Программа развивающих занятий с учащимися перврго класса
рабочая программа по психологии по теме

Вершинина  Ирина  Александровна.

Данная прграмма содержит развивающие занятия с учащимися первого класса. Занятия позволяют протестировать знания и умения детей как вначале так и в конце проведённой работы.  Отдельные упражнения можно использовать на уроках в процессе обучения. программа будет полезна учителям начальных классов, педагогам-психологам, воспитателям подготовительных групп детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx181.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Одна из центральных проблем детей дошкольного возраста  готовность к обучению в школе, которая предполагает личностную, социальную, физическую и психологическую готовность. Эффективность учебной деятельности первоклассника  определяется  его психологической  готовностью.  Часто поступающие в первый класс дети имеют хорошо сформированные конкретные знания и умения, но с низким  уровнем развития  психических процессов (внимания, памяти, восприятия, пространственных ориентировок…)

        В учебном процессе низкий уровень развития психических процессов показывает, что дети не могут длительное время выполнять учебные задания,  испытывают трудности в работе системы глаз – доска, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, испытывают трудности в запоминании  и воспроизведении  учебного материала.  Такие недостатки в психическом развитии ведут к тому, что  дети  с недостаточно развитыми психическими процессами  усваивают  учебный материал не в полном объёме.   Постепенно становятся неуспешными в обучении, у детей  пропадает интерес к учебной деятельности.

        Развитие психических процессов является необходимым условием формирования интеллектуальных способностей детей. Важно отметить, что в обучении  детей важно развитие не каждой психической функции отдельно,  а их согласованность при решении ребёнком познавательных задач и сложных интеллектуальных действий.

        Данная программа позволяет  выявить уровень развития психических процессов у детей и комплекс занятий по их развитию. Предлагаемые упражнения можно использовать как в детском саду при подготовке детей к обучению в  школе, так и с учащимися первого класса параллельно с учебным процессом, как коррекционно-развивающие занятия в группе или индивидуально.  Отдельные упражнения можно использовать на уроках в виде разминок.  

        Программа будет полезна  педагогам дошкольного образования,  психологам, педагогам,  работающим в начальном звене обучения школы.

Содержание  развивающих занятий с учащимися первого класса.

№ урока

Развиваемые психологические процессы

Методики

1

Диагностическое.

Внимание.

Память.

Мозговой штурм

Соедини цифры

Заучивание стихотворения.

Запоминание слов.

2

Диагностическое.

Мышление.

Назови одним словом.

Найди лишний предмет.

Логические цепочки.

3

Развитие произвольного  внимания.

Развитие наглядно – образного мышления.

Развитие тонкой моторики.

Упр. «Один - много» с мячом

Упр. «Муха»  

Упр. «Лунная пропись»

4

Развитие умения ориентироваться на плоскости листа.

Развитие устойчивости внимания. Развитие тонкой моторики.

Упражнение «Лево – право»

« Что, где находится»

«Лабиринт».

5

Развивать  умение  ориентироваться  на   плоскости листа.

 Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей) Развитие координированных движений.

«Какая птица»

«Объедини слова»

« Сделай бусы»

6

Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие вербальной памяти. Устойчивости внимания

Найди девятый»

«На рынке»

«Слова начинающиеся с одной буквы

7

Развитие гибкости мышления. Развитие произвольности внимания.

Формирование умения сравнивать.

Расставь значки по образцу .

  Сравни

  Сравни слова

8

Развитие произвольного внимания(распределение).

 Развитие осязательных ощущений

Найди слова

Сколько знаков.

Разложи в слепую

Чудесный мешочек

9

Развитие мышления ( установление закономерностей).

 Развитие мышления – процессы анализа.

 Развитие точности произвольных движений.

мозговой штурм  

найди фигуры  

Часть и целое.

10

Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм).

 Развитие мышления – процессы анализа.

Развитие устойчивости внимания.

Узнай букву Б  

Найди лишнюю букву

Буквы перепутались.

Игра Какой ? Какая? Какие?

11

Развитие произвольного внимания.

 Развитие осязательных ощущений.

Найди слова. графические изображения. Разложи с закрытыми глазами

12

Развитие произвольного внимания.  

Развитие осязательных ощущений.

 Найди фигуры

 Куда направилась мышка В  Нарисуй по памяти.

Пройди не задень

13

Развитие умения подчиняться словесным указаниям. Развитие мышления – нахождения общих и отличительных признаков.

Развитие двигательной сферы.

14

Развитие зрительной памяти.

Развитие пространственных представлений.

Развитие умения устанавливать логические связи

Четвёртый лишний

Запомни и нарисуй

Выполни правильно

15

Развитие умения выделять существенные признаки,

 развитие слуховой памяти

 Развитие воображения.

Развитие умения выделять существенные признаки,

 развитие слуховой памяти

 Развитие воображения.

15

Диагностическое.

Внимание.

Память.

Мышление.

Зачёркивание одинаковых знаков.

Запоминание слов.

Назови одним словом.

Найди лишний предмет.

Логические цепочки.

Занятие №1

Цель:   диагностика развития внимания, памяти.

Оборудование:  бланки с цифрами и линиями,

                    набор предметов : карандаш, мел, шар, кубик, стакан, коробок, пенал, …

                     ширма,

                    мяч.

Ход занятия.

Вводная часть.

1.   Знакомство.

Дети стоят в кругу.  По очереди каждый ребёнок называет своё имя и то, что он любит делать.

2.  Мозговая гимнастика.

Упражнение  «Перекрёстные движения»

Основная часть.

1.   Разминка.  Мозговой штурм.

Дети отвечают на поставленные вопросы:

Как тебя зовут?                                Сколько тебе лет?

В каком городе ты живёшь?                        Какая река протекает?

Когда идёт снег?                                Какой день недели первый?

Когда тает снег?                                 Когда люди собирают урожай?

2.   Упражнение   «Соедини цифры»

Детям предлагается бланк с напечатанными на нём цифрами и линиями. В течение 2 минут дети должны соединить на бланке цифры, проведя линии.

3 Упражнение   «Заучивание стихотворения»

Детям предлагается выучить небольшое стихотворенье:

Мне учиться очень нравится

Я уроков не боюсь.

Я могу с задачей справиться

Если только не ленюсь.

Дети заучивают стихотворенье хором.

4 Упражнение  «Что изменилось»

Детям предлагается рассмотреть расположение ряда предметов, затем все предметы закрываются ширмой, и изменяется расположение предметов или  (и) количество, затем детям повторно предлагается рассмотреть предметы и назвать, что изменилось. (повторить 4 – 5 раз).

5  Упражнение  «Запомни слово»

Детям предлагается ряд слов, данные слова оно должны зарисовать так, чтобы затем смогли их вспомнить .

Слова для предъявления: лист, мост, лук, пень,  шуба, брат,  мороз, лёд, ветер, море.

Далее предлагается назвать те слова, которые они смогут вспомнить, опираясь на сои зарисовки.

Заключительная часть.

Подведение итогов:

Что понравилось.

Что было сложным.

Малоподвижная игра « Много и один»

Дети стоят в кругу, ведущий называет  предмет во множественном числе,  и бросает мяч одному из детей, ребёнок называет  данный предмет в единственном числе.

Рассказывание выученного стихотворенья.

Поблагодарить друг друга за занятие.

Занятие №2

Цель:  диагностика развития мышления.

Оборудование:

Ход занятия.

Вводная часть.

1.   Знакомство.

Дети стоят в кругу. По очереди называют сои имя и фамилию и имя своего друга.

2.   Мозговая гимнастика.

Упражнение точки мозга.

Основная часть.

  1. Упражнение «Кто это»

Детям предлагается  назвать одним словом два предмета:

Огурец, помидор  -                                        яблоко, груша  -

Окунь, карась  -                                        сосна, берёза  -

Земляника, малина  -                                        сон, муравей  -

Зима, лето  -                                                март, сентябрь  -

2.  Упражнение  «Найди лишний»

А     Детям  предлагается рассмотреть картинки с изображением предметов,  найти лишний предмет, назвать его и объяснить, почему он лишний.

 

Б  Детям предлогается ряд слов из которых они должны выбрать лишнее, и объяснить почему оно лишнее.

Для предъявления:

Скакалка, мяч, песок, кукла.

Река, море , пруд, мост.

Дуб, клён, сосна,  ель.

Вилка, ложка, нож, тарелка.

  1. Упражнение «Логические цепочки»

А)  детям предлогается продолжить начатый ряд бус

 

Б)  детям предлогается продолжить начатый педагогом ряд из разноцветных полосок картона.

2 красных, 1 синяя, 2 красных, ….

1синяя, 2 красных, 3 зелёных 1 синяя, ….

Заключительная часть.

  1. Подведение итогов:

Что понравилось.

Что было сложным.

  1. Малоподвижная игра        « Когда это бывает»

Дети стоят в кругу, ведущий называет явления природы и бросает мяч одному из детей, ребёнок поймавший мяч, называет время года, соответственно названному явлению и возвращает мяч ведущему.

  1. Поблагодарить всех за занятие.

Занятие № 3

Цель : Развитие произвольного  внимания.

Развитие наглядно – образного мышления.

Развитие тонкой моторики.

Оборудование: таблица «Подсчитай правильно»

                   квадрат  5 х 5 клеток, муха

                   бланк «Лунная пропись»

Ход занятия.

Вводная часть.

  1. Создание хорошего настроения – назовите хорошие,  добрые слова.
  2. Мозговая гимнастика – «Сова»

Основная часть

1  Упражнение   «Подсчитай правильно»

Детям предлагается таблица с изображёнными на ней предметами. Детям необходимо подсчитать сколько на таблице ежей, яблок, флажков,….    Сравнить  подсчитанные яблоки и ежей, флажки и шарики … 

2   Упражнение  «Муха»  на доске квадрат 5х5 клеток, в центре муха, детям предлагается   зрительно перемешать муху в заданном направлении ( 2 клеточки в лево, 2 клеточка вверх, клеточки в право, …)  3 – 4 направления. В конце предлагается детям показать где остановилась муха. Находится правильное решение.  

3  Упражнение . «Колечки» - развитие тонкой моторики

4  Упражнение Работа детей на странице «Лунной прописи»

   Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Малоподвижная игра   « Камень – вата»    дети делятся на две группы 1 – камень

                                                                                2 – вата

Ведущий предлагает слова если слова заканчиваются   твёрдой согласной, хлопает команда – Камень, если с мягкой согласной – Вата.

  Поблагодарить друг друга за занятие.

Занятие №4

Цель:     Развитие умения ориентироваться на плоскости листа.

        Развитие устойчивости внимания.

        Развитие тонкой моторики.

Оборудование:  бланки – лист бумаги 10х10см с нарисованной в центре большой точкой,лабиринты

Ход занятия.

Вводная часть.

  1. Создание хорошего настроения – сказать друг другу хорошие добрые слова.
  2. Мозговая гимнастика  упражнение  -  «Точки равновесия»

Основная часть.

  1.    Упражнение «Лево – право»

Дети стоят в кругу выполняют упражнения : наклоны, повороты, потягивания….

2   Упражнение  «Нарисуй,  где скажу»

Детям предлагается бланк с нарисованной точкой в центре. Детям даётся задание нарисовать  круг,  звёздочку,  треугольник,  грибок, ….. слева,  справа,  вверху,  внизу о т точки.

            .

  1.  Упражнение «Что, где находится»

Детям предлагается посмотреть вокруг себя и назвать  предметы находящиеся слева, справа, впереди, сзади, относительно себя.

  1. упражнение «Лабиринт».

А    Детям предлагается внимательно рассмотреть лабиринт, следуя по направлению стрелочек, определить, куда едет велосипедист.

        Б   Детям предлагается самостоятельно следуя по указанным стрелкам найти, куда едет велосипедист.

 

Заключительная часть.

  1. Подведение итогов занятия.
  2. Малоподвижная игра  «Ровным кругом»
  3. Поблагодарить друг друга за занятие.

Занятие №5

Цель: Развивать  умение  ориентироваться  на   плоскости листа.

 Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей)

 Развитие координированных движений.

 Оборудование: таблица с изображёнными птицами,

                      бланки с логическими цепочками из геометрических фигур и                                наборы   геометрических фигур каждому ребёнку

Ход занятия.

Вводная часть.

1  Создание хорошего настроения – скажите хорошие добрые слова друг другу.

2  Мозговая гимнастика  «Перекрёстные движения»

Основная часть

1 Упражнение «Какая птица»

Детям предлагается плакат с изображением птиц.

Дети рассматривают плакат и отвечают на вопросы учителя:

- Какая птица расположена правее свободного места?

-  Какая птица расположена левее? Выше, Ниже?.

-  Какая птица расположена выше и левее? Ниже и правее?

-  Какая птица расположена ниже и левее птицы 9?

Где расположена птица у которой голова как у птицы 1,  а хвост как у птицы 4?

2  Упражнение  «Объедини слова»

Детям предлагаются несвязанные между собой слов.  Дети должны объединить  слова, составив предложения с ними.

Для предъявления: кот – лист, яблоко – пиджак, машина – гриб, фрукты – зима,  кит – бант, урок – прогулка.

3  Упражнение « Где вы, рыбки?»

Рыбки, рыбки, где вы, где?
Рыбки плавают
в воде.
Вы плывете, рыбки, сами?
Машете вы
плавниками.
Что блестит, как жар горя?
На вашем теле
чешуя.
Рыбки, рыбки, вы не спите.
Вы плывите! Вы плывите!

Дети договаривают последние слова двустишья. Потом изображают плавающих рыб. По сигналу взрослого замирают, приняв определенную позу, которая заранее оговаривается.
Рыбка — присесть.
Ночь — закрывают глаза, две сложенные руки вперед.
Червячок — руки, сложенные вместе, вверх.

4 упр. « Сделай бусы»

Детям предлагаются бланки с нарисованными геометрическими фигурами разного цвета и размера.  Дети должны вырезать их и наклеить бусы на лист бумаги. Соблюдая предложенную последовательность.  (Н-р: красный треугольник, синий квадрат, зелёный круг, …)

Заключительная часть:

1 Выставка бус.

2 Поблагодарить друг друга за занятие.

Занятие №6

Цель:  Развитие мышления ( установление закономерностей).

Развитие вербальной памяти.

Устойчивости внимания

Оборудование: плакаты – найди девятый, на рынке.

Ход занятия.

Вводная часть:

1  Создание хорошего настроения: скажите добрые слова друг другу.

2   Мозговая гимнастика: ленивые восьмёрки.

Основная часть

1 Упражнение  «Найди девятый»

Детям предлагается   рассмотреть рисунок.: « В нём две части – верхняя из 9 клеток и нижняя из 12. В каждой клетке по две фигуры. В нижней части каждая пара фигурок имеет номер.  Я буду закрывать одну клетку в верхней части, а вы должны сказать, какая пара фигурок из нижней части с номером может быть помещена в эту клетку»

 Порядок выбора клеток – правый нижний угол, левый нижний угол, верхний, средняя нижняя, средняя левая, средняя верхняя, центральная.

 

Таким образом дети решают 9 задач связанных с анализом.

2 Упражнение  «На рынке»

Детям предлагается рисунок с изображением прилавка с фруктами, продавца, покупателя. На каждом фрукте стоит первая буква названия. Детям предлагается назвать какие фрукты можно купить.

Затем плакат убирается, дети должны повторить  названия фруктов. 

3 упр. «Слова начинающиеся с одной буквы»

Детям предъявляется текст. Каждому ребёнку предлагается из прочитанного текста запомнить 5 – 7 слов начинающихся с одной буквы, в том порядке как он их услышит.  По окончании  дети должны записать запомненные слова.

При вторичном чтении текста проверяется правильность выполнения задания.

Текст для предъявления:

Сухая сосна.

В лесу стояла сухая сосна. Папа и Саня спилили и принесли её домой. Из этой сосны напилили досок и сделали стол и скамейки для сада.

Зима и зайка.

Зимой зайка заменил мех. Стал белым и незаметным. На снегу в поле его не видно. В снег залезет, затихнет. И спит спокойно.

Заключительная часть.

  1. Рефлексия
  2. Магазин одежды 

Открываем магазин,

соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны

Протираем пыль с витрин.

ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот

В магазин заходят люди,

подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой

Продавать одежду будем.

костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки

дети называют различную одежду

Магазин теперь закроем,

фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони

Каждый пальчик мы помоем.

массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки

Потрудились мы на «пять» —

потираем ладони

Пальцы могут отдыхать.

поглаживаем каждый палец

  1. Поблагодарить друг друга за занятие.

Занятие №7

Цель: развитие гибкости мышления.

Развитие произвольности внимания.

Формирование умения сравнивать.

Оборудование:   бланк для расстановки знаков по образцу  каждому ребёнку

                        карточка «найди отличия»

                        на доске записаны слова  :  Карандаш – карандашик

                           Хвост – хвости          Червячок – змея                 Усы – усики

                        парные картинки,  мяч

Ход занятия.

Вводная часть.

1  Создание хорошего настроения:

Скажите добрые слова друг другу.

2  Мозговая гимнастика  «Сова».

Основная часть.

1 Упражнение « Расставь значки по образцу.»

Детям предлагается карточка с нарисованными геометрическими фигурами. Необходимо расставить все значки в соответствии с образцом. Начинать на счёт –раз, два, три.

Оканчивать по команде – СТОП. Все должны поднять карандаш вверх. (время выполнения 1,5 -2 мин)

2 Упражнение    Сравни.

А  Найти 10 отличий            

Детям предлагается картинки для сравнения

Б  Сравни слова:

Для предъявления:  Карандаш – карандашик

                            Червячок – змея

                            Усы – усики

                            Хвост – хвостик

В   объясни в чём сходства и различия предметов.

 Объяснить, чем отличаются предметы ( с использованием парных картинок картинок)

 

Заключительная часть.

Малоподвижная игра   «Много и один»

Подведение итогов занятия.

Поблагодарить друг друга за занятие.

Занятие №8

Цель:  развитие произвольного внимания(распределение).

Развитие осязательных ощущений.

Оборудование: бланки для зачёркивания букв каждому ребёнку

                Текст для чтения

                Бланк «Подсчитай правильно»

                Наборы палочек разной длинны каждому ребёнку

                «Чудесный мешочек»  с набором мелких игрушек или геометрических                 фигур

Ход занятия.

Вводная часть

  1. Создание хорошего настроения. – скажите добрые слова друг другу.
  2. Мозговая гимнастика – восьмёрка.

Основная часть

1  Упражнение «Вычёркивай буквы и слушай»

 детям предлагается бланк с рядами напечатанных букв.

По сигналу педагога ребёнок должен вычеркнуть как можно быстрее одну букву (н-р а). Одновременно с вычёркиванием учащиеся слушают сказку (рассказ) которую читает педагог.

Задача учащихся – правильно вычеркнуть букву, и следить за содержанием читаемого. По окончании даётся сигнал «Стоп». Затем педагог выясняет у учащихся о чём он читал, что поняли из прочитанного, ( если есть возможность предложить детям продолжить или рассказать , чем всё закончилось).

Затем проверяется сколько букв зачеркнул каждый ребёнок, сколько пропустил, сделал ошибок.

  1. Упражнение  «Подсчитай правильно»

 Детям предлагается плакат для рассматривания. Затем дети по очереди считают изображённые знаки на таблице.

  1. Упражнение  «Разложи в слепую».

Каждому ребёнку предлагается набор палочек из 10 – 15 штук. Разного размера. Детям предлагается с закрытыми глазами разложить палочки по размерам ( длинные, средние, короткие; от самых длинных до самых коротких…)

  1. Упражнение «Чудесный мешочек»

 Детям предлагается на ощупь определить и назвать  находящиеся в мешочке геометрические фигуры, предметы.

Заключительная часть

Малоподвижная игра  «Угадай, чей голосок»

Поблагодарить друг друга за занятие.

Занятие №9

Цель:    Развитие произвольного внимания.

 Развитие осязательных ощущений.

Оборудование:  карточки с напечатанными наборами букв,

                Таблица знаков для счёта

                Наборы полосок разного качества, наборы палочек разной длинны                         каждому ребёнку.

                «Чудесный мешочек» с набором  различных мелких игрушек или                         геометрических фигур.

Ход занятия.

Вводная часть.

1  Создание хорошего настроения – скажите добрые слова друг другу.

2  Мозговая гимнастика  упражнение – точки мозга.

Основная часть

1 Упражнение   « Найди слова.»

 Детям предлагается бланк с напечатанным набором букв, дети должны просмотреть все строчки и выписать слова

 Дети должны найти слова – кот, мяч, дым, сор, шуба, мама, бур, палка ,дыра, метла, автобус (лор).

2  Упражнение «Сосчитай правильно»

Детям предлагается плакат с напечатанными на нём знаками.

Детям предлагается посчитать , сколько на плакате изображено  знаков:

Сколько раз встречается  +?        (11)        Сколько раз встречается  Х?  (12)

Сколько раз встречается  :?        (13)        Сколько раз встречается  !?  (10)

Для наглядности можно предложить детям искомые знаки на отдельных карточках

+

:

х

!

3  Упражнение « Разложи с закрытыми глазами»

Полоски   :  2 – 3 видов разного качества   (н-р  картон, фольга,  бархатная бумага)

разложить полоски по качеству материала.

 Палочки 3 – 4  размеров  разложить   по размерам.

Заключительная часть.

Малоподвижная игра  «Чудесный мешочек» с набором  различных мелких игрушек или геометрических фигур.

Подведение итогов занятия.

Поблагодарит друг друга за занятие.

Занятие № 10

Цель: развитие мышления ( установление закономерностей).

Развитие мышления – процессы анализа.

 Развитие точности произвольных движений.

Оборудование:   таблица геометрических фигур

                   игра «Часть и целое»

                    листы, клей, ножницы.

Ход занятия.

 Вводная часть.

 Создание хорошего настроения – скажите добрые слова друг другу.

Мозговая гимнастика – сова.

 Основная часть

  1. Упражнение «Мозговой штурм»

Детям предлагаются вопросы из разных областей знаний, дети должны быстро дать правильный ответ.

Н-р: какое число идёт после числа  5

Что длиннее урок или перемена

Какое время года идёт после весны

Назови одним словом сосна и берёза

Что  общего у кошки и белки.

2   Упражнение «Найди фигуры»

Детям предлагается плакат с изображёнными геометрическими фигурами. Расположенными в верхней  части – 9 изображений и нижней части – 12 изображений.

Ведущий закрывает кружком одно из изображений в верхней части. Дети должны определить какое изображение из фигур расположенных в нижней части может быть расположена в данной клетке.

3  Упражнение « Часть и целое»

Детям предлагается по предложенным частям,   определить какой это предмет.

Затем разделить предложенные им предметы – картинки на части.

Из предложенных частей создать целое - аппликация

 Заключительная часть.

 Малоподвижная игра «Ровным кругом»  

Дети стоят в кругу.  Один ребёнок ( ведущий ) – в центре. Дети идут по кругу проговаривая слова:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте. Дружно вместе. Делаем вот так …

Ведущий показывает движение, дети выполняют, тот кто выполнит неверно выходит из игры.

Подведение итогов занятия

Поблагодарить друг друга за занятие.

Занятие №11

Цель : развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм).

 Развитие мышления – процессы анализа.

Развитие устойчивости внимания.

Оборудование:  бланки букв

                    Таблицы: !Буквы перепутались»,   «Найди лишнюю букву»

                     мяч

Ход занятия.

 Вводная часть

Создание хорошего настроения  - скажите добрые слова друг другу.

Мозговая гимнастика – слон.

Основная часть.

1  Упражнение « Узнай букву».

  2  Упражнение     «Найди лишнюю букву».

  Определить какая буква лишняя, записать её

 3  упражнение  « Буквы перепутались».

Предложить из подписей к картинкам составить и записать  слова.

Заключительная часть.

Упражнение  « Какой ? Какая? Какие?»

Учитель называет существительные и бросает мяч детям по очереди, дети должны подобрать соответствующее слово обозначающее признак, назвать его и вернуть мяч.

Слова для предъявления – трава, дождь, снег, зима, дом…

Подведение итогов.

Поблагодарить друг друга за занятие.

Занятие №12

Цель: развитие мышления (установление закономерностей).

Развитие зрительной памяти. Развитие двигательной сферы.

Оборудование:  таблица с изображением  геометрических фигур

                   картинка с изображением полок с предметами и мышкой

                   плакат для запоминания

                    кегли

Ход занятия.

Вводная часть.

Создание хорошего настроения.

Дети стоят в кругу. По кругу каждый ребёнок говорит хорошие слова стоящему ребёнку с лева.

Упражнение мозговой гимнастики  «Качание икр»

Основная часть.

1  Упражнение   « Найди фигуры»

Детям предлагается плакат с изображёнными геометрическими фигурами.

Детям предлагается внимательно рассмотреть рисунок, верхняя часть состоит из 9 клеток, а нижняя из 12 клеток.  В каждой клетке по 2 фигуры.  Я буду закрывать по одной фигуре в нижней части,. А вы должны найти ей пару из верхней части. Назвать её расположение.

2 Упражнение «  Куда направилась мышка»

Детям предлагается рассмотреть картинку, определить лишний предмет на каждой полке, записать  на листке его первую букву, прочитать куда направилась мышка. ( бал)

3  Упражнение  «Нарисуй по памяти»

Детям предлагается плакат с изображёнными на нём фигурами. Дети рассматривают его в течение 15 – 20 сек. Затем рисуют по памяти.  По выполнению работы делается проверка, сколько ошибок допустили, почему?

Заключительная часть.

Игра   «Пройди не задень»

В разном порядке выставляются кегли,  дети становятся в цепочку друг за другом, руки лежат на плечах  впереди стоящего ребёнка, ведущий ведёт детей между кеглями,  дети должны пройти не задев кегель.

Подведение итогов занятия.

Поблагодарить друг друга за занятие.

Занятие №13

Цель:  развитие зрительной памяти

 Развитие пространственных представлений.

Развитие умения устанавливать логические связи.

Оборудование:  картинки четвёртый лишний

                   таблица для запоминания

                   бланки для пространственной ориентировки, фишки каждому                             ребёнку

Ход занятия.

Вводная часть.

1 создание хорошего настроения   - сказать хорошие, добрые слова друг другу.

2 Мозговая гимнастика : Точки мозга.

        Основная часть:

1 Упражнение  « Четвёртый лишний»

А )   Детям предлагается выделить  лишний предмет и объяснить почему он является лишним.

Б) детям предлагается ряд слов среди которых они должны определить лишнее слово и объяснить почему

Для предъявления:

Синица, воробей, ворона, комар

Мухомор, опёнок, сыроежка,

Астра, ромашка, георгин, гладиолус.

2  Упражнение « Запомни и нарисуй»

Детям предлагается таблица для запоминания . Дети рассматривают её в течение 20 сек.

Затем таблица убирается, дети рисуют по памяти. По окончании сравниваются работы детей с образцом.

3  Упражнение  « Выполни правильно»

Детям предлагается цветное поле 10х10см, отдельные клетки окрашены в красный и синий цвета, фишка.

Дети ставят фишку на одну из неокрашенных клеток, и выслушивает задание – перейти на 1 клетку в право, на 2 клетки в низ и т д. задания даются так, что бы дети остановились на пустой клетке, если ребёнок выполнил задание не верно и остановился на красной или зелёной  клетке, то он должен выполнить какое – то задание ( рассказать стихотворенье, отгадать загадку…)

Затем проверяется правильность выполнения задания.

        Ито г урока:

Игра  « Летает – не летает»

 Подведение итогов.

Поблагодарит друг друга за занятие.

Занятие 14

Цель:  развитие умения выделять существенные признаки,

 развитие слуховой памяти

Развитие воображения.

Оборудование:     бланк для дорисовывания каждому ребёнку

                    Картинки с изображением людей разных профессий

                     На доске записанные слова :

                   Первый набор слов:           – зима, больной, ученик, пассажир,                                покупатель,            стройка, картина, телевизор, лето, белый халат,                 указка, троллейбус, хлеб, весы,           термометр, нига, автобус,                         подъёмный кран, лопата, кисть для рисования.

                Второй набор слов  - шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы,

                прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная,

                листья, цветы, плоды, корень, тень.

Ход занятия.

Вводная часть.

Создание хорошего настроения – дети стоят в кругу, сказать хорошие добрые слова ребёнку стоящему справа.

Мозговая гимнастика – ленивые восьмёрки.

Основная часть.

  1. Упражнение « Найди главное»

Детям предлагается два набора картинок

Первый – врач, учитель, водитель, продавец, строитель, художник.

Второй – зима, больной, ученик, пассажир, покупатель, стройка, картина, телевизор, лето, белый халат, указка, троллейбус, хлеб, весы, термометр. Книга, автобус, подъёмный кран, лопата, кисть, для рисования.

Детям показывается картинка из  первого набора. Необходимо подобрать из второго набора картинку с изображением самого главного, без чего человек выбранной профессии обойтись не может.

  1. Упражнение  « Найди нужное слово»

Детям предлагается слов  -  

шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы,

прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная,

листья, цветы, плоды, корень, тень.

Далее предлагается прослушать ряд предложений и  закончить их подобрав  наиболее подходящее слово из данных.

  1. Упражнение  « Повтори и добавь»

Дети стоят в кругу. Ведущий называет слов, стоящий рядом повторяет названное слово и добавляет своё,  следующий ребёнок повторяет названные два слова и добавляет соё, игра продолжается пока все дети не повторят слова.

Заключительная часть.

«Волшебный лес»  

Детям предлагается картинка с изображением некоторых деталей рисунка. Дети должны добавить  свои изображения, дорисовать начатый рисунок.

Выставка рисунков.

Поблагодарить за занятие.

Занятие № 15

Цель:     Диагностика развития   внимания, памяти, мышления..

Оборудование: бланки для зачёркивания знаков каждому ребёнку.

                Наборы картинок – овощи, фрукты, одежда, транспорт, животные.

                Карточки со совами каждому ребёнку

                карточки – найди лишний.

Ход занятия.

Вводная часть.

Создание хорошего настроения – сказать хорошие добрые слова друг другу.

Мозговая гимнастика   - точки равновесия.

Основная часть.

  1. Упражнение  «Зачёркивание одинаковых знаков»

Детям предлагается таблица с изображёнными на ней знаками. В течение 2-х минут дети должны зачеркнуть букву А и обвести кружком букву С.

  1. Упражнение « Назови одним словом.»

Детям предлагается пара слов. Необходимо назвать одним словом.

Ёж, медведь –

Тетрадь, линейка –

Шкаф, стол –

А)   Детям предлагаются наборы картинок.

Необходимо  разложить набора по группам.

Б)  детям предлагаются карточки с написанными словами. Необходимо соединить линией слова относящиеся к одной группе

трамвай

ананас

огурец

ромашка

яблоко

лось

дуб

корабль

тигр

самолёт

лодка

чеснок

  1. Упражнение  «Найди лишний предмет»

Детям предлагаются карточки с изображением предметов. Необходимо найти лишний  предмет и объяснить почему.

Заключительная часть

Упражнение «Снежный ком»

Дети стоят в кругу. Первый ребёнок называет слово. Второй повторяет названное слово и добавляет своё. Третий ребёнок повторят названные слова и добавляет своё слово. Тот кто ошибётся выходит из игры.

Подведение итогов.

Поблагодарить всех за занятие.

Список используемей литературы.

  1. Ю. Соколова   «Тесты на готовность ребёнка шести – семи лет к школе» издательство Москва Эксмо 2005год
  2. Н.А. Шевердина, А.А. Сушинскас  «Тестирование будущих первоклашек» издательство Ростов –на  - Дону Феникс  2004 год
  3. А. Зак «Развитие интеллектуальных способностей»
  4. А.А. Шабанова «Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы» издательство Учитель  Волгоград
  5. Комплекс упражнений   «Знайка, легко и весело»издательство Аркаим
  6. Журнал начальная школа № 19, 20 1999 год
  7. Журнал «Непоседа» 2011 год
  8. Л.Собчик  «Классификации предметов» издательство Лабиринт
  9. Л. Тихомирова  «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка» Москва  Айрис Пресс 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развивающих занятий для учащихся 11 класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что така...

Программа развивающих занятий с учащимися при подготовке к итоговой аттестации

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА - 9 трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ГИА - 9 как форма экзамена по...

Развивающее занятие для учащихся 5 классов "Мы и наш класс"

Данное занятие рекомендуется проводить в начале учебного года, в период адапации школьников. Вести его может педагог-психолог или классный руководитель.Цель занятия: снижение тревожности, достижение в...

Программа развивающих занятий с учащимися, имеющими трудности в общении с одноклассниками. (для учащихся 6 классов)

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения...

Открытое корррекционно- развивающее занятие для учащихся 1 класса "Домашние животные"

Занятие для учащихся 1 кл. коррекционной школы 8 вида. по направлению - экологическое воспитание....

Рабочая программа Индивидуальных коррекционно – развивающих занятий на учащегося 2 класса (вариант 3.2)

Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной а...