Аналитическая информация по духовно-нравственному воспитанию в школе
материал по теме
отчёт о проделанной работе в рамках духовно-нравственного воспитания в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_informatsiya_mou_sosh.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая информация МОУ СОШ №5 станицы Пластуновской по духовно – нравственному воспитанию.
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы МОУ СОШ № 5 станицы Пластуновской
Идея возникновения кружка появилась не случайно. Занятия по Основам православной культуры в нашей школе проводились в форме кружковых занятий в 4 классе казачьей направленности ( учитель Худякова Т.М.) и охватывало сравнительно небольшое количество учащихся. С целью популяризации данного курса и приобщению большего количества детей к изучению основ православной культуры было предложено учащимся 2 «а» класса и 2 «б» посещать факультативные занятия. Родители дали своё согласие. С этими детьми мы занимаемся 1 год ( учитель Власова Н.В.) Практика показала, что наиболее приемлемой формой занятий является кружок, так как именно в кружковой работе наиболее эффективно можно сочетать все виды деятельности учащихся. Занятия кружка построены на основе авторизованной программы, созданной по программе Л.М. Шевченко «Православная культура» и программы Киприана ( Ященко)
« Православная культура»
Знакомство с православной культурой даёт представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях учащиеся узнают о житие святых, слушают песнопения, знакомятся с молитвами, рассматривают изображения икон и картин, написанных «в похвалу» этим людям, с сюжетами Библии, с православными праздниками. Детям эти уроки нравятся. Важную роль играют эмоции. Процесс сопереживания имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка, ведь то, что его волнует, интересует, выражает его сущность, его индивидуальность Яркий эмоциональный отклик вызывает звучание на занятиях живой музыки. Слушание, разучивание и исполнение песен на православную тематику способствует постепенному введению учащихся в художественные образы духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором. Все методы и приёмы, используемые для проведения занятий, находятся в тесной взаимосвязи и помогают в формировании духовной культуры школьников. Импровизация, игра, интонирование, драматизация, художественный труд органично соединяются, как соединяются в храме все виды искусства.
В нашей школе есть ещё и другая форма изучения ОПК -это включение ОПК в региональный компонент. «Кубановедение» Христианство на Кубани тесно связано с духовной культурой казачества. Именно казаки вернули христианскую веру на Кавказ. В своих беседах мне хотелось показать роль казачества в становлении христианства в регионе и в свою очередь значение православной церкви в исторической судьбе казаков. Самые глубинные качества- любовь к родине, братство, сыновий долг, памятование заветов предков- выражает неразрывное единство с христианскими нравственными ценностями. В казачьей душе такие слова, как мать родная, « степь широкая», « река раздольная» всегда имели обобщённое нравственное начало, предполагавшее братское единение людей. Не случайно, что гимн Кубани был написан священником 1-го Кавказского полка отцом Константином Образцовым. Это молитвенное обращение к своей Родине имеет глубокие христианские корни. Будучи людьми вольными, казаки всегда гордились своим христианским слежением Отечеству. Принадлежность к православной вере была равносильна национальной принадлежности. Постоянная опасность, близость смерти делали для казака веру в Бога единственным спасением.
Составляя свои тематические беседы по ОПК Власова Н.В. включила в свои беседы библейские сюжеты о сотворении мира и изложение основ христианского учения. Чтобы понять, во что верили наши предки, почему так горяча религиозность казаков, надо попытаться постигнуть основные библейские заповеди и заповеди, данные нам Иисусом Христом.
В своей работе использует учебную и духовную литературу : Акоева Н.Б
« Основы православной культуры в контексе истории Кубани», Славянск-на-Кубани, 2009; Е.И. Смольникова « Я иду на урок а начальную школу. Основы православной культуры», М,.2006 , подписку православных журналов и газет « Свечечка», « Воскресная школа»
Духовно- нравственные беседы старается насыщать наглядным материалом, используя мультимедийные презентации, фономатериалы, иконы и тд.
С 1 сентября 2012 года Результатом знакомства с православной культурой стало участие учащимихся 4 «а» класса в открытых мероприятиях , приуроченные к праздничным датам церковного календаря: « Любимый праздник детства-Рождество Христово! Святки!», « Пасхальный благовест. Светлое христово Воскресенье». К этим большим православным праздникам были подготовлены выставки детских рисунков, проведены конкурсы на лучшее пасхальное украшение, на лучшую праздничную открытку. В этом учебном году на уроках ОРКСЭ мы познакомились с детьми с праздниками - радости: « Рождество Пресвятой Богородицы», « Покров Богородицы», «Введение во храм Пресвятой девы Марии». Познакомились с историей Азбуки. Узнали Славянские Буквицы. Учились их рисовать. На занятиях кружка ребята работают в творческой мастерской, где они рисуют рисунки к православным праздникам, изготавливают поделки из природного материала и бумаги, пластилина. Были выполнены работы: бумажный ангел, Пасхальное яйцо, поделка из цветной бумаги « Мой любимый Храм», рисунки из пластилина на тему : « Красота Божьего мира». « Любимый Храм».Участие учащихся нашей школы в районной православной олимпиаде ( Кривцун А( 10 А)-1 место, Кремлёва Ксения
(7 А) -1 место, губанова Варя ( 6 А )-1 место. Власова Н.В. тесно сотрудничает с настоятелем Свято-Вознесенского храма отцом Сергием, войсковым священником отцом Игорем. Перед Рождеством Христовым была организована встреча в школе с отцом Игорем, где ребята узнали очень много интересного об этом светлом празднике. Регулярно посещают Свято-Вознесенский храм станицы Пластуновской. Протоирей Сергий Максимец знакомит детей с историей храма, ее иконами. Дети познакомились с устройством Православного Храма- Дома Божьего. Священники знакомят ребят с правилами поведения в Храме во время службы. Учащиеся нашей школы регулярно принимают участие в Православных праздниках, проводимых в церкви ( Рождество Христово, Светлое Воскресенье, Вознесенье Господне). Отец Сергий обеспечил школу учебной, методической литературой религиоведческого характера, словарями, детской художественной литературой, подарил школе несколько икон. Руководители кружков поддерживают тесную связь с православной библиотекой при станичном храме.