Преодоление «кризиса амбиций» у подростков
материал по психологии на тему

Жук Марина Михайловна

 

Преодоление «кризиса амбиций» у подростков

 

С раннего детства у человека формируется «Я-концепция» – система представлений о самом себе. Особенно, существенное развитие происходит в подростковый период. В зависимости от того какая сформируется «Я-концепция» положительная или отрицательная – это все будет неминуемо влиять на качество всей последующей жизни человека.

В структуру «Я-концепции» входят  два представления о себе: какой «Я-реальный» и каким хотел бы быть «Я-идеальным». И чем сильнее расхождения, между этими представлениями, тем выше уровень невротизации и дезадаптации к окружающей действительности.  

Американский психолог Уильям Джеймс писал, что нормальная адекватная самооценка у человека равна счастью. Чтобы улучшить самооценку нужно либо добиться успеха и достичь этого «идеала», который сформировался в сознание, либо снизить уровень притязаний, т.е. снизить уровень наших желаний.

Давайте подумает, откуда большинство молодых людей формируют свои «идеалы»? Конечно же, из средств массовой информации: телевиденье, интернет, глянцевые журналы, а может быть и  друг у друга перенимают эти убеждения.

Какую  средства массовой информации транслируют нам «идеальную жизнь»?  Идеально сейчас жить красиво, богато, праздно. И когда юные люди сравнивают свою реальную жизнь и ту идеальную, которую им показывают, например,  из телевизора, то разрыв такой колоссальный, что это вызывает фрустрацию.  Фрустрация - это такое неприятное, болезненное переживание, когда не можешь удовлетворить какую-то значимую потребность, в психике сохраняется напряжение, разрядка не происходит и все это,  может, приводит к депрессивным состояниям. Недаром специалисты в области душевного здоровья говорят, что болезнь 21 века - это депрессия.

Когда я спрашиваю у старшеклассников,  с чем у них ассоциируется слово «успех»? Многие из них отвечают, что для них успех - это высокооплачиваемая работа. Иными словами, что для большинства учащихся главным в жизни становятся деньги.  Конечно, сами по себе деньги это и не плохо,  и не хорошо. Вопрос в другом, что у  юных людей очень узкое представление о смыслах жизни. И наша задача учителей, психологов, просветителей расширять эти представления.

На своих занятиях я  рассказываю про  Сергея Викторовича Ковалева, который в свое время закончил МГУ, является  профессором психологии, создателем системы психотерапии и личностного роста человека, автор 30 книг. Сейчас он авторитетнейший человек не только у российских коллег, но и у западных.

К нему за психотерапией обращаются богатейшие люди,  но почему-то они несчастны.  Приведу в пример его афоризма «Если вы лезете за счастьем по лестнице «успеха», то когда вы долезете до верха, понимаете, что лестница стояла не у той стены»

Сергей Ковалев рассказывает распространенные примеры из своей практики. Представим себе бизнесмена. Банковский счёт наполнен - тратить некуда. С деньгами и карьерой всё отлично. Финансовые успехи убеждают в благополучии, но бизнесмен роет себе «эмоциональную яму», думая только о работе и деньгах. Забывает о других сферах жизни. При этом: взаимоотношения с окружающими – сплошной негатив; семью и друзей заменили деловые партнеры; не верит в любовь и искренние чувства, поскольку убедил себя, что противоположный пол – корыстные создания и т.д.

Бизнесмен – «достиг успеха». Благополучен и сбалансирован в отношении значимых для него ценностей – карьеры и денег. Но так ничего и не узнал о радости искренней дружбы, жизни – наполненной смыслом, творчеством, любовью.

Когда человек полностью удовлетворен своей жизнью –  можем сказать, что он благополучен. Но достигая успеха только в одном, человек забываем о тех возможностях, которые открывает жизнь, сбалансированная во всех сферах.

Сергей Ковалев рекомендует методику «Звезда благополучия». Образ звезды удобен для визуализации аспектов жизни, которые составляют основу благополучия человека.

Каждая вершина «Звезды благополучия» – определяющий и незаменяемый фактор: здоровье, взаимоотношения, любовь, деньги и работа.

 

Здоровье

Центральная вершина – голова звезды. Проблемы со здоровьем становятся главной причиной остальных проблем.

Здоровье оцениваем по 3-м параметрам:

Душевное здоровье: понимание, что жизнь наполнена смыслом.

Психологическое здоровье: насколько вы принимаете мир, насколько вам в нём комфортно.

Физическое здоровье: как вы ладите с телом, насколько оно беспокоит.

Взаимоотношения и любовь.

Противоположные вершины звезды: справа и слева – соответствующие сферам  взаимоотношений и любви. Это руки, создающие возможности для самореализации и полноценного развития в социуме.

Работа и деньги

Нижние вершины «Звезды благополучия» – деньги и работа – отражение возможности крепко стоять на земле. В нашем мире – основа выживаемости.

Каждый аспект жизни человека, представленный в звезде – работает в тесной взаимосвязи с другими.

Как только человек приведет в порядок сферы звезды благополучия по Ковалёву – заживёте счастливой жизнью.

 

Так же на своих занятиях я ребятам рассказываю, что в психологии есть такое понятие, как «экология цели», т.е. когда мы добиваемся желаемого от этого качества нашей жизни не должно ухудшиться.    Взрослеющим детям объясняю, что есть желания, и есть прихоти. Как отличит одно от другого? Например, я работаю педагогом-психологом в Гимназии № 5, живу в 20 минутах ходьбы от работы. И вот я решила приобрести автомобиль. Взяла большой кредит в банке и купила джип. Как вы считаете, моя жизнь от этого улучшится? Дети умные, большинство сразу понимают, что от своего бюджета я должна буду отрезать большой кусок пирога и кормить этого нового «члена семьи». А в чем-то другом я должна буду себе отказывать, затяну поясок потуже. А вот если я работаю риелтором и мне нужно быстро передвигаться по городу и от автомобиля зависит моя эффективность, и она будет  влиять и на мою зарплату, то это уже желание. И опять же, что, наверное, не джип нужно приобрести, а что-то более экономичное.

Вот примерно, таким образом, мы на уроках разбираем, потребительскую психологию и учимся делать осознанный выбор, то есть, когда мы достигаем своих целей, от этого качество жизни не должно ухудшиться.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Использование метода десенсибилизации и переработки информации с помощью движений глаз (EMDR) в преодолении предэкзаменационной тревожности у подростков

Предэкзаменационная тревожность – довольно распространённое среди подростков явление, актуализирующееся задолго до непосредственного наступления экзаменов. Подготовка в 9-х классах к ГИА, а в 11-х к Е...

Психологические особенности подростков. Пути преодоления кризиса отношений.

Статья для родителей. Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста. Как избежать кризиса отношений: родители - дети-подростки....

Формирование образовательной среды, способствующей преодолению «кризиса чтения» и развитию читательской компетентности

Материал презентации представляет собой отчет по теме самообразования для выступления на ШМО учителей-предметников. Материал представляет интерес для всех учителей, интересующихся проблемой чтения....

Роль учителя в преодолении кризиса 7 лет

Важнейшей проблемой, с которой приходится сталкиваться учителю начальных классов – это кризис 7 лет. В той или иной степени он затрагивает каждого ребенка и его невозможно миновать.Как у всякого возра...

Основные моменты кризиса в психологии подростка 12-13 лет

Вы познакомитесь с основными оментами кризиса подростка 12-13 лет и узнаете, как с ними справляться....