Аналитическая записка. «Изучение уровня нравственной воспитанности школьников»
учебно-методический материал по психологии по теме

Котенко Елена Николаевна

Обобщение результатов исследования по теме «Диагностика уровня нравственной воспитанности учащихся начальной и средней школы», которые проводились  во 2-х и 6-х классах оркестрового отделения КМТИ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             

                                                                      Котенко Е.Н.

                                                        Педагог-организатор

                   Колледжа музыкально-театрального искусства

                        г. Москвы им. Г.П. Вишневской

Аналитическая записка

«Изучение уровня нравственной воспитанности школьников»

(на примере учащихся младшей и средней школы оркестрового отдела  Колледжа музыкально-театрального искусства)

В  2013-2014 учебном году  во 2х  и 6х классах оркестрового отделения КМТИ  проводились исследования по теме  «Диагностика уровня нравственной воспитанности учащихся начальной и средней школы».

Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоению коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций.

В этом возрасте уже сложилось умение соотносить свое поведение с требованиями старших, появились переживания морального характера:  переживаются  обиды и недовольства. Полезно, беседуя с ребенком 8 лет, задавать ему вопросы, которые заставят его искать разные пути обоснования своих мыслей, сомневаться в правильности уже найденных ответов, искать подтверждения и доказательства их справедливости или отказаться от своих утверждений.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий,  влияющих на личностное развитие ребенка. Главная новая черта – это более высокий уровень самосознания. Для подростков характерна неустойчивость суждений, взглядов, преувеличенная склонность к подражанию, неадекватная самооценка. В этих условиях важно побудить учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений.

Для диагностики уровня нравственной воспитанности учащихся оркестрового отдела применялись методики Г.П. Будановой, Л.Н. Буйловой (1) и Н.Э. Фокина (6). Вместе с тем изучались условия и факторы, обеспечивающие нравственное развитие личности, выявлялись особенности моральных сужений детей, определялся общий настрой класса, его «эмоциональный портрет». Тестирование по методикам проводилось педагогом. Ответы фиксировались на именном листке-бланке. Полученные данные обрабатывались с помощью ключа,  результаты заносились в таблицу, обобщающую диагностические данные. Остановимся на отдельных, наиболее показательных , результатах исследования.

 Диагностика этики поведения.

  Методика №1 «Диагностика этики поведения» (Приложение 1) позволяет выяснить применение основных моральных знаний в поведении. Учащимся предложили дописать самим незаконченные предложения, описывающие часто встречающиеся в жизни ребенка ситуации. Ответы  интерпретировались согласно методическим рекомендациям.

Таблица 1. Диагностики этики поведения учащихся младшей и средней школы.

список   незаконченных предложений

количество положительных ответов

отношение положит отв. к общему кол-ву ответов,   в %

    6А

         2А

     6А

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

8

5

100%

62,5%

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

8

8

100%

100%

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

8

8

100%

100%

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

8

5

100%

62,5%

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

7

8

85%

100%

Анализируя полученные данные опроса учащихся оркестрового отделения 2А класса (таблица 1), мы видим, что в  ответе на 4 вопроса из 5 предложенных, ответы  учащихся показывают только положительный результат (100%). Учащиеся знают основные правила поведения. Они  готовы оказать помощь, выразить сочувствие, тактично и мягко высказать свои пожелания и мнения. Отрицательную реакцию вызывает ситуация, когда ученику не хочется общаться с одноклассниками (15%). В этом случае поведение становится нетактичным, появляется раздражение, угроза.

  Анализируя аналогичные данные опроса учащихся 6А класса (таблица1), наблюдается несколько  другая картина:

Положительный результат показали все (100%) учащихся 6 класса при ответе только на 3 вопроса из 5 предложенных. В этих ситуациях учащиеся выражали свои чувства и пожелания без грубости и агрессии, тактично, мягко и понятно, занимали  открытую позицию, были склонны к равноправным отношениям. В ответе  на вопросы №1 и № 4 - 37,5% учащихся 6 класса на первый взгляд показали слабую сформированность нравственных привычек. Необходимо учитывать, что именно в этом возрасте дети пробуют  самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, при этом их оценка событий часто носит ситуативный, подражательный  характер или вызывается импульсивно  возникающими внутренними побуждениями. Поэтому оценивать их ответы однозначно нельзя.

Сравнение результатов диагностики этики поведения учащихся  младшей и средней школы (таблица №1) показывает, что учащиеся 2 класса получили достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. В начальных классах авторитет учителя очень высок т. к.  дети много общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам. В этом возрасте в их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционируют в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому, замечая малейшие отклонения от установленных норм поведения, учащиеся немедленно стремятся доложить о них учителю.

Но уже к 5-6 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой,  растет их интерес к общению со сверстниками, который  возрастает к среднему школьному возрасту. Меняются темы и мотивы общения. Возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Появляется  убеждение, что в каждом поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое. В этом возрасте дети уже придают повышенное значение намерениям, поэтому очень важно, понять, что хотел сделать ребенок.

 Диагностика нравственной мотивации

Мотивация как движущая сила человеческого поведения занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая основные ее структурные образования. Она теснейшим образом связана с эмоциями. Способность человека эмоционально отзываться на переживания другого - эмпатия - играет важную роль в нравственном развитии ребенка, выступая  мотивом различных форм поведения. С возрастом способность ребенка переживать за другого развивается. В школьном возрасте наряду с развивающимся чувством «Я» у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного.[4]

Для определения нравственной мотивации учащихся той же группы применялась Методика №2 (Приложение 2). В этой методике предлагается 4 вопроса. К каждому вопросу дано несколько вариантов ответов. Необходимо выбрать один ответ на каждый из вопросов. При обработке результатов учитывался ключ положительных ответов, т.е. выявлялся уровень  нравственной мотивации, согласно приведенной схеме:  4 бала - высокий уровень, 3-2 бала - средний уровень и 1-0 бал - низкий уровень нравственной мотивации. В Таблице 2 представлены сравнительные результаты диагностики нравственной мотивации.

   Таблица №2     Сравнение результатов диагностики нравственной

мотивации младшей и средней школы.

Уровень нравственной мотивации

высокий

62,5%

25%

средний

37,5%

75%

низкий

-

-

По данным исследования уровень нравственной мотивации учащихся 2 класса выше, чем учащихся  6 класса, но это связанно с усложнением воссоздаваемого учащимися  6 класса причинно-мотивационного содержания ситуации поступка, учащиеся выдвигают одновременно несколько возможных мотивов поведения и отношения к поступку. Содержание их мотивов богаче, подход к оцениваемому поступку более разносторонний, чем у младших школьников. В основе моральной оценки ответов отсутствует отношение к правилу как таковому, без его опосредования нравственной целью. Поэтому сказать, что нравственная мотивация учащихся  6 класса  находится на более низком уровне, было бы неправильно.

Особенности моральных суждений школьников

Для выявления моральных суждений учащихся применяется анкетирование или беседа в форме диалога по тексту, заключающему какую-либо педагогическую ситуацию. Учащиеся высказывают свои мнения, в  их рассуждениях, при этом обнаруживается их собственное понимание ситуации и отношение к ней, выявляются способы её анализа ребёнком.

На основании ответов на вопросы по Методике №3 «Выявление особенностей моральных суждений школьников» была составлена таблица:

Таблица №3   Особенности моральных суждений школьников

вопроса

Содержание вопроса

Соответствие ответа моральным требованиям           %

1

Идет контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?

75%

38%

2

Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь?

87%

25%

3

Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочет сознаваться. Назовешь ли ты его имя учителю?

62%

75%

4

Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке?

75%

88%

Анализируя первые два вопроса методики №3, мы видим следующую картину.

С первых дней обучения учащихся узнают от учителя о таких правилах: нельзя списывать самому и давать списать  другому, запрещается пользоваться подсказкой. Из приведенных ответов и обоснований мы видим, что в младших классах 75% учащихся  осуждают  как тех, кто списывает, так и тех, кто дает списывать. Эту ситуацию дети рассматривали с точки зрения результативности процесса обучения. В их оценках в той или иной форме выступает, прежде всего, отношение учителя к такому поведению Авторитет учителя в данном случае определяющий.

Школьники средней школы (62%) относятся к списыванию более спокойно. Отношениями, которые складываются в классе, они поставлены в такие условия, что не могут в этом отказать, т.к. к этому возрасту формируются  законы товарищества.

Встает очень важная и сложная задача - воспитать у ребенка гордость, чувство собственного достоинства,  чтобы более  слабый, пусть и  не  владея нужными знаниями, но обладая чувством собственного достоинства, сам отказывался воспользоваться плодами чужого труда, считая для себя это унизительным и оскорбительным.

По третьей ситуации получилось следующее. Такие моральные понятия, как взаимовыручка еще не восприняты младшими школьниками, они не переросли у них в убеждения. 38%  детей полагают, что в некоторых случаях неправда или просто умолчание допустима и даже необходима. Для учащихся средней  школы уже характерно такое моральное суждение. Они руководствуются, прежде всего, товарищеским чувством долга. И лишь 25% учащихся   назвали бы учительнице того, кто разбил окно и то ни при всем классе. В данном случае  имеет место быть желание ребенка «попасть в благоприятную зону учителя».

Известно, что школьников всегда пугает перспектива получения плохой оценки. Двойка – стыд перед товарищами, удар по самооценке. По четвертому вопросу принятие решения осложняется тем, что в качестве побудителей выступают несколько мотивов, которые могут быть конкурирующими. Для младших детей 25%  мотив «боязнь быть наказанным» оказался более знаком по опыту. Поэтому такое мощное чувство, как страх, пока еще доминирует у них над другими, в нравственном отношении более высокими. Для средних школьников, которые уже все меньше наказываемы за плохие оценки, нет смысла прикрываться обманом. А чувство гордости, нежелания явиться перед родителями плохим, неуспевающим учеником – является мотивом для 12%, которые не хотят показать двойку.

Обобщая полученные результаты, отметим следующее. Младшие школьники часто затрудняются дать оценку поступка, определить степень его нравственности в силу того, что им непросто самостоятельно, без помощи взрослого выделить ведущий мотив. Поэтому они обычно судят о поступке не по намерению, которым он вызван, а по его результату. Суждения младших школьников об оценки и степени нравственности поступка, является в большей мере результатом усвоенного от учителя и  других людей знаний, а не от пережитого личного опыта. Поэтому большое значение приобретает проблема воспитывающей роли личности самого учителя, нравственный облик которого должен быть в глазах детей безупречным.

Анализируя нравственный опыт учащихся средней школы, мы видим, что хотя он и не велик, в нем нередко уже   имеются значительные изъяны: отсутствие теоретических знаний о нравственных нормах и ценностях, дети не всегда добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны, не хватает чувства собственного достоинства, уважения к другим, чужому труду. Далее, в процессе решения воспитательных задач,  воспитатель помогает детям осмыслить себя в контексте определенного понятия, задуматься о своих отношениях с окружающими, сформировать социально-полезные навыки поведения и нравственные привычки.

  1. Список используемой литературы
  2. БудановаГ.П., Буйлова Л.Н. Повышение уровня воспитательной работы в школе - М.2007.
  3. Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших школьников.//Вопр. психологии.№2, 1987.
  4. Липкина А.И. О нравственной жизни школьника. М., «Знание»,1978.
  5. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Педагогика,1985.
  6. Немов Р.С. Психология. Кн.2. - М.: Просвещение, 1994.
  7. Фокин Н.Э. Особенности развития моральных суждений у младших школьников и подростков.//Сов.педагогика.№3, 1978.

Приложение 1. Методика №1:  Диагностика этики поведения.

Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение.

Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления.

Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление.

Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Приложение 2. Методика №2.   Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.
А) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.


Обработка результатов:
Ключ положительных ответов:
1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 бала - высокий уровень;2, 3 бала - средний уровень;0, 1 бал - низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая информация по духовно-нравственному воспитанию в школе

отчёт  о  проделанной  работе  в  рамках  духовно-нравственного  воспитания  в  школе....

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...

Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

Диагностика уровня воспитанности  по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:...

Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»

Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»...