Программа развивающих занятий по курсу "ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
методическая разработка по психологии на тему
Реализация идей новой педагогики, личностное развитие ребенка - дошкольника , готовящегося к обучению к школе, немыслимы без привлечения новейших психолого- педагогических знаний, новых психолого-педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologoiya_dlya_doshkolnikov.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развивающих занятий
«Психология для дошкольников».
Автор - педагог-психолог
Ермакова Е.В.
Москва
2017 г.
ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Самая главная цель и ценность уроков психологии для дошкольников – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка как индивидуальности. Реализация идей новой педагогики немыслимо без привлечения новейших психолого-педагогических знаний, новых психолого-педагогическихъ технологий.
Данный курс предполагает сдвиг акцентов с обучения на развитие.
Гуманистические идеи современного образования связаны со стремлением приобщить детей к высшим духовно-нравственным ценностям и культуре, развить творческие способности учащегося , постояннно подпитывать их интересы и высокий уровень мотивации учения и самое главное – способствовать полноценному личностному развитию. Важнейшим условием личностного развития
является переход на более высокий уровень самосознания, реализуемый на основе
развертывания рефлексивный способностей. Именно на создание в рамках системы развивавющего курса подготовки детей к начальному обучению условий максимально способствующих развитию самосознания и рефлексивных процессов, высших психических функций, ориентирована данная программа.
Содержанием программы является формирование у детей умения познавать себя, раскрывать себе свою субъективную реальность, а такжк формирование коммуникативных умений и навыков, развитие процессов внимания , памяти , мышления.
Главная цель - гармоничное развитие личности ребенка в пределах , определяемых возрастными возможностями.Максимально должен использоваться личностный потенциал ребенка, раскрывать который он должен самостоятельно, но при помощи педагога.
Задачи :
- помочь адаптироваться к условиям работы в группе , к требованиям школы;
- учить методам и приемам самосознания;
- учить оказывать себе помощь при утомлении;
- познакомить с понятиями эмоций;,
- развить чувство эмпатии;
- развивать высшие психические функции;
- развивать коммуникативные навыки (умение строить отношения в коллективе);
- помочь детям осознать свои способности и задатки;
- ориентировать детей на развитие творческих способностей;
-учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка.
Занятия предназначены для детей 6-7 –летнего возраста.
Программа предполагает проведение регулярных ( 1 раз в неделю) групповых занятий. Всего 32 занятия в течение учебного года. .
Тематическое планирование по курсу «ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».
№ | Название темы. | Количество часов. |
1 | Адаптация к новому коллективу. Знакомство. Игра «Клубочек»,рисование «визиток».Игра «Разыскивается потерявшийся ребенок (описание внешности)». | 1 час |
2 | Адаптация к новому коллективу .Игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей : «Ветер дует на …», «Телефон», « Раскрась с товарищем пару рукавичек одинаково». | 1 час |
3 | Знакомство с базовыми эмоциями.Эмоция радости, эмоция страха.Рисование эмоциональных состояний , своего настроения.Как справляться с негативными эмоциями.История о дракончике Памси. | 1 час |
4 | «Для чего ходят в школу (формирование учебной мотивации)».Обсуждение сказки «Урок в лесной школе».Задание «Собираем портфель школьника».Игры на развитие внимания :»Нос,пол, потолок», «Рыба ,птица, зверь». | 1 час |
5 | Воспитание альтруистических чувств, эмпатии, расширение представлений об образе своего « Я».Сказка о разноцветной звездочке. Рисование своей звезды. | 1 час |
6 | Тренинг мышечного расслабления «Мы олени…», « На пляже…», «Пружинки». Обучение произвольному выражению различных эмоциональных состояний : « Море волнуется раз….», «Музей восковых фигур…», «Скульптор».Пальчиковая гимнастика «ТРИ ПИНГВИНА», тренировка межполушарного взаимодействия : «Зеркальце- полочка», «Кулак – ребро- ладонь», «Сжимаем – разжимаем ладони попеременно». Коммуникативные игры в кругу «Шапочка», «Соседа можно потолкать…» , «Летела корова, сказала слово…» | 1 час |
7 | Развитие адекватной самооценки и правильных представлений о себе у дошкольников.Ответы на вопросы анкеты при помощи рисунков. Создание своего автопортрета. Методика «ЛЕСЕНКА». | 1 час |
8 | Развитие познавательных процессов. Определение объема внимания , способности к концентрации , распределению.Корректурная проба.Игры на внимание «Нос ,пол , потолок», «Рыба ,птица, зверь» | 1 ч |
9 | Ссора, как можно помириться ( выучить «мирилки»). Чтение сказки «Снежинки». Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…». Тренинг глазодвигательных координаций. | 1ч |
10 | Развитие памяти. Игра « Путешествие». Определение уровня развития зрительной памяти, ее объема. | 1ч |
11 | Тренинг глазодвигательных координаций, развитие произвольного внимания, внутреннего плана действий .Упражнение «Подарил утенку ежик…», «Графический диктант», тренировка межполушарного взаимодействия – одновременное рисование правой и левой рукой. | 1ч |
12 | Развитие памяти и внимания : сравнение картинок, кодирование, опосредованное запоминание словесной информации при помощи рисунка. | 1ч |
13 | Развитие наглядно- образного мышления , конструктивного праксиса, Задачи со спичками, складывание по образцу («ТАНГРАМ»), по памяти. Диагностика развития этих психических функций. | 2 ч |
14 | Развитие воображения : «Неоконченный рисунок (Торренс)», «Неоконченные рассказы». | 1ч |
15 | Развитие образного мышления .Создание планов комнаты.Поиск кладов. | 1ч |
16 | «Мне скоро в школу». Чтение и обсуждение сказки «Как Яшок поступал в дом учености». | 1ч |
17 | Развитие словесно-логического мышления : «4 лишний», «Аналогия», «Сравнение», «Классификация», задачи на смекалку. | 1ч |
18 | Решение логических задач, определение причинно-следственных связнй, составление рассказов по серии последовательных картинок. | 1ч |
19 | Определение уровня развития произвольного внимания (Методика«Домик» Гуткиной), графические диктанты, рисование по алгоритму. | 1ч |
20 | «Трудности дороги к Знанию». Чтение и обсуждение «Сказки о котенке Маше». | 1ч |
21 | Определение мотивационной готовности к школе (Методика Нежновой). | 1ч |
22 | Развитие конструктивного мышления : «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра «, «Конструирование из счетных палочек». | 3 часа |
23 | Развитие речи : «Звук заблудился», «Замени одну букву, составь новое слово», «Отгадай кроссворд». «Загадки»,»Что за словом ?» | 1 ч. |
24 | Собираемся в школу.Что положим в портфель школьника ? (рисунок). | 1 ч. |
25 | Игры и упражнения для развития способности выполнять действия по словесной многоступенчастой инструкции: «БУСЫ», «Графический диктант», «Приказ командира». | 2 ч |
26 | Игра –соревнование «УМНИКИ И УМНИЦЫ». | 2ч |
27 | Игры и упражнения ,которые больше всего запомнились , пожелания своим друзьям .«Ленточка пожеланий и добра». | 1 ч |
ИТОГО | 32 часа |
ЛИТЕРАТУРА.
1.Новоторцева Н.В. «Развитие речи». Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль:ООО « Академия развития», 1996. – 240с.
2.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е, Первушина И,М. «Тропинка к своему Я»: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – Генезис, 2004. – 175с.
3.Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе». – М.:НПО «Образование»,1996. – 160с.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе :Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.:Гуманит.изд. центр «ВЛАДОС»,2001. – 256 с.
5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.Практическое пособие - М.: Генезис, 2003. – 208 с.
6. Давай познакомимся!Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мирадошкольников 4-6 лет.Пособие для практических работников детских садов./ Автор –составитель Пазухина И.А. - СПб: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2004. - 272с.
7.Юзбекова Е.А. Развивающие игры в интеллектуально-творческом развитии дошкольника : Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М.: АПК и ПРО,2003. – 90 с.
8.Гаврина С.Н.,Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. «Серия «Тесты для дошколят».- М.: «РОСМЭН», 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развивающих занятий для учащихся 11 класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"
Любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что така...
Программа развивающих занятий с учащимися при подготовке к итоговой аттестации
Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА - 9 трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ГИА - 9 как форма экзамена по...
Программа развивающих занятий с учащимися перврго класса
Данная прграмма содержит развивающие занятия с учащимися первого класса. Занятия позволяют протестировать знания и умения детей как вначале так и в конце проведённой работы. Отдельные упражнения...
Программа развивающих занятий с учащимися, имеющими трудности в общении с одноклассниками. (для учащихся 6 классов)
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения...
Программа развивающих занятий для детей 2 класса с трудностями в обучении.
Программа расчитана на детей, испытывающих трудности усвоения школьного материала. В программу входят занятия на развитие высших психических процессов (внимания, памяти, мышления), т.к. формирование б...
Программа развивающих занятий для подростков "Сотвори себя"
Для работы с учащимися...
Программа развивающих занятий с обучающимися ОВЗ «Профессия-школьник» 1-2 классы
Главная цель программы - развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех предметах. которые определяются возрастными возможностями....