инструментов историка, почувствовать всю сложность и одновременно прелесть исторического исследования. Это значительно повышает качество обучения и не только и не столько внешнее, выражающееся в конкретных оценках, а глубинное, проявляющееся в формировании устойчивого, мотивированного интереса к истории, обществознанию, гуманитарным наукам в целом.

  Проведение урока в  системе группового самостоятельного обучения позволяет включить каждого ученика в работу.    Все это создаст условия для активизации индивидуальной деятельности, рефлексии. И как следствие способствует самообразованию, самоорганизации, самоконтролю. Всему тому, что необходимо личности, которую в процессе специализированного обучения сможем воспитать, создать   личностью профессионала. Грамотного, с широким кругозором, ответственного, владеющего своей профессией, обладающего гражданственностью и многими другими качествами.

 

Литература.

  1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. – М.: Педагогика, 1984.
  2. Басик Н.Б. Педагогические возможности работы с документами в школьном курсе обществознания // Обществознание в школе. 1999. № 4.
  3. Боголюбов Л.Н. Работа с документами в процессе обществоведческого образования // Обществознание в школе. 1998. № 4.
  4. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Педагогика, 1968.
  5. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Учительская газета. 2002. № 31.
  7. Методика преподавания истории в средней школе / Ежова С.А. и др. – М.: Просвещение, 1986.
  8. Методика обучения истории в средней школе. Ч. II / Под ред. Н.Г. Дайри. – М.: Просвещение, 1978.
  9. Степанищева А.Т. Методический справочник учителя истории. М., 2000.
  10. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки качества знаний, умений и навыков учащихся на логопедических занятиях

В данной работе даются рекомендации по комплексной и щадящей оценке работы ученика на логопедических занятиях. Представлены нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР по русскому языку: дикт...

Обобщение опыта по теме "Организация контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности»

 Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельс...

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по письму и развитию речи в 5-9 классе.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по письму и развитию речи в 5-9 классе.Оценка устных ответов.Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний, умений и навыков коррекционной шко...

Материалы для диагностики знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка в 5 классе.

Все диагностические материалы связаны с определенной темой. Задания рекомендуется применять на уроке как в качестве промежуточного контроля, так и в виде индиаидуальной самостоятельной работы. Тесты с...

Мониторинг качества сформированности общеучебных умений и навыков учащихся

Для того чтобы дети успешно сдали экзамены, необходима качественная системная ежедневная работа, позволяющая отследить пробелы в знаниях учащихся и отработать навыки в решении заданий, позволяющие пре...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

ПОЛОЖЕНИЕ о средневзвешенной системе оценки знаний, умений и навыков учащихся

ПОЛОЖЕНИЕ о средневзвешенной системе оценки знаний, умений и навыков учащихся...