«Профилактика употребления алкоголя, табака и наркотических веществ среди подростков »
методическая разработка (8 класс) на тему

Агапова Галина Александровна

формирование у обучающихся  навыков здорового образа жизни, пропаганда позитивных ценностей, содержательного досуга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 349  с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

раздела  программы воспитания

«Профилактика  употребления алкоголя,

табака и наркотических веществ  среди подростков »

                                                             Работу выполнила:

                                   социальный педагог

Г.С.Агапова

г. Санкт – Петербург 2014 г                                  

Пояснительная записка

          Вопросы употребления наркотических веществ, алкоголя, табака несовершеннолетними подростками тревожат сегодня не только врачей-наркологов, психиатров, психологов, работников правоохранительных органов, но и общественность. Это объясняется тем, что в нашей стране за последние годы возросло потребление алкоголя, наркотических веществ, курение в подростковой среде, что ведет, в свою очередь, к повышению уровня преступности среди несовершеннолетних.

Тревогу вызывает распространение психоактивных веществ   среди подрастающего поколения.
Особая опасность употребления ПАВ в юношеском возрасте заключается в том, что указанный контингент в силу незавершенности возрастного психического и физического развития быстрее, чем взрослые, попадает в болезненную зависимость. 
 
В данной ситуации актуальность ведения первичной профилактической работы по предупреждению употребления ПАВ является бесспорной. В профилактике употребления ПАВ одним из приоритетных направлений признано предупредительное образование и обучение здоровому образу жизни.

Пропаганду здорового образа жизни, которые включают в себя вовлечение учащихся в общественно–полезную творческую и научно-исследовательскую деятельность, занятия спортом, искусством, организацию здорового досуга. При этом следует исходить из признания того, что только совокупное действие таких условий воспитания, как создание здоровьесберегающего образовательного пространства, влияние личности педагога и его деятельности, эффективная организация социальной ситуации развития, личностное и социально–ролевое общение, осуществление деятельностного сотрудничества в коллективе, активная, творческая деятельность учащихся,  может дать положительный воспитательный и профилактический эффект.

Проведенное исследование среди подростков от 13-18 до лет показывает, что 75% несовершеннолетних курят регулярно, 15% учащихся пробовали, 25 % учащихся пробовали и иногда употребляли спиртные напитки, употребляли токсичные вещества (клей) – 4%.  

             Для того, чтобы решить указанные выше социальные проблемы нами  была разработана программа по профилактике  употребления алкоголя, наркотических веществ и курения среди несовершеннолетних.

Цель:

формирование у обучающихся  навыков здорового образа жизни, пропаганда позитивных ценностей, содержательного досуга.

Задачи:

  • повышение социальной активности, способствующей формированию здорового образа жизни.
  • Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и формированию здорового образа жизни.
  • Предупреждение возникновения у подростков желания попробовать наркотические вещества, алкоголь, табак;
  • Формирование морально-волевых качеств подрастающего поколения: осознание требований нравственных норм, принятие этих требований в качестве внутренней потребности, в качестве системы самообязанностей , волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения, ответственность за мотивы и последствия действия.

привлечение обучающихся  к содержательному, интересному и качественному досугу;

привлечение к организации и проведению мероприятий большего числа педагогов, родителей, медицинских работников, работников правоохранительных органов.

 Обоснование:

      В Концепции модернизации российского образования говорится: «Образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

  Одним из важных направлений современного образования является разработка и внедрение новых педагогических и образовательных технологий.

       В нашем образовательном учреждении при проведении первичной профилактики употребления психоактивных веществ успешно внедряются современные технологии.       Используются различные формы профилактической работы: лектории, обучающие семинары, «круглые» столы, тренинги, викторины, презентации, различные конкурсы, правовые и деловые игры, интерактивные занятия, дискуссии, собрания.

   

План мероприятий проводимые в ГБОУ СОШ

№  

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Заседание Совета профилактики (1 раз в месяц)

каждый вторник месяца

Члены совета профилактики

2.

Индивидуальные и групповые беседы с обучающимися,  из группы риска

в течение

года

Социальный педагог,

классные руководители,

педагог-психолог

3.

Выход в адрес проживания подростка

 раз в четверть

Социальный педагог,

классные руководители

инспектор ОДН

4.

Индивидуальные беседы с родителям с отдельными семьями (неблагополучные)

в течение

года

Социальный педагог,

классные руководители,

педагог-психолог

5.

Родительские собрания

(общешкольные, классные)

раз в четверть

Администрация, социальный педагог,

классные руководители,

педагог-психолог

6.

Родительские лектории:

«Сохранение физического и психического здоровья учащихся»

-«Основы формирования трезвого образа жизни»

октябрь

февраль

Заместитель директора по ВР, социальный педагог,

классные руководители,

педагог-психолог

7.

Беседа с работниками правоохранительных органов

ноябрь

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

8.

Вовлечение во внеуро-досуговую деятельность

сентябрь

Классные руководители

10.

Классные часы:

«За здоровый образ жизни»

в течение

года

-

Классные руководители

классов, социальный педагог

11.

Профилактические мероприятия в рамках ежегодного проведения:


  • Всемирного дня здоровья 7 апреля

  • Международного дня отказа от курения 18 ноября - беседы на классных часах

  • Всемирного дня борьбы со СПИДом
  •  01 декабря

апрель

ноябрь,

декабрь

Заместитель директора по ВР

12.

Диагностика по проблеме «Уровень здоровья и здорового образа жизни учащихся»

январь

Педагог-психолог

13.

Анкетирование учащихся на приверженность к вредным привычкам

ноябрь

Педагог-психолог, социальный педагог

15.

Беседа с медицинскими работниками

март

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

Ожидаемые результаты:

  • Осведомленность учащихся  с объективной информацией о действии наркотических веществ, алкоголя, табака на организм человека;
  • Уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака, психотропных веществ среди  подростков;
  • Активное участие родителей в профилактической работе;
  • Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у несовершеннолетних.
  • Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от ПАВ.
  • Повышение уровня развития умений и навыков:
  • а) уверенного позитивного поведения;
  • б) конструктивного общения между собой и с взрослыми;
  • в) отстаивания и защиты своей точки зрения;
  • г) осознанного и уверенного умения сказать  ПАВ «Нет».
  • Формирование установки - «ведение здорового образа жизни».
  • Активное взаимодействие всех участников образовательного процесса  для успешного решения вопросов профилактики.

ЛИТЕРАТУРА

1.Дмитриева М.А., Володина С.А.. Дети группы риска: психологическая помощь и преемственность в воспитании. Ленинградский гуманитарный центр, Санкт-Петербург , 2006г.

2.Матюхина  А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. Москва-орел, 2004г.

3.Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. Москва-Воронеж, 2001г.

4.Юдина  Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения  школьников. Санкт – Петербург : Учитель, 2008 г. Ленинградский гуманитарный центр, Санкт-Петербург , 2006г.

5.Милютина А.В., Фадеева С.А.  Профилактика девиантного поведения детей и подростков.

6.Порядина М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми.  Санкт -Петербург: Учитель, 2012г.

7.Смоьчков  А.Н. Модели взаимодействия с детьми группы риска. Санкт- Петербург: Учитель, 2012г.

8.Колесникова И.А., Никитина И.Г. Работа с подростками девиантного поведения. Санкт - Петербург: Учитель, 2012г.

9.Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков. Москва, 2006г.

10.Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур / авт.-сост. О.В. Романова. –2000 г

11. Школа здоровья // Справочник классного руководителя.- 2007. №7.

В. Аминова . Профилактика табакокурения // Воспитание школьников. – 2000. №7.

Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С.. Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на склонность ребенка к алкоголю, табаку и наркотикам

Этот тест поможет выяснить: склонен ли ваш ребенок к приему алкоголя и наркотиков.Он сделан не для того, чтобы вы впадали в панику. А для того, чтобы начали действовать!...

Какие человеческие потребности, которые, якобы, удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов.

Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если  от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не...

Профилактика употребления алкоголя, табака и наркотиков среди учащихся средних и старших классов государственной общеобразовательной школы.

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться очень сложной. Употребление алкоголя и табака неотъемлемый элемент образа жизни, культуры, быта большей части населения...

Вред никотина, алкоголя и других наркотических веществ.

Для всех известно, что никатин, алкоголь и наркотические средства - главные враги здоровью....

Классный час на тему "Влияние алкоголя, табака и наркотических веществ на организм человека"

Курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания - это вредные привычки, от которых можно и нужно отказаться, но не каждый подросток, к сожалению, может это сделать. Многим не хватает сил, чтоб "бр...

«Активные формы организации воспитательной работы в классном коллективе по формированию неприятия алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ»

  «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурение, токсикома...

«Анализ работы в классном коллективе по профилактике вредных привычек: неприятие алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ»м

Одна из современных проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную ...