Положение о психологической службе
методическая разработка по психологии на тему

Егорова Тамара Николаевна

В материале представлено Положение о психологической службе ГБОУ "Школа №854" (отделение для обучающихся с особыми образовательными потребностями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_psihologicheskoy_sluzhbe.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

                                     Директор ГБОУ «Школа №854»

_________________ Курсаков А.В.

«_____»____________2016г. 

ПОЛОЖЕНИЕ

о психологической службе ГБОУ «Школа №854»

 (отделение для обучающихся с особыми образовательными потребностями)

 

1. Общие положения

 

1.1. Психологическая служба (далее по тексту – Служба) – структурное подразделение отделения для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

1.2.  Под службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи отделения для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

1.3. Деятельность психологической службы  ориентирована как на обучающихся,  так и на административных и педагогических работников, их психологическую поддержку и обеспечение их психологического здоровья.

1.4.Сотрудники Службы  осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, учащихся, администрации, педагогов, настоящим Положением.

 1.4. В своей деятельности Служба руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Уставом школы, настоящим Положением  и другими нормативными документами, регламентирующими ее деятельность.

 2. Цель и основные задачи

 2.1. Целью Службы является:

  • создание социально – психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающегося с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого, с целью достижения максимально возможной самостоятельности и развития качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции в обществе.
  • организация психолого – педагогического взаимодействия всех структур образовательного процесса, с целью оказание содействия ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, преодолении трудностей в обучении, нарушении эмоционально – волевой сферы, проблем взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами.

 2.2. Основные задачи Службы:

  • психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • систематическое отслеживание психолого – педагогического статуса учащегося и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
  • содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития;
  •  психологическое обеспечение адаптированных образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся (АОП, СИПР);
  • организация взаимодействия всех участников учебно - воспитательного процесса, с целью изучения индивидуальных особенностей учащегося и определения индивидуального образовательного и воспитательного маршрута;
  • содействие в приобретении обучающимися образовательного учреждения  знаний, умений, навыков, необходимых для получения профессии, достижения успеха в жизни;
  •  повышение социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, с целью  обеспечения психологически грамотного подхода к воспитанию и обучению со стороны педагогов и родителей, а также  профилактика «профессионального выгорания» в педагогической среде;
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;
  • оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, их родителям, педагогическому коллективу в профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании учащихся;

3. Основные направления деятельности

3.1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды. 

Это система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды, на развитие личности обучающегося, формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Данное направление деятельности включает в себя:

  • социально-психологический мониторинг, позволяющий администрации, педагогическому коллективу осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся;
  • социально-психологическое проектирование, разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания, развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 3.2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.

Это система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей. 

Данное направление деятельности включает в себя:

  • психологическое просвещение - система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;
  • психологическую профилактику - система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
  •  психологическую диагностику - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и возможностей,  а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Также осуществляется с педагогами с целью оптимизации учебно – воспитательного процесса;
  • психологическое консультирование оказание помощи обучающимся и их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участниках образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения;
  • психологическую коррекцию и развитие - активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся;
  • профессиональную ориентацию – психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально – личностных возможностей, мотивационной направленности и социально – экономической ситуации на рынке труда.

4. Организационная структура

4.1. В состав Службы входят педагоги – психологи учреждения, которые по административной линии подчиняются непосредственно директору образовательного учреждения.

4.2. Служба работает по утвержденному директором образовательного учреждения  плану и отчитывается за его выполнение.

4.3. В непосредственном распоряжении Службы находятся закрепленные помещения с мебелью, оборудованием и набором психологического инструментария.

4.4. Силами Службы организуется вся текущая методическая работа: программы тренингов и занятий, семинары, дискуссии, круглые столы, выступления специалистов  и т.д.

4.5. Служба в рамках своей компетенции взаимодействует с подразделениями и органами управления школы.

4.6. Служба может пользоваться в установленном порядке всей необходимой учебной, научной, информационной и материально – технической базой школы.

5. Права и обязанности

Педагог – психолог Службы обязан:

5.1.1. Руководствоваться в профессиональной деятельности Законом об образовании, правительственными и нормативными документами, Уставом школы, настоящим Положением.

5.1.2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции и служебных обязанностей.

5.1.3. Знать новейшие достижения психологической пауки в целом, в том числе, социальной, педагогической, возрастной и практической психологии. Применять научно обоснованные методы психодиагностики, развивающей, коррекционной работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

5.1.4. В процессе психологической работы устанавливать и поддерживать доверительные отношения с ребёнком, не допускать предвзятого отношения к нему.

5.1.5. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате консультативной и диагностической работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребёнку или его окружению, а также в тех случаях, когда  были даны гарантии анонимности результатов исследования и не возникает   ситуация  угрозы жизни и здоровью ребенка,  При передаче сведений психологического характера руководствоваться интересами ребенка.

5.1.6. Передавать результаты проведённого исследования пользователям (администрации, педагогам, родителям (законным представителям), специалистам учреждения) в доступной и понятной для них форме.

Предварительно достигать соглашения о корректном использовании сведений психологического характера, об исключении преднамеренного или случайного сообщения ребёнку результатов обследования, которые могут его травмировать.

5.1.7. Информировать администрацию и педагогический коллектив о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п.5.1.5. данного раздела Положения о школьной психологической службе.

5.1.8. При соответствующих показаниях рекомендовать и в тактичной форме убеждать родителей в необходимости обратиться в медицинские и  другие учреждения.

5.1.9. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом учреждения, профильными специалистами (логопед, дефектолог и т.д.).

5.1.10. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в решении основных проблем, связанных с преодолением отклонений в обучении, развитии и воспитании обучающихся, а также с  обеспечением индивидуального подхода к ним.  

5.1.11.Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей  обучающихся.

5.1.12. Оказывать помощь родителям (законным представителям) обучающихся в решении проблем обучения и воспитания.

5.1.13. Участвовать в работе психолого –медико – педагогической комиссии образовательного учреждения.

5.1.14. Участвовать в работе педагогического совета, ПСПк и Совета по профилактике и предупреждению правонарушений.

5.1.15.  Вести документацию по установленной форме и предоставлять отчетность в определенные сроки.

Педагог-психолог Службы имеет право:

5.2.1. Выбирать формы и методы работы с детьми и их родителями (законными представителями), педагогическими и другими работниками образовательного учреждения, устанавливать очерёдность проведения различных видов работ, выделять приоритетные направления работы на определённый период.

5.2.2. Выходить к  руководству образовательного учреждения по вопросам создания условий, необходимых для успешного функционирования психологической службы.

5.2.3. Иметь доступ к документации по организации учебно-воспитательного процесса, личным делам обучающихся, педагогов при выполнении экспертных, консультативных и посреднических функций.

5.2.4. Принимать участие в обсуждениях и предлагать возможные решения по вопросам учебной деятельности и поведения учащихся, комплектования групп и классов.

5.2.5. Отказываться от выполнения распоряжений администрации в том случае, когда они не согласуются с Законом об образовании, Конвенцией прав ребенка, этическими принципами педагога-психолога.

5.2.6. Принимать участие в работе   методических объединений.

5.2.7. Посещать уроки, занятия, внеклассные мероприятия,  с целью проведения наблюдений для осуществления эффективной психопрофилактической, психокоррекционной и консультативной работы.

5.2.8. Повышать свой квалификационный уровень.  

5.2.9.Иметь учебную и дополнительную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией.

5.2.10. Выступать с обобщением опыта работы в научных и научно – популярных журналах и газетах.

5.2.11. Обращаться, в случае необходимости, через руководство образовательного учреждения с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью учащимся.  

5.2.12. Обращаться за консультативной помощью, связанной с профессиональной деятельностью в Психолого – медико – социальные центры.

5.2.13. Аттестоваться  с учётом оценки его работы.

Педагог-психолог Службы несёт персональную ответственность:

  • за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций;
  • за достоверность психологической информации, сохранение протоколов официальных обследований, ведение обязательной документации педагога-психолога.

 Обязательной документацией педагога-психолога  Службы являются:

Организационно – методическая

  • план работы на учебный год;

  • журнал учета рабочего времени;

  • график работы на неделю;

  • программы коррекционно-развивающих  занятий;

  • аналитический отчет о проделанной работе за учебный год.

Специальная

  • психологическая карта ребенка;

  • психологические заключения;

  • протоколы обследования;

  • заключения по результатам обследования.

  • психолого – медико – социальный портрет обучающегося;

 

  Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения по результатам обследования, психологические карты и протоколы обследования. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения

(закрытом шкафу) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

Положение принято

на педагогическом совете ГБОУ «Школа №854»

                                                                                   Протокол №2  от 16.11.2016 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"

В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...

ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ...

Положение о социально-психологической службе

                Социально-психологическая  служба ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум» является структурным подразделением, пред...

"ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ"

Доклад на педагогический совет на тему "ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ&quo...