Статья: «Психологическая культура Интернет - пространства»,
статья по психологии (6 класс) на тему
В данной статье освещенны проблемы интернет зависимости подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nekrasova_tv.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные средства коммуникации стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей и опосредуют практически все сферы человеческой деятельности. Число пользователей интернета неуклонно растёт, а самыми активными среди них являются молодые люди, подростки и дети. Проблема «ребёнок и интернет» представляет уже сегодня серьёзный мировоззренческий и методологический интерес. Ведь она касается формирования человека, его умственного, физического и нравственного здоровья. Общество предпринимает особые меры, создавая глобальные программы и даже перестраивая систему образования, в результате которых компьютер становится эффективным средством обучения, инструментом детского творчества.
Представляя множество новых возможностей, глобальная сеть несёт и новые риски. Юный пользователь, захваченный безграничными возможностями современных технологий, не может разглядеть рисков и угроз сети. Результаты исследования «Дети России онлайн», проведённого сотрудниками факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет в 2010-2011гг. выявили средний возраст вхождения детей России в сеть 9-10 лет. 70% обучающихся 9-10 лет и свыше 90% старше 13 лет пользуются интернетом без контроля со стороны взрослых. Каждый второй ребёнок выходит в сеть ежедневно, использует мобильный телефон – а значит, может быть он-лайн где угодно. Многие родители не обращают внимания на ребёнка, находясь даже в соседней комнате, ведь это так удобно – ребёнок дома, «под присмотром». Но остаётся ли ребёнок, уходящий в пучину мировой информационной сети, с родными, не теряет ли он связи с реальностью? Результаты исследования показывают, что многие родители не знают, с чем сталкиваются их дети в сети. Для всех детей-пользователей интернета, глобальная сеть в первую очередь является средством коммуникации. Только 10% родителей осведомлены о том, что их дети встречаются с теми, с кем познакомились в интернете (Солдатова, Рассказова,2012). Чаще всего в ситуации, когда дети не могут справиться с чем-либо в интернете, они обращаются за помощью к родителям и друзьям. Учителя стоят на последнем месте среди источников помощи.
Как показывает исследование «Моя безопасная сеть» (2010г), даже ИКТ- продвинутые педагоги далеко не всегда имеют адекватные представления о том, чем занимаются их ученики в сети и какие угрозы кажутся им наиболее значимыми (Солдатова и др., 2011). Экспериментируя своим поведением, подросток часто поступает рискованно, необдуманно, что обусловлено неразвитым чувством ответственности. И особенно легко нарушать правила в интернете. Ведь в интернете нет этики!
Подростковый возраст оказывает чрезвычайно важное влияние на всю последующую жизнь человека. В этом возрасте, который справедливо называют переходным, у подростков, с одной стороны возникают частые конфликты с взрослыми и прежде всего с родителями и учителями. С другой стороны, его лёгкая ранимость и высокая чувствительность подкрепляются насущной потребностью делиться своими переживаниями, необходимостью с кем-то обсуждать события своей жизни. Кто выступит в роли такого эмоционально поддерживающего субъекта: родители, психолог, сверстники или случайные люди? Виртуальные личности в интернете? Не безобидно, если эта опора будет даже просто на профанное мнение в социальных сетях. Виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка. Возможное конструирование любой виртуальной личности и техники манипуляций, используемые в интернете, позволяют выяснить у ребёнка личную информацию, которая может быть использована в преступных целях, вовлечь его в противоправную деятельность.
Главным и самым беззащитным объектом, по которому «ведут огонь» вербовщики всех мастей (наркобизнес, террористические, экстремистские и другие организации), является молодёжь. Которая, уже сегодня нуждаются в умелом и заботливом предостережении.
Столкновение с коммуникационными рисками несёт огромный стресс и представляет реальную опасность для их психического и физического здоровья. Учитывая особенности среднего школьного возраста детей цифрового поколения необходимо создавать условия для формирования навыков оценки и самооценки своего состояния при посещении сети, своих целей, мотиваций и потребностей, которые удовлетворяются при посещении сети. Умение спланировать время, отведённое для решения поставленной задачи.
Наиболее часто встречающиеся проблемы данной категории подростков – это приверженность (зависимость) от ряда психоактивных веществ (и Интернета) и делинквентное (Противоправное) поведение. Профилактика динамики данных асоциальных явлений составляет важную часть работы психологов и педагогов.
Раздвигая границы своего мира, подросток начинает исследовать новые территории, причём с нарушением правил, установленных в социальном окружении, в том числе допуская правонарушения и не задумываясь о негативных последствиях принимаемых им решений и совершаемых поступков.
Подросток сосредоточен на настоящем. Для него будущее видится в розовых тонах. В занятие введены роли через которые подростки узнают о том, что вся выложенная ими в интернет информация сегодня, остаётся там навсегда, и может быть использована в будущем во вред тому, кто выложил её не осознавая этого обстоятельства. Интернет делает нас, если так можно выразиться «бессмертными».
Согласно данным одного из интернет-опросов, образ жизни своего поколения одобряют 67% подростков, который характеризуется высокой степенью аддиктивности. В этом возрасте крайне важно ощущать жизнь как напряжённый порыв, источник новых впечатлений, стремление к самоутверждению. И именно здесь подстерегает иллюзорная надежда получить всё это в интернете. Почти гражданими себя чувствуют подростки, которые стремятся самоутвердиться, став героем-победителем в виртуальной битве. Подростки не получающие в реальном мире внимания, в виртуальном стремяться получить его иногда любой ценой, даже ценой своей жизни собрать как можно больше лайков. Подростки, стремящиеся стать лидерами, но так ими не ставшие в реальности, воображают себя сидя за компьютером властителями галактик, начинают разговаривать сами с собой или с персонажами игры так, как будто они реальны.
В подростковом возрасте происходит формирование характера, смена интересов, переоценка ценностей. Всё это делает психику подростка уязвимой. Наркодельцы тонко учитывают их увлечения, формирующиеся сексуальные влечения и часто бывают не только незримыми хозяевами дискотек, клубов, но и различных интернет-сайтов, спонсируют развитие музыкальных групп, способствующих «дозреванию» подростка перед первым приёмом наркотика. Именно подросток попадает под их выбор, потому что он легко внушаем, ещё не способен к направленным волевым действиям, лишён осознания ответственности за своё будущее.
В силу особенностей своего возраста, подростки испытывают сильную потребность в общении и групповой индивидуальности, т.к. ещё не имеют собственной. Срабатывает принцип «стаи» в компании: «все так поступают», «друзья уговорили», «неудобно было отказаться», а также стремление самоутвердиться в группе сверстников. Часто подростку не обладая коммуникативными компетенциями невозможно установить отношения со своими одноклассниками, и он продолжает поиски в интернете. Заглушает чувство одиночества, что свойственно подростковому возрасту – «со всеми и один».
Российский подросток взрослеет в обществе, раздираемом противоречиями. Он получает свободу, не получив духовной опоры. Подросток обращается к (наркотическим веществам, компьютерным играм, зависает в социальных сетях) прикрывая свою слабость всевозможными причинами: «расслабиться», «испытать новые ощущения», пережить «маленькую радость», «забыться и уйти от реальности, её тягот и проблем».
Отрыв подростков и «побег в виртуальный мир» подобно отрыву молодёжных субкультур от традиционных ценностей старших поколений, национальных обычаев и менталитета создаёт предпосылки расшатывания фундаментальной культуры общества. Ролевая игра способствует осознанию подростками историко-культурного аспекта как мощного ресурса развития, способствует формированию чувства патриотизма и гражданственности не в абстрактном «виртуальном мире», а в реальном пространстве своей страны.
Важно обсуждать с подростками темы, которые являются темами специфической профилактики асоциального поведения, т.е. говорить с ними о проблемах проявления асоциального поведения, которое существует в их среде.
Кто лучше всего может сделать это? Казалось бы, конечно родители. Все ли родители способны умело и эффективно предостеречь ребёнка от беды? Конечно, семья остаётся главным щитом, преграждающим дорогу злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить проблему.
Комплексное решение проблемы профилактики вредных привычек в подростковой среде возможно только при эффективном взаимодействии образовательного учреждения с государственными учреждениями, занимающимися проблемами профилактики.
Отсюда возникает необходимость разработки программ, направленных на повышение у подростков превентивного психологического запрета и повышение ценностного барьера. Формирования навыков созидательной деятельности, правовой и психологической культуры, эффективного межличностного взаимодействия.
С этой целью была разработан блок занятий: «Психологическая культура Интернет - пространства», который является модулем образовательной программы «Формирование интегративных качеств социально и психологически зрелой личности у подростков», реализуемой в образовательных учреждениях Кировского района специалистами ГБУ ДО ЦППС Кировского района.
Основной целью данного модуля является повышение уровня психологической культуры участников образовательного процесса – пользователей сети интернет.
Дает возможность решить следующие задачи:
- способствовать осознанию позитивного и негативного проявления психических феноменов, возникающих в виртуальном пространстве интернета.
- формирование новых представлений о зависимости от компьютерной игры.
- создание условий для рефлексии личностного опыта родителей и педагогов, связанного с глобальной сетью и обогащения его в процессе деятельности на занятии.
- актуализация ценности родительско -детских отношений.
- формирование навыков оценки опасных ситуаций при использовании сети интернет.
- создание условий для развития критического мышления.
- повышение уровня осведомлённости родителей и педагогов о психологическом аспекте формирования интернет зависимости (компьютерной аддикции)..
- пополнение арсенала техник саморегуляции. Метод каллиграфического письма перьевой ручкой иероглифов.
В ходе реализации участники модуля:
повышение педагогической компетентности родителей, педагогов в области глобальной сети интернет;
- смогут самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения в отношении пространства « ребёнок-интернет», исходя из пополненного объёма психологических знаний полученных на занятии;
- актуализируется ценность родительско-детских отношений;
-отработка навыка критической оценки рисков, возникающих в следствие проявления негативных сторон психических феноменов виртуального пространства интернета;
- обучатся методу саморегуляции – каллиграфическое письмо перьевой ручкой.
Методическое и материальное обеспечение программы
Формы и методы работы | Методическое обеспечение программы | Формы оценки результативности | Материальное обеспечение программы |
Информационно-коммуникативные, технология проблемного полилога, способствующая самостоятельному обретению смыслов, в отличии от традиционной передачи информации о том, что является смыслом. Беседа, дискуссия, игровые упражнения, когнитивные , метод генерации идей, техника саморегуляции с элементом арт-терапии - каллиграфическое письмо, механизм «обратной связи». | Мультимедийная презентация; демонстрационный ролик «Интернет – чума XXI века»; аудиозапись: В.А. Моцарт «Симфония №6»; «Сетевой торчок» документальный фильм(КНР). | Отзывы родителей (педагогов), интервьюирование | Просторное, хорошо проветриваемое помещение, парты и стулья по количеству участников. Флэшка с видеороликами и презентацией. Клубок ниток; картонные карточки с утверждениями; листы А4; перьевые ручки, чернила, распечатки иероглифов – по одному на группу, |
Практическая значимость: данный модуль обеспечивает возможность составить свод правил (соглашения между родителями и детьми) нахождения в сети интернет опираясь на полученные компетенции, профилактирующие интернет зависимое поведение и преодоление информационно-психологических факторов риска. В данном возрасте родителям весьма сложно контролировать своих детей так как об Интернете они уже знают больше своих родителей. И самым важным правилом становиться соглашение между родителями и детьми.
Учебно-ТЕМАТИЧЕСКИЙ план
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1 | «Психологическая культура интенет-пространства» | 1,5 | 30 мин | 1 час |
2 | «Слушается дело о интернете» | 1,5 | 30 мин | 1 час |
Итого: | 3 | 1 час | 2 часа |
критерии оценки планируемых результатов
Результативность занятий отслеживается с помощью анкетирования, интервьюирования обучающихся. Получения отзывов обучающихся и педагогов.
- субъективно переживаемые обучающимися изменения во внутреннем мире (основным критерием успешности участия в программе, является эмоциональное удовлетворение от занятия и изменение эмоционального баланса в пользу положительных чувств и переживаний);
- Объективно регистрируемые (наблюдателем: педагогом, родителями, психологом) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира подростка.(например, сокращение времени нахождения в сети, повышение активности в реальной жизни и т.д.);
- Устойчивость изменений в последующей (после занятия) жизни.
Вся процедура ролевой игры «Слушается дело об интернете» является моделью, схемой по которой подросток взвешивая все «за» и «против» приобретает навыки принятия решений, выступая сразу в трёх ролях: прокурора, адвоката и судьи. Такая модель профилактирует импульсивное принятие решения, что снижает частоту неверных решений. Каждый из нас ежечасно делает выбор. Наша задача – помочь сделать правильный нравственный выбор и осознать свою ответственность перед собой за авторство своей судьбы.
Список используемой литературы
1. Алексеева Л.Л.,. Анащенкова С.В ,. Биболетова М.З и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, Планируемые результаты начального общего образования – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
2. Кажарская С.Г. составитель / Аддиктивное поведение подростков, Минск: Красико-Принт, 2008 – 128 с.
3. «Здоровье школьника», №6\2011, издатель ЗАО «МЦФЭР», Москва.
4. Психологические последствия применения информационных технологий – сайт помощи психологам и студентам(htt // psinovo/ru/referati_po_psichologi
5. Л. Смолян, Г.М. Зараковский, В.М. Розин, А.Е. Войскунский
Информационно-психологическая безопасность(определение и анализ предметной области)
- М.: Институт системного анализа РАН 1997г, научно-издательский центр «Инженер».
6. А.А. Силаев, Л.Ю. Кузнецова, Н.Д.Бобрищева-Пушкина, О.Л. Попова, кафедра эколокии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. Сеченова»Гигиенические требования к организации работы детей и подростков с компьютером.
7. СанПиН 2.2.2/2.4 1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
8. Владельцы компаний-гигантов Силиконовой Долины отправляют своих детей в школу без компьютеров.(21.06.2014год Материалы The New York Times).
9. А.Ш.Емелин В.А., В.А.Рассказова, Е.И.Тхостов Психологические последствия развития информационных технологий//Национальный психологический журнал – 2012 - №1 с.81-87
10. Критерии вредного для здоровья и развития детей контента информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для Роскомнадзора. Научный редактор член-корреспондент РАО, д-р психол. Наук, профессор Солдатова Г.У.
11. Войскуновский А. Е. диссертационные материалы по теме «Преобразование общения, опосредованного компьютером».
12. В. Н. Могилёва «Психофизиологические особенности дошкольника и их учёт в работе с компьютером», М.:Издательский цунтр «Академия», 2007.
13. Психология и психотехника; научно-практический журнал РАН, Институт философии№3, март,2010.
14.Молодёжь в современном мире. Организация работы по профилактике асоциальных явлений. Дворец учащейся молодёжи, С-Пб, 2016.
15.Психолого-педагогическое сопровождение профилактической работы с подростками.
СПб АППО,2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование культуры межнациональных отношений в поликультурном пространстве"
Статья содержит материалы исследований среди учащихся по вопросам межнациональных отношений....
Использование интернет пространства как источника дистационного обучения учителя
Краткое руководство и источники для дистационного обучения любого учителя....
Использование интернет пространства в учебных целях
.В современном мире использование интернет пространства в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны...
Статья "Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры"
В статье рассматриваются характерные элементы и психологические аспекты профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры.Ключевые слова: деятельность учителя, стиль общения,...
Статья "Психологические основы воспитания на уроках физической культуры"
Традиционно каждый урок любого учебного предмета должен ставить перед собой задачи не только обучения, но и воспитания, а также развития, легче и естественнее всего это осуществляется на уроках физиче...
Статья Психологическая адаптация к школе учащихся 10-х классов: результаты диагностики в МОУ Лицей № 10, рекомендации педагогам (из сборника Образование и культура как фактор развития региона)
Статья Психологическая адаптация к школе учащихся 10-х классов: результаты диагностики в МОУ Лицей № 10, рекомендации педагогам (из сборника Образование и культура как фактор развития региона)...