Использование оборудования сенсорной комнаты работе педагога-психолога
методическая разработка по психологии на тему
Использование оборудования сенсорной комнаты работе педагога-психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_oborudovaniya_sensornoy_komnaty_rabote_pedagoga-psihologa.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование оборудования сенсорной комнаты работе педагога-психолога»
Пространство для стимуляции внешних и внутренних стимулов человека получило название сенсорной комнаты. В комнате присутствуют специальная мебель, световые эффекты, релаксационные или, наоборот, активизирующие звуки при полном или частичном общем затемнении. Иногда под сенсорной комнатой понимают симбиоз интерактивного оборудования и материалов для сенсорного развития в традиционном смысле этого понятия.
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического воздействия:
- релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- стимулирование сенсорной чувствительности детей;
- поддержание интереса и познавательной активности;
- повышение активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
- развитие воображения и творческих способностей детей;
- коррекцию психоэмоциональных состояний.
Выбор задач, которые решает специалист в интерактивной среде сенсорной комнаты, зависит от состава группы, направленности учреждения, в котором осуществляется данная работа. Учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования, необходимо помнить об имеющихся противопоказаниях к занятиям в сенсорной комнате.
При использовании сенсорного оборудования для коррекции эмоциональной сферы сначала необходимо выявить эмоциональные особенности, которыми обусловлены трудности в поведении ребенка, такие, как негативизм, уход от совместной деятельности, неуверенность, ограниченность и избирательность в контактах, и др. Эти нарушения могут быть обусловлены различными причинами. В зависимости от этих причин формируется состав группы.
В условиях сенсорной комнаты интерактивная среда позволяет не только стимулировать сенсорно-перцептивные ощущения ребёнка, но и активизировать его чувства, гармонизировать эмоциональное состояние.
Для детей с ограниченным социальным опытом целесообразно использовать игры-драматизации на тему знакомых сказок или придуманного сюжета с использованием полифункционального, интерактивного оборудования сенсорной комнаты. Эта среда, наполненная различными аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами, помогает создать определенную эмоциональную атмосферу, создает определенное настроение и стимулирует положительное общение ребенка с окружающими людьми.«Волшебство» сенсорной комнаты поможет сделать сказку яркой, волнующей, чудесной. Магическое воздействие интерактивной среды создает невидимый мост между ребенком и взрослым, увеличивает потенциал процесса воспитания.
Большое значение имеет стиль общения педагога-психолога или другого специалиста, проводящего занятия в интерактивной среде сенсорной комнаты. Позиция равноправия, сотрудничества, принятия каждого во всех его проявлениях является основным условием коррекционной работы. Исключаются жесткая регламентация деятельности детей, авторитарный тон, требования подчинения и т.п.
Педагогам, психологам и другим специалистам следует проявлять максимум изобретательности, творчества, артистичности, чтобы не только привлечь детей к созерцанию интерактивного оборудования и взаимодействию с ним, но и дать им возможность наблюдать примеры эмоционального и речевого поведения, «заразить» их эмоциями, вовлечь в совместное действо. Главное, чтобы во всех случаях участники занятий испытывали радость и удовольствие от общения с интерактивной средой сенсорной комнаты.
Работа в полифункциональной интерактивной среде сенсорной комнаты организуется в следующих направлениях:
- использование стимулирующих упражнений, активизирующих и развивающих у детей дошкольного возраста сенсорные функции.
- непосредственное общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка.
- релаксационные тренинги для детей, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.
На подготовительном этапе для детей раннего, младшего дошкольного возраста, детей, у которых отмечаются страхи, выраженная неуверенность, агрессивность в малознакомом пространстве, важно постепенное вхождение в среду сенсорной комнаты.
На основном этапе работы в интерактивной среде сенсорной комнаты реализуются цели и решаются задачи коррекции и развития эмоциональной сферы и формирования коммуникативных навыков у детей.
Занятия в интерактивной среде могут сочетаться с различными играми на сенсомоторное развитие, с чтением специально подготовленных для конкретного занятия рассказов и сказок. Сказка актуализирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Для детей характерно то, что им трудно разобраться и адекватно оценить как свое эмоциональное состояние, так и состояние окружающих. При проведении игр-драматизаций ребенок не просто подражает, а создает образ персонажа, уподобляется ему. Способность ребенка войти в роль, уподобить себя образу — это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя ими персонажи. Оборудование сенсорной комнаты стимулирует деятельность детей, позволяет создавать новые образы представления, даёт основу для проигрывания ситуаций.
В структуре занятий можно выделить следующие блоки:
- Введение в игровую ситуацию
- Создание познавательной основы. Расширение уже имеющихся представлений и обогащение их новым содержанием с использованием интерактивного оборудования.
- Формирование эмоциональной готовности к занятию. Релаксация с использованием интерактивного оборудования.
- Основной этап— взаимодействие с интерактивной средой.
- Выход из игровой ситуации.
- Ритуал прощания.
В результате занятий с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты у детей старшего дошкольного возраста формируется умение понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать свои эмоции, умение действовать в группе. Это поможет предупредить негативные тенденции в поведении детей, особенно в нелёгких для них условиях обучения в школе, научит быть более активными в познании окружающей действительности.
Сенсорное оборудование
Кабинет психолога – это целая мастерская, студия, оборудованная новыми разработками и технологиями для достижения наилучших результатов в области психотерапии.
Быстрое и эффективное снятие эмоционального напряжения, уменьшение раздражительности, усталости, повышение работоспособности и успеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективе и в семье стало возможным благодаря сенсорной комнате. Правильно организованная комната психологической разгрузки - это один из уникальных инструментов, обеспечивающих среду гармоничного развития и наибольшую результативность обучения без риска для психического здоровья детей. Всё чаще сенсорные комнаты используют в школах для старших классов, это особенно необходимо старшеклассникам в период подготовки к ЕГЭ.
Сенсорная комната помогает снять стресс, связанный с дополнительными умственными нагрузками.
Целью сенсорной комнаты является восстановление эмоционального состояния и расслабление.
Сенсорные ощущения при исследовании ребенком такой комнаты восстанавливают его внутреннее равновесие, убирают негатив. Новые навыки самообладания и избавление от агрессивности достигаются ощущением волшебного мира такой комнаты, особенно при общем влиянии музыки и ароматерапии. Особенно важны занятия в сенсорной комнате для детей с нарушениями зрения, а световые яркие пятна в темноте стимулируют зрительные рецепторы, глазные мышцы и нервные окончания.
Основные задачи проекта сенсорная комната
- Развитие эмоционального восприятия.
- Развитие психических процессов.
- Релаксация.
- Воспитание детей.
Задачи сенсорной комнаты
- Уменьшить тревожность, обрести уверенность и спокойствие.
- Способствовать снижению вегето-сосудистых реакций или невротических расстройств у людей разного возраста.
- Стимулировать ослабленные и плохо функционирующие органы чувств.
- Снять боли хронического характера.
- Стать помощником для реабилитации после операции или наоборот, подготовить пациента к ней.
- Создать хороший эмоциональный фон.
Сенсорная комнаты в помощь детям
- Уменьшит избыточную активность и снимет стресс.
- Поможет справиться с навязчивыми детскими страхами.
- Улучшить память и внимание.
- Стимулирует сенсорную чувствительность и мелкую моторику.
- Понизит утомляемость.
- Снизит агрессию и конфликтность.
- Побудит в познанию и исследованию окружающего мира.
- В играх с детьми адаптирует ребенка к детскому коллективу в саду или начальной школе.
- Успокоит и улучшит засыпание.
- Активизирует творческий потенциал, выявит таланты, разовьет воображение.
Библиография
- Игротренинг с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. /авт.-сост. М.В. Янчук. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб: Речь, 2011.
- Медведева Е.А. Формирование личности ребёнка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2009.
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья/ Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: Хока, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по использованию оборудования сенсорной комнаты с девиантными подростками.
Для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующ...
Коррекционно-развивающее занятие с использованием оборудования сенсорной комнаты «Знакомство с водой»
Данное занятие составлено на основе «Программы коррекционно-развивающих занятий в темной сенсорной комнате «Удивительный знакомый мир». Цель занятия: развитие сенсомоторных навыков, компенс...
Статья "Возможности использования оборудования сенсорной комнаты и АПК "Комфорт - Лого" в абилитации неслышащих обучающихся"
В статье описаны психологические особенности неслышащих обучающихся и трудности, с которыми они сталкиваются начиная обучение в школе. Автор представляет здоровье сберегающие методы и технологии испол...
«Возможности использования ИКТ в работе педагога-психолога»
Применение информационных технологий в деятельности педагога-психолога....
Использование ИКТ в работе педагога-психолога.
В данной работе представлен опыт использования компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint. Выделено пять направлений использования ИКТ в де...
Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимула...
Использование современного оборудования в работе педагога-психолога
Использование в работе педагога-психолога комплекта для познавательного развития «ИНТОШКА»....