ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТЕМЕ «РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СОХРАНЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ».
консультация по психологии по теме

Пирогова Наталия Александровна

Психическое здоровье школьников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТЕМЕ

«РОЛЬ СЕМЬИ  И ШКОЛЫ В СОХРАНЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ».

В школьном возрасте задача духовного и физического воспитания в большой степени разрешается школой. Предупреждение и лечение заболеваний осуществляется медицинским учреждением. И все же роль родителей во всем этом остается чрезвычайно важной,  первостепенной.

Главный стержневой компонент нашего разговора — психическое здоровье школьников.  

Психическое здоровье - это общее понятие, включающее в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. Все эти компоненты тесно связаны между собой. Например, плохое самочувствие влияет на поведение человека и, в свою очередь, на то, как он общается с другими людьми. И наоборот, то, как он общается с другими влияет на его собственное поведение и настроение. Итак, в основе любых нарушений психического здоровья ребенка лежат эмоциональный, поведенческий и социальный аспекты.

 В чем его проблема? Почему этот предмет, по оценкам многих психологов, столь актуален? Приведу несколько позиций, подтверждающих эту актуальность.

Во-первых, по данным всемирной Организации здравоохранения, количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, постоянно растет, достигая сегодня уже 70% от общего числа школьников.

Во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка. Настало время задать вопрос: не что и на каком уровне освоить учащемуся, а какой ценой? Две трети и даже более выпускников выходят из стен школы хроническими больными. Эти же факты подтверждают результаты боле сорокалетних наблюдений, проводившихся Научным центром охраны здоровья детей и подростков. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей детского организма: во сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. Повышение учебной нагрузки особенно пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).  

В-третьих, из-за постоянной занятости родителей, из-за жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, ушли из практики семейного воспитания неспешные беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо них — привычный родительский лексикон: «ну что за почерк?», «опять двойка?», «Мне стыдно за тебя!», «У соседей сын как сын, а ты — сплошное недоразумение!». Такая манера общения с детьми стала привычкой, что можно говорить о серьезном педагогическом давлении на подростка. Тогда уместно возникает вопрос: не тормозим ли мы развитие способностей детей стрессовой тактикой воспитательных воздействий? Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов? А ведь учеными неоднократно доказано, что психическое здоровье во многом определяет физическое.

Эксперты ВОЗ на основе проведенных в разных странах исследований пришли к выводу, что нарушение психического здоровья чаще всего отмечаются у детей, которые находятся в дисгармоничных отношениях с родителями и педагогами. Отрицательное влияние одного человека на другого называют антропогенией. Это приводит у детей к ощущению безродности, бесперспективности, нереализованности, опустошенности, к психическим травмам, бытовому экстремизму, сектантству.

Итак, какие воздействия нарушают психическое здоровье детей? Представим это в виде схемы

1. Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

2. Перегрузка — интенсификация учебной деятельности. Увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.).  Увеличение учебной нагрузки  не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения.
Частое следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
Все возрастающая интенсификация учебного процесса приводит к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. В связи с этим растет число учащихся с наличием "пограничных" состояний и хронических заболеваний. Во всех школах города  помимо решения педагогических задач решаются задачи содействия охране и укреплению здоровья учащихся, в частности учебная нагрузка и методы преподавания соотносятся с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; проводится работа по предупреждению патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом; по снижению учебных перегрузок учащихся, приводящих их к состоянию переутомления, к "школьным стрессам".

Основными направлениями работы психологов в образовательных учреждениях  являются:

  • Психодиагностика, выделение группы "благополучных"

            детей и детей с проблемами развития.

  • Развивающая и психокоррекционная работа, создание условий для целостного психического развития школьников, их психического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.
  • Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов, проведение консультаций после обследования и по просьбе учителей, классных руководителей.
  • Работа школьных медико-психолого-педагогической консилиумов, направление учащихся к невропатологу, психоневрологу, медицинскому психологу.

3. Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. За последние пять лет около 2000 женщин совершили убийство своих новорожденных детей. Каждое шестое преступление в стране совершают женщины, из которых 80% — матери.

Беспокоит и другое. В благополучных семьях царят жестокость, грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребенком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввел новый термин — синдром опасного обращения с детьми. Этот синдром проявляет свою живучесть в школе, семье, обществе. Медики утверждают, что есть заболевания детей, вызванные характером обращения с ними взрослых. Например, дидактогенные неврозы (ДИДАКТОГЕНИЯ серьезное нервное заболевание детей и подростков, проявляющееся в отклонении от норм поведения.), на них приходится 35—40% всех детских неврозов. Синдром опасного обращения с детьми – это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы. Этот синдром включает в себя различные варианты: от физического наказания, угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания.
Семьи, где регистрируется синдром опасного обращения с детьми, обычно относится к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образовательным и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся семьи и вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупиться от него подарками, обилием игрушек, чрезмерно разнообразной пищей, одеждой. Им некогда.
Не будучи подготовленными, в области воспитания, папа и мамы используют простой и «эффективный» путь - физическое насилие. Такое насилие часто применяется матерями, нежели отцами. Мать обычно вымещает на детях утомление и раздражение. Синдром опасного обращения наблюдается по отношению к девочкам в три раза реже, чем к мальчикам. Мальчики более подвижны, бегом и криками раздражают родителей.
Дети первые, кто пострадал, глубоко и трагически, от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема детей как обузы, «лишних детей», шире стали применяться физические воздействия.   Сегодня до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей и изгоев.

4. Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

5. Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие школьники. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста.

Нынешние школьники  предпочитают  более примитивные - с точки зрения нагрузки на мозг - способы времяпрепровождения. Как ни странно, повинны в этом вовсе не коварные телепродюсеры или создатели компьютерных игр. Они лишь используют естественные интересы подрастающего поколения, спрос рождает предложение. Виной тому - биологические изменения, которые происходят в организмах наших детей. В последние годы нейропсихологи активно обсуждают так называемый популяционный синдром. Другими словами, синдром, ставший настолько распространенным, что вполне может считаться нормой. Собственно, популяционных синдромов несколько, но обсуждение, как правило, касается только одного, самого яркого - синдрома функциональной несформированности лобных отделов, в основном левого полушария. Именно эти особенности строения мозга наблюдаются у людей, имеющих склонность к азартным играм, наркотикам, алкоголю и… компьютерным играм.

Разумеется, обнаружить лобную несформированность в домашних условиях невозможно, для этого нужна консультация профессионального нейропсихолога. Однако существуют признаки, наличие которых должно заставить родителей по меньшей мере забеспокоиться. Обычно родители жалуются, что ребенок не может учиться, так как постоянно отвлекается, он ничего не хочет, его невозможно ничем заинтересовать. Тратит на домашние задания по шесть часов, а если родитель его контролирует - хватает и часа. Решает арифметическую задачу, не делая при этом проверку. Половина слов в тетради не дописаны, пропускает буквы. Глаза абсолютно отсутствующие. Склонен к упрощению поставленной задачи. Импульсивен, совершенно не утомляется. С трудом описывает свои эмоции.

Все это признаки возможных врожденных особенностей строения мозга. Конечно же, многие из этих признаков могут быть вызваны и иными причинами - например, ребенок от природы сообразителен, обгоняет сверстников в развитии и ему просто скучно в школе. Однако вполне возможно, что такой ребенок принадлежит к новой генерации людей с более примитивным, чем у обычного homo sapiens, строением мозга. Еще раз замечу: это не болезнь, это отклонение, которое сегодня так распространено, что вполне может считаться нормой.  

Проблема  - пивной алкоголизм среди подростков.Возраст, в котором пиво пробуют впервые, снизился с 16 лет до 12-14, причем подростки предпочитают пить крепкие сорта.  

В массовом сознании бытует мнение, что пиво - слабоалкогольный и совершенно безвредный напиток. На самом деле, обладая мощным мочегонным эффектом, пиво беспощадно вымывает из организма “стройматериалы” - белки, а также жиры, углеводы и микроэлементы, особенно калий, магний и витамин С, что для растущего человека - катастрофа.

Дружелюбная атмосфера, приятная компания, много пива - это только одна сторона медали. Как и всякий алкогольный напиток, оно вызывает опьянение. Дозу алкоголя, необходимую для состояния выраженного опьянения, набрать с помощью пива достаточно просто. Одна бутылка пива в среднем равна 50 граммам водки. Пиво вызывает зависимость и часто становится ступенькой к потреблению водки. Выпитое в большом количестве пиво расслабляет человека и может побудить его попробовать легкие, а затем тяжелые наркотики. Получается, что от пивного алкоголизма один шаг до наркотиков.

Еще одна проблема среди подростков   это суициды. На сухом языке медицины это называется специальным термином — «пубертатный суицид», т.е. «самоубийство, совершенное в пору полового созревания».

Самоубийство - третья основная причина подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств. В качестве мотивов самоубийства могут выступать: переживание обиды, чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания.

На вопрос: «Что может стать причиной самоубийства подростка?» школьники обычно начинают перечислять такие вещи, как проблемы в школе, непонимание родителей, конфликты с друзьями, одиночество, пустота в жизни …

Психолог Лариса Васильевна Ким выделила еще одну причину детских самоубийств — прессинг успеха. «Сегодня во множестве стран, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги,  влезть в долги…

Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания — напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача равносильна краху, непоправима, становится понятно, откуда рождаются в душе подростка мощный эмоциональный дискомфорт, страх, гнетущая тревога. То, что реальность именно такова, подтверждает бесстрастная статистика: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости старших школьников. Лидируют в этом грустном списке отличники, а замыкают его двоечники. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы».

Суициды за компанию.  Весь ужас этого явления в том, что ни родители, ни учителя, ни психологи практически не могут предупредить суицид ребенка или подростка, совершенный «за компанию». «Вина» за такие суицидальные эпидемии лежит только на присущих всем детям и подросткам внушаемости и подражании. Безусловно, агрессивная информационная среда, которая окружает детей и подростков, может в значительной степени повлиять на принятие решения о добровольном уходе из жизни.

 

Памятка «Как сохранить психическое здоровье ребенка»

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"

Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...

Конкурсная работа «Психогимнастические упражнения как одно из средств сохранения психического здоровья детей младшего школьного возраста»

В данной работе описан ряд психогимнастических приемов, которые я использую на уроках и во внеурочной деятельности  с целью психофизической разгрузки....

Сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях посредством использования элементов психогимнастики

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. . В данной статье пр...

«Взаимодействие с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды»

Материал для проведения педагогического совета на тему "Взаимодействие с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Сохранение физического и психического здоровья детей в ДОУ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Сохранение физического и психического здоровья детей в ДОУ»...