Положение о психологической службе
методическая разработка по психологии на тему
В материале представлено Положение о психологической службе ГБОУ "Школа №854" (отделение для обучающихся с особыми образовательными потребностями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_psihologicheskoy_sluzhbe.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ «Школа №854»
_________________ Курсаков А.В.
«_____»____________2016г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о психологической службе ГБОУ «Школа №854»
(отделение для обучающихся с особыми образовательными потребностями)
1. Общие положения
1.1. Психологическая служба (далее по тексту – Служба) – структурное подразделение отделения для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
1.2. Под службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи отделения для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
1.3. Деятельность психологической службы ориентирована как на обучающихся, так и на административных и педагогических работников, их психологическую поддержку и обеспечение их психологического здоровья.
1.4.Сотрудники Службы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, учащихся, администрации, педагогов, настоящим Положением.
1.4. В своей деятельности Служба руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Уставом школы, настоящим Положением и другими нормативными документами, регламентирующими ее деятельность.
2. Цель и основные задачи
2.1. Целью Службы является:
- создание социально – психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающегося с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого, с целью достижения максимально возможной самостоятельности и развития качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции в обществе.
- организация психолого – педагогического взаимодействия всех структур образовательного процесса, с целью оказание содействия ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, преодолении трудностей в обучении, нарушении эмоционально – волевой сферы, проблем взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами.
2.2. Основные задачи Службы:
- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- систематическое отслеживание психолого – педагогического статуса учащегося и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития;
- психологическое обеспечение адаптированных образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся (АОП, СИПР);
- организация взаимодействия всех участников учебно - воспитательного процесса, с целью изучения индивидуальных особенностей учащегося и определения индивидуального образовательного и воспитательного маршрута;
- содействие в приобретении обучающимися образовательного учреждения знаний, умений, навыков, необходимых для получения профессии, достижения успеха в жизни;
- повышение социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, с целью обеспечения психологически грамотного подхода к воспитанию и обучению со стороны педагогов и родителей, а также профилактика «профессионального выгорания» в педагогической среде;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;
- оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, их родителям, педагогическому коллективу в профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании учащихся;
3. Основные направления деятельности
3.1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды.
Это система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды, на развитие личности обучающегося, формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Данное направление деятельности включает в себя:
- социально-психологический мониторинг, позволяющий администрации, педагогическому коллективу осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся;
- социально-психологическое проектирование, разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания, развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
3.2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.
Это система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей.
Данное направление деятельности включает в себя:
- психологическое просвещение - система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;
- психологическую профилактику - система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- психологическую диагностику - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Также осуществляется с педагогами с целью оптимизации учебно – воспитательного процесса;
- психологическое консультирование оказание помощи обучающимся и их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участниках образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения;
- психологическую коррекцию и развитие - активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся;
- профессиональную ориентацию – психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально – личностных возможностей, мотивационной направленности и социально – экономической ситуации на рынке труда.
4. Организационная структура
4.1. В состав Службы входят педагоги – психологи учреждения, которые по административной линии подчиняются непосредственно директору образовательного учреждения.
4.2. Служба работает по утвержденному директором образовательного учреждения плану и отчитывается за его выполнение.
4.3. В непосредственном распоряжении Службы находятся закрепленные помещения с мебелью, оборудованием и набором психологического инструментария.
4.4. Силами Службы организуется вся текущая методическая работа: программы тренингов и занятий, семинары, дискуссии, круглые столы, выступления специалистов и т.д.
4.5. Служба в рамках своей компетенции взаимодействует с подразделениями и органами управления школы.
4.6. Служба может пользоваться в установленном порядке всей необходимой учебной, научной, информационной и материально – технической базой школы.
5. Права и обязанности
Педагог – психолог Службы обязан:
5.1.1. Руководствоваться в профессиональной деятельности Законом об образовании, правительственными и нормативными документами, Уставом школы, настоящим Положением.
5.1.2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции и служебных обязанностей.
5.1.3. Знать новейшие достижения психологической пауки в целом, в том числе, социальной, педагогической, возрастной и практической психологии. Применять научно обоснованные методы психодиагностики, развивающей, коррекционной работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
5.1.4. В процессе психологической работы устанавливать и поддерживать доверительные отношения с ребёнком, не допускать предвзятого отношения к нему.
5.1.5. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате консультативной и диагностической работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребёнку или его окружению, а также в тех случаях, когда были даны гарантии анонимности результатов исследования и не возникает ситуация угрозы жизни и здоровью ребенка, При передаче сведений психологического характера руководствоваться интересами ребенка.
5.1.6. Передавать результаты проведённого исследования пользователям (администрации, педагогам, родителям (законным представителям), специалистам учреждения) в доступной и понятной для них форме.
Предварительно достигать соглашения о корректном использовании сведений психологического характера, об исключении преднамеренного или случайного сообщения ребёнку результатов обследования, которые могут его травмировать.
5.1.7. Информировать администрацию и педагогический коллектив о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п.5.1.5. данного раздела Положения о школьной психологической службе.
5.1.8. При соответствующих показаниях рекомендовать и в тактичной форме убеждать родителей в необходимости обратиться в медицинские и другие учреждения.
5.1.9. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом учреждения, профильными специалистами (логопед, дефектолог и т.д.).
5.1.10. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в решении основных проблем, связанных с преодолением отклонений в обучении, развитии и воспитании обучающихся, а также с обеспечением индивидуального подхода к ним.
5.1.11.Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся.
5.1.12. Оказывать помощь родителям (законным представителям) обучающихся в решении проблем обучения и воспитания.
5.1.13. Участвовать в работе психолого –медико – педагогической комиссии образовательного учреждения.
5.1.14. Участвовать в работе педагогического совета, ПСПк и Совета по профилактике и предупреждению правонарушений.
5.1.15. Вести документацию по установленной форме и предоставлять отчетность в определенные сроки.
Педагог-психолог Службы имеет право:
5.2.1. Выбирать формы и методы работы с детьми и их родителями (законными представителями), педагогическими и другими работниками образовательного учреждения, устанавливать очерёдность проведения различных видов работ, выделять приоритетные направления работы на определённый период.
5.2.2. Выходить к руководству образовательного учреждения по вопросам создания условий, необходимых для успешного функционирования психологической службы.
5.2.3. Иметь доступ к документации по организации учебно-воспитательного процесса, личным делам обучающихся, педагогов при выполнении экспертных, консультативных и посреднических функций.
5.2.4. Принимать участие в обсуждениях и предлагать возможные решения по вопросам учебной деятельности и поведения учащихся, комплектования групп и классов.
5.2.5. Отказываться от выполнения распоряжений администрации в том случае, когда они не согласуются с Законом об образовании, Конвенцией прав ребенка, этическими принципами педагога-психолога.
5.2.6. Принимать участие в работе методических объединений.
5.2.7. Посещать уроки, занятия, внеклассные мероприятия, с целью проведения наблюдений для осуществления эффективной психопрофилактической, психокоррекционной и консультативной работы.
5.2.8. Повышать свой квалификационный уровень.
5.2.9.Иметь учебную и дополнительную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией.
5.2.10. Выступать с обобщением опыта работы в научных и научно – популярных журналах и газетах.
5.2.11. Обращаться, в случае необходимости, через руководство образовательного учреждения с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью учащимся.
5.2.12. Обращаться за консультативной помощью, связанной с профессиональной деятельностью в Психолого – медико – социальные центры.
5.2.13. Аттестоваться с учётом оценки его работы.
Педагог-психолог Службы несёт персональную ответственность:
- за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций;
- за достоверность психологической информации, сохранение протоколов официальных обследований, ведение обязательной документации педагога-психолога.
Обязательной документацией педагога-психолога Службы являются:
Организационно – методическая
план работы на учебный год;
журнал учета рабочего времени;
график работы на неделю;
программы коррекционно-развивающих занятий;
аналитический отчет о проделанной работе за учебный год.
Специальная
психологическая карта ребенка;
психологические заключения;
протоколы обследования;
заключения по результатам обследования.
психолого – медико – социальный портрет обучающегося;
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения по результатам обследования, психологические карты и протоколы обследования. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения
(закрытом шкафу) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
Положение принято
на педагогическом совете ГБОУ «Школа №854»
Протокол №2 от 16.11.2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"
В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...
Статья "Пульс социально-психологической деятельности в МБОУ «ОСОШ №4» . Автор: Соколова Л.А.-психолог, руководитель социально-психологической службы МБОУ "ОСОШ№4"
Статья размещена в 2011-2012 учебном году на школьном сайте. О работе СПС во 2 полугодии учебного года....
Статья "ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ". Автор:СОКОЛОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА -РУКОВОДИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МБОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Положение о социально-психологической службе МБОУ «ОСОШ №4»...
ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ...
Положение о социально-психологической службе
Социально-психологическая служба ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум» является структурным подразделением, пред...
"ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ"
Доклад на педагогический совет на тему "ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ&quo...