«Эффективные способы решения конфликтных ситуаций. Конструктивное общение с ребенком»
план-конспект

Светлана Геннадьевна Тодыгашева

Тематическая консультация с элементами тренинга 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическая консультация с элементами тренинга

«Эффективные способы решения конфликтных ситуаций. Конструктивное общение с ребенком»

Время:

(перед началом тренинга родители пишут на бейджах И.О)

1. Добрый день уважаемые родители! Сегодня, вы являетесь участниками тематической консультации с элементами тренинга «Эффективные способы решения конфликтных ситуаций. Конструктивное общение с ребенком». Давайте с вами познакомимся, меня зовут Светлана Геннадьевна, педагог психолог МОРБУ «СОШ №3», Ольга Николаевна, Натальья Даниловна педагоги – психологи МАОУ «Гимназия №1»

2.ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ:

1 правило: «здесь и сейчас» - ограничения работы группы событиями «здесь и сейчас»; игровое понимание времени и пространства; работа в тренинге носит учебный, исследовательский характер

2 правило: конфиденциальность - все, что происходит в группе, не выносится за ее пределы; это условие психологической безопасности, самораскрытия и работоспособности группы

3 правило: « я -высказывание»

4 правило: активность – как позиция всех участников; в группе не должно быть пассивных наблюдателей

5 правило: безоценочность суждений принимаем различные точки зрения; нет правильных и неправильных действий

6 правило: «один микрофон» внимательно слушать; н е перебивать

3.Знакомство с родителями

Родители представляются:

- Меня зовут…..

- Я мама (папа) – сколько детей…

- Для меня сложно с ребенком…

- Я жду от встречи … (мне бы хотелось….)

Психолог подводит итог сказанному родителями

Первое упражнение позволит вам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с ребёнком и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

4. Диагностическое упражнение «Семейная социометрия»

Содержание Каждому участнику понадобится

- чистый лист бумаги формата А-4

-карандаш.

Данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения. Однако если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он сможет высказаться в конце упражнения.

На листе бумаги рисуем членов своей семьи в виде правильных или неправильных геометрических фигур.

Когда работа будет закончена, тренер начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. Поле каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание, ответы на последние два вопроса, возможно, потребуют больше времени.

5. Вопросы для обсуждения:

  • Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему. Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
  • На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
  • Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл?
  • Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — фигуры, изображающие остальных членов семьи, особенно ребёнка; почему?
  • Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и ребёнка, почему?
  • Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
  • Если бы я попросил(а) вас нарисовать идеальные взаимоотношения с ребёнком, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?
  • На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?
  • Какие свои сильные стороны в общении с ребёнком вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
  • Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с ребёнком? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

Психолог подводит итог сказанному родителями

Воспитание детей – это достаточно сложный процесс, при котором довольно часто возникают конфликтные ситуации. Сейчас мы с вами обсудим, причины их возникновения и способы разрешения.

6. Информационное сообщение «Конфликт»

Слово «конфликт» латинского происхождения, в переводе означает столкновение. Имеется в виду столкновение противоположных целей, интересов, позиций. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, т.е. чтобы одна из сторон начала действовать. Причины конфликтов бывают самыми разнообразными: неспособность понять другого человека, нетерпимость к мнениям других, эгоизм, расхождение мнений и желаний.

Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением вопросов.

7. (Все нормально) Как вы узнаете, что Вы или с Вами кто – то в конфликте? (поза, поведение ,тон, интонация, слова…)

8. В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней:

1. Возникновение конфликтной ситуации

2. осознание конфликта

3. проявление конфликтного поведения

4. углубление конфликта

5. разрешение конфликта.

9. Сигналы конфликта:

1. Состояние – напряжение, дискомфорт.

2. Чувства – обида, злость.

3. Мысли – разногласия.

10. Конфликт сопровождается реакцией

1. Борьба – спор, вызов, обвинение, месть, словесные атаки.

2. Избегание – уклонение от конфликта, отсрочка, юмор, пренебрежение, притворное согласие.

3. Решение проблемы – беседа, переговоры, голосование, обращение за помощью.

На последней стадии разрешения конфликта используются различные варианты поведения:

11. Стили поведения в конфликте

1. Конкуренция – человек активен, настаивает на своем мнении, не учитывает мнения других.

Эффективен – быстрое решение проблемы.

2. Уклонение – человек не отстаивает свои права, уходит от разрешения конфликта.

Эффективен – когда вы не правы, не желаете вступать в спор, когда необходимо время обдумать и успокоиться.

3. Приспособление – человек действует совместно с партнером по общению, не пытаясь отстоять свои интересы.

Эффективен – исход важен для другого человека, а не для вас; когда невозможно одержать вверх, т.к. у другого больше власти; сохранить отношения важнее, чем отстаивать свои права.

4. Сотрудничество – человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свою позицию; учитываются интересы двух сторон.

5. Компромисс – уступки с двух сторон, частичное удовлетворение интересов двух сторон.

Эффективен – когда решение необходимо принять быстро; устраивает временное решение проблемы; необходимо сохранить отношения.

12. Итак, при решении конфликта вы можете использовать следующий алгоритм (2 слайда - паспорт проблемы):

#1057;формулируйте суть конфликта:

#1057;оставляющие конфликта:

что происходит

к чему это приводит/приведет

чувства по этому поводу (ваши и другой стороны)

#1054;пределите, что важно: (для вас и другой стороны)

4. Какой стиль поведения для меня в данной ситуации предпочтительней?

5. Если проблема будет разрешена, то: Я / Другая сторона

6. Как Вы поймете, что конфликт решен?

13. Важно! При прояснении ситуации.

- Выслушать и уточнить его точку зрения.

- Установить контакт глаз.

- Сообщить о своем желании.

Сбор предложений.

- Совместное обсуждение предложений и выбор оптимальн

Выбор решения.

- Спросить у ребенка: «Как же нам быть?».

- Дать возможность ребенку первому предложить решение

14. При общении с ребенком важно использовать следующие приемы:

  • «Я-сообщение»
  • Активное слушание

15. (привести примеры для родителей)

Психолог подводит итог информации по конфликтам

На следующем этапе нашей работы мы с вами рассмотрим возможные проблемы во взаимоотношениях родителей с ребенком и также пути налаживания трудных отношений родителей и детей.

16 - 21. Откровенно рассказывать о себе и своих проблемах бывает непросто даже на приеме у психолога.

В этом нам помогут метафорические ассоциативные карты (МАК карты)— карточки с рисунками, которые можно трактовать по-разному. Карточки с изображениями, которые человек может связать с событиями своей жизни. У рисунков нет правильного и неправильного толкования, на одной и той же карте каждый увидит что-то свое.

Вариант 1 Техника «Я знаю, он знает, мы не знаем»

Оборудование: Колоды «Из сундука прошлого», ОН, ТАН ДУ (знаки), Морена

Ход упражнения
1. Просим родителя (каждого отдельно) выбрать ВО из колоды «Из сундука прошлого» 3 карты, как ответ на вопрос:
- Наши отношения с ребенком моими глазами? Добавить слова. Подробно обсудить.
2. ВЗ вытянуть 3 карты из этой же колоды, как ответ на вопрос:
- Наши отношения глазами ребенка? Добавить слова. Подробно обсудить.
3. ВЗ из колоды ОН (можно СОРЕ) вытянуть 3 карты, как ответ на вопрос:
- В чем истинная причина трудностей в наших взаимоотношениях с ребенком? Можно добавить слова. Подробно обсудить.
4. Вытянуть 3 карты из колоды «Из сундука прошлого» (или другой) + 3 карты-знака из колоды ТАН ДУ, как ответ на вопрос:
- Что я могу предпринять по улучшению наших взаимоотношений с ребенком уже сегодня?
5. 3-5 карт ВЗ из колоды «Морена», как ответ на вопрос:
- Как в итоге изменятся наши отношения с ребенком?

Психолог подводит итог по упражнению

Уважаемые родители на следующем этапе нашей работы мы с вами рассмотрим еще одну сторону возможных причин возникновения конфликтных ситуаций с детьми.

22. Ролевая игра «Снегурочка»

Цель: показать значимость индивидуального подхода, необходимости понять мотивы, потребности партнера (ребенка).

Общая инструкция: турфирмы предлагают свои туры, должны убедить клиента приобрести тур именно у них!

Роль Снегурочки (дается тет-а тет):

Вы – потенциальный клиент туристической компании. Вы пришли сюда, чтобы подобрать подходящую путевку для себя, и совершенно не понимаете, чего хотите.

НО:

Проблема в том, что Вы – снегурочка. Вы жару не переносите, холод – ваша стихия. В воде Вы растворяетесь, на солнце – таете.

Вы немногословны, отвечаете только на те, вопросы, которые задаются. НО Вас раздражает и злит, когда вопросов слишком много, Вам навязывают, заставляют, задают «лишние вопросы» и т.п. Если Вам предлагают не подходящее, то Вы можете либо замолчать совсем, либо «выйти из себя», без объяснения причин.

Главное, чтобы Вам предложили то, что соответствует особенностям Вашего организма.

Инструкция для турагентства 1:

Вы – работник туристической компании широкого направления. Вы готовы удовлетворить запросы, как богатого, так и со скромными возможностями, экстремала или любителя.

Ваша фишка – тур «Жгучая Африка»: сафари, экзотика, животные, азарт, по смешным для Россиян ценам.

Инструкция для турагентства 2:

Вы – работник туристической компании широкого направления. Вы готовы удовлетворить запросы, как богатого, так и со скромными возможностями, экстремала или любителя.

Ваша фишка – тур «Солнечная Италия»: Солнце, великолепная природа, красивый язык, вино, архитектура и все это по смешным для Россиян ценам.

Обсуждение:

  • Какие стратегии «турфирмы» использовали, чтобы убедить клиента?
  • Почему сработало – не сработало?
  • Что было важно клиенту?
  • Что было важно турфирме?

А теперь переведем роли игры на детско-родительские роли: Родитель, который убеждает, «навязывает», заставляет, Ребенок, который не может объяснить, почему он что-то хочет - не хочет, но «протестует» и сопротивляется «давлению сверху» и т.п.

Главная мысль – важно всегда спросить у ребенка, ЧТО ОН ХОЧЕТ? ЧТО для него ВАЖНО? Не придумывать за него, не домысливать.

  • Какие варианты взаимодействия / диалога могли быть? Какие стратегии? Приведите примеры ФРАЗ (от лица турфирмы - РОДИТЕЛЯ)

Психолог подводит итог по упражнению

23. Заключение

Итак, наша встреча подходит к концу, давайте обсудим полученные результаты. Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая сегодня в группе. Можно воспользоваться высказываниями со слайда или самостоятельно ответить.

На слайде представлены неоконченные предложения:

Я научился...

Я узнал, что...

Я нашел подтверждение тому, что...

Я обнаружил, что...

Я был удивлен тем, что...

Мне понравилось то, что...

Я был разочарован тем, что...

Самым важным для меня было...


24. Итоговое обсуждение.

Большое спасибо вам за участие в работе …(отметить наиболее важные моменты работы с родителями)

Пожалуйста, заполните анкету обратной связи, для нас это очень важно!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные способы решения конфликтных ситуаций. Конструктивное общение с ребенком. Тематическая консультация с элементами тренинга.

Слайд 2

Правила работы в группе «здесь и сейчас» конфиденциальность «я-высказывание» а ктивность б езоценочность суждений «один микрофон»

Слайд 3

Знакомство Меня зовут… Я мама (папа) - …, сколько детей. Для меня сложно с ребенком… Я жду от встречи…

Слайд 4

Семейная социометрия Данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения. Однако если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он сможет высказаться в конце упражнения. Ответы на вопросы , участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге.

Слайд 5

1. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему? 2. На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему? 3. Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл? 4. Посмотрите , сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — фигуры, изображающие остальных членов семьи, особенно ребёнка; почему? 5. Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и ребёнка, почему? 6. Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой? 7. Если бы я попросил(а) вас нарисовать идеальные взаимоотношения с ребёнком, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему? 8. На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему? 9. Какие свои сильные стороны в общении с ребёнком вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха? 10. Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с ребёнком? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

Слайд 6

А я чё ? Я ничё . Другие вон чё , и ничё , а я чуть чё , и сразу - вон чё !)))

Слайд 7

Дорогая, что с тобой?

Слайд 8

1 стадия : возникновение конфликта (появление противоречия ); 2 стадия: осознание ситуации как конфликтной 3 стадия: конфликтное поведение 4 стадия: углубление конфликта 5 стадия: исход конфликта (конструктивный, деструктивный , замораживание конфликта)

Слайд 9

Иду, смотрю 2 голубя сидят, один другого по голове тюк-тюк…второй взъерошился, но молчит, терпит… муж наверное! 1. Состояние 2. Чувства 3. Мысли

Слайд 10

Конфликтные реакции 1. Борьба – спор, вызов, обвинение, месть, словесные атаки. 2. Избегание – уклонение от конфликта, отсрочка, юмор, пренебрежение, притворное согласие. 3. Решение проблемы – беседа, переговоры, голосование, обращение за помощью.

Слайд 11

1. Конкуренция 2. Уклонение 3. Приспособление 4. Сотрудничество 5. Компромисс

Слайд 12

«Паспорт проблемы» 1.Сформулируйте суть конфликта: 2.Составляющие конфликта : что происходит к чему это приводит чувства по этому поводу 3.Определите , что для важно : 4. Какой стиль поведения для меня в данной ситуации предпочтительней? 5 . Если проблема будет разрешена , то: Я / Другая сторона 6 . Как Вы поймете, что конфликт решен?

Слайд 13

Прояснение ситуации. 2. Сбор предложений . 3. Выбор решения . Выслушать и уточнить его точку зрения. Установить контакт глаз. Сообщить о своем желании. Совместное обсуждение предложений и выбор оптимального . Спросить у ребенка: «Как же нам быть ?». Дать возможность ребенку первому предложить решение.

Слайд 14

И ро­дитель, и ребенок «Я-сообщение» Активное слушание

Слайд 15

Я – сообщение Свое чувство Описание ситуации Пожелание Санкции (мне придется)*

Слайд 16

Метафорические ассоциативные карты это карточки с изображениями, которые человек может связать с событиями своей жизни. У рисунков нет правильного и неправильного толкования, на одной и той же карте каждый увидит что-то свое.

Слайд 17

1. Наши отношения с ребенком моими глазами?

Слайд 18

2. Наши отношения глазами ребенка?

Слайд 19

3. В чем истинная причина трудностей в наших взаимоотношениях с ребенком?

Слайд 20

4. Что я могу предпринять по улучшению наших взаимоотношений с ребенком уже сегодня?

Слайд 21

5. Как в итоге изменятся наши отношения с ребенком?

Слайд 22

Ролевая игра «Снегурочка» Турфирмы предлагают свои туры, должны убедить клиента приобрести тур именно у них!

Слайд 23

Я научился... Я узнал, что... Я нашел подтверждение тому, что... Я обнаружил, что... Я был удивлен тем, что... Мне понравилось то, что... Я был разочарован тем, что... Самым важным для меня было...

Слайд 24

Большое спасибо вам за участие в работе! Пожалуйста, заполните анкету обратной связи, для нас это очень важно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Способы решения конфликтных ситуаций"

Цель: обсудить проблемы воспитания детей и способы решения конфликтных ситуаций, выработать правила предотвращения конфликтных ситуаций....

Родительское собрание СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ

Родительское собрание СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ...

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...

Родительское собрание - Способы решения конфликтных ситуаций в семье

laquo;Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить же...

Способы решения конфликтных ситуаций

Классный сас "Способы решения конфликтных ситуаций"....

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...