Конспект занятие с педагогами по сохранению психического здоровья
план-конспект по психологии по теме
Разработка предназначена для практикующих педагогов -психологов образовательных организаций и центров ППМС. Рассмативаются вопросы самосовершенствования педагогов в контексте актуальности сохранения их психического здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_sohranenie_psihicheskogo_zdorovya_pedagogov.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповое занятие для педагогов по сохранению психического здоровья педагогического коллектива.
Автор: Фёдорова Ольга Владимировна, педагог – психолог, руководитель ПМПК ГОБУ "Боровичский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Тема занятия: Профессиональное самосовершенствование.
Цель занятия: активизация процесса профессионального самопознания у педагогов.
Задачи:
- расширение участниками представлений о себе в профессиональной деятельности;
- соотнесение возможностей своего «Я» с тем, что требует профессия «педагог»;
- создание положительного образа «Я» и формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
- профилактика эмоционального выгорания.
Категория участников: педагоги, имеющие негативное или неустойчивое самовосприятие, самооценку, педагоги с выявленными или формирующимися фазами эмоционального выгорания
Количество участников: 10-12 человек
Время проведения: 50 – 60 минут
Форма проведения: групповое занятие с элементами тренинга
Ожидаемый результат: повышение мотивации педагогов к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
Подготовительный этап: педагогам предлагается подготовить ответ на вопрос: Каким должен быть совершенный педагог?
Оборудование: мячик, бланки со шкалами для самооценивания (шкалы не подписаны), листы ватмана, восковые мелки, маркеры, стикеры двух цветов (по 4 каждому участнику), листы бумаги, ручки, рисунки к игре «Чемодан, мусорная корзина, сито».
План занятия
№ | Содержание занятия | Время |
1.1 | Приветствие. | 10 мин. |
1.2 | Постановка проблемы. | 3 мин. |
1.3 | Разминка. Психогимнастическое упражнение «Имя — качество». | 3 мин. |
2.1 | Работа в подгруппах по выявлению качеств совершенного педагога с различных точек зрения с последующим обсуждением. | 15 мин. |
2.2 | Работа в группе. Мозговой штурм «Совершенный педагог глазами коллег» | 7 мин. |
2.3 | Самооценивание и определение уровня притязаний по выбранным критериям. | 7 мин. |
2.4 | Арт-терапевтическое упражнение «Портрет совершенного педагога» (рисование по кругу). Анализ полученного изображения, вербализация чувств. | 5-8 мин. |
3.1 | Психогимнастическое упражнение «Продолжи фразу» | 3-5 мин. |
3.2 | Завершение занятия. Получение обратной связи: упражнение «Чемодан, мусорная корзина, сито» | 2 мин. |
Ход занятия
1 Вступление и разминка
1.1 Приветствие.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами будем пытаться разобраться в себе как профессионалах. Работа в группе требует соблюдения ряда правил.
Напомню их Вам:
1. Принцип “Я”: основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на том, что происходит с нами. Все высказывания должны строится с использованием личных местоимений единственного числа.
2. Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.
3. Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.
4. Конфиденциальность: все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.
1. 2 Постановка проблемы.
- Многим из нас свойственно стремление к самосовершенствованию в разных сферах нашей жизни. На сегодняшней встрече хотелось бы приблизиться к осознанию этого понятия с профессиональной точки зрения. Что же такое совершенство? Давайте для разминки по кругу назовем ассоциации со словом «Совершенство» (передается мяч).
Участники называют, например: образец, идеал, пик развития себя, памятник, что-то прекрасное, но далекое, то к чему нужно стремиться и др.
- Определение данного понятия в толковом словаре Ожегова дается следующим образом:
Совершенство — это «полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства)».
1.3 Разминка. Психогимнастическое упражнение «Имя – качество»
- Сейчас мы попробуем найти у самих себя какие-либо достоинства; пусть несовершенные, но ярко выраженные положительные качества. Каждый по очереди должен назвать свое имя и положительную черту своего характера, начинающуюся на первую букву имени, которая помогает в работе. При этом будет передаваться мяч по кругу. Давайте начнем с меня: я – Ольга, оптимистичная. (Далее по кругу.)
2 Основная часть
2.1 Работа в подгруппах по выявлению качеств совершенного педагога с различных точек зрения с последующим обсуждением.
- Первые черты совершенного педагога у нас уже есть. А теперь давайте посмотрим на себя глазами наших учеников, воспитанников и администрации образовательного учреждения. Для этого нам нужно разделиться на две подгруппы по цвету стикеров, которые вы получили в начале занятия. Первая подгруппа — это дети, вторая — администрация.
Пожалуйста, займите свои места, примите удобную позу, расслабьтесь, руки свободно положите на колени, почувствуйте опору под ногами, на стуле, закройте глаза, первая группа представьте себя ребенком, а вторая – администрацией учреждения. Подумайте, каким бы вам хотелось видеть своего педагога?
А теперь откройте глаза, обсудите свои мысли с коллегами. Пусть кто-то один запишет названные качества на листке. (Работа в подгруппах 5 минут).
- А сейчас среди всех качеств выберите только пять, которые являются наиболее важными для вас, как детей и администрации. (Работа в подгруппах 2 минуты)
Обсуждение в группе:
- Итак, какие качества выделила каждая подгруппа? (Запись на ватмане в два столбика)
- Давайте подведем первые итоги: с точки зрения детей идеальный педагог - … Администрация видит идеального педагога со следующими качествами …
- Есть ли совпадения? В чем? Почему есть разные качества в столбиках?
2.2 Работа в группе. Мозговой штурм «Совершенный педагог глазами коллег»
- А сейчас Вы снова станете собой — опытными педагогами. Давайте методом мозгового штурма определим, каков же совершенный педагог с позиции его коллег, то есть таких же педагогов. Принимаются все варианты ответов. (Заполняется третий столбик записей на ватмане)
- Попробуем определить три ведущих качества путем простого голосования с помощью стикеров. Выберите главные на Ваш взгляд черты и рядом приклейте свои наклейки.
Подведение итогов:
- Таким образом, мы выявили три качества совершенного педагога- это …
2.3 Самооценивание и определение уровня притязаний по выбранным критериям.
- Давайте попробуем оценить себя по предложенным критериям. У каждого из Вас имеется лист с тремя вертикальными отрезками. Выполнять самодиагностику Вы будете анонимно, нужно только подписать шкалы на бланках в соответствии с предыдущим заданием. Уровень развития каждого выбранного вами качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самую низкую степень развития, а верхняя — наивысшую (показ на ватмане).
На каждой линии чертой отметьте, как вы оцениваете у себя развитие этого качества, стороны вашей личности в настоящий момент. После этого крестиком отметьте, какой уровень развития этих качеств был бы для вас желательным.
Подведение итогов работы:
- Обратите внимание на местоположение точек самооценки и уровня притязаний. Если на ваших шкалах эти две точки совпадают или находятся близко друг от друга, то Вас можно поздравить! Вам удалось приблизиться к вашему идеалу. Если же между ними есть расстояние — замечательно, вам есть к чему стремиться, это ваш потенциал, руководство к действию. (Результаты остаются у участников для самоанализа.)
2.4 Арт-терапевтическое упражнение «Портрет совершенного педагога» (рисование по кругу).
- А теперь мы попробуем коллективно создать портрет нашего совершенного педагога. Каждый по очереди должен подойти к листу ватмана и нарисовать какую-то часть портрета педагога (например, голову, руки и т.д.). И так до тех пор, пока не появится ощущение завершенности портрета.
Анализ полученного изображения, вербализация чувств:
- Как Вы думаете, смогли ли мы выразить в рисунке выделенные качества идеального педагога? Как это отражено в портрете?
- Какие чувства Вы испытывали, когда выполняли коллективное рисование?
3 Заключительная часть
3.1 Психогимнастическое упражнение «Продолжи фразу»
- Сегодня на занятии мы попытались выяснить, каков он – совершенный педагог и насколько близко каждый из нас приблизился к этому идеалу. Все мы очень разные, в том числе и в профессии. Главное, чтобы Вы ощущали гармонию между своим внутренним миром и требованиями к профессии. Достигнуть такой гармонии с самим собой помогает эмоциональное принятие себя и адекватная оценка своих возможностей в профессиональной деятельности. Попробуйте собрать воедино все, о чем мы сегодня говорили и по кругу продолжить фразу: «Чтобы чувствовать себя еще более гармонично в профессии, я себе желаю …» (передается мяч).
3.2 Подведение итогов. Получение обратной связи от участников: упражнение «Чемодан, мусорная корзина, сито».
- А сейчас хотелось бы узнать, насколько занятие оказалось для Вас полезным. Перед Вами три рисунка, которые означают следующее:
- чемодан: увиденное и услышанное готов забрать с собой и использовать в своей педагогической деятельности (полезно);
- мусорная корзина: увиденное и услышанное оказалось ненужным, бесполезным;
- сито: увиденное и услышанное оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в работе, нужно «просеять» материал.
С помощью стикеров определить свое отношение к занятию: приклейте стикер под соответствующей картинкой.
- Наше занятие завершается. А наш путь по самосовершенствованию далеко не завершен, мы с вами в движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет предела! Я желаю вам успехов на вашем жизненном пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТЕМЕ «РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СОХРАНЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ».
Психическое здоровье школьников. ...
Доклад "Психолого-педагогические условия сохранения психического здоровья обучающихся"
В докладе рассказывается о причинах нарушения психического здоровья детей школьного возраста, а так же об особенностях их психического развития....
Система работы педагога – психолога по сохранению психического здоровья педагогических работников детского дома
В данной публикации раскрывается опыт работы по сохранению психического здоровья педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей....
Конкурсная работа «Психогимнастические упражнения как одно из средств сохранения психического здоровья детей младшего школьного возраста»
В данной работе описан ряд психогимнастических приемов, которые я использую на уроках и во внеурочной деятельности с целью психофизической разгрузки....
Сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях посредством использования элементов психогимнастики
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. . В данной статье пр...
Сохранение психического здоровья педагогов. Методы преодоления стресса. Презентация
Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и де...