Тренинг положительного эмоционального контакта
план-конспект занятия по психологии (10 класс) на тему
Этот материал поможет психологу в проведении занятия на ознакомление с эмоциональным общением обучающихся старших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тренинг эмоционального общения | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 г. Бирюсинска
Тренинг положительного эмоционального контакта
Подготовила и провела:
педагог- психолог МКОУ СОШ №10
г. Бирюсинска
Миронова Татьяна Александровна
Категория обучающихся: 9-11 классы.
Цели. Ознакомить обучающихся с классификацией эмоционального общения и сформировать навыки узнавания и осуществления положительного эмоционального контакта в различных ситуациях общения. Совершенствование коммуникативных умений. Развитие чувственного восприятия.
Оборудование.
Магнитофон, кассеты со спокойной музыкой.
Ход занятия
Формулирование темы, основных целей занятия
Основная задача при работе с данной темой- воспитание навыков эмоционального общения.
Вводная часть
Познакомить обучающихся с понятием тренинг и правилами проведения.
Тренинг- область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Упражнение « Слова»
Цель упражнения: введение в темпоритм, настроение и тему занятия.
Психолог. Назовите слова, которые обозначают различные виды эмоциональных проявлений.(удивление, страх, ненависть, усталость, любовь и т.д.).
-Назовите ту эмоцию, которая сейчас для вас является основной.
Обучающиеся называют эмоцию своего настроения в данный момент.
-Назовите все слова, относящие к общению: монолог, разговор, спор, беседа, язык, выступление и т.д.
-Давайте выясним, какими способами мы общаемся: словами, звуками, мимикой, позой, глазами, интонацией, жестами.
Чему чаще доверяем?
Психолог: Подводя итог предшествующего упражнения, мы можем сказать, что общение происходит как при помощи слов ( вербальное общение), так и без них (невербальное общение). Общение чаще всего бывает эмоционально окрашено. Почти в любом акте взаимодействия присутствует эмоция.
- А вот примеры неэмоционального общения:
А) информирование- такой вид общения, при котором осуществляется передача какого- либо сообщения от одного лица к другому.
Б) побуждение- вид общения, которое осуществляется для побуждения одного лица другим к какому- либо отношению, действию, поступку.
Эмоциональное общение- это общение, в котором присутствует эмоциональная информация, эмоциональный обмен. Классификацию эмоционального общения можно представить так: два уровня( эмоциональной рефлексии, на уровне духовных отношений).
Мы остановимся на первом уровне эмоциональной рефлексии.
Рефлексия-это процесс самопознания субъектом своих состояний, ощущений, понимание того, как к нему относятся окружающие. Анализ собственного психического состояния.
Общение на уровне эмоциональной рефлексии осуществляется без включения глубинных сторон души человека, на уровне только внешних проявлений эмоций, по принципу «стимул»-«реакция». Ты меня « погладил»- я тебя « погладил», ты меня « уколол»- я тебя «уколол». В теме сегодняшнего урока было заявлено «Тренинг положительного эмоционального контакта», то есть мы сегодня говорим о « поглаживаниях».
«Поглаживание»- это различные способы эмоциональной поддержки собеседника.
Ролевой тренинг
- Вид « поглаживания»- комплимент.
Упражнение « Комплимент»
Цели упражнения:
- активный запуск группового процесса;
- снятие зажатости, скованности;
- тренировка умения увидеть сильные стороны, положительные качества в любом человеке;
- тренировка умения находить нужные слова для приятного, продуктивного общения.
- В этом упражнении каждый из участников говорит другому какой-либо комплимент.
- Вид «поглаживания»-поддакивание. Как оно может звучать? Примеры: да, да; да, ты прав; угу; а как же иначе; конечно и т.д.
- Вид «поглаживания»-дружеские жесты и мимика.
- Ребята, какими жестами вы поддерживаете своих друзей?
Учащиеся приводят примеры таких жестов: объятия, похлопывание по плечу, рукопожатие, подмигивание.
- Вид « поглаживания»- эмоциональное заступничество.
- Приведите пример фраз, которые выражают заступничество за другого человека.
Учащиеся называют фразы, отражающие данный вид« поглаживаний». Что вы к человеку пристали! Он не мог поступит иначе. Он всё делает правильно! Это не его вина, а его беда.
- Вид « поглаживания»- похвала.
Примеры : молодец! Умница!
- Вид « поглаживания»- проявление нежности. Примеры: ах, ты мой родной! Умница моя! Дорогая..
- Вид « поглаживания»-сочувствие.
-Что мы говорим, когда жалеем кого- нибудь, сочувствуем? Ты мой бедненький! Горе ты моё луковое! Ты моя маленькая…
- Вид « поглаживания»- успокаивание.
-Какими словами можно успокоить человека?
Обучающиеся приводят примеры: не волнуйся, дорогой. Успокойся, всё будет хорошо. Жизнь, как зебра, и за чёрной полоской обязательно будет белая. Не стоит беспокоиться…
- Вид « поглаживания»-проявление дружелюбия.
Примеры поддержки: ничего, справимся! Не переживай, преодолеем! Не волнуйся, мы с тобой. Не грусти, ты не одинок.
Психолог.
Какие ещё варианты поглаживания вы можете предложить?
Релаксация
Проходит под музыкальное сопровождение.
Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих ощущениях. Прочувствуйте своё тело и расслабьтесь. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, рук тёплым ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Заканчивается упражнение словами: « Я стал новым человеком! Я стал сильным, спокойным, стабильным! Я всё делать буду хорошо!»
Упражнение- активатор
Цель упражнения: вернуться в состояние активности, бодрости.
Пантомима.
Передать по кругу: пушинку, « снежок», печёную картошку ( горячую), живую мышку.
Завершение занятия
Упражнение « Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:
- Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?
-Что тебе понравилось?
- Что не понравилось?
- Какое сейчас у вас настроение ? Никто не загрустил? Всё в порядке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...
Использование сенсорных игр для установления эмоционального контакта с аутичным ребенком
Сенсорные игры являются эффективным средством для установления эмоционального контакта с аутичным ребенком при условии ориентации на его структуру уровневой эмоциональной регуляции и...
Тренинг на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника.
Тренинг на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника....
Формирование первых эмоциональных контактов и предпосылок общения между детьми первого года жизни
В методической разработке приводятся показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами....
Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей 1-го года жизни со взрослым
В методической разработке даются показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами....
Как установить эмоциональный контакт со своим ребёнком.
Проект "Родителям о главном"....
Памятка для родителей "6 родительских привычек, которые нарушают эмоциональный контакт с ребенком"
Памятка для родителей "6 родительских привычек, которые нарушают эмоциональный контакт с ребенком"...