Методика диагностики творческой активности учащихся М.И. Рожкова
материал по психологии на тему
Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.
Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 — 44; по критерию «критичность» — на вопросы 45 — 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49 — 52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53 — 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.
Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.
1. Опросник «Чувство новизны»
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):
1. Если бы я строил дом для себя, то: | |
а) построил бы его по типовому проекту б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино в) построил бы такой, которого нет ни у кого | 0 1 2 |
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я: | |
а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми б) сочиняю сам сюрприз для гостей в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино | 0 2 1 |
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю: | |
а) оригинальную б) трудную в) простую | 2 1 0 |
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название: | |
а) красивое б) точное в) необычное | 1 0 2 |
5. Когда я пишу сочинение, то: | |
а) подбираю слова как можно проще б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова | 0 1 2 |
6. Мне хочется, чтобы на уроках. | |
а) все работали б) было весело в) было много нового | 1 0 2 |
7. Для меня в общении самое важное: | |
а) хорошее отношение товарищей б) возможность узнать новое («родство душ») в) взаимопомощь | 0 2 1 |
8. Если бы я был поваром, то: | |
а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны б) создавал бы новые блюда в) старался бы мастерски готовить все известные блюда | 0 2 1 |
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы: | |
а) «Седьмое чувство» б) «Поле чудес» в) «Очевидное—невероятное» | 0 1 2 |
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы: | |
а) наиболее удобный маршрут б) неизведанный маршрут в) маршрут, который хвалили мои друзья | 0 2 1 |
2. Опросник «Критичность»
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен — 0;
б) не согласен — 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.
- Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
- Лицо — зеркало души (М. Горький).
- Единственная настоящая ценность — это труд человеческий (А. Франс).
- Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
- Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
- Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
- Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
- Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
- Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
- Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).
3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»
21—23
В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.
21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ
а) вор
б) обвиняемый
Арест в) судья
г) адвокат
22. ОЗЕРО - ВАННА
а) лужа
Водопад б) труба
в) вода
г) душ
23. ВУЛКАН - ЛАВА
1) источник — родник
- глаз — слеза
- огонь — костер
- шторм — наводнение
24—27
Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).
- Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
- В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?
- В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
- Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?
Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа — 0; тривиальный ответ — 1; оригинальный ответ — 2.
28—30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.
- Консервная банка.
- Металлическая линейка.
- Велосипедное колесо.
4. «Направленность на творчество»
31-40. | Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли? | |
31. | а) читать книгу б) сочинять книгу в) пересказывать содержание книги друзьям | 0 2 1 |
32. | а) выступать в роли актера б) выступать в роли зрителя в) выступать в роли критика | 2 0 1 |
33. | а) рассказывать всем местные новости б) не пересказывать услышанное в) прокомментировать то, что услышали | 0 1 2 |
34. | а) придумывать новые способы выполнения работ б) работать, используя испытанные приемы в) искать в опыте других лучший способ работы | 2 0 1 |
35. | а) исполнять указания б) организовывать людей в) быть помощником руководителя | 0 2 1 |
36. | а) играть в игры, где каждый действует сам за себя б) играть в игры, где можно проявить себя в) играть в команде | 2 1 0 |
37. | а) смотреть интересный фильм дома б) читать книгу в) проводить время в компании друзей | 1 2 0 |
38. | а) размышлять, как улучшить мир б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир в) смотреть спектакль о красивой жизни | 2 1 0 |
39. | а) петь в хоре б) петь песню соло или дуэтом в) петь свою песню | 0 1 2 |
40. | а) отдыхать на самом лучшем курорте б) отправиться в путешествие на корабле в) отправиться в экспедицию с учеными | 0 1 2 |
5. Самооценка (контрольный опрос)
Да — 2; трудно сказать — 1; нет — 0.
- Мне нравится создавать фантастические проекты.
- Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
- Мне удается находить причины своих неудач.
- Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
- Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
- Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
- Убедительно могу доказать свою правоту.
- Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
- У меня часто рождаются интересные идеи.
- Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
- Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
- Мне нравится организовывать своих товарищей над интересные дела.
- Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
Карта ответов на вопросы анкеты*
Фамилия ______________________ Группа _____________
Дата заполнения ________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |
43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |
_______________
*В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/24/picture-169691-1356363820.jpg)
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
На основе выявленных критериев и эмпирических показателей можно провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активностиУровень творческой активности определяе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-907535-1490097683.jpg)
Творческая презентация системы работы "Предметные недели как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
Внеурочная работа – органичная часть учебного процесса, которая дополняет, развивает и углубляет его. Она рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развити...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/07/picture-591138-1436271616.jpg)
«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»
В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-907535-1490097683.jpg)
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/09/picture-801657-1468057377.jpg)
Диагностика уровня творческой активности по М.И. Рожкову
Установить общий уровень творческого развития невозможно без выявления уровня творческой активности, который характеризуется такими качествами, как чувство новизны, критичность, на...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/20/picture-1451555-1674237766.jpg)
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/05/picture-1488067-1696493560.jpg)
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Методика диагностики развития творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности. Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей...