Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.
методическая разработка по психологии

Кузьмина Ольга Евгеньевна

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам получать от него удовольствие и пользу. Эти барьеры возникают в самых различных ситуациях и практически у каждого человека.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Слайд 3

Семантический барьер . Он встает на вашем пути тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи . Логический барьер. По сути, это неумение выражать свои мысли. В речи такого человека путаются причинно-следственные связи, происходит подмена понятий . Фонетический барьер . Это плохая техника речи – когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию . Модальностный барьер . Все мы получаем информацию из мира через пять органов чувств, однако один из них является приоритетным. Это и есть ваша модальность. Например, люди с визуальной модальностью лучше всего усваивают увиденную информацию, а вот услышанную – гораздо хуже. Зная об этом, старайтесь с ходу определить модальность вашего собеседника и использовать это: визуалу показывайте графики и схемы, с аудиалом играйте голосом, а к кинестетику почаще прикасайтесь и показывайте все “на пальцах”. Используйте в речи соответствующие глаголы – например, “видеть”, “слышать” или “чувствовать”. Личностный барьер . У каждого из нас есть характер, и некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Но у кого-то эти черты настолько заострены, что его характер может быть барьером в общении . Это может быть связано с незнанием своих особенностей или с недостатком самоконтроля. Например, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость могут раздражать партнеров по общению.

Слайд 4

Барьеры взаимодействия . Это барьеры, связанные с взаимодействием с человеком во время общения и возникающие из-за недовольства поведением партнера по общению. Как правило , в позициях собеседников есть существенные различия. Мотивационный барьер . Возникает тогда, когда у партнеров по общению разные мотивы вступления в контакт. Барьер некомпетентности . Ч асто встречается в совместной работе. Вас может злить некомпетентность партнера , когда он начинает говорить очевидные для вас глупости. Это вызывает чувство злости, досады и потерянного времени. Этический барьер . Возникает в ситуации несовместимости нравственных позиций партнеров по общению. Главное – не пытаться перевоспитать или осмеять вашего собеседника. Гораздо правильнее свернуть общение или попытаться найти какой-то компромисс, особенно если у вас есть какая-то важная общая цель. Барьер стилей общения. У каждого из нас своя уникальная манера. Она зависит от темперамента, характера, воспитания, профессии и других факторов. Как правило , она долго формируется, и потом ее становится сложно изменить. Стиль общения включает в себя основной мотив (зачем вы общаетесь – самоутверждение, поддержка и т.д. …), отношение к другим (доброта, терпимость, жестокость …), отношение к себе и характер воздействия на людей (давление, манипуляция, уговоры и т.д. …). Чаще всего стиль общения другого человека нам приходится просто принимать, поскольку изменить его сложно, а общаться зачастую бывает необходимо.

Слайд 5

Барьеры понимания и восприятия . Это барьеры, связанные с восприятием и познанием друг друга, а также с установлением взаимопонимания на этой основе. Эстетический барьер. Возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности Социальный барьер. Причиной затруднений в общении может быть разный социальный статус партнеров. Барьер отрицательных эмоций . Согласитесь, довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком. Однако в случае, если отрицательные эмоции собеседника существенно препятствуют разговору, его лучше отложить на другое время. Барьер установки . Очень часто общение осложняется, если ваш партнер изначально имеет не очень хорошее мнение о вас.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

Барьеры в общении и способы их преодоления.

Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам получать от него удовольствие и пользу. Эти барьеры возникают в самых различных ситуациях и практически у каждого человека.

И так, каковы же основные виды барьеров в общении?

Барьеры коммуникации. Это барьеры, связанные с обменом информацией между собеседниками в ходе общения.

Они  бывают?

Семантический барьер. Он встает на вашем пути тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи.

Логический барьер. По сути, это неумение выражать свои мысли. В речи такого человека путаются причинно-следственные связи, происходит подмена понятий.

Фонетический барьер. Это плохая техника речи – когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию.

Модальностный барьер. Все мы получаем информацию из мира через пять органов чувств, однако один из них является приоритетным. Это и есть ваша модальность. Например, люди с визуальной модальностью лучше всего усваивают увиденную информацию, а вот услышанную – гораздо хуже. Зная об этом, старайтесь с ходу определить модальность вашего собеседника и использовать это: визуалу показывайте графики и схемы, с аудиалом играйте голосом, а к кинестетику почаще прикасайтесь и показывайте все “на пальцах”. Используйте в речи соответствующие глаголы – например, “видеть”, “слышать” или “чувствовать”.

Личностный барьер. У каждого из нас есть характер, и некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Но у кого-то эти черты настолько заострены, что его характер может быть барьером в общении. Это может быть связано с незнанием своих особенностей или с недостатком самоконтроля. Например, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость могут раздражать партнеров по общению. 

Барьеры взаимодействия. Это барьеры, связанные с взаимодействием с человеком во время общения и возникающие из-за недовольства поведением партнера по общению. Как правило, в позициях собеседников есть существенные различия.

Мотивационный барьер. Возникает тогда, когда у партнеров по общению разные мотивы вступления в контакт. Например, вы хотите поддержки от подруги, а она хочет, чтобы вы обсудили ее новое платье. В таком случае вы можете столкнуться с непониманием и даже поругаться. Чтобы этого не произошло, полезным будет вовремя обозначать собственные мотивы: “Знаешь, сейчас мне очень нужно, чтобы ты меня поддержала, а потом обсудим платье”.

Барьер некомпетентности. Часто встречается в совместной работе. Вас может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные для вас глупости. Это вызывает чувство злости, досады и потерянного времени. Вариантов у вас два – либо постепенно подтолкнуть его к более глубокому пониманию вопроса (например, ненавязчиво что-то объяснив), либо свернуть общение. Выбор – за вами, и он зависит от ваших целей.

Этический барьер. Возникает в ситуации несовместимости нравственных позиций партнеров по общению. Главное – не пытаться перевоспитать или осмеять вашего собеседника. Гораздо правильнее свернуть общение или попытаться найти какой-то компромисс, особенно если у вас есть какая-то важная общая цель.

Барьер стилей общения. У каждого из нас своя уникальная манера. Она зависит от темперамента, характера, воспитания, профессии и других факторов. Как правило, она долго формируется, и потом ее становится сложно изменить. Стиль общения включает в себя основной мотив (зачем вы общаетесь – самоутверждение, поддержка и т.д. …), отношение к другим (доброта, терпимость, жестокость …), отношение к себе и характер воздействия на людей (давление, манипуляция, уговоры и т.д. …). Чаще всего стиль общения другого человека нам приходится просто принимать, поскольку изменить его сложно, а общаться зачастую бывает необходимо.

Барьеры понимания и восприятия. Это барьеры, связанные с восприятием и познанием друг друга, а также с установлением взаимопонимания на этой основе.

Эстетический барьер. Возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности. Не думать об этом бывает сложно, однако необходимо, ведь этот контакт может быть для нас очень важен.

Социальный барьер. Причиной затруднений в общении может быть разный социальный статус партнеров. Однако, здесь важно помнить, о том, что появление такого барьера в первую очередь связано в установками в сознании собеседников. Если они придают значение социальному положению друг друга и для них оно может быть препятствием, это способно осложнить общение. Но ведь для многих ситуаций статус неважен – например, для обсуждения какого-то вашего любимого занятия или поддержки друг друга.

Барьер отрицательных эмоций. Согласитесь, довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком. Многие из нас склонны принимать эти эмоции на свой счет (хотя бы отчасти). Здесь необходимо помнить о том, что зачастую причина плохого настроения собеседника кроется в каких-то иных вещах – обстановке в семье, проблемах на работе или личностном кризисе. Однако в случае, если отрицательные эмоции собеседника существенно препятствуют разговору, его лучше отложить на другое время.

Барьер установки. Очень часто общение осложняется, если ваш партнер изначально имеет не очень хорошее мнение о вас. В большинстве случаев правильнее всего будет обсудить этот вопрос и честно спросить об этом собеседника, попытаться объяснить ему, что он ошибается. В тех ситуациях, когда это невозможно, постарайтесь просто учесть этот факт и строить строить свое общение с партнером достаточно аккуратно. Когда пройдет какое-то время и он поймет, что его установка ничем не подкрепляется, она может исчезнуть сама собой.

как перешагнуть через психологические барьеры. Как правило, все мы так или иначе оказываемся в ситуациях, когда эти трудности возникают. Задача, стоящая перед вами в этот момент, – почувствовать барьер, определить его вид и применить способ, наиболее эффективно его устраняющий. Будьте спокойны, уверены в себе, терпимы к слабостям других и старайтесь не попадать в конфликтные ситуации!

В школе  на сегодняшний   день Служба школьной медиации является  одним  из способов урегулирования конфликтных ситуаций, ребята  из волонтерского отряда «Рука в руке» подготовили  ролик о нашей   службе.  Давайте  вместе с вами  посмотрим его.



Источник: опубликовано на сайте http://www.jlady.ru/psixologiya-lichnosti/barery-v-obshhenii.html

Подготовила педагог-психолог Кузьмина О.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ"Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций."

Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр...

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Человек не изолированное и не замкнутое в себе существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в нем. Само существование его как организма пред...

Модель школьного самоуправления, как один из способов профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, повышения социальной компетентности учащихся.

В статье повествуется о формах воздействия на  безнадзорность, правонарушения,  наркоманию и повышенея социальной компетентности учащихся школ....

Служба школьной медиации в урегулировании конфликтных ситуаций, особенности проведения процедуры медиации

Понятие медиации, ее цели, задачи.а также особенности процедуры ее проведения....

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...

Деловая игра для педагогов "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей. Правила бесконфликтного общения"

Систематизировать знания педагогов по организации беседы с родителями.Отработать и закрепить навыки через упражнения....