Тематическая консультация для родителей «Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период»
методическая разработка (10 класс) на тему
Тематическая консультация для родителей
«Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период»
Цель: анализ адаптационного периода обучающихся по результатам психологической диагностики, выработка рекомендаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskaya_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическая консультация для родителей
«Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период»
Цель: анализ адаптационного периода обучающихся по результатам психологической диагностики, выработка рекомендаций.
На протяжении своей учебы в школе ребенок переживает, как минимум, три кризисных периода, связанных с трудностями адаптации: поступление в первый класс, переход в среднее звено (5 класс) и переход в старшее звено (10 класс).
После окончания среднего звена происходит переформирование классных коллективов, изменяется привычная обстановка, возникают новые требования, появляются новые педагоги и одноклассники – все эти обстоятельства требуют мобилизации адаптационных резервов организма. Для некоторых детей это превращается в серьезную проблему. В этот период у школьников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками и родителями.
Именно поэтому в школе проводятся диагностические мероприятия. Большинство учащихся показали средний уровень адаптированности на новом этапе обучения. Но результаты диагностики свидетельствуют о том, что в классе есть свои затруднения, над которыми необходимо работать.
В результате изучения особенностей мотивационной сферы учащихся 10А класса определились ведущие учебные мотивы детей, а именно: познавательные, саморазвития, достижения, профессионально-жизненное самоопределение. При анализе ответов детей в анкете «Адаптация» также были получены данные: основными мотивами дальнейшего обучения в десятом классе для большинства опрошенных являются получение полного среднего образования и перспектива поступления в ВУЗ.
То есть, в период обучения в 10 кл. важной остаётся проблема профессионального самоопределения детей. В 10 кл. школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз или другое учебное заведение после окончания школы. Если решение принято, надо помочь ребенку спланировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления. Именно в 10 кл. это будет своевременно, ведь у подростка сейчас есть последняя возможность поменять своё решение. В 11 кл. график учёбы станет более напряжённым, начнётся серьёзная подготовка к выпускным экзаменам.
В результате исследования уровня мотивированности выявилась также группа детей, имеющие низкий уровень познавательной мотивации, и средний уровень по данному фактору. Нередко встречающаяся в 10 кл. проблема – ярко выраженное желание отдохнуть после напряжённого 9-го класса и перед выпускным 11 классом. Школьник чувствует себя уставшим от серьёзных экзаменов и важных решений о своём будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка.
Юноши и девушки охотно используют время обучения в 10 кл. для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят всё больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе. (Оценивая степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива, можно сделать вывод, что большинство учащихся считает свой класс дружным, и сплоченным. В классе развита взаимопомощь и взаимовыручка).
И здесь важно сохранить баланс. Есть большая опасность - позволить ребёнку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Плюс ко всему в 10 кл. происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после 9 кл., поэтому требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Родители 10-ков должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твёрдый «четвёрочник» - неуспевающим. Плохие оценки (с точки зрения самого учащегося, т.е. более низкие, чем он привык получать) могут привести к понижению самооценки и к изменениям в поведении ребёнка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным.
Определилась группа детей с высоким и очень высоким уровнем общей тревожности. Эта категория учащихся особенно нуждается в поддержке со стороны родителей и педагогов в период адаптаци. Причиной возникновения тревожности может быть реальное неблагополучие школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения. Подобную тревожность часто испытывают ученики, которые хорошо учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им очень большой ценой. У таких детей возможны срывы, особенно при резком усложнении деятельности.
У большинства учащихся отмечается некоторая тревожность, связанная с текущей успеваемостью и, особенно, по поводу сдачи ЕГЭ.
У 7 человек (44%) выявляется школьная тревожность, то есть тревожность, связанная со школой, общением с учителями. В условиях переформирования классных коллективов и смены педагогического состава, сложившаяся ситуация может быть обусловлена новой системой требований к психолого-педагогическому статусу ученика 10-го класса. Названные факторы непосредственно влияют на учебную мотивацию учащихся.
Родители, заметившие, что их ребёнок стал более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, помогите ему справиться с трудностями в учёбе. Выясните, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Постарайтесь объяснить, что требования к нему возросли, и потому педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребёнку кажется несправедливым, что, например, за аналогичную работу ему в средней школе ставили 5, а теперь 4,3.
38% опрошенных считают, что учиться стало легче. 62% учащихся отмечают трудности в обучении, связанные с усложнившейся программой, нехваткой времени, возросшей ответственностью, путаницей в голове.
Нужно вместе проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости.
И здесь самое главное не терять контакт со своим ребенком. Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребёнка заставляет вас беспокоиться. Расскажите сыну (дочери) о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.
При этом не выдвигайте необоснованных требований. Любое требование должно быть разумным и аргументированным.
Таким образом, для того чтобы ребёнок 10-классник мог самоутвердиться и достичь успехов во взрослой жизни, с нашей стороны необходимо:
- Трезво оценивать его успехи и достижения;
- Поддерживать инициативу и желание ребёнка в достижении цели;
- Критиковать конструктивно, предлагая пути решения проблемы;
- Видеть и положительно оценивать любые успехи ребёнка на пути к цели;
- Поддерживать его морально и материально
- Искренне радоваться победам и достижениям;
- Не ругать, если что-то не получилось;
- Верить в успех и вселять эту веру в ребёнка.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая консультация для родителей «Активизация чтения учащихся»
Современная школа давно переориентировалась с памяти на мышление: роль книги, казалось бы, должна возрастать. Читают же современные дети все меньше и меньше. Причин тому много. Но на сегодняшний день ...
Педагогический проек. Тема "Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период
Педагогический проект/ Тема: Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период. СОДЕРЖАНИЕ Введение...
Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в адаптационный период
Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Особенностью социально-психологической ...
Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднее звено).
Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период. Задача классного руководителя - разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, с какими проблемами они сталкивают...
Психологическая поддержка учащихся 9, 11 классов в период ГИА (презентация для родителей)
Рекомендации психолога по повышению стрессоустойчивости учащихся в период экзаменовВидео-запись выступления...
Психологические особенности учащихся 5-8 классов. Проблема переходного периода в среднее звено
Статья о возрастных особенностях учащихся 5-8 классов. Причины и их устранения снижения успеваемости у подростков....