Программа по профессиональной ориентации учащихся МКОУ Новотроицкой СОШ № 12
учебно-методический материал по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Гилюк Людмила Владимировна

Программа по профессиональной ориентации нацелена на : оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности; выработку у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Работа по профориентации в школе проводится по следующим направлениям:

– Профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию.

– Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

–  Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны педагога-психолога и  специалистов-профконсультантов (Центр занятости населения г.Минусинска).

– Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

–   Социально-профессиональная адаптация.

– Профессиональное воспитание, имеющее целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Цели профориентационной работы:

- Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;

- Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

 

Задачи:

- Формировать у школьников устойчивые интересы к профессиональной деятельности;

- Получать данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для оптимального профессионального самоопределения;

- Оказывать дополнительную поддержку учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии;

- Информировать учащихся о потребностях современного рынка труда;

- Оказывать содействие в выборе рабочих профессий, востребованных на территории Красноярского края, Минусинского района.

 

Направления деятельности профориентационной работы:
1. Организационно-методическая работа:

  • деятельность координаторов по профориентационной работе с обучающимися;
  • методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

2. Работа с обучающимися:

  • комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • консультации по выбору профессии (индивидуальные, групповые), анкетирование;
  • организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия);
  • встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.

3. Работа с родителями:

  • тематические родительские собрания (общешкольных, классных);
  • лектории;
  • индивидуальные беседы;
  • анкетирование;
  • консультации по профориентированию учащихся;
  • помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время (ТОС).

 

Содержание профориентационной работы:

Классы

Содержание работы

1-4

Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и в обществе.

Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в т. ч. социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-8

Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях.

Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

9-11

Оказание содействия в выборе учебных предметов, необходимых для поступления в соответствующее профессиональное учебное заведение.

Групповое и индивидуальное консультирование с целью формирования адекватного решения о выборе дальнейшего профессионального обучения.

Формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям обучающихся.

 

План профориентационной работы школы на 2015-2017 годы:

 

Содержание деятельности

Дата

Ответственный

Нормативно-правовое обеспечение мероприятий,

направленных на организацию профессиональной  ориентации обучающихся

1

Издание приказов:

• о плане работы по профориентации на учебный год;

• назначении координатора (ответственного) по профориентационной работе;

• утверждении положения о профориентационной работе в школе.

Сентябрь

Директор школы

2

Разработка и утверждение комплекса мер, планов работы, графиков, в т. ч. социально-психологического сопровождения обучающихся, методической работы с педагогическими работниками и др., направленных на профессиональную ориентацию обучающихся в соответствии с требованиями регионального рынка труда

Сентябрь

 

Директор школы, заместитель директора по УВР

3

Разработка плана совместной работы школы по профориентации с заинтересованными организациями и учреждениями (Центр занятости населения г.Минусинска)

Октябрь

 

Директор школы; Зам. директора по УВР

4

Подготовка плана профориентационной работы с обучающимися и их родителями на учебный год

Август

 

Зам. директора по УВР;

Педагог-психолог;

Социальный педагог;

Старший вожатый

5

Обзор новинок методической литературы по профориентации, проведение в школьной библиотеке выставки книг «Человек и профессия»

В течение года

Школьный библиотекарь

Организационная работа в школе

1

Оформление и обновление стенда «Пусть меня научат».

 

Февраль

Педагог-психолог

2

Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации.

В течение года

Педагог-психолог

3

Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками

В течение года

Старший вожатый;

Волонтеры

Работа с педагогическими кадрами

1

Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.

Октябрь-ноябрь

Зам. директора по УВР;

Педагог-психолог

2

Совещание при директоре по вопросам:

• анализ трудоустройства и поступления в учреждения профессионального образования выпускников 9 и 11-х классов.

Сентябрь  (далее ежегодно)

Зам. директора по  УВР

3

Организовать для педагогов и классных руководителей методические семинары и групповые консультации по теме: «Теория и практика профориентационной работы».

Октябрь

Зам. директора по УВР;

Педагог-психолог

4

Проведение заседаний методических советов и объединений педагогов с обсуждением вопросов

методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения по темам:

- «Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии»;

- «Система образования в России»;

- «Система профориентационной работы в районе и в школе»;

- «Методика профориентационной работы в различных возрастных группах»;

- «Психологическая и социальная обусловленность выбора 9-классниками  профессии»;

- «Методические основы профориентации во внеклассной работе»;

- «Работа с учащимися в группах по интересам»;

- «Методы исследований психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации»;

- «Методы работы с родителями о выборе профессии их детьми»;

- «Профориентация в процессе изучения основ наук».

Октябрь-май

Зам. директора по УВР;

Педагог-психолог

5

Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника:

- «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся»;

- «Изучение склонностей и интересов»;

- «Анализ готовности учащихся к выбору профессии»;

- «Изучение профессиональных намерений и планов учащихся».

Октябрь-май

Педагог-психолог

6

Отчет учителей-предметников, классных руководителей, узких специалистов  о проделанной работе.

Май

Учителя-предметники, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог

7

Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе.

С октября

Зам. директора по УВР;

Педагог - психолог

8

Организовать помощь в разработке классных часов в данном направлении.

С октября

Старший вожатый

9

Скоординировать деятельность учителей, педагога-психолога и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися.

С октября

Зам. директора по УВР

Работа с родителями

1

Родительское собрание «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей».

Ноябрь

Зам. директора по УВР;

Педагог - психолог

2

Индивидуальные консультации родителей по вопросу выбора учащимися их будущих профессий.

В течение года

Педагог - психолог

3

Организовать встречи учащихся с их родителями – представителями различных профессий.

В течение года

Старший вожатый

5

Подготовка рекомендаций родителям по проблемам профориентации.

В течение года

Зам. директора по УВР;

Педагог- психолог

5

Организовать для родителей встречи со специалистами Центра занятости населения г.Минусинска. Встреча учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений за «круглым столом». Тема беседы – «Выбираем свой путь».

Февраль

Зам. директора по УВР;

Педагог- психолог

Работа с учащимися

1

Проведение занятий по профориентированию учащихся 8-11 классов: «Уроки выбора профессии». (Г.Резапкина)

Февраль-апрель

Педагог- психолог

2

Посещение  профессиональных учебных заведений г. Минусинска, г.Абакана, п.Шушенское, п.Казанцево, п.Краснотуранск.

В течение года

Классные руководители

3

Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления их профнаправленности, профинтересов.

Ноябрь-март

Педагог- психолог

4

Выявление методом опроса проблем учащихся в плане профориентации.

С октября

Классные руководители;

Педагог- психолог

5

Тематические классные часы:

 «Есть такая профессия – Родину защищать»;

«Гордое звание  - “Учитель”»;

«Труд - всему основа»;

«Трудовые династии»;

«Рабочие специальности».

В течение года

Классные руководители;

Педагог- психолог

6

Индивидуальные и групповые консультации учащихся.

С октября

Педагог- психолог

7

Конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, беседы, выставки, изготовление листовок и буклетов по профориентированию.

Март

Зам. директора по УВР, педагог-психолог, классные руководители, библиотекарь, старший вожатый

8

Предметные недели.

 В течение года

Зам. директора по УВР, учителя- предметники

9

Организация профориентационной работы с учащимися младших и средних классов силами волонтеров детского общественного объединения школы «Исток».

В течение года

Старший вожатый

10

Обеспечение участия учащихся в работе районной ярмарки вакансий учебных заведений.

 В течение года

Зам. директора по УВР

11

Обеспечение участия уч-ся в работе трудовых отрядов старшеклассников:

- знакомство с профессиями, связанными с растениеводством;

- знакомство со строительными профессиями;

- профессиями по благоустройству.

В течение года

Старший вожатый

12

Изучение читательских интересов школьников, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.

В течение года

Школьный библиотекарь

13

Конкурс сочинений:

- «Моя будущая профессия» – 5-9 кл.

 -«Кем я хочу стать» – 1- 4 кл.

Март

Учителя-предметники

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Калейдоскоп профессий (сценарий проведения внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации учащихся)

Материалы могут быть использованы в период проведения предметной недели по предмету...

Профориентация школьников. ПРОГРАММА по профессиональной ориентации для учащихся 9 – 11 классов ТРИ ШАГА К УСПЕХУ (основы профессиональной грамотности)

           В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей. Поэтому нео...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

Просветительская программа по профессиональной ориентации «Мое профессиональное будущее»

Программа «Мое профессиональное будущее» предназначена для учащихся 10 – 11 классов (16 – 18 лет).Содержание программы нацелено на воспитание готовности выпускников школы к обоснованному выбору профес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по вопросам профессиональной ориентации учащихся «Моё будущее!» (система классных часов в 8-9 классах ОУ СПБ)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по вопросам профессиональной ориентации учащихся   «Моё будущее!» (система классных часов в 8-9 классах ОУ СПБ)...

Статья "Профессиональная ориентация учащихся в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Ребенок и собака»"

Проанализирован опыт проф. ориентационной работы с учащимися  в рамках реализации программы "Ребенок и собака"....