Методы и приемы коррекции нарушения письма у детей младшего школьного возраста.
учебно-методическое пособие на тему
В материале представлены основные направления в работе и различные упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_korrekcii_narusheniya_pisma_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.doc | 402 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы коррекции нарушения письма у детей младшего школьного возраста.
Направления работы:
1) формирование фонематического восприятия;
2) формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов;
3) формирование слоговой структуры слова;
4) формирование лексико-грамматического строя речи и неречевых процессов.
Формирование фонематического восприятия.
Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов:
- Узнавание неречевых звуков.
- Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембр голоса.
- Различение слов, близких по звуковому составу.
- Дифференциация слогов.
- Дифференциация фонем.
- Развитие навыков элементарного звукового анализа.
В логопедической работе на шестом этапе по развитию фонематического анализа и синтеза имеется определенная последовательность:
- Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определения наличия звуков в слове. Например: определить, есть ли звук Б в словах: бык, лампа, батон, лобик, палка, бритва.
- Вычленение звука из начала и конца слова. При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук; определить место звука в слове, например, какой первый звук в слове сыр? Последний звук в слове малыш? Место звука Р в слове марка (в начале, середине или в конце слова)?
- Вычленение первого ударного гласного из слова, например: определить первый звук в словах Ася, ослик.
- Вычленение первого согласного из слова, например: подобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
- Определение конечного согласного в слове. Начать надо с закрытых слогов: ам, уп, т.д.., затем - сам, суп и т.д.
- Определение последовательности звуков в слове. Например: книга: к – первый звук, н – второй звук, т.д.
Формирование функций фонематического анализа проходит в три этапа:
- формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства;
- формирование действия фонематического анализа в речевом плане;
- формирование действия фонематического плана в умственном плане.
- Узнавание неречевых звуков.
- Игра «Найди игрушку».
Цель: развивать способность различать направление звука, слуховое внимание.
Водящий находит игрушку, ориентируясь на силу ударов в барабан, звон колокольчика, хлопки в ладоши и т.д. сила звука меняется по мере приближения водящего к месту, где спрятана игрушка.
- Игра «Где колокольчик?»
Дети встают в круг и передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий отгадывает, за спиной какого ребенка звенит колокольчик.
- «Громко-тихо».
Цель: развивать способность различать звуки по силе и громкости.
Дети закрывают глаза… воспроизводится громкие и тихие удары. Дети должны угадать, кто стучал?
- «Что звучит?»
Цель: научить определять предмет по звуку. Используются озвученные игрушки и разнообразные предметы (от 2 до 7).
- Различение слов, фраз, звуков по высоте, силе, тембру.
Цель: учить различать высоту, силу, тембр голоса.
- Игра «Кто назвал?»
Дети по очереди произносят ау, водящий отгадывает, кто произнёс.
- «Близко-далеко».
Дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок, играет дудочка, т.д.
- «Три медведя».
Логопед произносит реплику, а дети отгадывают, какой из медведей говорит.
- «Маленький - большой».
Детям раздают картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Логопед произносит слог то низким, то высоким голосом. Дети отгадывают, кто говорит (например, мама – кошка или котенок). Затем хором проговаривают слоги: ма, мо, му, мэ, мы – так мяукает мама-кошка, а так котенок – мя, мё, ме, мю, ми.
Животные и произносимые ими звуки варьируются.
- Различение слов, близких по звуковому составу.
- Игра «Кто внимательнее?»
Цель: развитие внимания, памяти, фонематического слуха.
Логопед показывает картинку и называет изображение. Затем произносит название ртинки, изменив первый звук. Услышав ошибку, дети хлопают в ладоши, поднимают сигнал.
- «Найди свою картинку».
Логопед произносит слова, которые звучат похоже, а дети на столах раскладывают картинки в называемом порядке. После того как картинки разложены, производится проверка по цепочке, исправляются и объясняются ошибки. Работа проводится самими детьми с помощью наводящих вопросов логопеда. Затем предлагаются новые слова и картинки. Проверяет один из детей. Ошибки поясняются детьми. Следить, чтобы дети объясняли развернутыми фразами.
- «Подбери слово к схеме».
Логопед выставляет слова, составляются схемы этих слов.
д о м м а м а
На столах у детей картинки. Ребенок должен назвать картинку и объяснить, к какой схеме она подходит. Например, слово МУХА подходит ко второй схеме. В этом слове два слога. МУ-ХА или в этом слове четыре звука: М – согласный, У – гласный, Х – согласный, А – гласный.
- Дифференциация слогов.
Цель: научить различать оппозиционные слоги, развивать слуховое внимание и память.
1. Игра «Поймай лишний слог».
Логопед произносит слоги на первых занятиях медленно, затем темп ускоряется. Дети определяют лишний слог, хлопая в ладоши («поймали»).
Слоги: ба-па-па-ба-та-па.
Хлопок на слог та. Он лишний.
2. «Одинаковые или разные?»
Логопед говорит на ухо водящему ребенку слог, ребенок повторяет его. Затем логопед показывает или тот слог, или оппозиционный. Дети реагируют хлопками, поднятием кружочка и т.д.
- Дифференциация фонем.
Цель: учить различать фонемы родного языка, связывая с мелкой моторикой руки.
Звук С – песенка водички. Дети имитируют движением руки умывание, не касаясь рукой лица.
Звук З – песенка комара. В руку на локоть, движение кистью «отгоняем комара».
Звук Ш – движение рукой – «ползет уж».
Звук Ц – песенка синички. Движение кистью руки в сторону, так птичка делает хвостиком, когда поет песенку.
Звук Ж – обе руки на локоть, движения пальцев, имитирующие, как жуки шевелят лапками.
Варианты:
- логопед произносит звук, дети показывают сигнал движением руки;
- логопед показывает сигнал, дети произносят звук.
Затем то же со слогами и словами.
- Звуковой анализ.
Цель: формирование и развитие навыков элементарного звукового анализа.
- Отхлопывание слов разной сложности, назвать их количество.
- Определение гласных звуков по беззвучной артикуляции.
- По беззвучной артикуляции определить последний звук: ИУ, УИ, т.д.
- Определить место звука в слове – начало, середина, конец. Сигналы: хлопки, условные знаки.
- Определение количества звуков в слове. Берутся слова, у которых количество звуков и букв равно.
- Определение последовательности звуков в слове, используя акцентированное проговаривание.
- Выделение гласных из слога, слова. Цель: устранить и предупредить пропуски и добавление гласных.
- Дифференциация гласных и согласных по наличию или отсутствию преграды.
- Определение играемого звука в слове.
- Составление графических схем слова. Например: - а – а (Саша).
- Звуковой анализ по Гальперину. Предлагается картинка, например: МАК.
М А К – из букв разрезной азбуки;
О О О – схема из кружков одного цвета выкладываются по одному с акцентированным проговариванием: М – О, А – О, К – О.
Формируем анализ:
- с опорой на средства и действия;
- в речевом плане – громко;
- затем тихо – перевод в план умственных операций;
- в умственном плане: схемы выкладываются самостоятельно.
Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Последовательность работы.
I.Выделение звука из ряда других звуков.
1.Выделение гласного ударного звука из ряда звуков АУ,УА.
2.Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, Э, Ы, И.
3.Определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков: АОУ, ОУИ, и т.д.
4.Определение места звука в ряду гласных звуков (в начале, середине и в конце).
5.Определение первого звука в ряду гласных звуков.
6.Определение последнего звука в ряду гласных звуков.
7.Определение последовательности звуков в ряду гласных звуков.
8.Определение количества звуков в ряду.
9.Связать звук с буквой.
II.Выделение согласного звука из слога.
1.Фонематический анализ закрытого слога типа АП, ОХ, УС.
2. Фонематический анализ открытого слога типа ПА, ХО, СУ.
3. Фонематический анализ закрытых и открытых слогов с одинаковыми гласными и согласными типа АХ-ХА, СУ-УС, ПА-АП.
4.Воспроизведение слогового ряда . Преобразование слогов путём изменения одного звука типа ОТ,УТ, АТ.
III.Фонематический анализ слова.
1.Выделение последнего согласного звука в слове.
2.Выделение первого звука в слове.
3.Выделение гласного звука из слов типа МАК, ПУХ, СЫН.
4.Выделение ударного гласного звука после согласного.
5.Определение места, количества, последовательности звуков в слове. Звуки связываются с буквами. Слова берутся по степени сложности слоговой структуры (по классам).
6.Работа над схемами слов.
7.Чтение и печатание слов.
8.Упражнения с разрезной азбукой.
IV.Выделение звука из предложения.
Определение места, количества, последовательности слов с заданным звуком в предложении.
Виды работы.
I. Развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа звука.
1.Сделать хлопок на заданный звук в ряду звуков слогов.
2.Зашифровать нужный звук в ряду звуков.
3.Показать букву, соответствующую звуку.
4.Цифрой указать количество звуков.
5.Цифрой указать место звуков в ряду звуков.
6.Сделать последний звук в ряду первым. Что получилось?
7.Повторить песенку из звуков.
II. Развитие навыка анализа и синтеза слога.
Материализуем ощущения детей (слуховые, кинестетические, зрительные). Дети ощущают опускание нижней челюсти при произношении гласных, растягивание или сжатие губ. Дети должны научиться выделять гласный звук из слога (флажок, кружок и другая символика).
1.Выделение гласного звука из слога:
- определить, какой звук спел свою песенку (А или О);
- поднять гласную букву на соответствующий звук;
- зашифровать гласные буквы из слогов;
- придумать слог с заданным гласным звуком;
- определить место гласного звука в слоге, указать в схеме.
2.Выделение гласного звука из слова:
- назвать гласные звуки в слове (в сильной позиции);
- записать только гласные буквы из данного слова;
- выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы;
- проартикулировать гласные звуки в слове;
- разложить картинки (дом, мак, суп) над соответствующими гласными буквами;
- разложить картинки под определенным сочетанием гласных;
- составить слоги из букв разрезной азбуки, выложить их схемы;
- изменить порядок звуков в слоге, назвать получившийся слог УМ-МУ;
- разные виды работ со слоговыми таблицами, чтение таблиц (СА, СО, СУ, СЫ), чтение лабиринтов;
- чтение, анализ лесенок;
- самим составить, записать слоги, выложить их схемы.
Последний этап работы над словом – все операции проводятся в уме, без материальной и зрительной опоры.
III. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слова.
1.Выделение звука на фоне слова. Уточняем его слуховой и произносительный образ с опорой на зрительный, кинестетический, слуховой анализаторы уже в собственной речи ребенка. Определить наличие места рабочего звука в слове (на слух). Сначала одновременно по слуху и в собственном произношении, потом только на основе своего произношения, потом в умственном плане, т.е. по слухо-произносительным представлениям.
2.Самостоятельно подобрать слова с указанным звуком, отобрать картики на заданный звук, не называя их.
3.Собрать слово из первых (из последних) звуков слов. Игра «Телевизор».
4.Игра «Паровозик». (Три вагона для слов с заданным звуком в начале, середине, конце названия картинок.
5.Далее звук связывается с буквой:
- показать букву, если в слове есть соответствующий звук;
- зашифровать слова (вместо слова с заданным звуком записать соответствующую букву, если этого звука нет – поставить прочерк);
- отобрать названия картинок на заданный звук или букву;
- игра «Лото». На большом наборном полотне закрыть картинки соответствующими буквами.
- «Звукоедик» съел первый звук в словах в словах названий насекомых: …УХА, …СА, …АУК.
- «Звукоедик» отгрыз последний звук в названии фруктов: АРБУ…, СЛИВ….
- определение места, количества, последовательности звуков в слове.
Последовательность в работе
1.Формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия (хлопки, фишки и т.п.)
2. Формирование навыка звукового анализа и синтеза в речевом плане.
3.Формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза в умственном плане. В итоге дети должны уметь, не называя слова, определить место, количество и последовательность звуков в слове (не воспринимая его на слух).
Упражнения
1.Подобрать слово с заданным количеством звуков.
2.Отобрать картинки с заданным количеством звуков.
3.Цифрой указать количество звуков в слове.
4.Посчитать по цифровой линеечке количество звуков в слове.
5.Разложить картинки в стопки по 4-5-6 звуков в их названиях.
6.Определить к какому слову относится схема.
7. «Буква заблудилась». Верни её домой: РОАЗ, КАРН.
8. Игра «Слово рассыпалось». Составить из букв слово: Ы, З, Р, О.
9. «Буква потерялась». Найди её: ДУ… - .
IV. Закрепление навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
1. Составить слова разной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки.
2. Вставить в данные слова пропущенные буквы.
3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем и т.д. месте.
4. Игра «Составить лесенку». Добавить недостающую букву.
ПА_(р)
ПА_ _(рк)
ПА_ _ _(ром)
5. Подобрать слова с определенным количеством звуков.
6. Подобрать слова на каждый звук исходного слова:
Р | У | Ч | К | А |
рак | ус | чай | кот | арбуз |
рыба | ухо | чудо | крот | аист |
7. Игра «Волшебный телевизор» (экран засветится и покажет картинку, если правильно собрать слова по первым, вторым и т.д. звукам).
8. Преобразовать слова:
- добавляя звук в начале слова (рот - крот);
- изменяя один звук или букву на другой (сом – сон – сок - сор);
- переставляя буквы в слогах (липа - пила);
- какие слова можно составить из букв данного слова СТВОЛ (вол, стол, др.);
- собрать цепочку слов: ДОМ – МАК – КОТ – ТОПОР – РАК и др.;
- назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке: СОН – НОС, КОТ – ТОК и др.;
- какой звук выпал из слова (на слух): СМЕХ – МЕХ, КРОТ – КОТ и т.д.
9. Отгадать слово. Вместо всего слова пишется одна буква и точки. Это может быть фрукт или овощ, т.д.
10. Вписать буквы в кружки. Например, из названий картинок взять третий звук. Какое слово получилось?
11. На слух из первых звуков слов собрать новое слово.
12. Назвать общий звук в парах слов. Из этих звуков собрать слово. Например: ЛУК – СТОЛ (Л), КИНО – ИРА (И), РИС – КУСТ (С).
13. Раскладывание картинок в соответствии с графическими схемами.
14. Игра на время: кто больше найдет и закроет кружками картинок с заданным звуком.
15. Подобрать слова к графической схеме.
16. Игра «Найди слово в схеме».
17. Назвать деревья (цветы, животных, одежду, т.д.), названия которых соответствуют данной схеме.
18. Найти и доказать ошибки в схеме.
19. Зашифровать и расшифровать слова.
20. Заполнить схемы:
V. Развитие навыка анализа и синтеза предложения.
Дети должны научиться определять место, количество, порядок слов в предложении.
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов.
2. Придумать предложение с заданным количеством слов.
3. Распространить предложение, увеличив в нем количество слов.
4. Составить графическую схему предложения.
5. Показать, какой схеме соответствует каждое предложение (предложения и схемы даны).
6. Составить предложения по схеме, опираясь на картинку
ДЕД |
.
7. Составить предложения, увеличивая каждое последующее на одно слово:
.
.
8. Придумать рассказ по сюжетной картинке. Проговорить вслух первое предложение. Сколько в нем слов? Записать.
9. Дописать предложения подходящими по смыслу словами с заданным звуком и схемой.
«Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли ООООО.»
10. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
11. Распространение предложений словами с заданным звуком.
12. Шифровка предложений.
VI. Развитие фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа смешиваемых звуков.
1. Выделение звука.
Методическая установка. Каждый смешиваемый звук сначала изучается на речевом материале без оппозиционного звука:
а) уточняется его артикуляция с опорой на зрительные, слуховые, тактильные восприятия и кинестетические ощущения; звук
выделяется из ряда звуков;
б) звук выделяется на фоне слога (наличие, место в слоге);
в) учим определять наличие, место звука в слове, связывать
его с буквой;
г) выделение слов со звуком из предложения.
Упражнения:
- прослушать слова (какой звук у них общий?);
- зашифровать слова, а затем расшифровать их;
- назвать с заданным звуком птиц (ягоды, мебель, посуду и т.д.);
- распределить (или отобрать) картинки, где изучаемый звук
на первом, втором, третьем и т. д. местах.
2. Сопоставление звуков по парам (смешиваемые). Основная цель - различение звуков.
Методическая установка. Дается речевой материал на пары звуков.
Дифференциация изолированных звуков (и букв):
- по артикуляции;
- по характеристикам;
- по произношению;
- по звучанию;
- по написанию.
Сравниваются изолированные звуки в слогах, в словах-паронимах, во фразах, в речи, а потом связываются с буквами и дифференцируются при чтении и на письме.
Упражнения:
- Определение звука по беззвучной артикуляции.
- Определение звука при закрытой экраном артикуляции.
- Дифференциация звуков в слогах (в слуховом и произносительном сопоставлении):
а) повторение слогов с оппозиционными звуками сначала с
одинаковым гласным звуком, затем с разными гласными звуками:
ЗА ЖА ЗА
ЖО ЖУ ЗУ
ЗОЖ ЗУЖ ЗАЖ
б) чтение слогов:
- поднять букву, соответствующую звуку при прочтении;
- составить слоги с заданными звуками;
- преобразовать слоги, заменяя один звук на другой;
- диктанты слогов со смешиваемыми звуками;
- шифровка (и расшифровка) слогов.
в) дифференциация звуков в словах ( на фоне уточнения звуковой структуры слова):
- определить, какой звук в слове - П или Б, поднять соответствующую букву;
- определить место звука В слове ( начало, середина, конец);
- подобрать самим слова с заданными звуками;
- работа со словами-паронимами;
- разложить картинки в две стопки (Л и Р) под соответствующие буквы;
- выборочно записать слова только со звуком С;
- записать слова в два столбика (Ц и Ч);
- составить графические схемы слов;
- вставить значки-символы ▲, О на место пропущенных букв;
- игра «Заселим дома» (отобрать картинки-жильцов по наличию звуков Т и Д);
- игра «Закрой картинку нужной буквой»;
- шифровка слов;
- составление слов из разрезанной азбуки;
- отгадывание загадок, анализ отгадок;
- игра «Дежурный звук» (подберите с дежурным звуком названия птиц, растений и т. д.);
- игра «Не торопись, подумай, что не так»:
Незнайка ошибся, а Знайка его исправляет.
Серый вол (волк) голодный, злой ходит по лесу зимой.
- подобрать в рифму слово с рабочим звуком: Мы от страха все притихли. На арену вышли ... (тигры);
- назови слово с другим звуком (в ответ предложенное слово дети называют слово с оппозиционным звуком);
- диктанты слов на смешиваемые звуки.
г) дифференциация звуков в предложениях;
- придумать предложения, где должны быть слова с заданными звуками;
- назвать из предложения (стихотворения, загадки, текста) слова с заданными звуками (или звуком);
- вставить в слова в предложениях на месте пропущенных букв символы ( ▲ , О и т. д.);
- выборочный диктант (только с одним звуком);
- добавить в предложения слова с заданным звуком. Например, со звуком Р: «В аквариуме плавают … . Во дворе каркает … . На лугу паслась … .
- составить предложения, включив в них данные словосочетания;
- послушать стихотворение, запомнить слова со звуком 3 или С; записать;
- придумать предложение, в котором все слова начинаются на заданный звук.
д) дифференциация смешиваемых звуков в связной речи:
- пересказать текст, выделить слова с рабочими звуками;
- составить рассказ по сюжетной картинке с использованием слов с оппозиционными звуками;
- диктанты, насыщенные оппозиционными звуками (зрительные, предупредительные, объяснительные, слуховые, творческие);
- выборочное письмо;
- шифровка текстов.
Формирование слоговой структуры слова
После того, как дети научились выделять гласный звук в слове, можно перейти к работе над слоговой структурой слова.
Для преодоления нарушений слоговой структуры слова предлагается следующая последовательность в работе со схемами.
1. Двухсложные слова из открытых слогов: база, веко, кеды, виза, дуло, желе, жюри, кета, мера, софа, око, оса.
2. Трехсложные слова из открытых слогов: мотыга, мякина, мумия, ягоды, щетина, шелуха, рапира, ракита, полено, натура, кабала, защита.
3. Односложные слова из закрытого слога: гид, бас, вол, бар, бес, век, дог, кок, гол, мусс, ноль, синь.
4. Двусложные слова с закрытым слогом: музей, бекон, визит, мираж, вирус, ящик, удар, юмор, отель, паук, баул, хаос, неуч, абзац.
5. Двусложные слова со стечением гласных в начале, середине, конце слова: слово, плата, круиз; сушки, каска, зебра, утка, арба; аист, столб, парк.
6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением гласных:
алмаз, уклад, аврал, орден, автор, медведь, щербет, бублик, боксер, пряник, блузон, грохот, плакат.
7. Трехсложные слова с закрытым слогом: носорог, пароход, бегемот, порядок, парашют, молоток, ананас, абажур, оратор.
8. Трехсложные слова со стечением согласных: Аврора, Ангара, ангина, комиксы, ракушки, палитра, валенки, кукушка, мальчишка, мартышка, картонка, картинка, кормушка, картошка, гармошка.
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым
слогом: апельсин, шиповник, кораблик, будильник, виноград.
10. Трехсложные слона с двумя стечениями согласных:
пустышка, матрешка, петрушка, тропинка, травинка, скакалка, площадка, старушка, плутишка, штанишки.
11. Односложные слова со стечением согласных в начале
или конце слова: клад, груз, град, драп, пруд, грот; волк, сорт, тент, танк, мопс, кекс.
12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных:
прачка, кружка, храбро, крынка, крышка, кладка, предки, кротко, брынза, брызги, сказка, бричка, плюшка, клюшка, плетка.
13. Четырехсложные слова из открытых слогов:
горошина, кукуруза, макароны, детеныши.
При делении слова на слоги каждый слог обозначаем коротенькой черточкой (МАМА - -).
Примерные виды заданий
1. Начертите слоговые структуры слов: ДЫРКА - Ы А; СЫН - Ы.
2. Подберите слова соответственно схемам: А-А-А, Ы, У-О (мусор, дым, панама).
3. Поднимите карточку-схему двух- или трехсложного слова
(логопед зачитывает слова).
4. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:
па - сок, дуб, маг,
пА - па - дата, пена, речка,
пА - пА - па - порядок, лукошко,
па - па - пА - побежал, лимонад.
И наоборот: заданное слово изобразить ритмическим рисунком.
5. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами. На
пример, даны схемы:
А АА ААА АААА АИ
газ ла ма Са ма ра та ра каш ка ма ки
И А О А У И
Ки ра ло жа уши и т.д.
6. Составление слов из слогов, данных врассыпную
7. Подбор слов к заданной рифме-слогу. Например:
СОК - ЛЕСОК, ПЕСОК, НОСОК, КУСОК.
СУК - БАРСУК,
СЫ - ВЕСЫ, ЧАСЫ и т.д.
8. Наращивание слоговой структуры. Например:
ГУСЬ - ГУСЯТА - ГУСЕНЫШИ - ...
РЫБА-РЫБИЙ-РЫБАКИ-РЫБОЛОВНЫЙ-РЫБОЛОВЕЦКИЙ ...
9. Рассмотрите картинки, выделите ударную гласную, запишите графически слова. Например:
ТЕЛЕГА - е-Е-а.
10. Прочитайте слоги. Составьте из них слева:
КЕ, РА, ТА; ДЫ.СА; ЖА, КО; МА, ЗИ; НИ.ПЯТ, ЦА; ЗА, ЛО; ЖА, СТУ; КИ, МЕЛ.
11. Закончите слова, добавив слог МА. Назовите получившееся слово:
ЛА _ _, ПАНА_ _, ДРА _ _, РА _ _ и т.д.
12. К данному слогу подберите слоги из скобок так, чтобы получилось слово:
НА (деть, бег, бить),
ПАР (кет, тер, та) и т.д.
13. Преобразуйте односложные слова сначала в двух-, потом
в трех-, затем в четырехсложные слова:
БЕГ - БЕГУН - БЕГОТНЯ - БЕГЕМОТИК,
РОД - РОДНЯ - РОДНИЧОК - РОДНИКОВЫЙ.
14. Вставьте пропущенные слоги, назовите слово:
МЫ _ _ ТА, ВЕЛО _ _ ПЕД, ВОЛЧА _ _, Е _ _ ТА.
15. Разделите каждое слово в предложении на слоги:
Ми-ша си-дит на сту-ле.
Маль-чи-ки пи-ли-ли ли-пы.
Де-ти си-дят на уро-ке ти-хо.
16. Запишите предложения графически, деля в нем слова на слоги:
МАША ПОМОГАЕТ МАМЕ.
а-а о-о-а-е а-е
17. Придумайте ряд слов, чтобы последний слог одного слова был бы первым слогом следующего. Например:
Рыба, баран, ранка, кабан, банкир и т.д.
Далее использовать вариантов слоговых упражнений с учетом того (или тех) звуков, над которыми мы работаем. Затем включаем слова сложной слоговой структуры в предложения:
Рефрижератор перевозит сухофрукты.
Целый день цыплятки копаются около крыльца.
Засвищут скоро соловьи.
Стекольщик и носильщик – профессии для мужчин.
У носильщика раскраснелись щеки.
Формирование лексико-грамматического строя речи
Задания для формированию лексического запаса и грамматического строя языка. Эти упражнения вырабатывают у детей практический навык использования различных частей речи. Лексический материал для этих упражнений подбирается к основной теме, т.е. к изучаемому звуку и букве или к их дифференциации. Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, в результате чего дети научаются наблюдать, сравнивать, осмыслять и вводить изучаемые конструкции в собственную речь.
I. Упражнения для практического овладения грамматическими категориями имени существительного.
1. Отработка представления детей о живых и неживых предметах.
Поставьте вопрос к картинке («кто это?» или «что это?»).
2. Разложите картинки в две коробки: «кто это?» и «что это?»
3. Вставьте нужное по смыслу слово-предмет (по действию):
... сторожит дом. ... грызет шишку.
... долбит кору. ... пасутся на лугу.
К вставленным словам поставьте вопрос («кто?» или «что?»).
4. Вставьте нужное по смыслу слово:
Дует холодный ... . Моросит мелкий ... . С деревьев падают... .
К вставленным словам поставьте вопрос («кто?» или «что?»). А
5. Образуйте слова, обозначающие маленький предмет с ласковым названием:
БИЛЕТ-БИЛЕТИК ТРАВА - ТРАВКА
КОТ -... СПИНА -...
ДОЖДЬ -... ГОРА -... и т.д.
6. Упражнение в образовании именительного падежа множественного числа имен существительных. Измените слова по образцу:
КОТ-КОТЫ КУРИЦА - ... ЧУДО -...
МУХА-... СУДНО-... НЕБО-...
ПАУК-... ДНО-... РЕБЁНОК-...
7. Образуйте множественное число имени существительного
и правильно используйте в речи. Например:
В клетке сидит огромный лев. В клетках грозно рычали ...
Образуйте единственное число от множественного числа:
КОВРЫ-... РТЫ-... и т.д.
8. Отработка употребления имен существительных в винительном падеже. Прочитайте рассказ, заменив картинки словами:
Наступила осень. Поспели на грядках овощи. Пришел в огород Вова. Выдернул ... (морковку) и ушел. Пришла Лена. Собрала ... (помидоры). Прибежал Петя. Сорвал... (огурец). Пришли другие ребята, а в огороде пусто.
9. Подберите нужное слово:
нарисуй (что?)..., слепи (что?)..., нарисуй (кого?)..., слепи (кого?)..., принеси (что?)..., принеси (кого?)...
10. Ответьте на вопрос по картинкам:
Кого ловит Вова? Кого ловит кошка? Кого кормит Аня? Кого несет Миша? Что ловит Петя?
11. Подберите нужное слово.
Я пью ... (чай, кефир, ...). Я люблю ... (маму, конфеты,...). Убери (что?)... (щетку, мел, ... ). Положи (что?)... (мыло, ручку,...).
12. Отработка употребления имен существительных в родительном падеже. Приведите предложения с отрицанием:
На небе луна. - На небе нет луны, и т.д.
13. Измените слова по образцу:
кленовые листья - листья клена; городские улицы -...;
капустный лист-...; солнечные лучи -...;
лисья нора-...; сосновый запах - ... и т.д.
14. Подберите нужное слово:
Я налью молоко в стакан из (миска, бидон, кувшин, графин...).
15. Что не дорисовал художник?
У платья нет рукава. У часов нет стрелки и т.д.
16. Отработка употребления имен существительных в дательном падеже. Закончите предложения, ответив на вопросы «к чему?» и «к кому?»:
Лена пришьет воротник (к чему?)...
Я обратился за помощью к ...
Я подошел к...
17.Отработка употребления имен существительных в творительном падеже. Закончите предложения (по картинкам);
Папа работает ... Мама работает ... Брат... Сестра ... и т.д.
18. Измените слова в скобках (или по картинкам):
Брат бросал песок лопатой, а я ... (совок). Моя мама работает портнихой, а я ... На завтрак мы ели рыбу с картофелем, а на ужин - мясо с ...
19. Ответьте на вопросы, подобрав слова из правого столбика.
Чем пашут землю? КОМБАЙН
Чем рыхлят землю? СЕЯЛКА
Чем сеют зерно? БОРОНА
Чем убирают хлеб? ТРАКТОР
20. Закончите слова в стихотворении:
Нарядился бык утенк...,
Медвежонок - жеребенк...,
Лань-орл...,
Жук-собачк...,
Гусь-слон...,
Грач - свинь...,
Червяк - мартышк...,
А индюк решил быть сразу
Льв ..., слон ... и дикобраз ...
На веселый карнавал
Только суслик не попал. (А. Липатов)
21. Составьте словосочетания:
бутерброд с ... (сыр, колбаса, творог, петрушка, масло, джем, варенье повидло);
поздороваться с (учитель, друг, мама, бабушка и т.д.).
22. Перевод имени существительного в творительном падеже единственного числа во множественное число:
Большим ножом - большими ножами и т.д.
23. Отработка употребления имен существительных в пред
ложном падеже. Ответьте на вопросы по картинкам:
Где висит пальто? Где лежат книги? Где птичка? Где Аня? и т.д. Где можно купить ботинки (молоко, конверт, лекарство)...?
24. Подберите недостающее слово в предложении в нужном
падеже.
Вова нарисовал львов. Он показывает ... маме.
25. Отработка овладения категорией рода: Положи картинку в нужную коробку: ОН - ОНА - ОНО.
26. Составьте словосочетания: Он мой .. она моя ... Оно мое ...
27. Кто больше подберет слов-предметов к словам-признакам:
Прочный ..., целебная ..., серьезная...
28. Подберите нужное слово-предмет:
Яркое, весеннее, ласковое ... Изумрудная, шелковистая, мягкая ... Высокий, стройный, красивый ...
29. Ответьте на вопрос «чей?»: ранец - (мой)..., (твой)...; пальто - (моё)..., (твоё); тетрадь - (моя)..,, (твоя) ...
30. Составьте словосочетания, подобрав нужное слово из
правого столбика:
ВЕСЬ СУТКИ
ВСЯ УТРО
ВСЕ ВЕСНА
ВСЕ ДЕНЬ
II. Упражнения для практического овладения грамматическими категориями имени прилагательного, причастий, наречий
1. Образование имен прилагательных. Измените словосочетания по образцу:
Разговор по телефону - телефонный разговор.
Плата за квартиру - ... и т.д.
2. Назовите черты характера героев сказок:
Буратино (какой?) -...; доктор Айболит (какой?) - ...;
лиса (какая?)-...; Бармалей (какой?)-... и т.д.
3. Образуйте от слов-предметов слова-признаки («что?» - «какой?»):
ХОЛОД -ХОЛОДНЫЙ ЗНОЙ - ...
ГРИБ-... ЛЕТО-...
ЛЕС-... ДОМ-...
МОРЕ-... ЖАРА-...
4. Измените слова по образцу:
Из дерева сделаны: стол, стул, доска, рама, копье. Стол - деревянный; стул - ... и т.д.
Из стекла сделаны: стакан, окно, ваза. Из железа сделаны: гвоздь, лопата, копье.
5. Определите предмет по цвету: грач (какой?)..., голубь (какой?).., воробей (какой?)..., ворона (какая?)...
6. Определите предмет по цвету (по картинкам): василек (какой?)... пальто (какое?)..., лилия (какая?)…, шарф (какой?)..., роза (какая?)... платье (какое?)..., одуванчик (какой?)... ,кофта (какая?)... .
7. Определите предмет по величине: корабль ..., речка ..., страна ..., море.
Слова для справок: мелкая, огромная, глубокое, громадный.
8. Определите предмет по форме: стол ..., вишня ..., огурец ... и т.д.
9. Определите предмет по вкусу:
редька (какая?)..., морковь ...., лимон ..., соль ..., сахар ...
10. Определите предмет по цвету, вкусу, форме:
лук (какой?)..., вишня (какая?)..., яблоко (какое?)...
11. Определите предмет по материалу, из которого он сделан:
ножницы (какие?) ... шерстяные
варежки... стальные
сапога... стеклянные
трубы... железные
столы... кожаные
стаканы... деревянные
12. Сравните предметы. Охарактеризуйте их фразой с союзом А:
по вкусу: лимон и мед;
по высоте: дерево и куст;
по глубине: пруд и море.
13. Измените слова по образцу:
металл - посуда (какая?): металлическая посуда;
коллектив - работа (какая?): ...;
класс-доска (какая?):...;
шоссе-дорога ...;
пассажир - вагон ...;
ванна - комната ...;
золото - кольцо ....
14. Подберите нужное слово. Загадайте про товарища:
нос (какой?)...; волосы (какие?)...; глаза ...; руки ...; лицо ...; улыбка ... и т.д.
15. Расскажите, какие звери в баснях, сказках: медведь (какой?)...; лиса ...; щука ...; заяц ...; волк ...; осел ...; обезьяна ....
16. Измените слова по образцу (падежная форма): сок березы - березовый сок;
ветка ивы - ; нора крота - ;
полено осины - ; берег моря - ;
лист клена - ; сон днем - .
тропа зверя- ;
17. Измените слова по образцу (предложно-падежная форма):
костюм для спорта - спортивный костюм;
шкаф для белья -…; полотенце для кухни - ;
сервиз для обеда - … ; шкаф для книг -... .
18. Составьте словосочетания:
зелен(ый) смородина; душист(ый) чай;
зелен(ый) пояс; душист(ый) сено;
зелен(ый) сукно; душист(ый) трава.
19. «Кто больше?» подберите слова-признаки к предметам:
повидло (какое?)...; кофе (какой?)...; путь ...; туфля ...; фасоль (какая?)... и т.д.
20. Измените слова по образцу:
сделан из камня - каменный;
сделан из соломы - ...; сделан из железа - ...;
сделан из резины - ...; сделан из стекла - ...;
сделан из бумаги - ...; сделан из кожи - ... и т.д.
21. Подберите нужное слово из правого столбика:
глубокая суп
дубовый лужа
большой волосы
русые пруд
гороховый стол
22. Ответьте полным предложением на вопрос:
Из чего сделан мяч? - Мяч сделан из резины. Он резиновый. Из чего сделана пирамидка? -Из чего сделано лото? -Из чего сделан мишка? -Из чего сделана машина?
23. Спишите пословицы, дописывая окончания: Умн... книга что тепл... дождь для всходов. Добр... слава лежит, а худ... бежит.
24. Опишите своего друга, а мы узнаем его:
рост ..., цвет волос ..., глаза ..., нос ..., характер ... .
25. Составьте загадки про предметы. Задумайте предмет и
скажите, какой он.
Например: он тонкий, длинный, лежит в пенале, им рисуют.
26. Найдите слова-признаки. Объясните их значение:
Кирпич - это слово тяжелое. Мяч - это слово веселое. Флаг - это слово красное. Друг - это слово прекрасное.
27. Составление словосочетаний существительных с притяжательными прилагательными (устно или по картинкам):
У Коли петух. Это Колин петух. У Кати утка. Это Катина.утка. У Сани самолет.
28. Образование притяжательных прилагательных. Ответьте
на вопросы:
Чей хвост? Чья морда? Чей хвост длиннее? Чья лапа больше? Чье ухо лучше? ...
29. Образование относительных прилагательных (по образцу):
береза - (какой?) сок, (какой?) лес, (какая?) роща, (какое?)полено; орех -...куст, ... скорлупа, ...ядро; гриб -... соус, ...дождь, ...пора, ...рагу, ...пирог; огурец -... крем, ...рассол, ...салат, ...маска; черешня - ... варенье, ...повидло, ...сироп; перец- ... пластырь, ... настойка; арбуз - ... корка, ...сок, ...семена, ...варенье.
30. Образование страдательных причастий в прошедшем
времени. Измените слова по образцу:
ранить - раненый солдат;
услышать- ; раскрыть- ; обработать - ; вылечить - ; перевязать - . Слова для справок: рана, разговор, поле, книга, больной.
31. Образование действительных причастий настоящего времени. Измените слова по образцу:
Щеглы, которые прилетают, - прилетающие щеглы.
Птенцы, которые пищат, -
Мальчик, который читает, - и т.д.
32. Образование сравнительной степени имен прилагательных. Сравните предметы. Например:
Красивая ручка, а эта еще красивее.
Чистая тарелка, а эта и т.д.
33. Образование прилагательных от наречий и наречий от
прилагательных: быстро - быстрый, горячий - горячо, чисто - чистый, глубокий - глубоко и т.д.
34. Образование прилагательных с ласкательным значением. Например:
береза тонкая, а березка - ... (тоненькая).
35. Распространите предложения, добавляя к предметам определения:
На скамейке сидел кот. На деревянной скамейке сидел пушистый кот.
36. Измените прилагательное, согласуя его с существительным. Прочитайте предложение и запишите его, раскрывая скобки.
(Высокий) сосны развесили свои (пушистый) лапы.
37. Распространите предложение путем введения наречий (по
картинкам, по демонстрации действий). Например:
Лиса крадется (как?)... (осторожно).
III. Упражнения для практического овладения грамматическими категориями глагола
1. «Кто как голос подает?»
Собака - ГАВКАЕТ. Корова - МЫЧИТ и т.д.
2. К названиям предметов подберите из правого столбика
названия действий:
Плотник (что делает?)... красит
Маляр (что делает?)... строгает
Учитель (что делает?)... учит
3. Составьте предложения по образцу:
Крик журавлей - журавли кричат.
Стук дятлов -
Писк мышат-
Треск кузнечиков -
4. Измените по образцу:
Они кричат - я кричу.
Они молчат-
Они стучат -
Надо чистить - я чищу. ,
Надо искать-
Надо точить -
5. Измените слова по образцу:
Я стучу, (стучал, буду стучать)
ТЫ... ОН... ОНА ... МЫ ... ВЫ ... ОНИ ...
6. Измените слова:
СЕГОДНЯ ВЧЕРА ЗАВТРА
Я рисую. Я рисовал. Я буду рисовать.
Я пью. Я ... Я…
Я учу. Я... Я…
7. Выпишите из стихотворения слова, которые обозначают
действия.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых. (М. Исаковский)
8. По действиям узнайте, о ком идет речь:
Ржет ... . Мычит ... . Лает ... и т.д.
Летает, жужжит, жалит. (Кто это?)... и т.д.
9. Отгадайте, загадку. Назовите слова, которые обозначают
действия.
10. Замените словосочетания одним словом, обозначающим
действие:
сделать подарок - подарить; одержать победу -...;
быть гостем - ...; сделать запись - ...;
найти решение -...; покрыть краской -...;
положить соль - ...; оказать помощь - ...;
заниматься лепкой - ...; излучать свет ...;
испытывать жалость -... .
11. Игра «Кто больше?» (на время). Образуйте слова (с помощью приставок и т.д.)
ход, лет, держать и т.д.
12. Преобразование глаголов единственного числа настоящего времени во множественное. Измените слова по образцу:
Аня поливает цветы. Таня поливает цветы.-Девочки поливают цветы.
13. Преобразование глаголов множественного числа настоящего времени во множественное число прошедшего времени. Измените по образцу:
Девочки поливают цветы. -Девочки поливали цветы.
14. Преобразование глаголов в прошедшем времени. Измените слово в скобках, чтобы действие произошло в прошлом:
Папа (купить) хлеб. Мама (купить) молоко. Утро (быть) свежее.
15. Вставьте пропущенные названия действий:
Сережа долго ... задачу. Он ... ее только вечером. (Решал, решил).
Мама ... квартиру два часа. Наконец она ... ее. (Убрала, убирала).
16. Образуйте слова-действия:
СМЕХ - Я (что делаю) смеюсь.
УЛЫБКА-
РАДОСТЬ-
СОН- и т.д.
IV. Упражнения для практического овладения навыком пользования предлогами
Формирование навыка пользования предлогами ведется по следующим направлениям:
- уточнение понятий значений предлогов;
- формирование у детей знаний четких лексических значений предлогов;
- дифференциация предлогов в речи;
- формирование навыка пользования предлогами в собственной речи.
Виды работ при изучении предлогов.
- Демонстрация действий логопедом.
- Демонстрация действий с игрушками.
- Демонстрация действий с детьми.
- Выполнение действий по указанию логопеда.
- Демонстрация действий на картинках с последующим составлением предложений.
- Составление конструкций по образцу.
- Составление предложений с данным предлогом: по карточке, по схеме.
- Выделение предлога как отдельного слова из предложения. Использование схем предлогов.
- Схема предложения с предлогом (выкладывание) Например: «У входа в дом стояла девочка с сумкой». * _ * _ _ _ * _ .
Над лесом летит самолет. * _ _ _ .
10. Исправление деформированного предложения: вставить пропущенный предлог, исправить неправильно взятый предлог.
11. Ответы на вопросы логопеда, требующие использования предлогов.
12. Составление словосочетаний существительных с разными предлогами по карточкам:
ДОМ - в, на, к, над, из-за, из, от, со, под, из-под, у.
13. Составление предложений, противоположных по смыслу.
Например:
«Птичка села на ветку. - Птичка взлетела с ветки».
14. Составление сочетаний разных имен существительных с
одним предлогом (по показу, по картинкам). Например:
яблоки в корзине, дети в саду, собака на улице, стаканы на столе и т.д.
15. Составление предложений сданным предлогом и слова
ми. Например:
Предлог - ПОД, слова - МЯЧ, СТОЛ. Предложение: «Мяч лежит под столом»,
16. Составление рассказа из данных слов-предлогов и опорных картинок.
17. Различение предлогов в речи, их дифференциация на слух (в стихотворениях во время физминуток). Например:
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
18. Слуховые диктанты с зашифровкой предложений и пред
логов в них.
V. Упражнения для уточнения и расширения лексического запаса слов, упражнения по словообразованию. Работа с родственными словами, с антонимами и синонимами, с многозначностью слов
1. Прочитайте стихотворения и найдите близкие по смыслу
слова.
Я к лесничеству
Утром иду напрямик.
Меня в лес на коне
Провожает лесник.
Далеко мне дорога
Лесная видна.
Конь мой чует лисицу,
Ежа, кабана. (Н. Юркова)
Нашумела, нагрешила,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила.
2. Образуйте новые слова.
Сыр - сырок - ... (сырки, сырники, сырная).
3. «Кто на чем играет?», «Кто с чем играет?» (по картинкам).
4. Ответьте на вопросы. Назовите одним словом.
Кто учит детей? Кто рубит лес? Кто разводит пчел? Кто лечит людей?
5. Вставьте нужное слово. Назовите одним словом.
... добывает уголь. ... варит сталь. ... шьет одежду. ... водит поезда.
6. От каких слов получились названия профессий: каменщик, летчик, таксист, тракторист, связист, пианист, учитель, водитель?
7. Отгадайте профессию.
Мой папа водит автобус. Он ... (шофер).
Моя мама фотографирует людей. Она ... .
8. Как называют спортсмена, который играет:
в хоккей, в футбол, в баскетбол, в волейбол, в шахматы?
9. Ответьте на вопросы:
Что делает шофер? Шахтер? Стекольщик?
10. Образуйте слова-признаки, ответив на вопросы:
Как называют человека, который:
любит трудиться?
относится ко всем по-дружески?
стремится много узнать ?
Олова для справок: трудолюбивый, дружелюбный, любознательный.
11. Образуйте слова по образцу:
ОДИН МНОГО КАКОЙ?
муравей муравьи муравьиный
соловей … …
воробей … …
12. Игра «Эхо». Образование сложных слов (по образцу):
листья падают - листопад;
снег падает-.,, (снегопад);
вода падает-... (водопад);
звезды падают-... (звездопад);
разводит сады - ... (садовод);
перевозит лес - ... (лесовоз);
сам катит - ... (самокат);
сам петит- ... (самолет);
сам варит-... (самовар);
сам ходит - ... (самоход);
пыль сосет - ... (пылесос).
13. Образуйте слова-действия и слова-признаки от слов- предметов:
ЧТО? ЧТО ДЕЛАТЬ? КАКОЙ?
гроза грозить грозный
мир
свет
синька
белила
14. Образуйте слова-действия и слова-предметы от слов-признаков:
КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО?
синий синеть синева
черный
красный
белый
желтый
зеленый
15. Образуйте слова-предметы, ответив на вопросы:
Как называют: человека, плавающею и морях?
сосуд дли чернил?
смелого чел человека?
то, чем удят?
коробку для мыла?
еловый лес?
машину для косьбы?
утренний спектакль?
Слова для справок: моряк, чернильница, смельчак, удочка, мыльница, ельник, косилка, утренник.
16. Образуйте словосочетания по образцу:
Нарукавная повязка - повязка на рукаве
Нагрудный значок -... Довоенные годы — ...
Настенный календарь ... Пришкольный сад - …
Заработная плата -... Подводные камни - ...
Заречная сторона - ... Загородная поездка - ...
Подземный переход - .. Предрассветный час - ..
17. Согласование числительных с существительными.
Посчитайте от 1 до 10; одно большое яблоко и т.д.
18. Посчитайте и скажите, сколько предметов нарисовано на
картинке.
19. Составьте словосочетания с предлогом:
работать на (фабрика, завод), работать в (школа, киоск, театр); кататься на (лодка, лошадь); провожать в (школа, поход); выйти из (автобус, комната); подходить к (остановка, дом); переходим по (мост, дорога); уходим к (брат, сестра); напишет письмо к (друг, дедушка).
20. Подберите нужное слово и составьте предложения:
Это (мой) плащ, кофта, кашне. Это (мой) одежда.
Это (твой) стакан, тарелка, блюдце. Это (твой) посуда.
Это (свой) варенье, джем, компот. Это (свой) еда.
21. Образуйте по вопросам словосочетания:
22. Решите кроссворды, заменяя словосочетания.
- Питательный продукт белого цвета.
- Инструмент.
- Шкаф для замораживания и хранения продуктов.
Населенный пункт. | Край земли у воды. Населенный пункт в сельской. |
Растение. | |
Название птицы. | |
Домашнее животное. |
23. Закончите предложения, заменив картинки словами и добавив нужные слова. (Детям даются картинки на обобщения.)
24. Игра «Назовите одним словом».
25. Игра «Исключите четвертый лишний».
26. Образуйте название предмета (по образцу):
сахар - сахарница; суп-...; соус-...; хлеб-...; мыло-...; горчица - ... и т.д.
27. Образуйте от выделенных слов слова, обозначающие
предметы:
медвежья берлога - берлога медведя;
московская улица — ;
карандашная фабрика - ;
ребячьи голоса - ;
морозный день - ;
воронье гнездо - ;
коровье молоко - ;
пчелиный мед -
28. Объясните значение слова ЗОЛОТОЙ в словосочетаниях:
золотой характер,
золотое кольцо,
золотая осень,
золотые руки,
золотое сердце,
золотые часы.
29. Объясните значение слова ГОЛОВА в словосочетаниях:
выбросить из головы (постараться забыть);
светлая голова (умный, думающий человек);
как снег на голову (неожиданно, внезапно);
ходить на голове (озорничать, шалить);
отвечать головой (взять на себя ответственность).
30. Из данных слов составьте словосочетания:
густой, дремучий (лес, туман);
горячий, знойный (лето, вода);
смуглый, темный (небо, лицо);
старый, пожилой (книга, человек);
свежий, прохладный (газета, погода);
вороной, черный (конь, пятно).
31. Добавьте слово с противоположным значением:
Я люблю говорить, а товарищ ... .
У меня конец рассказа, а у товарища ... .
Я пою редко, а сестра ... .
32. Подберите противоположные по смыслу слова:
встать-...; зажигать-...; добро-...;
выходить - ...; разрешать - ...; свет-...;
включать-...; вспоминать-...; любовь-...;
встречать-...; белеть-...; лень-...;
короткий-...; горячо-...; вбежать-...;
маленький-...; светло-...; ввести-...;
тихий-...; дорого-...; въехать-...;
грустный-...; хорошо-...; вскочить-...;
дешевый-...; удлинить-...; молчащий-...;
сытый-...; заболеть-...; смеющийся-...;
сырой-...; печалиться-...; спящий-...;
старый-...; молчать-...; резвящийся-....
33. В словосочетаниях замените прилагательные по смыслу:
грубый голос - нежный голос;
грубый ответ - вежливый ответ;
густой лес - ...; густой суп-...;
кислая ягода - ...; кислое молоко-...;
слабый ветер - ...; слабые знания - ..;
чистый пол -...; чистое небо -...;
горький сок-...; горькая доля-... .
34. Образуйте словосочетания с противоположным значением;
на гору - с горы; к норе - ;
на работу- ; к дороге-
35. Замените словосочетания одним словом, близким по
смыслу:
очень сильный мороз - трескучий;
очень известный писатель - ...;
очень маленькая туфелька -...;
очень жаркое лето - ...;
очень неаккуратный вид - ...;
очень худой человек - ...;
очень густой лес - ...;
очень холодная вода - ...;
очень большой завод - ... .
Слова для справок: неряшливый, тощий, крохотный, знойный, дремучий, студеный, гигантский, знаменитый.
36. К словам из первого столбика подберите близкие по смыслу слова из второго столбика:
метель прохлада, буран, битва,
свежесть школьники,
ребята вьюга,
работа пурга, дети,
война холодок, труд.
37. Подберите близкие по значению слова:
прочный металл - твердый, крепкий;
мокрый луг-...;
дремучий лес-...;
интересный рассказ -...;
робкий человек-...
38. Замените в предложениях слово СТОЯЛА близким по значению словом из правого столбика.
Сосна стояла на крутом берегу. была
Избушка стояла у дороги. росла
Стояла теплая погода. поднималась
Стеной стояла спелая рожь. находилась
39. Замените в предложениях слово БЕГУТ близким по значению словом из правого столбика.
По дороге бегут машины. текут
Быстро бегут часы летней ночи. едут
По канавкам бегут ручейки. проходят
40. Замените выделенные слова близкими по смыслу из правого столбика:
Грязный, неумытый ребенок боится воды и мыла. чудесная
Витя хоть и маленький, но заботливый и добрый. чуткий
Стояла тихая, солнечная погода. чумазый
41. Замените слово ЗЕМЛЯ близким по смыслу словом из правого столбика.
Ракета облетела вокруг Земли. суша
Зерно сеяли во влажную землю. Родина
Нет ничего дороже нашей земли. почва
Моряки издали увидели землю. планета
42. Подберите близкие по смыслу слова из правого столбика:
ухаживать любезный
тяжелый зной
ужас зажигаться
приказывать грузный
загораться безжалостный
жара заботиться
жестокий распоряжаться
вежливый боязнь
43. Решите кроссворды, подобрав близкое по смыслу слово.
темнота неправда зной ураган | т | ь | м | а |
сырой преданный тучный противный небогатый | м | о | к | р | ы | й |
44. Решите кроссворды, подобрав и вписав противоположные по смыслу слова.
смех выход тьма правда приход радость зима день | п | л | а | ч |
старый широкий черный варенный голодный | н | о | в | ы | й |
Формирование неречевых процессов
Для детей с общим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи наряду с речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
- нарушены внимание и память;
- нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
- недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Эти отклонения у таких детей проявляются в следующем:
- неустойчивое внимание;
- низко развиты способности к переключению;
- недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
- незаконченное развитие словесно-логического мышления;
- слабая способность к запоминанию;
- невысокий уровень развития самоконтроля.
В результате у детей наблюдается недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Это выражается в трудностях формирования учебных умений: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование собственной деятельности; умение работать в определенном темпе.
Р.Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями специалистов Института физиологии детей и подростков АПН РФ.
Они установили, что если движения пальцев не соответствуют возрасту, то и речь не соответствует возрастным нормам. У таких детей пальчики малоподвижны, их движения недостаточны или несогласованны.
Учитывая эти особенности развития психической деятельности, на каждом логопедическом занятии необходимо наряду с развитием речи учить детей правильно логически мыслить, сравнивать и обобщать, развивать навыки анализа и синтеза, учить контролировать свою и чужую речь, развивать общую и пальцевую моторику, зрительную и слуховую память и внимание.
Нижеприведенные упражнения рекомендуется проводить как часть логопедического занятия в виде игр, подчинив их основной теме. Они не должны быть продолжительными, проводятся в спокойном темпе, с элементами соревнования, в красочном оформлении, с поощрением детской инициативы, с активным речевым участием всех детей.
- Упражнения для развития зрительного, слухового восприятия и активного устойчивого внимания
1. Найдите две одинаковые фигуры в ряду.
2. Найдите два одинаковых изображения в ряду.
3. Соедините линией похожие фигуры в верхнем и нижнем ряду.
4. Соедините линией одинаковые фигурки зверей и др.
5. Найдите по два одинаковых предмета (яблочки, грибы, дракончики и др.).
6. Найдите в каждом ряду изображение, которое соответствует данному слева образцу.
7. Укажите рисунок, который следует перенести в пустую клетку.
8. Соберите картинку из осколков.
9. Поднимите руку, услышав название предметов (например, одежды или слова на звук А и т.д.).
10. Прослушайте ряд предложений и запомните только те, в которых говорится о лете или все слова имеют рабочий звук.
11. Найдите ошибки в рассказе (все предложения о зиме, а несколько предложений о мокром, о тающем снеге и др.).
12. Определите, какое слово встречается чаще всего (слова читаются быстро).
13. Дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы (кто? что? какой? какая? какое? и др.).
14. Узнайте стихотворение по ритму.
15. Развитие произвольного зрительного внимания. Даются три таблицы (4x4) и 12 фишек. Фишки располагают произвольно по 4 в каждой таблице. Затем на одну меняется расположение фишек. Что изменилось?
16. Развитие устойчивости внимания. Внимательно посмотрите на образец и под каждой фигуркой (контурное изображение) проставьте тот же значок.
17. Развитие объема внимания. На время 15-30-45 секунд даются три карточки с изображением семи различных по тематике предметов. Показ - воспроизведение. Запомните и назовите.
18. Переключение внимания на время. Распределите картинки - 22 карточки в беспорядке изображением вверх - в две стопки. Карточки даны или на обобщения, или на оппозиционные звуки.
19. Распределение внимания. Игра с мячом и со словами «Я знаю пять названий на звук И».
20. Воспитание внимания. Определите конец слова по его началу (можно по картинкам). Например? КАР - , АР - и т.д.
21. Развитие концентрации внимания. Посчитайте в уме без пальцев, сколько в секторе кружков разного диаметра (от 9 до 24)
22. Найдите такую же (или такой же). Даны 7-12 предметов. Среди них два одинаковых.
23. Развитие устойчивости и сосредоточенности внимания. Лабиринты:
а) «Кто скорее приведет домой кошку и собаку».
б) «Поселите девочку в многоэтажный дом».
в) «Кто потерял туфлю».
г) «Доведите девочку до школы»: иди прямо, дойди до светофора, поверни направо; дойди до елочки и поверни налево; там
увидишь школу (по иллюстративному плану).
24. Подберите к слову-предмету (например: ПОМИДОР, ОГУРЕЦ и т.д.) две карточки по форме и цвету.
25. Запомните как можно больше деталей сюжетной картинки «Какие овощи вырастил Пятачок».
26. По образцу расставьте знаки под цифры:
1 2 3 4 5 3 5 1 2 4
* . = ! ?
27. Какая картинка (слово) встречается чаще всего? Сколько раз?
28. Распределение внимания (на время). Найдите в тексте буквы С и 3. Букву С подчеркните одной чертой, а букву 3 зачеркните.
29. Развитие наблюдательности. По памяти подробно опишите школьный двор, путь из дома в школу и т.д.
30. Игра в «корректировщиков». Даны несколько предложений с пропуском или перестановкой букв. Ученик читает один раз и сразу исправляет ошибки. Затем следующий.
31. Игра «Муха». «Муха» - это присоска или магнит. Дан квадрат из 9 или 16 клеток. «Муха» двигается в квадрате строго по команде. Цель: не допустить выхода «мухи» за игровое поле. Исходное положение - центральная клетка. Команды «вверх вправо», «вниз влево» и т.д. по одной клетке за ход.
32. Игра «Селектор». Несколько человек одновременно считают вслух (в прямом и обратном порядке), а один - «приемник» -следит.
33. Расставьте по дорожке картинки в соответствии с условными знаками (на время). Расшифровка фигур находится в центре доски. У детей дорожки с шестью окошками, в каждом из которых нарисована геометрическая фигура. Дети на дорожке правильно выкладывают картинки.
34. Игра «Найди пару». Детям раздаются картинки, например, 4 синих ботинка (со шнурками, с молнией, на каблуке), 4 красных сапога (высокий, низкий ...), 4 зеленые туфли. Ведущему предлагается найти второй такой же предмет у ребят по его вопросам. Например: «У кого ботинок?», «У кого синий ботинок?», «У кого синий ботинок со шнурком?». Так он находит пару.
35. Расставьте буквы в соответствии с цифрами. Какие слова
получились? Прочитайте.
36. Всевозможные задания с квадратом Шульте. В квадрате 5x5 разбросаны числа от 1 до 25. Ученик должен смотреть сверху вниз (так вырабатывается специальное движение глаза, которое необходимо при чтении). Ученик ищет числа по порядку. Систематически применяемое движение улучшает технику чтения и развивает внимание.
II. Упражнения и приемы, развивающие память
Зрительные игры
- «Что изменилось?»
- «Чего не стало?»
- «Что прибавилось?»
- «Запомните и назовите».
- «Запомните и воспроизведите». Например:
1 2 И Б Ч К С
- Узнайте буквы по их фрагментам.
- Запомните, где расположены фишки 4,5,6, …. 12.
8. Детям предлагается для запоминания четыре цветные карточки различной формы и цвета с изображенными на них значками. Найдите их среди других.
красная желтая зеленая синяя
9. Работа по схемам: «Теперь, глядя на схему, давайте расскажем об осени». Работа с символическими знаками.
10. Найдите отличия в двух картинках.
11.Припоминание и классификация названий овощей, посуды, листьев деревьев и т.д.
12. Игра «Запомни, назови, положи» (с картинками).
13. Игра «Большие - маленькие». При демонстрации большого предмета дети встают, маленького - приседают.
14. «Копия образца». Дети смотрят и списывают.
15. «Образец по памяти». Зрительные диктанты.
16. По словесной инструкции логопеда логопаты выполняют действия. Например: «Коля, выйди к доске, возьми указку, подойди к столу, положи указку под стол и выйди из класса».
Слуховые игры
1. «Прослушайте, запомните, повторите».
2. «Соотнесите картинки».
3. «Прослушайте, запомните, назовите одним словом».
4. Дидактическая игра «Все по местам».
5. «Чего не стало?»
6. «Что прибавилось?»
7. «Что изменилось?»
8. Запомните слова с нужным звуком.
9. Запомните предложения с нужным звуком.
10. Прослушайте стихотворение и запишите по памяти.
11. «Запишите слова». Читается один раз. Запомнить в том же порядке.
12. Упражнение на развитие слухового восприятия, ритма. Узнавание четверостишия по ритму.
13. Исключить четвертое лишнее слово (по звуку или по обобщению).
14. Упражнение на развитие ассоциативной памяти. Демонстрируются картинки, потом прячутся, называются слова. Дети вспоминают картинки. Например, слово - МОЛОКО, а картинка - КОРОВА.
15. Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления. Детям даются 10 слов, к ним надо подобрать слова, связанные с ними по смыслу. Воспроизвести ряды. Например:
даются слова: ЗИМА СОБАКА КОРОВА ЛЕС ...
дети подобрали: СНЕГ ЛАЕТ МОЛОКО ВОЛК...
16. Упражнения на обобщения и исключения, осложненные заданием на запоминание. Зачитываются две группы слов по пять слов в каждой. Из них четыре слова объединены общим понятием, а одно - лишнее. Детям предлагается исключить лишние слова и запомнить их.
Например:
СТУЛ, СТОЛ, ПОЛ, ШКАФ, ПОЛКА.
ИВАН, СЕРГЕЙ, ПЕТРОВ, МАКСИМ, ПЕТЯ.
17. Упражнение на развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.
18. Игра «Собираем букет». Первый ученик называет один цветок, второй повторяет и добавляет свой и т.д.
19. Аналогичная игра «Соберем урожай фруктов, овощей».
20. Аналогичная игра со словами на рабочий звук.
21. Упражнение на развитие долгосрочной памяти и логического мышления. После работы над пословицами, не приводя их текста, вспомнить смысл этих пословиц и воспроизвести текст.
22. Упражнение на развитие слуховой памяти:
а) дается установка на запоминание односложных слов из
двух рядов слов (слова в один, два, три слога);
б) дается установка на запоминание второго ряда слов;
в) дается установка на запоминание слов из второго, третье
го рядов с рабочим звуком.
23. Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти. Подберите слова-признаки к каждому слову. Запомните подобранные признаки. Например: ВЕТЕР - ОСЕННИЙ, СТУЖА - ЗИМНЯЯ, ТУМАН - ГУСТОЙ и т.д.
24. Как и в упражнении 23, подберите несколько слов-признаков. Назовите и запомните их.
25. Как и в упражнении 24, подберите слова-действия и запомните их.
26. Звуковой диктант. Интервал между звуками - одна секунда. Воспроизвести слова. Например: П Э И, П О И О М и т.д.
27. Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти. Засчитываются шесть пар слов, связанных между собой по смыслу. Необходимо из правого столбика к каждой паре подобрать по смыслу третье слово и записать. Например:
ЯЙЦО – КУРИЦА ТРАМВАЙ
УЛИЦА-ПРОВОДНИЦА ЦЫПЛЕНОК
ПОЯСНИЦА-КОЛЕНЦЕ РЕСНИЦЫ
III. Упражнения для развития тактильной памяти
1. «Чудесный мешочек». Ощупывание и узнавание предметов, букв.
2. «Потрогай руками». Потрогать руками и запомнить ощущения от предмета. Затем показать его: КИРПИЧ, ШЕРСТЬ, ГВОЗДЬ ...
3. С закрытыми глазами ощупать поверхность каждой дощечки и запомнить, в каком порядке они были. Дощечки обиты разным материалом: бархат, кожа, рубчатая ткань ...
4. Ощупывание букв, вырезанных из бархатной или наждачной бумаги. Обведите их пальчиком.
5. Составление предложений с опорой на тактильные ощущения. Задание: определить зрительно и на ощупь материал, из которого сшито платье, и составить предложение. Например: Платье сшито из шерсти. Оно шерстяное.
IV. Упражнения для развития словесно-логического мышления
1. Кто продолжит дорожку?
2. Какая из фигур отличается от других?
3. Чем отличаются предметы слева от предметов справа?
4. Сравните и найдите отличия.
5. Определите, какие рыбы в аквариуме плывут слева направо, а какие справа налево.
6. Игра «Четвертый лишний». Выделите четвертую лишнюю картинку или слово (на обобщения, на рабочий звук).
7. Разложите одинаковые предметы в две, три корзинки.
8. Расскажите, что можно нарисовать из палочек (карандаш,
дерево, дорогу, стол...).
9. Отгадайте загадки (по темам, по обобщениям, на звуки).
10. Подберите слово, противоположное по значению.
11. Соедините линией соответствующие картинки. Например, даны:
а) телефон и части лица (глаз, нос, ухо, рот); духи и части
лица(глаз, ухо, нос, рот); яблоко и части лица (глаз, ухо, нос, рот);
книга и части лица (глаз, ухо, нос, рот);
б) дерево, море, конура и ранец (справа), собака, яблоко,
водолаз и книга (слева).
12. Зачеркните лишнее изображение и объясните. Например:
нарисованы звери и телефон; музыкальные инструменты и карандаш; ложка, вилка, нож и ключ и т.д.
13. Найдите начало, конец, середину события (по картинкам).
14. Расставьте серию сюжетных картин в нужной последовательности.
15. Решите ребусы:
Ответ: вода, Наташа.
16. Закончите третьим рисунком ряд и обоснуйте устно ответ:
17. Повторите в нужной последовательности действия по мытью посуды: очистить, вымыть, прополоскать, вытереть, убрать.
18. Называются несколько слов, обозначающих действия. Дети должны продолжить, учитывая, о каком времени года идет речь: загорать, плавать, кататься на коньках, лепить снеговика ...
19. Найдите в рисунке ошибку. Например: «булки на дереве» и др.
20. Найдите в ряду слов заданное слово (например: ОСЕНЬ):
- утка, малина, лук, яйцо, танк, хлеб,
- доска, калитка, червячок, точка, мак,
- зима, машина, маска, осень, чашка, дверь.
21. Игра «Кто первый?» (на время) Посчитайте, сколько раз в
квадрате встречается точка или заданная буква в таблице букв.
О С Т М И Л И
К Т П Ф X Г У Т-?
Я С Т Р Ь Ч Ы
22. «Что забыл нарисовать художник?» Можно у предметов, можно на обобщения: у пальто нет пуговицы, у платья рукава и т.д. (для закрепления слова, фразы и т.п.).
23. Вставьте нужный кармашек или латку, похожую по цвету, рисунку.
24. Занимательные упражнения. Серии сюжетных картинок, изображающих различные действия детей:
а) Девочки нашли грибы. Младшая нашла большой гриб, а
старшая - маленький.
Задание: покажи, где младшая сестричка, а где старшая.
б) Девочка будет пить молоко, а мальчик есть кашу.
Задание: кому из них нужна чашка, а кому тарелка?
в) Саша взобрался на нижнюю перекладину, а Сережа полез выше.
Задание: покажи, где Саша, а где Сережа. Учащиеся должны не только показать, но и уметь доказать правильность своего ответа путем логических рассуждений.
25. Исключение лишнего слова из ряда названных слов:
МОЛОТОК, ГВОЗДЬ, КЛЕЩИ, ПИЛА;
НОС, УШИ, ГЛАЗА, РОТ, ОЧКИ и т.д.
26. «Сквозная буква». Дети договариваются, что в подбираемых ими словах из пяти букв (буква И или Е и др.) будет на втором месте. Кто назовет больше слов?
27. Придумайте пять слов с рабочей буквой.
28. «Забавные превращения слов». Даны картинки зверей, животных, насекомых, птиц и др.
Задания:
а) убрать в названии хищника последний звук (картинка
«волк»), и он станет домашним животным (вол);
б) отнять в названии насекомого один звук (картинка «клещ»),
и появится рыбка (лещ);
в) поменять одну букву:
- в названии зверька (картинка «еж»), и он превратится в змею (уж);
- в названии домашнего животного (картинка «осел»), и оно превратится в птицу (орел);
- в названии рыбы (картинка «линь»), и она превратится в красивое животное (лань);
- в названии домашней птицы (картинка «курица»), и она превратится в пушного зверя (куница).
29. Сказки на исключение лишнего предмета или слова. Логопед включает в хорошо известный детям текст сказки действующих лиц, которых в сказке не было. Дети прослушивают, а потом определяют, кто лишний в сказке.
30.Восприятие и понимание серии картинок, связанных единым сюжетом. Развиваются способности устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценки воспринимаемым ситуациям.
31. Восприятие и понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом. Развиваются зрительное внимание, наблюдательность, логическое мышление, способности доказывать.
32. Восприятие картин со скрытым смыслом (серия «Веселые картинки»).
33. Отгадывание ребусов:
V. Упражнения для формирования мелкой моторики руки
В последнее время вышло много литературы с подробным описанием упражнений по развитию мелкой моторики руки. Перечислим лишь те упражнения, которые подготавливают руку к письму и выполняются в определенной последовательности.
Все движения выполняются правой и левой рукой одновременно и попеременно.
1.Противопоставление пальцев друг другу.
2.Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.
3.Опрокидывание кисти (движение вверх и вниз), смена быстрая и медленная.
4.Отведение и приведение пальцев (по одному, по два и т. д.).
5.Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.
6.Свободное постукивание пальцами по парте (одновременно и поочередно).
7.Свободное похлопывание кистью по парте.
8.Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.
9.«Щелчки».
10.«Крючки».
11.Упражнения для держания карандаша: «щепоть», «соление» и др.
Затем можно проводить упражнения с движениями пальцев (можно со стихами).
Далее необходимо тренировать руку для письма. Начинать следует с упражнений с мелом на доске и карандашом на большом листе. Затем идут упражнения:
- обводка по шаблону, трафарету;
- обводка по контуру;
- соединение по точкам;
- раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением ограничения. Например, заштриховать треугольник вертикальными линиями.
Дальше даются упражнения на рисование орнаментов.
1. Рисование бордюров, состоящие из отрезков прямых и из ломаных линий:
2. Вычерчивание кривых линий.
3. Зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы.
4. Рисование знакомых предметов. Например:
грибок, елочка, машина.
5.Рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий.
6. Рисование узоров из геометрических фигур.
7. Рисование бордюров из волнистых линий.
Подготовительная работа к письму заканчивается написанием элементов букв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Статья раскрывает некоторые методы коррекции поведения младшего школьника....
Консультация для родителей первоклассников "Предупреждение нарушения чтения и письма у детей младшего школьного возраста".
Учитель-логопед предлагает родителям назвать причины трудностей при обучении в школе (слайд№2-3). Далее логопед приводит примеры письменных ошибок, подкреплённые фрагментами письменных работ учащихся...
Методическое пособие «Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста»
Актуальность вопросов и необходимость в профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей, не теряет своей остроты до настоящего времени, так как частота этих патологических состояний неуклон...
Причины нарушения осанки у детей младшего школьного возраста. Профилактика этих нарушений.
Что можно сделать для сохранения хорошей осанки у школьников....
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ
Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем...
Методическая разработка занятий по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
Методическая разработка занятий по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Занятия содержат подробное описание: план, вводная часть, основная, заключение, используе...