Использование современного оборудования в работе педагога-психолога
статья по психологии
Использование в работе педагога-психолога комплекта для познавательного развития «ИНТОШКА».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие педагога-психолога и учителя-олигофренопедагога с помощью комплекта «ИНТОШКА» | 469.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплект для познавательного развития «ИНТОШКА»
на занятиях учителя-олигофренопедагога и педагога – психолога
с обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Романенко Анастасия Олеговна,
Беспрозванных Оксана Васильевна
Современное образование на сегодняшний день невозможно представить без использования информационных технологий и специального оборудования. Используя современные технологии при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (интеллектуальными нарушениями), необходимо учитывать особенности познавательной деятельности, ограниченные возможности обучающихся данной категории в восприятии, запоминании, осмыслении и воспроизведении учебного материала. Данные особенности ставят перед специалистами специальной школы задачу поиска таких средств, методов и форм преподавания, которые помогали бы преодолевать эти проблемы и на учебных предметах, и при освоении коррекционных курсов.
С 2021 года наше образовательное учреждение включено в реестр отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, участников мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», который направлен на достижение целей посредством обновления содержания образования, создания необходимой современной инфраструктуры. Обновленное оснащение кабинета педагога-психолога отразилось на изменении содержания рабочих программ коррекционных курсов, часть занятий из которых проходит с его использованием. В их числе и комплект для познавательного развития
«ИНТОШКА».
Данное пособие разработано
специалистами образовательных учреждений
г.Санкт-Петербурга, для насыщения развивающей среды
образовательного учреждения. В процессе работы с
данным комплектом развиваются когнитивные
процессы ребенка: зрительные, тактильные,
кинестетическое восприятие и память, непроизвольное
и произвольное внимание, мыслительные процессы, речь.
В нашем образовательном учреждении комплект для познавательного развития «ИНТОШКА» применяется в работе разных специалистов: педагога-психолога, учителей–олигофренопедагогов.
Комплект «ИНТОШКА» состоит из пяти тематических наборов с игровыми средствами (в ящиках) – «Ориентация на плоскости и зрительно-моторная координация», «Основные геометрические фигуры и их преобразование», «Классификация по цвету, размеру и форме», «Сходство и различия пространственных объектов», «Элементарные математические представления», «Графомоторное развитие».
Пособие «ИНТОШКА» способствует развитию таких видов деятельности, как игровая, познавательная, исследовательская, конструктивная и продуктивная. Благодаря разнообразию деталей комплект «ИНТОШКА» отвечает потребностям и настроению ребенка. Действия с множеством необычных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность. Но оно не предназначено конкретно для работы с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
В работе педагога-психолога данное пособие возможно использовать при проведении коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.
Занятия с использованием данного набора, включают в себя решение таких задач, как: развитие пространственной ориентации; развитие зрительно-моторной координации.
Для разработки занятий и их проведения, необходимо было адаптировать предлагаемые в методических рекомендациях варианты заданий для данной категории обучающихся. А именно:
-инструкции вариативны (простые, конкретные, односложные, двусоставные);
-сложность заданий, вариативность (зависит от индивидуальных возможностей ребенка);
-упрощение предлагаемых автором карточек – схем; [6].
По учебному предмету «Математические представления» для прохождения раздела «Пространственные представления» нами были разработаны уроки с использованием комплекта для познавательного развития «ИНТОШКА», направленные на формирование математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни; подготовки к жизни в современном обществе у детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Основным средством реализации обучения является процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся.
Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Цель проведения данных занятий:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- повышение мотивации к обучению;
-развитие навыков перемещения в пространстве;
- развитие навыков переноса предмета с одного места в другое;
-развитие навыков перемещения фигур в пространстве;
- развитие навыков изменения положения частей тела .
Также данное пособие возможно применять при проведении уроков по таким коррекционным курсам, как «Предметно-практическая деятельность», «Альтернативная коммуникация» и учебному предмету «Изобразительная деятельность», на которых возможно формирование в игровой форме базовых учебных действий (умение работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкции).
Список литературы
- Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. —— СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с. - (Коррекционная педагогика)
- Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 656 с.
- Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – 507 с. 69
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно- 4. развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2003. С. 17.
- «ИНТОШКА». Методические рекомендации по использованию комплекта для познавательного развития «ИНТОШКА» в образовательной деятельности дошкольного и начального общего образования.- Санкт – Петербург: Образовательные технологии, 2020. – 80 с., ил.
- «ИНТОШКА». Методические рекомендации по использованию комплекта для познавательного развития «ИНТОШКА» в образовательной деятельности дошкольного и начального общего образования.- Санкт – Петербург: Образовательные технологии, 2020. – 15,16 c.
- Игры для развития и коррекции. Методические рекомендации и практические советы.-М.:ИНТ.,2011.-231с.
- Кузнецова, Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Кузнецова Людмила Вениаминовна. – М., 1986. – 22 с.
- Любина Г.А. Сто идей для игр «ЛЭМ». Развивающие и обучающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста и игровыми пособиями «ЛЭМ» - Санкт-Петербург: Образовательные технологии, Моби Дик,2018.-328с.,ил.
- - программы обучения глубоко умственно отсталых детей под редакцией Маллер А.Р., Цикото Г.В./Научно – исследовательский институт Дефектологии АПН СССР – М., 1983г.,
- - примерной программы по математике авт. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Обучение детей с выраженным недоразвитием интел-лекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181с. — (Коррекционная педагогика).
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. В 2-х т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1. – С. 488; Т.2 – С. 140 253. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. – М.,1973. С. 373, 423.
- Стребелева, Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. Пособие для педагога-дефектолога и родителей – Москва, 2014. – 72 с
14. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М.: Владос, 2001. С. 34-84. 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в работе педагога-психолога
В решении проблем психолого-педагогического сопровождения УВП, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту, активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль игр...
Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...
«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога.
Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...
«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога».
Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...
Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска» (презентация)
Данная презентация является сопровождением для выступления "Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися группы риска...
Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска»
Современные методы профилактической работы педагога-психологас обучающимися «группы риска»(Выступление на РМО педагогов-психологов А.В. Чекановой)В «Педагогической поэме» А.С. Макаренко писал:«П...
Использование приемов кинотерапии в работе педагога-психолога с родителями
Выступление педагога-психолога на методическом объединении...