Учитель года - 2019
презентация к уроку по психологии (5 класс) по теме
Участие в конкурсе "Учитель-года - 2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.91 КБ |
![]() | 18.15 КБ |
![]() | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Апаринская средняя общеобразовательная школа
Технологическая карта урока
Тема урока:
«Наши эмоции».
Подготовила
Педагог-психолог
Бердникова Светлана Владимировна
2018 год.
Пояснительная записка
к разработке урока по психологии для 5 класса
с использованием современных образовательных технологий.
Направление: средняя школа
Предмет: психология
Тип урока: психологическое просвещение
Тема урока: наши эмоции
Планируемый результат урока:
Образовательные: формирование у подростка преставления о собственном эмоциональном мире.
Развивающие: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций.
Воспитательные: воспитывать культуру общения.
Актуальность темы:
Подростковый возраст считается особенно «эмоциональным», что проявляется в изменчивости настроения, сочетании качеств. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста проявляются в гормональных и физиологических процессах, поэтому в этот период жизни могут возникать повышенная тревожность, агрессивность и различные страхи. В свою очередь, эмоциональное неблагополучие тесно связано со школьной неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми.
В связи с особенностями подросткового возраста, психологическое просвещение в сфере расширения представлений подростков об эмоциях приобретает особую актуальность. Данное направление психопросветительской работы создает условия для улучшения понимания подростками своего эмоционального состояния, причин его возникновения, а также осознания влияния эмоций на отношения с другими людьми.
Форма проведения: групповое занятие с элементами социально-психологического тренинга; участники и ведущий располагаются по кругу.
Необходимые материалы: интерактивная доска. Продолжительность занятия 40-45 минут.
Цель занятия: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций.
Задачи:
Образовательные: формирование у подростка преставления о собственном эмоциональном мире.
Развивающие: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций.
Воспитательные: воспитывать культуру общения.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: комбинированный.
Опорные понятия, термины: эмоции, мимика, стенические и астенические, положительные и отрицательные, смешанные эмоции.
Новые понятия: эмоции, мимика.
Формы контроля: опрос, анкетирование, тест «Понимаете ли вы язык мимики?», упражнение «Десять комнат».
Домашнее задание: сделать подборку фотографий с изображением эмоций, выражаемых человеком (подобрать наиболее интересные, трудночитаемые эмоции).
Технологическая карта урока
Тема урока:
«Наши эмоции».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые умения и качества | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Организационный момент | Постановка цели урока, создание положительного настроя. | Подготовка класса к работе. | Показать свою готовность к работе. Сообщение темы и задач работы на уроке. | Выражать положительное отношение к процессу познания. | Понимание необходимости изучения данной темы в контексте личностного роста и развития социальной компетентности. |
Основная часть | Упражнение «Моё актуальное состояние» Опрос Вспомните, какое настроение чаще всего было у вас в течение всей недели? Всегда ли вы были спокойны и веселы? Мини-лекция про то, что такое эмоции Эмоции — это переживание наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а также к самому себе, это реакции на конкретные ситуации. Эмоция проявляется: - в форме выразительных движений; - в форме эмоциональных действий; - в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях; - в форме определенного отношения к окружающему. Вроде бы очевидно, что сначала возникает переживание, а потом его внешнее выражение, однако и внешняя реакция ведет к возникновению внутреннего переживания. Виды эмоций. По характеру переживания (удовольствие или неудовольствие) эмоции бывают положительные и отрицательные. | Осознание своего эмоционального состояния, его анализ. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. | Упражнение «Моё актуальное состояние» Опрос Мини-лекция. Вопросы для обсуждения. | Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. | Знание понятий: «эмоции», «мимика», типы эмоций. Уметь: различать типы эмоций. |
Основная часть | Тест «Понимаете ли вы язык мимики?». Предлагаю проверить себя. На плакате девять выражений лица, в которых закодировано девять эмоциональных состояний. Попытайтесь их расшифровать, а после я открою правильные ответы. Ключ: 1) Безразличие; 2) Враждебность; 3) Веселье; 4) Грусть; 5) Сильная злость; 6) Застенчивая радость; 7) Злость; 8) Плохое самочувствие; 9) Бурная радость; | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Тест «Понимаете ли вы язык мимики?». | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния. | Умение: определять эмоции и эмоциональные состояния по м, обозначать их словесно. |
Основная часть | Обсуждение способов как справиться с негативными эмоциями | Рефлексия собственных чувств и эмоций. | Мозговой штурм | Анализировать и характеризовать собственные эмоциональные состояния и чувства. | Расширение знаний о способах эмоциональной перестановки |
Основная часть | Упражнение «Десять комнат». Представьте, что мы живём в доме, в котором есть десять комнат. Восемь из них имеют названия «Радость», «Страх», «Гнев», «Агрессия», «Надежда», «Одиночество», «Удивление», «Печаль», а две комнаты не имеют названия. Придумайте символ или рисунок для каждой двери, подумайте, с чем ассоциируются у вас эти эмоции и чувства, что вызывает эти эмоции и чувства? Какой могла бы быть вывеска на двери? Придумайте названия и рисунки для двух оставшихся комнат, это могут быть чувства и эмоции, которые имеют для вас значение. Ответьте на вопросы: В какую комнату вы чаще открываете дверь? А где наоборот бываете редким гостем? В каких комнатах теряете силы? А где набираетесь сил, чувствуете себя увереннее? В каких комнатах вам приятно находиться? В какие комнаты вы не любите заглядывать? Почему? | Рефлексия собственных чувств и эмоций. | Упражнение «Десять комнат». | Анализировать и характеризовать собственные эмоциональные состояния и чувства. | Осознание собственных чувств и эмоций. |
Заключительная часть | Рефлексия (подведение итогов занятия). Упражнение «Моё актуальное состояние» Ваши впечатления? Чему научились? Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Ритуал завершения. | Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Упражнение «Моё актуальное состояние» Домашнее задание: нарисовать на альбомном листе изображение эмоций, выражаемых человеком (подобрать наиболее интересные, трудночитаемые эмоции). | Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. | Самооценка собственной деятельности. |
Заключение
В результате урока по психологии «Наши эмоции» у подростков улучшилось понимание своего эмоционального состояния, причин его возникновения и возможных способов его коррекции, а также осознания влияния эмоций на отношения с другими людьми, и на другие жизненные сферы.
Предварительный просмотр:
План выступления
1. Приветствие. Добры день уважаемые коллеги! Сегодня я бы хотела рассказать Вам о своем опыте работы психолога в школе. Кто же такой школьный педагог-психолог?
Педагог-психолог-это сотрудник организации, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Основными направлениями работы педагога-психолога являются:
2.1. защита прав и свобод учащихся;
2.2. психолог-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
2.3. консультативная помощь всем участникам УВП;
2.4. диагностика учащихся.
2. Как я построила свою работу?
На начало учебного я составляю план работы педагога-психолога на учебный год. Самые главные пункты моего плана – это работа с детьми, а именно с проблемными детьми, с детьми ограниченными возможностями здоровья, детьми группы риска. Работа с родителями и педагогами.
3. Школьная адаптация. Одна из важнейших задач – это диагностика готовности и адаптации к школе учащихся первых классов. Диагностика проводилась по тесту «Школьная мотивация» (автор Лусканова Наталья Геннадьевна). На экране Вы можете увидеть результаты диагностики первых классов. 1 А – класс 66% высокой адаптации, 1 б класс 72 %. Мы можем наблюдать, что 28 % - это низкая адаптация. С этими детьми и их родителями проведены профилактические беседы, индивидуальные занятия. Повторный тест проводился в марте 2018 года, и показатели оказались следующими: 1А класс - Высокая –94,4% Средняя – 5,5 %; 1 б класс - Высокая –94,4% Средняя – 5,5 %. Адаптация 5 класса. В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание - все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе. С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе. Школьная адаптация 5 класса проводится по той же методике Лускановой. Результаты Вы также можете видеть на экране.
4. Школьный психолог-это центр социального организма, где развиваются как отрицательные, так и положительные стороны взаимодействия учителей-учащихся и родителей. Это очень тонкая грань работы. Для родителей и учителей в школе проводятся круглые столы, тренинги, индивидуальные и профилактические беседы. Это может быть, как по просьбе учителя, так и по просьбе родителей.
5. Немаловажное значение я уделяю детям с ограниченными возможностями здоровья. С ними я провожу занятия. С целью реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» для коррекционно-развивающей работы и обучения, учащихся с ограниченными возможностями здоровья в нашу школу поступило специализированное оборудование для сенсорной комнаты, кабинета психолога, кабинета психомоторной коррекции и аппаратно-программный комплекс для обучающихся.
6. Работа с группой риска. Под «трудными» школьниками понимаются, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Целью работы с такими детьми является - предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения. Самое важное в работе с учащимися «группы риска» – согласованность действий педагога-психолога, социального педагога, заместителя директора по ВР, классного руководителя, учителей-предметников, инспектора ОПДН ОВД и родителей.
7. Профориентационная работа. Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле ее логическим завершением. Психологическое сопровождение системы профориентационной работы осуществляется психологической службой школы, основной задачей которой в данном направлении деятельности является постепенное формирование у ученика внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив. Основная цель развивающей профконсультации - это активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая включается в учебно-воспитательный процесс. Причем деятельность по системе развивающих профконсультаций подразумевает работу с учащимися разного возраста. Главный принцип развивающей профконсультации - перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых качеств и свойств личности.
8. Работа с педагогами. Эмоциональное выгорание педагогов по статистике НИИ медицины происходит 35-40 лет (66%), у учителей пропадает блеск в глазах, уроки становятся однообразными. Психолог помогает учителям осуществлять индивидуальный подход в общении с детьми. Исследование групп и отдельных детей дают богатейший материал для понимания проблем интеллектуального и эмоционального развития, требующих особого внимания взрослого.
9. Ребенок как личность. Развитие личности. Понятие «личность» включает в себя только социальные свойства и качества человека: речь, сознание, навыки и привычки, которые делают его общественным существом. Основными видами развития ребенка как личности являются - ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский. Каждый этап характеризуется по-своему, имеет определенные плюсы и минусы. На каждом этапе развития психолог, родители и учителя должны развивать ребенка в правильном русле. Немало важно здесь играет роль воспитания родителей. Ведь все мы должны помогать детям, поддерживать их в нелегком жизненном пути. Только совместными усилиями мы сможешь добиться отличного результата.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Эссе
педагога – психолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Апаринской средней общеобразовательной школы
Бердниковой Светланы Владимировны
на тему: «Моя педагогическая философия»
Если вы удачно выберете труд и вложите
в него свою душу, то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский
Рано или поздно перед каждым человеком встаёт сложный и важный вопрос выбора профессии, и от того, каким будет этот выбор, часто зависит дальнейшая жизнь и судьба человека.
Когда я была маленькой, смешной девочкой, думала, что учить других - это почётно и что учителя – самые добрые и умные на свете, но как же тяжек их труд. С возрастом я все больше стала понимать, что хочу помогать всем детям нашей планеты, что эти маленькие и крошечные «человечки» нуждаются в помощи по жизни как на этапе взросления, так и на этапе становления себя как личности в обществе. Наверное, ради того, чтобы в первую очередь научиться понимать других, надо слышать самого себя, понимать внутреннее душевное состояние и своё жизненное предназначение. Моя мечта осуществилась - я работаю педагогом-психологом в школе.
В памяти навсегда останутся мои школьные учителя, преподаватели институтов, которые учили быть ответственными, добросовестными и отзывчивыми людьми. Это те люди, которые не просто любят свою профессию, а отдают все свои знания и мудрость, стараясь заложить в каждом обучающемся нравственные основы.
Говорят, что «мечтать не вредно», но мечты сбываются. И вот я педагог-психолог, я классный руководитель. Когда вхожу в класс, вижу перед собой учеников и забываю обо всем на свете. Вдруг осознаю, что в моей жизни есть смысл: я могу удивлять и радовать, совершать маленькие открытия вместе с детьми, быть для них примером.
На занятиях по психологии особенная атмосфера. Мы учимся чувствовать, понимать, ощущать душевное состояние друг друга. Постигаем и учимся показывать все стороны жизни. Взрослые понимают чувства по - своему, и у каждого способа своё выражение. Дети – совсем другое. В век высоких технологий они перестали читать, но зато освоили компьютер; стали более агрессивны и эгоистичны, потому что меньше общаются друг с другом. Но, на мой взгляд, они стали более беспомощны в реальной жизни, и поэтому от нас им нужна поддержка и душевное тепло.
Быть педагогом – значит прежде всего работать над собой. Быть психологом – это немного другое. Каждый свой рабочий день я стараюсь проводить солнечно, с улыбкой. Всегда добрым словом встречать детей, родителей и коллег по работе. Утром, проходя по коридорам школы, вглядываюсь в лица учеников и понимаю, кто с каким настроением сегодня пришел в школу, кому нужна моя помощь в преодолении проблемы, с кем просто нужно поговорить, а может, и просто достаточно улыбки. Для меня как психолога очень важно, чтобы каждому ребёнку было комфортно в школе, чтобы он хотел в неё ходить с удовольствием и никогда не чувствовал себя одиноким и несчастным. Важно, чтобы родители и педагоги видели реальные проблемы ребят, своевременно помогали им их разрешить, чтобы родители и дети не были «изолированы» друг от друга. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в тесном взаимодействии педагогов, родителей и детей возможно найти и принять самое оптимальное решение.
Быть психологом – это постоянный труд. Я «расту» вместе с детьми, и каждого ребенка воспринимаю как что-то новое, пока еще мне неизвестное и очень-очень интересное. Я стараюсь раскрыть в ребятах скрытый потенциал. Если ученик почувствует, что он интересен сам по себе, то он готов открыться не только для меня, но и для самого себя. Помочь детям найти в себе неиспользованные ресурсы для собственного роста, для принятия самого себя как личности интересной, многознающей и умеющей – в этом вижу свое предназначение.
Я – педагог-психолог, но я не считаю себя волшебником. Я не лечу физически, но помогаю залечивать душевные раны, стараясь помочь детям, которые нуждаются в моей помощи.
Говорят, счастье – это состояние, когда утром хочется идти на работу, как на праздник. Думаю, это счастье у меня есть в полной мере. На моем профессиональном пути много трудностей и препятствий, много новых задумок, но главное - не останавливаться на достигнутом, а идти вперед, несмотря ни на что!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение на тему "Я - учитель" в рамках конкурса "Учитель года 2019"
Сочинение-рассуждение на тему "Я-учитель" для конкурса....
Конкурс "Учитель года-2019" эссе "Я-учитель"
Конкурс профессионального мастерства "Учитель года-2019"Конкурсное задание эссе "Я-учитель"...
Эссе на тему "я- учитель". Учитель года- 2019
Одно из конкурсных испытаний конкурса "Учитель года- 2019"...

Конкурс педагогического мастерства–2019 в номинации «Учитель года -2019»
Конкурс педагогического мастерства–2019 в номинации «Учитель года -2019»С 25 февраля по 1 марта в Салехарде планируется проведение муниципального этапа конкурса педагогического...

Программа муниципального конкурса педагогического мастерства-2019 Номинация «Учитель года - 2019»
Программа муниципального конкурса педагогического мастерства-2019 Номинация «Учитель года - 2019»Программамуниципального конкурса педагогического мастерства-2019Номинация «Учит...

Методическое объединение эссе "Я - учитель" учителя физической культуры на "Учитель года 2019"
Эссе учителя физической культуры...