Особенности реагирования человека на стрессовую ситуацию
статья по психологии на тему
Люди неодинаково реагируют на идентичные стрессоры. Очевидно, что точно предсказать последствия воздействия стрессовых факторов сложно. Это связано с тем, что между стрессорами и их последствиями опосредовано действуют другие факторы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_reagirovaniya_na_stressovuyu_situatsiyu.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности реагирования человека на стрессовую ситуацию
Люди неодинаково реагируют на идентичные стрессоры. Очевидно, что точно предсказать последствия воздействия стрессовых факторов сложно. Это связано с тем, что между стрессорами и их последствиями опосредовано действуют другие факторы. К таким факторам относят качества стрессоров, личностные свойства, компетентность в преодолнении наурузок (тенденции копинга) и социальные факторы (социальная сеть, социальная поддержка).
Реакции человека на стрессовую ситуацию могут проявляться следующим образом;
Физические признаки | Умственные интеллектуальные признаки | Эмоциональные признаки | Проявления на уровне поведения |
Головные боли Расстройство желудка Сердцебиения Одышка Тошнота Судороги Утомление Неопределенные боли в различных частях тела Подверженность аллергическим реакциям Повышенная потливость Сжатые кулаки или челюсти Частые простудные заболевания, грипп, инфекции Возобновление болезней, имевших место ранее Быстрое увеличение или снижение массы тела | Субъективное ощущение «ослабления памяти» Потеря концентрации внимания Легкая отвлекаемость «Тунельное» зрение Ночные кошмары Нечеткое видение предметов Ошибочные действия Постоянные негативные мысли Нарушение суждений Импульсивность мышления Склонность к принятию поспешных решений | Нерешительность Раздражительность Подозрительность Мрачное настроение, вплоть до депрессии Суетливость, не позволяющая сконцентрироваться на определенной задаче Ощущение напряжения Истощенность, отсутствие энтузиазма Циничный неуместный юмор Ощущение нервозности, боязливости, тревоги Ощущение бесцельности Потеря уверенности Снижение удовлетворенности жизнью Сниженная самооценка Неудовлетворенность работой | Чувство отчужденности Беспокойство Потеря аппетита или переедание Утрата интереса к противоположному полу Нарушение речи Дрожание голоса Рост семейных проблем Нерациональное распределение времени Избегание поддерживающих отношений Антисоциальное поведение (у подростков) |
Для стрессовых ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений. Анализируя реакции человека на стрессовые ситуации, уделим внимание субъективному аспекту восприятия стрессовой ситуации.
В зависимости от внутренних условий (особенности личности) люди могут по-разному отвечать на различные стрессовые ситуации: они испытывают различные эмоции, проявляют различные формы поведения и т. д.
К факторам влияющим на восприятие ситуации (и от этого зависит выход из нее) специалисты относят: пол, возраст человека, социально-групповую принадлежность, тип нервной системы, темперамент, состояние здоровья, текущее психофизиологическое состояние, религиозная ориентация, степень зрелости личности и т. д.
Существенное влияние на оценку уровня трудности жизненной ситуации оказывает и такая личностная характеристика, как локус контроля, который приводит разграничение между двумя типами людей: теми, кто верит, что их действия могут и должны влиять на ход их жизни (личности с внутренним локусом контроля) и теми, кто верит, что их жизнь направляется удачей, шансом, судьбой, ситуационными факторами, которые не зависят от них самих и не подвластны их контролю (личности с внешним локусом контроля).
Характер стрессовой реакции зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях.
Выход из стрессового состояния с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его защитных механизмов, его способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также о его врожденных качеств – силы нервной системы.
В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности – интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются также тип «жертвы» и тип «достойного поведения».
Стресс опасен для жизни, но он также и необходим для нее: при автострессе («хорошем стрессе») отрабатываются адаптационные механизмы индивида.
Особую разновидность стресса составляет «стресс жизни» – острые конфликтные состояния личности, вызванные стратегически значимыми социальными стрессорами – крах престижа, угроза социальному статусу, острые межличностные конфликты. [8]
При социально обусловленном стрессе резко меняется характер коммуникативной деятельность людей, возникает неадекватность в общении (социально-психологический субсиндром стресса). При этом сами акты общения могут стать стрессогенными (скандалы, ссоры). Регуляция поведения переходит здесь на эмоциональный уровень. Отдельные индивиды становятся способными на бесчеловечны , антигуманные действия – жестокость, мстительность, агрессивность и т. п.
Возможен и неадаптивный «уход» от стрессовой ситуации – индивид направляет свою активность на решение второстепенных проблем, уходит от «давления жизни» в мир своих увлечений или даже грез и несбыточных мечтаний.
Итак, стресс может оказывать как мобилизующее влияние – «хороший стресс», так и угнетающее влияние – дистресс (от англ. Distress – горе, истощение). Для формирования адаптивного поведения человека необходимо накопление его опыта в трудных ситуациях, овладение способами выхода из них.
Автостресс обеспечивает мобилизацию жизненных сил индивида на преодоление жизненных трудностей. Однако стратегические защитные психофизиологические резервы организма нужно использовать лишь в решающих жизненных ситуациях; необходимо неадекватно оценивать встречающиеся на жизненном пути трудности и правильно определять время и место для генеральных жизненных «сражений».
Негативно стрессовые явления возникают в случаях длительного пребывания индивида или социальной общности в условиях нормативной неопределенности, затяжного ценностного противоборства, разнонаправленности социально значимых целей, интересов и устремлений, конфликта норм.
Стрессогенный характер может приобрести длительная изоляция социальной группы. При этом снижается уровень внутригрупповой солидарности., возникает межличностная разобщенность. Эгоцентрическая замкнутость отдельных индивидов.
Устойчивость к стрессу может специально формироваться . Существует ряд приемов самозащиты человека о травмирующих нагрузок в критических ситуациях. Стрессовые ситуации могут возникать внезапно и постепенно. В последнем случае человек некоторое время находится в предстрессовом состоянии. В это время он может принять меры с целью соответствующей психологической защиты. Одним из таких приемов является рационализация надвигающегося отрицательного события, всесторонний его анализ, снижение степени его неопределенности, вживание в него, предварительное привыкание к нему., устранение эффекта внезапности. Можно снизить психотравматическое воздействие стрессовых ситуаций, имеющих личную значимость, путем их обесценивания, снижения значения.
Существует и прием предельного мысленного усиления возможных отрицательных последствий предстоящих событий, формирование установки на худшее. Реальность же может быть легче ожидаемых кризисных ситуаций.
Стресс следует отличать от аффекта. Аффект – это эмоциональный взрыв в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством. Которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.
Выводы: Люди по-разному реагируют на стрессоры. Это в большей степени зависит от качества стрессоров, личностных свойств индивида, компетентности в преодолении нагрузок (тенденции копинга) и множества социальных факторов (социальное окружение, поддержка и т. д.). Факторов, вызывающих стресс, бесконечное множество. Но их источников только два: это происходящие с людьми жизненные события – факты и их значения ил отношение к ним. Второй источник характерен только для человека. Только для людей, в отличие от других живых существ, возникновение стресса связано с субъективными особенностями восприятия.
Список литературы.
- Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.
- Апчел В. Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: 1999. – 86 с.
- Батуев А. С. Высшая нервная деятельность: Учебник для вузов по специальности «Биология», «Психология», «Философия». – М. : Высшая школа, 1991. – 256 с.
- Бермант-Полякова О. В. Посттравма: диагностика и терапия. – СПб.: Речь, 2006. – 248 с.
- Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000 – 352 с.
- Бреслав Г. М. Психология эмоций. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
- Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов на Дону:»Феникс», 1999. – 480 с.
- Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. –М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА. М., 1999. – 624 с.
- Игумнов С. А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. – СПб.: Речь, 2007. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Особенности организма человека"
•Учебный проект «Особенности организма человека» реализуется в течение 2 лет (8-9 класс).•В данной разработке представлена лишь одна из нескольких частей данного учебного проекта, а именно «Чело...
Глаз. Особенности зрения человека
Интегрированный урок по физике, биологии и экологии "Глаз. Особенности зрения человека" рекомендуется проводить в 11 классе. Данный урок может проводить как учитель физики самостоятельно, ...
Особенности скелета человека и его нарушения.
Презентация для уроков по теме "Скелет человека":1. особенности скелета человека, связанные с прямохождением2. нарушения осанки и плоскостопие у человека....
Особенности психики человека, способствующие формированию смыслового чтения. Уровни понимания текста.
С точки зрения психологии в формировании смыслового чтения у учащихся участвуют все высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие и понимание. Подробно я хотела бы остановиться се...
Значение знаний об особенностях строения человека
Урок изучения нового материала по програме Д.И. Трайтак. Издательство "Мнемозино"....
«Жилище человека, особенности жизнеобеспечения человека»
Конспект внеурочного занятия в 5 классе с использованием технологии применения логических опорных сигналов (ЛОС) на тему: «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения человека»...
Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.
Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...