Аналитическая информация по духовно-нравственному воспитанию в школе
материал по теме

Власова  Наталья  Викторовна

отчёт  о  проделанной  работе  в  рамках  духовно-нравственного  воспитания  в  школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_informatsiya_mou_sosh.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая информация МОУ СОШ №5 станицы Пластуновской по духовно – нравственному воспитанию.

В  числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве.  В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы  МОУ  СОШ  № 5  станицы  Пластуновской

Идея возникновения кружка появилась не случайно. Занятия по Основам православной культуры в нашей школе   проводились  в форме кружковых  занятий  в   4   классе  казачьей  направленности ( учитель  Худякова  Т.М.)  и охватывало сравнительно небольшое количество учащихся. С целью популяризации данного курса и приобщению большего количества детей к изучению основ православной культуры было предложено учащимся 2 «а» класса и 2 «б»  посещать факультативные занятия. Родители дали своё согласие. С этими детьми мы занимаемся 1  год  ( учитель  Власова  Н.В.)  Практика показала, что наиболее приемлемой формой занятий является кружок, так как именно в кружковой работе наиболее эффективно можно сочетать все виды деятельности учащихся. Занятия кружка построены на основе авторизованной программы, созданной по программе Л.М.  Шевченко  «Православная  культура»  и  программы  Киприана (  Ященко)  

«  Православная   культура»

Знакомство с православной культурой даёт представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях учащиеся узнают о житие святых, слушают песнопения, знакомятся с молитвами, рассматривают изображения икон и картин, написанных «в похвалу» этим людям, с сюжетами Библии, с православными праздниками. Детям эти уроки нравятся. Важную роль играют эмоции. Процесс сопереживания имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка, ведь то, что его волнует, интересует, выражает его сущность, его индивидуальность Яркий эмоциональный отклик вызывает звучание на занятиях живой музыки. Слушание, разучивание и исполнение песен на православную тематику способствует постепенному введению учащихся в художественные образы духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором. Все методы и приёмы, используемые для проведения занятий, находятся в тесной взаимосвязи и помогают в формировании духовной культуры школьников. Импровизация, игра, интонирование, драматизация, художественный труд органично соединяются, как соединяются в храме все виды искусства.

В  нашей  школе   есть  ещё  и  другая  форма  изучения  ОПК    -это  включение  ОПК  в региональный  компонент. «Кубановедение» Христианство  на  Кубани  тесно  связано  с  духовной  культурой  казачества.  Именно  казаки  вернули  христианскую  веру  на  Кавказ.  В  своих  беседах мне  хотелось  показать  роль  казачества  в  становлении  христианства  в  регионе  и  в  свою  очередь  значение  православной  церкви  в  исторической  судьбе  казаков. Самые  глубинные  качества-  любовь  к  родине,  братство,  сыновий  долг,  памятование  заветов  предков- выражает  неразрывное  единство  с  христианскими  нравственными  ценностями. В  казачьей  душе  такие  слова, как  мать  родная,  «  степь  широкая»,  «  река  раздольная»  всегда  имели  обобщённое нравственное  начало,  предполагавшее  братское  единение  людей. Не  случайно, что гимн Кубани  был  написан  священником 1-го  Кавказского  полка  отцом   Константином  Образцовым.  Это  молитвенное  обращение  к  своей  Родине  имеет  глубокие  христианские  корни.  Будучи  людьми  вольными,  казаки  всегда  гордились  своим  христианским  слежением  Отечеству.  Принадлежность  к  православной  вере  была  равносильна  национальной  принадлежности.  Постоянная  опасность,  близость  смерти  делали  для  казака  веру  в  Бога  единственным  спасением.

Составляя  свои  тематические  беседы  по  ОПК Власова  Н.В.  включила  в  свои  беседы  библейские  сюжеты о  сотворении  мира  и  изложение  основ  христианского  учения.  Чтобы  понять,  во что  верили  наши  предки,  почему  так  горяча  религиозность  казаков,  надо  попытаться  постигнуть  основные  библейские  заповеди  и  заповеди,  данные  нам  Иисусом  Христом.

В  своей  работе  использует  учебную  и  духовную  литературу : Акоева Н.Б

 « Основы  православной  культуры  в  контексе  истории  Кубани», Славянск-на-Кубани, 2009; Е.И. Смольникова «  Я  иду  на  урок  а  начальную  школу.  Основы  православной  культуры», М,.2006 ,  подписку  православных  журналов    и  газет «  Свечечка»,  «  Воскресная  школа»

Духовно- нравственные  беседы  старается  насыщать  наглядным  материалом, используя  мультимедийные  презентации, фономатериалы, иконы  и  тд.

С  1 сентября  2012  года  Результатом знакомства с православной культурой стало участие    учащимихся  4 «а» класса в открытых   мероприятиях , приуроченные к праздничным датам церковного календаря: « Любимый праздник детства-Рождество Христово! Святки!», « Пасхальный благовест. Светлое христово Воскресенье». К этим большим православным праздникам были подготовлены выставки детских рисунков, проведены конкурсы на лучшее пасхальное украшение, на лучшую праздничную открытку. В этом учебном году на  уроках  ОРКСЭ мы познакомились с детьми с праздниками - радости: « Рождество Пресвятой Богородицы», « Покров Богородицы», «Введение во храм Пресвятой девы Марии». Познакомились с историей Азбуки. Узнали Славянские Буквицы. Учились их рисовать. На занятиях кружка ребята работают в творческой мастерской, где они рисуют рисунки к православным праздникам, изготавливают поделки из природного материала и бумаги, пластилина. Были выполнены работы: бумажный ангел, Пасхальное яйцо, поделка из цветной бумаги « Мой любимый Храм», рисунки из пластилина на тему : « Красота Божьего мира». « Любимый Храм».Участие  учащихся  нашей  школы  в  районной  православной  олимпиаде  (  Кривцун  А( 10 А)-1  место, Кремлёва  Ксения

(7 А)  -1  место, губанова  Варя  ( 6 А )-1 место.  Власова  Н.В. тесно сотрудничает с настоятелем Свято-Вознесенского храма отцом Сергием, войсковым священником отцом Игорем. Перед Рождеством Христовым была организована встреча в школе с отцом Игорем, где ребята узнали очень много интересного об этом светлом празднике. Регулярно посещают Свято-Вознесенский храм станицы Пластуновской. Протоирей Сергий Максимец знакомит детей с историей храма, ее иконами. Дети познакомились с устройством Православного Храма- Дома Божьего. Священники знакомят ребят с правилами поведения в Храме во время службы. Учащиеся нашей школы регулярно принимают участие в Православных праздниках, проводимых в церкви ( Рождество Христово, Светлое Воскресенье, Вознесенье Господне). Отец Сергий  обеспечил школу учебной, методической литературой религиоведческого характера, словарями, детской художественной литературой, подарил школе несколько икон. Руководители кружков поддерживают тесную связь с православной библиотекой при станичном храме.