«Профилактика употребления алкоголя, табака и наркотических веществ среди подростков »
методическая разработка (8 класс) на тему
формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни, пропаганда позитивных ценностей, содержательного досуга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 349 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
раздела программы воспитания
«Профилактика употребления алкоголя,
табака и наркотических веществ среди подростков »
Работу выполнила:
социальный педагог
Г.С.Агапова
г. Санкт – Петербург 2014 г
Пояснительная записка
Вопросы употребления наркотических веществ, алкоголя, табака несовершеннолетними подростками тревожат сегодня не только врачей-наркологов, психиатров, психологов, работников правоохранительных органов, но и общественность. Это объясняется тем, что в нашей стране за последние годы возросло потребление алкоголя, наркотических веществ, курение в подростковой среде, что ведет, в свою очередь, к повышению уровня преступности среди несовершеннолетних.
Тревогу вызывает распространение психоактивных веществ среди подрастающего поколения.
Особая опасность употребления ПАВ в юношеском возрасте заключается в том, что указанный контингент в силу незавершенности возрастного психического и физического развития быстрее, чем взрослые, попадает в болезненную зависимость.
В данной ситуации актуальность ведения первичной профилактической работы по предупреждению употребления ПАВ является бесспорной. В профилактике употребления ПАВ одним из приоритетных направлений признано предупредительное образование и обучение здоровому образу жизни.
Пропаганду здорового образа жизни, которые включают в себя вовлечение учащихся в общественно–полезную творческую и научно-исследовательскую деятельность, занятия спортом, искусством, организацию здорового досуга. При этом следует исходить из признания того, что только совокупное действие таких условий воспитания, как создание здоровьесберегающего образовательного пространства, влияние личности педагога и его деятельности, эффективная организация социальной ситуации развития, личностное и социально–ролевое общение, осуществление деятельностного сотрудничества в коллективе, активная, творческая деятельность учащихся, может дать положительный воспитательный и профилактический эффект.
Проведенное исследование среди подростков от 13-18 до лет показывает, что 75% несовершеннолетних курят регулярно, 15% учащихся пробовали, 25 % учащихся пробовали и иногда употребляли спиртные напитки, употребляли токсичные вещества (клей) – 4%.
Для того, чтобы решить указанные выше социальные проблемы нами была разработана программа по профилактике употребления алкоголя, наркотических веществ и курения среди несовершеннолетних.
Цель:
формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни, пропаганда позитивных ценностей, содержательного досуга.
Задачи:
- повышение социальной активности, способствующей формированию здорового образа жизни.
- Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и формированию здорового образа жизни.
- Предупреждение возникновения у подростков желания попробовать наркотические вещества, алкоголь, табак;
- Формирование морально-волевых качеств подрастающего поколения: осознание требований нравственных норм, принятие этих требований в качестве внутренней потребности, в качестве системы самообязанностей , волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения, ответственность за мотивы и последствия действия.
привлечение обучающихся к содержательному, интересному и качественному досугу;
привлечение к организации и проведению мероприятий большего числа педагогов, родителей, медицинских работников, работников правоохранительных органов.
Обоснование:
В Концепции модернизации российского образования говорится: «Образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».
Одним из важных направлений современного образования является разработка и внедрение новых педагогических и образовательных технологий.
В нашем образовательном учреждении при проведении первичной профилактики употребления психоактивных веществ успешно внедряются современные технологии. Используются различные формы профилактической работы: лектории, обучающие семинары, «круглые» столы, тренинги, викторины, презентации, различные конкурсы, правовые и деловые игры, интерактивные занятия, дискуссии, собрания.
План мероприятий проводимые в ГБОУ СОШ
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Заседание Совета профилактики (1 раз в месяц) | каждый вторник месяца | Члены совета профилактики |
2. | Индивидуальные и групповые беседы с обучающимися, из группы риска | в течение года | Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог |
3. | Выход в адрес проживания подростка | раз в четверть | Социальный педагог, классные руководители инспектор ОДН |
4. | Индивидуальные беседы с родителям с отдельными семьями (неблагополучные) | в течение года | Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог |
5. | Родительские собрания (общешкольные, классные) | раз в четверть | Администрация, социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог |
6. | Родительские лектории: «Сохранение физического и психического здоровья учащихся» -«Основы формирования трезвого образа жизни» | октябрь февраль | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог |
7. | Беседа с работниками правоохранительных органов | ноябрь | |
8. | Вовлечение во внеуро-досуговую деятельность | сентябрь | Классные руководители |
10. | Классные часы: «За здоровый образ жизни» | в течение года - | Классные руководители классов, социальный педагог |
11. | Профилактические мероприятия в рамках ежегодного проведения:
| апрель ноябрь, декабрь | Заместитель директора по ВР |
12. | Диагностика по проблеме «Уровень здоровья и здорового образа жизни учащихся» | январь | Педагог-психолог |
13. | Анкетирование учащихся на приверженность к вредным привычкам | ноябрь | Педагог-психолог, социальный педагог |
15. | Беседа с медицинскими работниками | март | Заместитель директора по ВР, социальный педагог |
Ожидаемые результаты:
- Осведомленность учащихся с объективной информацией о действии наркотических веществ, алкоголя, табака на организм человека;
- Уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака, психотропных веществ среди подростков;
- Активное участие родителей в профилактической работе;
- Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у несовершеннолетних.
- Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от ПАВ.
- Повышение уровня развития умений и навыков:
- а) уверенного позитивного поведения;
- б) конструктивного общения между собой и с взрослыми;
- в) отстаивания и защиты своей точки зрения;
- г) осознанного и уверенного умения сказать ПАВ «Нет».
- Формирование установки - «ведение здорового образа жизни».
- Активное взаимодействие всех участников образовательного процесса для успешного решения вопросов профилактики.
ЛИТЕРАТУРА
1.Дмитриева М.А., Володина С.А.. Дети группы риска: психологическая помощь и преемственность в воспитании. Ленинградский гуманитарный центр, Санкт-Петербург , 2006г.
2.Матюхина А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. Москва-орел, 2004г.
3.Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. Москва-Воронеж, 2001г.
4.Юдина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников. Санкт – Петербург : Учитель, 2008 г. Ленинградский гуманитарный центр, Санкт-Петербург , 2006г.
5.Милютина А.В., Фадеева С.А. Профилактика девиантного поведения детей и подростков.
6.Порядина М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми. Санкт -Петербург: Учитель, 2012г.
7.Смоьчков А.Н. Модели взаимодействия с детьми группы риска. Санкт- Петербург: Учитель, 2012г.
8.Колесникова И.А., Никитина И.Г. Работа с подростками девиантного поведения. Санкт - Петербург: Учитель, 2012г.
9.Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков. Москва, 2006г.
10.Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур / авт.-сост. О.В. Романова. –2000 г
11. Школа здоровья // Справочник классного руководителя.- 2007. №7.
В. Аминова . Профилактика табакокурения // Воспитание школьников. – 2000. №7.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С.. Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест на склонность ребенка к алкоголю, табаку и наркотикам
Этот тест поможет выяснить: склонен ли ваш ребенок к приему алкоголя и наркотиков.Он сделан не для того, чтобы вы впадали в панику. А для того, чтобы начали действовать!...
Какие человеческие потребности, которые, якобы, удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов.
Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не...
Профилактика употребления алкоголя, табака и наркотиков среди учащихся средних и старших классов государственной общеобразовательной школы.
Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться очень сложной. Употребление алкоголя и табака неотъемлемый элемент образа жизни, культуры, быта большей части населения...
Вред никотина, алкоголя и других наркотических веществ.
Для всех известно, что никатин, алкоголь и наркотические средства - главные враги здоровью....
Классный час на тему "Влияние алкоголя, табака и наркотических веществ на организм человека"
Курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания - это вредные привычки, от которых можно и нужно отказаться, но не каждый подросток, к сожалению, может это сделать. Многим не хватает сил, чтоб "бр...
«Активные формы организации воспитательной работы в классном коллективе по формированию неприятия алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ»
«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурение, токсикома...
«Анализ работы в классном коллективе по профилактике вредных привычек: неприятие алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ»м
Одна из современных проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную ...