«Современные психолого-педагогические проблемы образования: пути преодоления кризиса»
материал на тему
Предварительный просмотр:
«Современные психолого-педагогические проблемы образования: пути преодоления кризиса»
Выступление
преподавателя русского языка и литературы
Галиуллиной В.Г.
на предметно-цикловой комиссии
ГБПОУ ОНК
протокол №2
26.10.2017г
Содержание
- Введение
- Проблема национально - духовной составляющей в современном образовании
- Проблема внедрения инноваций в образовательную систему
- Проблема личностно-ориентированного подхода в процессе обучения
- Заключение
- Литература
В современном мире трудно переоценить значение образования. С одной стороны, это основание, на котором строится личность человека. Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, образование обязано обеспечивать “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры”. А с другой стороны, это постоянно изменяющаяся система, эффективность которой зависит от того, насколько она нацелена на будущее. И поэтому понятно, что из-за вполне объективных причин возникают перекосы в одну или другую сторону, из-за которых происходит снижение качества образования.
Казалось бы, самым простым решением повышения качества обучения является увеличение учебной нагрузки и усиление практической направленности обучения. Однако, как показывает опыт современного российского образования (в первую очередь это, конечно, введение ОГЭ и ЕГЭ), это не способствует развитию высокообразованной личности. Наоборот, чем большая нагрузка ложится на плечи, тем больший уровень стресса сопровождает учащегося и тем меньшую заинтересованность он проявляет на протяжении обучения. Кроме того, наблюдается обесценивание моральных устоев, благодаря которым раньше в школах и ссузах воспитывались личности с сильной духовной составляющей. На мой взгляд, для глобального решения данной проблемы необходимо обратиться к опыту Японии, где мирно сосуществуют современная структура образования и национально-духовная наполненность. В учебных заведениях, помимо курсов естествознания и обществознания, обязательны занятия по моральному воспитанию, размышлению и самокритике, много времени уделяется изучению японского языка и истории. Тем самым воспитывается разносторонняя и творческая личность, которая умеет критически мыслить и при этом в ней с детства заложена глубокая любовь к культуре и истории родины.
С другой стороны, нельзя допустить чрезмерной приверженности традициям. Нежелание совершенствоваться и учитывать реалии современного мира сейчас привело к тому, что некоторые педагоги полностью отказываются применять инновационные технологии и подходы в обучении, так как это требует изменения в мировоззрении и отказа от устоявшихся способов преподавания. Неспособность меняться является причиной формального отношения к процессу обучения и вызывает снижение интереса студентов к изучаемому предмету. На мой взгляд, педагогам стоит обратить внимание на новые техники, которые обеспечивают бо´льшую доступность, привлекательность и понятность материала. Однако, в этом вопросе необходимо найти золотую середину, которая позволит разумно применять инновации, когда от обилия экспериментальных технологий и подходов не страдает само содержание предмета.
Принципиально важно применять в обучении личностно-ориентированный подход, который первым использовал психолог Карл Роджерс в процессе терапии со своими пациентами. Ориентированность на личность обучающегося позволяет ставить «во главу угла личность ребенка, ее самобытность, самоценность, когда субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования». Но сейчас в силу загруженности у преподавателей нет возможности пользоваться личностно-ориентированным подходом. К сожалению, для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо в корне менять всю систему образования, а это гораздо труднее, чем привлечь педагогов к использованию инновационных техник и ввести в программу дисциплин гуманитарного цикла, особенно литературы, рассмотрение тем по нравственно-духовному воспитанию. Каждый педагог может начать применять этот подход в рамках своей компетенции и получать результаты.
Рассмотрев некоторые психолого-педагогические проблемы в современном образовании, можно сделать вывод о том, что по всем вопросам необходимо провести колоссальную работу. При этом следует придерживаться гармонии и не допускать перегибов, так как целью образования является воспитание гармоничной, развитой и высококультурной личности, которая способна самостоятельно думать и принимать решения, а это невозможно, если доводить до крайностей и абсолютизма любые аспекты в образовательной системе, все проблемы должны решаться вдумчиво и осторожно.
Литература:
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации
- Степанишина А. И. Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития. (Уральский гос. университет). //URL http://uic.samsu.ru/buddhist/papers/stepanish.html
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М. : Педагогика, 1989. – 190 с.
- Трошагин М. И. Личностно-ориентированный подход в обучении и проблемы его реализацииЯкиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопр. психол. 1994. №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психолого-педагогический консилиум "Проблемы адаптации в школе учащихся 1 и 5 классов"
В данном материале освещается проблема адаптации школьников к физическим и когнитивным нагрузкам. Исследуются гендерные особенности учащихся 1-х и 5-х классов в обеспечении адаптивных реакций. Р...
Психолого-педагогический анализ проблемы гендерных особенностей развития личности
Презентация к родительскому собранию на тему: "Психолого-педагогический анализ проблемы гендерных особенностей развития личности"...
Психологические особенности подростков. Пути преодоления кризиса отношений.
Статья для родителей. Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста. Как избежать кризиса отношений: родители - дети-подростки....
СБОРНИК СТАТЕЙ "СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ТЕРПИМОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Сборник статей по психолго - педагогическим подходам к воспитанию терпимости и социальной компетентности....
Психолого-педагогические аспекты литературного образования, направленного на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций в условиях современной школы.
Как отмечено в педагогической литературе (Е.Е. Федотова) «компетентностный подход в образовании – система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развит...
Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию терпимости и социальной компетентности по преодолению асоциального поведения в условиях интегрированного школьного образования
В апреле 2016 года в Институте психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета прошли обсуждения проблем асоциального поведения в современной школе. П...
Выступление на РМО «Дополнительное образование в современных условиях: актуальные проблемы и пути их решения»
Принципы образовательной политики МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе сориентированы на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и учащихся, педаго...