Проект рабочей программы по письму и развитию речи для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость легкой степени) в 8 классе
рабочая программа (8 класс) на тему
Проект рабочей программы предназначен для работы в коррекционной школе и в рамках инклюзивного образования в классах коррекции в общеобразовательных школах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vr_shostak_l.docx | 64.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Проект
рабочей программы по письму и развитию речи для обучающихся
с ОВЗ (умственная отсталость легкой степени) в 8 классе
Выполнил: Шостак Лариса Викторовна, учитель письма и развития речи , ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Специальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» с.Зиянчурино Кувандыкского района Оренбургской области
Руководитель: Дрофа В.М. к.п.н., доцент
Оренбург, 2015
Содержание:
Пояснительная записка…………………………3
Содержание предмета…………………………22
Тематическое планирование……………………28
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………………………36
Литература……………………………………………39
Приложения--------------------------------------------------42
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по письму и развитию речи ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» с.Зиянчурино Кувандыкского района составлен в целях реализации Закона РФ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», на основании следующих документов:
1. I варианта Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом Министерства от 10. 04. 2002 года № 29/2065-п.
2. Письма Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997 г. "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида".
3. "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству , содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 февраля 2015 г. N 8 "Об утверждении СанПиН 2.4.3259-15.
4. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М. – Москва «Владос» 2010г. Данная программа отражает обязательное для усвоения в специальной (коррекционной) школе содержание обучения русскому языку.
5. Учебный план ГКОУ ЗСКШИ на 2015-2016 учебный год.
Учебный предмет «Письмо и развитие речи» в 8 классе АООП (вариант 1) имеет большое значение для всестороннего развития учащихся к познанию.
Главная цель обучения русскому языку специальном (коррекционном) учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни, как основным средством общения.
В школе для умственно отсталых детей в старших (5 – 9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Задачи предмета:
- формирование доступных учащимся языковых знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
- максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- развитие умения правильного и последовательного изложения своих мыслей в устной и письменной форме;;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Для развития познавательных интересов стараемся выполнять следующие условия:
- избегать в стиле преподавания монотонности, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);
- специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения, элементы критического мышления (составление кластеров).
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
Роль предмета письма и развития речи в обучении, развитии и воспитании.
Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни: в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве; б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Учебный предмет «Письмо и развитие речи» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствованию навыков письма и т. д.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса русского литературного языка; некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Программа 8 класса построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Основная часть всего учебного времени выделяется на развитие связной речи и деловое письмо. Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями
Место предмета в учебном плане.
В Базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» в 8 классе предусмотрено по 4 часа в неделю и составляет 136 часов в год. Фактически– 135часов.
Резервное время используется для уроков закрепления грамматических знаний, развития речи учащихся, развития навыков делового письма.
Формы организации образовательного процесса, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями}
Основываясь на закономерности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, использовались следующие дидактические принципы: воспитывающего обучения; сознательности и активности учащихся в усвоении учебного материала; наглядности в сочетании со словесными средствами; доступности и прочности знаний; научности и систематичности обучения; дифференцированного и индивидуального подходов.
Применительно ко всем разделам обучения русскому языку (чтению и развитию речи, письма и развития речи) можно выделить следующие принципы:
1.Коммуникативная направленность обучения;
2.Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления;
3.Обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся;
4.Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей;
5.Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.
Одним из ведущих принципов обучения в условиях коррекционной школы является принцип коммуникативной направленности.
В школе для умственно отсталых детей в старших (5 – 9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Грамматика и правописание. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы. В 5 – 9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2 – 4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 5 – 9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В конце учебного курса по русскому языку 8 класса
Учащиеся должны уметь:
-писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-различать части речи;
-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
-писать изложение и сочинение;
-оформлять деловые бумаги;
-пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
-части речи;
-наиболее распространенные правила правописания слов.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений:
-устный опрос
-тест
- самопроверка
-взаимопроверка
- самостоятельная работа
- буквенный диктант
- орфографический диктант
-схематический диктант
-словарная работа
- контрольный и текущий диктанты (Приложение-1)
-работа по карточкам
-изложение
Критерии оценивания на уроках письма и развития речи.
Умения:
Учебно-информационные
- Умение самостоятельно готовиться к уроку.
- Умение включаться в работу, умение сосредоточиться на содержании урока и сохранить внимание до конца.
- Оформление и ведение тетрадей.
Учебно-коммуникативные
- Умение участвовать в учебном диалоге.
- Умение задавать вопросы в ходе урока.
- Умение работать в группах.
- Умение слушать друг друга.
Усвоение теоретического материала.
Общие умения:
- Умение давать полный и краткий ответ.
- Умение отвечать на вопрос по существу.
- Умение выделять главное.
- Умение делать обобщение, вывод.
- Умение давать обобщение понятия по существенным признакам, используя опору.
Русский язык
- Письмо под диктовку текста.
- Списывание текста целыми словами и словосочетаниями.
- Определение частей речи.
- Нахождение и решение орфографических задач.
Коммуникативная грамотность.
Критерии оценки содержательной стороны текста:
• Соответствие теме;
• Полнота раскрытия темы;
• Последовательность изложения;
• Правильность передачи фактического материала.
Критерии оценки речевого оформления текста:
• Языковая нормативность;
• Стилистическая уместность выбора слов, предложений;
• Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
• Число речевых недочетов.
Критерии оценивания.
• Задание выполняет полностью самостоятельно – отметка 5.
• Задание выполняет с помощью – отметка 4.
• Задание выполняет с помощью частично - отметка 3,4.
• Задание не выполняет (инд.работа)- отметка 3.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
Грамматика, правописание и развитие речи.
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам.
Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений.
Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ:
в I классе – 8-10 слов,
во II классе в начале учебного года – 10-12 слов, к концу года – 16-18 слов,
в III классе – 20-25 слов,
в IV классе – 30-35 слов,
в V классе – 45-50 слов,
в VI – VII классах – 65-70 слов,
в VIII – IX классах – 75-80 слов.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
V-IX классы
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.
б) две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);
- недописывание слов;
- пропуск одной части слова при переносе;
- повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
«1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии.
В IV-V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов.
В последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему:
в VI - VII классах - 45 - 70 слов,
в VIII – IX классах – 70 - 100 слов.
Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.
I четверть
1.Повторение.
Предложение. Предложение простое и сложное. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами предложения.
Сложное предложение с союзами и, а, но и без них.
Развитие речи. Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
2.Состав слова.
Состав слова. Однокоренные слова. Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
Правописание ударных и безударных гласных. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Гласные и согласные в приставках. Приставка предлог. Сложные слова. Упражнения на закрепление по теме: "Состав слова".
Развитие речи. Автобиография.
3.Имя существительное.
Имя существительное как часть речи. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных в единственном числе.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе.
Несклоняемые имена существительные.
Контрольный диктант за 1 четверть «Признаки ноября». Работа над ошибками.
Упражнения на закрепление по теме: «Имя существительное».
II четверть
Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Родовые окончания прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе. Правописание прилагательных на –ий, -ья, -ьи. Склонение прилагательных мужского, женского и среднего рода на –ий, -ья, -ье. Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи.
Упражнения на повторение по прилагательным.
Диктант по теме «Имя прилагательное как часть речи»: «Зимний лес». Работа над ошибками.
Связная речь. Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсии.
Личные местоимения.
Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Местоимения 3 лица единственного числа.
Упражнения на закрепление по теме: «Личные местоимения».
Контрольный диктант за 2 четверть: «Трезор». Работа над ошибками.
Развитие речи. Работа с деловыми бумагами. Заявление.
III четверть
Глагол.
Глагол . Значение глагола. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам и лицам. Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения . Правописание глаголов на –тся и –ться.
Деловое письмо. Анкета.
Диктант текущий по теме « Глагол» -« Пернатый труженик»
Развитие речи. Сочинение творческого характера « Кем хочу быть и почему?» Работа над ошибками.
Контрольный диктант за III четверть «Белые медведи». Работа над ошибками.
IV четверть
4.Предложение.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение нераспространенное и распространенное. Главные члены предложения нераспространенные и распространенные. Запятая при однородных членах предложения. Однородные члены предложения с союзами и без них. Однородные члены предложения нераспространенные и распространенные.
Связная речь. Сочинение на основе практической деятельности
Диктант : «Северный олень». Работа над ошибками.
Обращение. Понятие. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания. Сложное предложение. Понятие. Сложное предложение с союзами и, а, но. Различие сложного предложения с союзом И и однородных членов предложения, связанных союзом И. Сложное предложение с союзными словами. Знаки препинания.
Диктант « Сложное предложение»- «За малиной»
Упражнения на закрепление по теме: «Предложение».
Деловое письмо. Доверенность, расписка
Деловое письмо. Заявление (о приёме на работу)
Контрольный диктант за IV четверть «Шалаш». Работа над ошибками.
Упражнения на закрепление изученного.
Словарь (44 слова).
Работа со словарными словами ведется в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.
Абонемент, аэродром, бандероль, бюллетень, галантерея, гарнитур, гражданин, демократия, демонстрация, искусство, капитализм, кафе, квалификация, квитанция, клиент, коловорот, конституция, континент, кулинария, национальность, образование, операция, отечество, парашют, пациент, пианино, почтамт, промышленность, радиоприемник, регистратура, рентген, санаторий, секретарь, телеграф, территория, типография, фестиваль, фойе, швея, экскаватор, экспедиция, элеватор, электростанция, эскалатор.
Учебно-тематический план
Теоретическое количество часов: 136ч, 4 ч. в неделю, 34 учебных недели
По факту- 135 часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение) | |||
1 | Повторение | 7 | 6 | 1-связная речь |
2 | Состав слова | 18 | 16 | 1- деловое письмо 1-контрольный диктант |
3 | Части речи
3.3 Местоимения 3.4 Глагол | 10 14 15 40 | 9 12 13 36 | 1-контрольный диктант 1-связная речь 1-диктант 1-Деловое письмо 1-Диктант 1-сочинение 1-деловое письмо 2-диктант |
4. | Предложение | 9 | 8 | 1-сочинение |
5. | Обращение | 10 | 9 | 1-диктант |
6. | Повторение пройденного за год | 12 | 9 | 2- деловое письмо 1-диктант |
Итого: | 135 |
3.Тематическое планирование 8 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I четверть | 35 | ||
Простое и сложное предложение | 1 | 2.09 | |
Подлежащее и сказуемое в простом предложении | 1 | 3.09 | |
Подлежащее и сказуемое в сложном предложении | 1 | 5.09 | |
Простое предложение с однородными членами предложения | 1 | 7.09 | |
Сложное предложение с союзами и, а, но. | 1 | 9.09 | |
Сложное предложение без союзов | 1 | 10.09 | |
Связная речь. Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. | 1 | 12.09 | |
Слово. Состав слова. | 1 | 14.09 | |
Однокоренные слова. | 1 | 16.09 | |
Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. | 1 | 17.09 | |
Разбор слова по составу. | 1 | 19.09 | |
Единообразное написание звонких и глухих согласных в корнях слов. | 1 | 21.09 | |
Единообразное написание ударных и безударных гласных в корнях слов | 1 | 23.09 | |
Образование слов с помощью приставок и суффиксов | 1 | 24.09 | |
Правописание приставок с о и а (от-,до-,по-,про-,за-,на-) | 2 | 26.09 28.09 | |
Приставка пере-. | 1 | 30.09 | |
Диктант | 1 | 1.10 | |
Работа над ошибками | 1 | 3.10 | |
Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-,в-,над-,под-,от-) | 1 | 5.10 | |
Деловое письмо. Автобиография. | 1 | 7.10 | |
Работа над ошибками | 1 | 8.10 | |
Сложные слова. | 1 | 10.10 | |
Образование сложных слов с помощью соединительных гласных. | 1 | 12.10 | |
Образование сложных слов без соединительных гласных. | 1 | 14.10 | |
Имя существительное. | 1 | 15.10 | |
Основные грамматические категории имени существительного. | 2 | 17.10 19.10 | |
Упражнения на повторение | 1 | 21.10 | |
Диктант | 1 | 22.10 | |
Работа над ошибками | 1 | 24.10 | |
Склонение имен существительных. | 1 | 26.10 | |
Правописание падежных окончаний существительных единственного числа. | 1 | 28.10 | |
Правописание падежных окончаний существительных множественного числа. | 1 | 29.10 | |
Несклоняемые имена существительные. | 1 | 31.10 | |
II четверть | 29 | ||
Имя прилагательное | 1 | 9.11 | |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде | 1 | 11.11 | |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в числе | 1 | 12.11 | |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в падеже | 1 | 14.11 | |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе | 1 | 16.11 | |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе | 1 | 18.11 | |
Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье | 1 | 19.11 | |
Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье их склонение | 1 | 21.11 | |
Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье их правописание | 1 | 23.11 | |
Упражнения на повторение по теме « Имя прилагательное» | 1 | 25.11 | |
Диктант | 1 | 26.11 | |
Работа над ошибками. | 1 | 28.11 | |
Связная речь. Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсии. | 1 | 30.11 | |
Работа над ошибками. | 1 | 2.12 | |
Личные местоимения | 2 | 3.12 5.12 | |
Лицо и число местоимений | 2 | 7.12 9.12 | |
Склонение местоимений | 2 | 10.12 12.12 | |
Правописание личных местоимений | 2 | 14.12 16.12 | |
Род местоимений 3-го лица единственного числа | 2 | 17.12 19.12 | |
Упражнения на закрепление по теме «Местоимение» | 2 | 21.12 23.12 | |
Диктант | 1 | 24.12 | |
Работа над ошибками | 1 | 26.12 | |
Развитие речи. Работа с деловыми бумагами. Заявление. | 1 | 28.12 | |
III четверть | 40 | ||
Глагол | 1 | 11.01 | |
Значение глагола | 1 | 13.01 | |
Неопределенная форма глагола на –ть, | 1 | 14.01 | |
Неопределенная форма глагола на -чь, | 1 | 16.01 | |
Неопределенная форма глагола на -ти | 1 | 18.01 | |
Изменение глаголов по временам | 2 | 20.01 21.01 | |
Изменение глаголов по лицам | 2 | 23.01 25.01 | |
Изменение глаголов по лицам и числам ( спряжение) | 2 | 27.01 28.01 | |
Упражнения на закрепление. Изменение глаголов по временам и лицам. | 1 | 30.01 | |
Деловое письмо. Анкета. | 1 | 1.02 | |
Работа над ошибками | 1 | 3.02 | |
Диктант | 1 | 4.02 | |
Работа над ошибками | 1 | 6.02 | |
Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам (спряжение) | 2 | 8.02 10.02 | |
Изменение глаголов в будущем времени по лицам и числам (спряжение) | 2 | 11.02 13.02 | |
Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов) | 2 | 15.02 17.02 | |
Правописание безударных личных окончаний глаголов I спряжения | 2 | 18.02 20.02 | |
Правописание безударных личных окончаний глаголов II спряжения | 2 | 22.02 24.02 | |
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения | 2 | 25.02 27.02 | |
Глаголы на –ться,-тся. | 2 | 29.02 2.03 | |
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. | 2 | 3.03 5.03 | |
Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам | 1 | 7.03 | |
Изменение глаголов в будущем времени по лицам и числам | 1 | 9.03 | |
Развитие речи. Сочинение творческого характера « Кем хочу быть и почему?» | 1 | 10.03 | |
Работа над ошибками | 1 | 12.03 | |
Упражнения на повторение по теме «Глагол» | 2 | 14.03 16.03 | |
Диктант | 1 | 17.03 | |
Работа над ошибками | 1 | 19.03 | |
IV четверть | 31 | ||
Предложение. | 1 | 30.03 | |
Простое предложение. | 1 | 31.03 | |
Предложения распространённые и нераспространённые. | 1 | 2.04 | |
Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 4.04 | |
Простое предложение с однородными членами. | 1 | 6.04 | |
Связная речь. Сочинение на основе практической деятельности | 1 | 7.04 | |
Работа над ошибками | 1 | 9.04 | |
Знаки препинания при однородных членах. | 2 | 11.04 13.04 | |
Обращение. | 2 | 14.04 16.04 | |
Знаки препинания при обращении. | 2 | 18.04 20.04 | |
Виды предложений по интонации. | 2 | 21.04 23.04 | |
Знаки препинания в конце предложений. | 2 | 25.04 27.04 | |
Диктант | 1 | 28.04 | |
Работа над ошибками | 1 | 30.04 | |
Сложное предложение. | 1 | 4.05 | |
Сложное предложение с союзами и,а,но. | 1 | 5.05 | |
Сложные предложения без союзов. | 1 | 7.05 | |
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. | 1 | 11.05 | |
Сложные предложения со словами который, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами. | 2 | 12.05 14.05 | |
Деловое письмо. Доверенность, расписка. | 1 | 16.05 | |
Деловое письмо. Заявление (о приёме на работу) | 1 | 18.05 | |
Диктант | 1 | 19.05 | |
Работа над ошибками | 1 | 21.05 | |
Повторение пройденного за год. | 2 | 23.05 25.05 | |
Всего за год. | 135 |
Примечания: количество часов может иметь расхождение с программным по причине , совпавших с учебными днями , календарных праздников; внутришкольным расписанием , временных границ каникулярного времени.
4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Тип пособия | Автор | Наименование | Издательство, год |
1. | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIIIвида, 5-9 классы, сборник № 1 | под редакцией В. В. Воронковой | М.: Владос, 2010. | |
2. | Учебник | Н.Г. Галунчикова Э.В. Якубовская | Русский язык | М.: « Просвещение», 2006. |
3. | Рабочая тетрадь 1 | Н.Г. Галунчикова Э.В. Якубовская | Состав слова | М.: « Просвещение», 2004. |
4. | Рабочая тетрадь 2 | Н.Г. Галунчикова Э.В. Якубовская | Имя существительное | М.: « Просвещение», 2004. |
5. | Рабочая тетрадь 3 | Н.Г. Галунчикова Э.В. Якубовская | Имя прилагательное | М.: « Просвещение», 2004. |
6. | Рабочая тетрадь 4 | Н.Г. Галунчикова Э.В. Якубовская | Глагол | М.: « Просвещение», 2004. |
7. | Мультимедийное Сопровождение. | Презентации- электронный тренажёр « Падеж имени существительноо», тренажёр « Склонение», правописание безударных гласных в корне, правописание падежных окончаний имён существительных в ед.ч., однородные члены предложений, Правописание существительных 2-го и 3-го склонения с шипящей на конце, сложные предложения, картинный словарь, Глагол( обобщение), непроизносимые согласные в корне слов, местоимение как часть речи. |
Выбор данного УМК был обусловлен следующими факторами: - наличие грифа Министерства образования и науки и включенность в Перечень изданий, рекомендованных к использованию в учебном процессе; - программа под редакцией В.В. Воронковой полностью обеспечена учебно- методическими материалами (учебниками, учебными и методическими пособиями по предмету). Учебники отвечают целям и задачам специального образования, а также программе обучения в коррекционной школе. Материал учебников доступен и понятен детям с интеллектуальной недостаточностью. В них предложены различные виды работ, вопросы и задания способствующие развитию познавательных интересов, мышления, речи учащихся.
Используемые интернет-ресурсы.
№п/п | Название интернет-ресурсов |
1. | http://baraguzina.ucoz.ru/ |
2. | https://educontest.net/ |
3. | http://tapisarevskaya.rusedu.net/post/1415/20075 |
4. | http://doc4web.ru/izo |
5. | http://festival.1september.ru/ |
6. | http://www.proshkolu.ru/ -личная страничка |
7. | http://nsportal.ru/ |
8. | http://www.zavuch.ru/ |
9. | http://infourok.ru/ |
10. | http://www.uchportal.ru/ |
11. | http://pedsovet.su/-регистрация, подписка на новости |
12. | http://pedsovet.org/ |
Материально-техническое оснащение учебного процесса:
5. Литература:
- Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999. – 256 стр.
- Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 142 стр.
- Арсирий А. Т. Занимательные уроки по русскому языку. - М.: Просвещение, 1995.
- Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, 1995. – 95 стр.
- Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005. - 54 стр.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.
- Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 335 стр.
- Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996. – 63 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006. – 263 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2004. – 125 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2004. – 142 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2004. – 149 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2004. – 142 стр.
- Дефектология. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс.
- Зикеев А. Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений: В четырёх ч. - М.: Владос, 2003. – 239 стр.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998.
- Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. - М.: Образование плюс.
- Начальная школа. Научно-методический журнал. - М.: Молодая гвардия.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.
- Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1998.
- Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. - М.: Дельта, 1996.
- Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М.: Просвещение, 1997.
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIIIвида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2010. – 223 стр.
- Программа-тренажер по русскому языку 1СD/
- Прокопьенко М. Е. Русский язык и чтение, 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Рик Т. Г. Здравствуй, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 89 стр.
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 91 стр.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: РИО «Самовар», 1995. – 139 стр.
- Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 203 стр.
- Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1999. – 312 стр.
6. Приложение.
Контрольный диктант 1 четверть.
Признаки ноября.
Наступил ноябрь. Небо стало холодным и хмурым. Вдруг появились и низко над землей проплывают мрачные облака. Тянет холодом. Сильный порыв ветра пригнул к земле тонкие стебли травы и сорвал последние листья. Покружилась легкая листва в воздухе и легла на землю. Ночью среди деревьев слышится шорох. Это идет мелкий неторопливый дождь.
Идет полоса ненастья. Не слышатся песни птиц. Спрятались ящерицы лягушки и жабы. Уснул колючий еж. Готовит себе на зиму берлогу медведь.
Все приготовились к приходу зимы. (80 слов).
Задание:
- У существительных – небо, ноябрь, земля, ночь, еж – определить род. Склонение.
- Данное предложение разобрать по членам предложения: Покружилась легкая листва в воздухе и легла на землю.
Текущие диктанты 1 четверть.
Польза леса .
Лес приносит людям большую пользу. Весной на полях зеленеют всходы хлебов. А в лесу еще лежит снег. Здесь он тает медленно. Вода просачивается на поля. Лес задерживает ветры и сухие бури.
В лесах живут разные птицы и звери. Тут их дом и корм. Много радости приносит лес человеку. Красив лес и весной, и летом, и зимой. Прекрасен он и тихим осенним днем.
Берегите лес! (77 слов).
Задание:
- Разобрать слова по составу.
ПЕРЕЛЕТНЫЕ - .ПОБЕЛКА - , ПРИНОСИТ - .
- В 7 – м предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Контрольный диктант 2 четверть.
Трезор.
У нас живёт большой серый лохматый пёс Трезор. У него длинные висячие ушки и хвост колечком. На его кончике шёрстка чёрная. Трезор стал для нас хорошим другом. Мы часто играем с ним в нашем дворе. Каждое утро я гуляю с нашим любимцем. Пёс сначала бежит от меня к синей беседке. Но в ней пусто, и он летит к маленькому озерцу. В нём Трезор проплывает два десятка метров, а потом снова спешит ко мне. Брызги летят с него во все стороны.(80 слов)
Задание:
- Выписать из текста 5 местоимений с предлогами.
- Последнее предложение разобрать по членам предложения.
Текущие диктанты 2 четверть.
Зимний лес.
Чудесен и сказочен лес зимой. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Зеленые ветви маленьких и высоких елей покрыты тяжелыми шапками белого снега. Вершины елей и сосен украшены лиловыми шишками.
Вот на стволе одной из ветвистых сосен красногрудый дятел долбит шишку. На ветки слетаются чижи и щеглы. На опушке леса поселились снегири. Они часами сидят на рябине или клене.
Не страшны птицам зимние морозы.
Лес полон жизни! (73 слова).
Задание:
- Данное предложение разобрать предложение по членам предложения: На ветки слетаются чижи и щеглы.
- Определить род, число, падеж имен прилагательных: ТРОПИНКАМИ, БЕЛОГО СНЕГА, ИЗ ВЕТВИСТЫХ СОСЕН, КРАСНОГРУДЫЙ ДЯТЕЛ.
- Разобрать по составу КРАСНОГРУДЫЙ.
Контрольный диктант 3 четверть.
Белые медведи.
Остров Врангеля находится на крайнем севере нашей страны. С началом зимы сюда приходят белые медведицы. Медведицы долго бродят, осматриваются. Они находят ямы и ложатся в них. Пурга заметает зверей. В середине зимы в берлогах появляются медвежата. Они быстро растут. В марте мать вскрывает берлогу. Она прокапывает узкий выход и выводит детей. Скоро семейство покидает остров и уходит на морской лёд. Мать учит детей охотиться. Медвежата карабкаются по льду, проваливаются в воду. Но они не трусят. Они должны научиться добывать себе пищу. (81 слово.)
Задание:
- Подчеркнуть в тексте все глаголы
- Определить время и лицо глаголов: НАХОДИТСЯ, ПРИХОДЯТ, ВСКРЫВАЕТ.
- Данное предложение разобрать по членам предложения, указать части речи: Медвежата карабкаются по льду, проваливаются в воду.
Текущие диктанты 3 четверть
Пернатый труженик.
Солнце греет всё сильнее и сильнее. На деревьях скоро будет листва. Из тёплых стран летит первый вестник весны — грач. Для него наступает горячая пора. Целый день он летает с ношей в клюве. Грач чинит своё гнездо. Он тащит сучья, солому, старую траву. Грач делает гнездо для своих птенцов. Он хочет, чтобы гнездо было прочное и удобное. За работой грач иногда забывает про пищу. Он очень спешит. Ведь скоро у него будет новая забота. Надо кормить маленьких птенцов. (77 слов.)
Задание:
- Подчеркнуть в тексте все глаголы.
- Обозначить окончания и время глаголов: ГРЕЕТ, ЛЕТИТ, ТАЩИТ,ЗАБЫВАЕТ,ДЕЛАЕТ.
Контрольный диктант 4 четверть
Шалаш.
Мы построили в лесу шалаш. Для него мы использовали ветки с листьями. Всё подготовили, долго устанавливали и связывали верёвкой. Мы работали целый час, окончили работу и ударили шалаш палкой. Он не падал. Мы обрадовались и спрятались в нём. Проходящие мимо нас не видели. Тут начал дуть резкий ветер. Повеяло холодом. Посыпал мелкий дождь, и мы бросились к дому. Там мы высушили одежду и выпили горячего чаю. Вечером после дождя проверили наш шалаш. Мы увидели, что он выстоял. (78 слов)
Задание:
- Выписать из текста сложное предложение, разобрать его по членам предложения.
- К глаголу РАБОТАЛИ подобрать близкий по смыслу глагол.
- Из текста выписать 5 глаголов, определить их время и число.
Текущие диктанты 4 четверть
Северный олень.
Северный олень водится на просторах снежной тундры. Человек давно приручил это полезное животное. Но и до сих пор ещё встречаются целые стада диких оленей. Северный олень меньше лошади. На голове у него большие ветвистые рога. Ноги оленя не проваливаются, когда он становится на снег или болото. Летом тело оленя покрыто тёмной шерстью. С наступлением холодов шерсть становится светлой, густой и длинной. На оленях ездят. Вкусное мясо и молоко оленя употребляют в пищу. Из его шкуры шьют одежду, обувь, делают палатки. (80 слов)
Задание:
- Найти и выписать сложное предложение, разобрать его по членам предложения.
- Разобрать по составу слова: СЕВЕРНЫЙ, СНЕЖНОЙ.
За малиной.
Мы выходим из дома и направляемся к глубокому оврагу. В эту пору поспевает малина. Мы знаем, где встречается эта сладкая красная ягода. Кусты малины покрывают склоны оврага. Мы заходим в лес, выбираем нужную тропку и шагаем по ней. Как легко дышится в лесу. Мы приблизимся к зарослям крапивы. Мы набираемся храбрости и пробираемся через них. Крапива жалит, кусает и колет нас. Но вот среди зелени краснеет малина. Мы набираем полные лукошки. (78 слов)
Задание:
- Найти и выписать сложное предложение, разобрать его по членам предложения.
- Найти и выписать предложение с однородными членами предложения, подчеркнуть их.
- К глаголу НАПРАВЛЯЕМСЯ подобрать близкий по смыслу глагол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей ...
Рабочая программа по письму и развитию речи на 2017–2018 учебный год для 8 «А» класса (УОД)
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы .:В 2 Сб./ Под ред. В.В. Воронковой. М.: ВЛАДОС,20...
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся с умственной отсталостью
Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» предназначена для учащихся 5 класса, имеющих интеллектуальные нарушения. Программа обеспечивает реализацию требований адаптированной ...
Рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 класс.
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Письмо и развитие речи»предметная область: «Язык и речевая практи...
- Мне нравится (1)