Программа по профессиональной ориентации учащихся МКОУ Новотроицкой СОШ № 12
учебно-методический материал по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Программа по профессиональной ориентации нацелена на : оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности; выработку у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по профессиональной ориентации учащихся МКОУ Новотроицкой СОШ № 12 | 318.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Работа по профориентации в школе проводится по следующим направлениям:
– Профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию.
– Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
– Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны педагога-психолога и специалистов-профконсультантов (Центр занятости населения г.Минусинска).
– Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
– Социально-профессиональная адаптация.
– Профессиональное воспитание, имеющее целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Цели профориентационной работы:
- Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
- Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- Формировать у школьников устойчивые интересы к профессиональной деятельности;
- Получать данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для оптимального профессионального самоопределения;
- Оказывать дополнительную поддержку учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии;
- Информировать учащихся о потребностях современного рынка труда;
- Оказывать содействие в выборе рабочих профессий, востребованных на территории Красноярского края, Минусинского района.
Направления деятельности профориентационной работы:
1. Организационно-методическая работа:
- деятельность координаторов по профориентационной работе с обучающимися;
- методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
2. Работа с обучающимися:
- комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
- консультации по выбору профессии (индивидуальные, групповые), анкетирование;
- организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия);
- встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.
3. Работа с родителями:
- тематические родительские собрания (общешкольных, классных);
- лектории;
- индивидуальные беседы;
- анкетирование;
- консультации по профориентированию учащихся;
- помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время (ТОС).
Содержание профориентационной работы:
Классы | Содержание работы |
1-4 | Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и в обществе. Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в т. ч. социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. |
5-8 | Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях. Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. |
9-11 | Оказание содействия в выборе учебных предметов, необходимых для поступления в соответствующее профессиональное учебное заведение. Групповое и индивидуальное консультирование с целью формирования адекватного решения о выборе дальнейшего профессионального обучения. Формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям обучающихся. |
План профориентационной работы школы на 2015-2017 годы:
| Содержание деятельности | Дата | Ответственный |
Нормативно-правовое обеспечение мероприятий, направленных на организацию профессиональной ориентации обучающихся | |||
1 | Издание приказов: • о плане работы по профориентации на учебный год; • назначении координатора (ответственного) по профориентационной работе; • утверждении положения о профориентационной работе в школе. | Сентябрь | Директор школы |
2 | Разработка и утверждение комплекса мер, планов работы, графиков, в т. ч. социально-психологического сопровождения обучающихся, методической работы с педагогическими работниками и др., направленных на профессиональную ориентацию обучающихся в соответствии с требованиями регионального рынка труда | Сентябрь
| Директор школы, заместитель директора по УВР |
3 | Разработка плана совместной работы школы по профориентации с заинтересованными организациями и учреждениями (Центр занятости населения г.Минусинска) | Октябрь
| Директор школы; Зам. директора по УВР |
4 | Подготовка плана профориентационной работы с обучающимися и их родителями на учебный год | Август
| Зам. директора по УВР; Педагог-психолог; Социальный педагог; Старший вожатый |
5 | Обзор новинок методической литературы по профориентации, проведение в школьной библиотеке выставки книг «Человек и профессия» | В течение года | Школьный библиотекарь |
Организационная работа в школе | |||
1 | Оформление и обновление стенда «Пусть меня научат».
| Февраль | Педагог-психолог |
2 | Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. | В течение года | Педагог-психолог |
3 | Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками | В течение года | Старший вожатый; Волонтеры |
Работа с педагогическими кадрами | |||
1 | Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп. | Октябрь-ноябрь | Зам. директора по УВР; Педагог-психолог |
2 | Совещание при директоре по вопросам: • анализ трудоустройства и поступления в учреждения профессионального образования выпускников 9 и 11-х классов. | Сентябрь (далее ежегодно) | Зам. директора по УВР |
3 | Организовать для педагогов и классных руководителей методические семинары и групповые консультации по теме: «Теория и практика профориентационной работы». | Октябрь | Зам. директора по УВР; Педагог-психолог |
4 | Проведение заседаний методических советов и объединений педагогов с обсуждением вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения по темам: - «Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии»; - «Система образования в России»; - «Система профориентационной работы в районе и в школе»; - «Методика профориентационной работы в различных возрастных группах»; - «Психологическая и социальная обусловленность выбора 9-классниками профессии»; - «Методические основы профориентации во внеклассной работе»; - «Работа с учащимися в группах по интересам»; - «Методы исследований психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации»; - «Методы работы с родителями о выборе профессии их детьми»; - «Профориентация в процессе изучения основ наук». | Октябрь-май | Зам. директора по УВР; Педагог-психолог |
5 | Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника: - «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся»; - «Изучение склонностей и интересов»; - «Анализ готовности учащихся к выбору профессии»; - «Изучение профессиональных намерений и планов учащихся». | Октябрь-май | Педагог-психолог |
6 | Отчет учителей-предметников, классных руководителей, узких специалистов о проделанной работе. | Май | Учителя-предметники, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог |
7 | Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе. | С октября | Зам. директора по УВР; Педагог - психолог |
8 | Организовать помощь в разработке классных часов в данном направлении. | С октября | Старший вожатый |
9 | Скоординировать деятельность учителей, педагога-психолога и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися. | С октября | Зам. директора по УВР |
Работа с родителями | |||
1 | Родительское собрание «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей». | Ноябрь | Зам. директора по УВР; Педагог - психолог |
2 | Индивидуальные консультации родителей по вопросу выбора учащимися их будущих профессий. | В течение года | Педагог - психолог |
3 | Организовать встречи учащихся с их родителями – представителями различных профессий. | В течение года | Старший вожатый |
5 | Подготовка рекомендаций родителям по проблемам профориентации. | В течение года | Зам. директора по УВР; Педагог- психолог |
5 | Организовать для родителей встречи со специалистами Центра занятости населения г.Минусинска. Встреча учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений за «круглым столом». Тема беседы – «Выбираем свой путь». | Февраль | Зам. директора по УВР; Педагог- психолог |
Работа с учащимися | |||
1 | Проведение занятий по профориентированию учащихся 8-11 классов: «Уроки выбора профессии». (Г.Резапкина) | Февраль-апрель | Педагог- психолог |
2 | Посещение профессиональных учебных заведений г. Минусинска, г.Абакана, п.Шушенское, п.Казанцево, п.Краснотуранск. | В течение года | Классные руководители |
3 | Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления их профнаправленности, профинтересов. | Ноябрь-март | Педагог- психолог |
4 | Выявление методом опроса проблем учащихся в плане профориентации. | С октября | Классные руководители; Педагог- психолог |
5 | Тематические классные часы: «Есть такая профессия – Родину защищать»; «Гордое звание - “Учитель”»; «Труд - всему основа»; «Трудовые династии»; «Рабочие специальности». | В течение года | Классные руководители; Педагог- психолог |
6 | Индивидуальные и групповые консультации учащихся. | С октября | Педагог- психолог |
7 | Конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, беседы, выставки, изготовление листовок и буклетов по профориентированию. | Март | Зам. директора по УВР, педагог-психолог, классные руководители, библиотекарь, старший вожатый |
8 | Предметные недели. | В течение года | Зам. директора по УВР, учителя- предметники |
9 | Организация профориентационной работы с учащимися младших и средних классов силами волонтеров детского общественного объединения школы «Исток». | В течение года | Старший вожатый |
10 | Обеспечение участия учащихся в работе районной ярмарки вакансий учебных заведений. | В течение года | Зам. директора по УВР |
11 | Обеспечение участия уч-ся в работе трудовых отрядов старшеклассников: - знакомство с профессиями, связанными с растениеводством; - знакомство со строительными профессиями; - профессиями по благоустройству. | В течение года | Старший вожатый |
12 | Изучение читательских интересов школьников, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение. | В течение года | Школьный библиотекарь |
13 | Конкурс сочинений: - «Моя будущая профессия» – 5-9 кл. -«Кем я хочу стать» – 1- 4 кл. | Март | Учителя-предметники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему "Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся"
Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида....
Калейдоскоп профессий (сценарий проведения внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации учащихся)
Материалы могут быть использованы в период проведения предметной недели по предмету...
Профориентация школьников. ПРОГРАММА по профессиональной ориентации для учащихся 9 – 11 классов ТРИ ШАГА К УСПЕХУ (основы профессиональной грамотности)
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей. Поэтому нео...
Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...
Просветительская программа по профессиональной ориентации «Мое профессиональное будущее»
Программа «Мое профессиональное будущее» предназначена для учащихся 10 – 11 классов (16 – 18 лет).Содержание программы нацелено на воспитание готовности выпускников школы к обоснованному выбору профес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по вопросам профессиональной ориентации учащихся «Моё будущее!» (система классных часов в 8-9 классах ОУ СПБ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по вопросам профессиональной ориентации учащихся «Моё будущее!» (система классных часов в 8-9 классах ОУ СПБ)...
Статья "Профессиональная ориентация учащихся в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Ребенок и собака»"
Проанализирован опыт проф. ориентационной работы с учащимися в рамках реализации программы "Ребенок и собака"....