Анализ психологических особенностей учащихся 3 класса в целях индивидуализации образовательного маршрута
материал по психологии на тему
Анализ результатов психологической диагностики обучающихся 3 класса. Рекомендации педагогам на основании результатов диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_analiz_raboty.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«РОСТОВСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №28»
«Центр дистанционного образования детей-инвалидов»
Анализ психофизиологических особенностей учащихся 3 класса в целях индивидуализации образовательного маршрута.
В 2016-2017 учебном году в 3 классе обучаются три ученика: Иван, Ольга, Елена.
При установлении контакта Иван ведет себя осторожно, контакт неустойчивый. В ситуации обследования проявляются тревожность, страх ошибиться, сомнения в возможности выполнения задания. При возникновении затруднений проявляет агрессивные реакции, плаксивость, обидчивость. Может отказаться от выполнения задания, если сомневается в успехе. При выполнении знакомых, несложных заданий, проявляет интерес. Необходима постоянная мотивация, поощрение успехов, организация внимания. Речь с дизартрией, задержка речевого и психоречевого развития. Слух в норме. Особенности зрения: врожденная катаракта обоих глаз. Ведущая рука правая, присутствует слабость мелкой моторики. Темп деятельности неравномерный, снижается при утомлении и возникновении затруднений. Необходимо время, чтобы настроится на работу, быстро утомляется. Эффективность работы низкая. Часто отвлекается на произвольные темы, внимание поверхностное, истощаемое. Объем слуховой и зрительной памяти соответствует норме. Мышление инертное, присутствует склонность к детализации. Способность к сравнению и обобщению развита на среднем уровне, при определении главного не всегда опирается на значимые признаки. Свой выбор поясняет. Затрудняется при установлении аналогий. Запас общих представлений ниже возрастного уровня. Фон настроения неустойчивый. В неформальном общении проявляет позитивные эмоции. Самоконтроль не сформирован. Графические навыки и письмо развиты ниже возрастного уровня. Обучаемость средняя.
Для Оли характерно легкое вступление в контакт, контакт устойчивый. При обследовании проявляет интерес, инструкцию понимает, удерживает на протяжении выполнения всего задания. При возникновении затруднений проявляет беспокойство, желание отказаться от выполнения задания. Речь, зрение и слух в норме. Ведущая рука правая. Работоспособность неравномерная, необходимо время для врабатываемости, умеренные признаки астенизации на протяжении всего обследования. Внимание неустойчивое, присутствуют колебания, активное. Объем и концентрация снижены. Объем слухоречевой памяти в норме. Мышление словесно-логическое, сравнение и классификацию производит по существенному признаку, свой выбор поясняет. Задания на нахождение аналогий вызывают затруднения. Интеллектуальное развитие соответствует возрасту. Самоконтроль в норме. Графические навыки и письмо соответствуют возрасту. Запас общих представлений в норме. Обучаемость средняя.
Лена в контакт вступает легко. Поведение в ситуации обследования адекватное, проявляет интерес. Речь, зрение и слух в норме. Ведущая рука правая, общая моторика в норме. Темп деятельности средний, равномерный. Работоспособность: равномерная, быстрая врабатываемость. Внимание произвольное, активное, устойчивое. Объем и концентрация внимания в норме. Объем слухоречевой памяти высокий. Мышление словесно-логическое. Сравнение, классификацию, производит по существенному признаку. Нахождение аналогий выполняет практически без ошибок. Интеллектуальное развитие соответствует возрасту. Эмоционально-волевая сфера устойчива. Самоконтроль достаточен. Высокая учебная мотивация. Графические навыки и письмо соответствуют возрасту. Запас общих представлений в норме. Обучаемость высокая.
При обследовании обучающихся 3 класса установлено, что уровень знаний соответствует 3 классу. Интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме. Ограничений в усвоении общеобразовательной программы нет.
Рекомендации: в целях индивидуализации образовательного маршрута, при составлении ИУП необходимо учитывать психофизиологические особенности развития обучающихся. Педагогам на занятиях рекомендуется: постоянно поддерживать уверенность обучающихся в своих силах, обеспечить субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке, поддерживать атмосферу доброжелательности. Избегать ситуаций сравнения друг с другом. Сравнивать только успехи каждого из обучающихся с более ранними. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям обучающихся. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени объемный и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно. Перед усложнением материала необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с повтором основных моментов. Необходимо давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз. Развивать самоконтроль можно, давая возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у одноклассников, но делать это тактично, используя игровые приемы. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, интонацию и приемы неожиданности ( стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
При работе с Иваном, необходимо избегать ситуаций неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать его на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения снижен. При проявлении агрессивных реакций, можно использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций ребенка, выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, ..."); позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). Для сохранения положительной репутации целесообразно: публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел никого обидеть"); не требовать полного подчинения, позволить Ивану выполнить требование учителя по-своему; предложить компромисс, договор с взаимными уступками.
При работе с Ольгой, для снижения эмоционального напряжения в динамических паузах можно использовать основы аутогенной тренировки, релаксации и активного воображения. Использовать «развивающую помощь», направленную на возникновение системы позитивных представлений о себе. Актуализировать и развивать рефлексивные навыки. Оказывать эмоциональную поддержку.
При работе с Еленой, иметь дополнительные задания, различного уровня сложности. Организовывать педагогическое взаимодействие на основе сотрудничества. Возможно систематическое использование предложения заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учёт, психологических особенностей учащихся с замедленным психологическим развитием в процессе обучения
из опыта работы в классах КРО VII вида...
Статья "Психологические особенности учащихся 5–6-х классов"
В психологических исследованиях отмечается, что 10–12 лет – пограничный возраст между детством и отрочеством, с которым связано два кризиса – возрастной и образовательный. Помощь обучающимся в этот тр...
Учет психологических особенностей учащихся начальных классов при обучении грамматики
Учет психологических особенностей учащихся при обучении грамматики...
Тематическая консультация для родителей «Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период»
Тематическая консультация для родителей«Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период» Цель: анализ адаптационного периода обучающихся по результатам психологической ди...
Роль психолого-педагогического консилиума в индивидуализации образовательного маршрута обучающихся с нарушением слуха.
Выступление на городском семинаре-совещании по теме: "Организация содержания деятельности психолого-педагогического консилиума"...
Учёт, психологических особенностей учащихся с замедленным психологическим развитием в процессе обучения
из опыта работы в классах КРО VII вида...
Характеристика класса с целью обоснования образовательного маршрута
Характеристика класса с целью обоснования образовательного маршрутапо ________________обучающихся____ класса ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018/1...