Профориентационная программа для 5-9 классов "Территория самоопределения"
рабочая программа по психологии на тему
Документ содержит профориентационную программу для учащихся 5-9 классов на тему "Территория самоопределения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_territoriya_samoopredeleniya_5-9-e_klassy.docx | 225.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентационная программа «Территория самоопределения» МБОУ «СОШ № 5»
Оглавление
1. Пояснительная записка ……………………………………………….…….................2
2. Информационная карта программы………………………….………………………..4
2.1. Информация о школе ………………………………………...….....................4
2.2. Цель, задачи и основная идея программы……………………………………4
2.3. Основные направления работы……………………………………………….6
2.4. Основные этапы работы……………………………………………………….7
2.5. Исходные теоретические направления……………………………………….8
2.6. Ожидаемые результаты………………………………………………………..8
2.7. Оценка эффективности программы…………………………………………..9
3. Результаты психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся …………………………………………………………….10
4. Список литературы……………………………………………………………………20
5. Приложения
3.1. Приложение 1. Календарный план мероприятий по направлениям……….21
3.2. Приложение 2. Используемые методики……………………………………….25
3.3.Приложение 3. Перечень организаций и учреждений, где учащиеся проходят профессиональные пробы и практики…………………………………...26
3.4.Приложение 4. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования…………………………………………………….......................................27
3.5.Приложение 5. Программа курса «Профориентационный модуль» (сопровождение профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов)………………………………………………………………………………………28
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социально-экономические преобразования, характерные для России в последние 10-15 лет, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Современные молодые люди, вступая во взрослую жизнь, готовы решать те проблемы, которые ставит перед ними общество и государство: самостоятельно ориентироваться в любой ситуации, находить решение в нестандартных условиях, использовать жизненный опыт, осуществлять ответственный жизненный и профессиональный выбор.
Репродуктивные методы обучения приводят к стандартности мышления молодых людей, неготовности к творческой деятельности, неспособности принимать самостоятельные решения, вести поиск.
Трудности профессионального самоопределения в школе обусловлены тем, что сформировавшаяся профессиональная направленность школьников оказывается оторванной от реальной жизни.
Профессиональное самоопределение осложняется отсутствием личного опыта подростков в выбираемой сфере труда и знаний о профессиях.
Чтобы решить вышеуказанные проблемы необходимо в средней общеобразовательной школе предоставить учащимся возможность с основной ступени обучения проектировать своё будущее и формировать необходимые ресурсы для осознанного, ответственного выбора будущей профессии и сферы профессиональной деятельности. В школе необходимо создать все условия для индивидуальной образовательной активности каждого обучающегося в процессе становления его способностей к самопознанию, самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных планов и жизненных и профессиональных перспектив.
Эти условия включают:
1. Психологическое просвещение учащихся, направленное на актуализацию знаний о мире профессий, разнообразии профессиональной деятельности человека, современных требованиях к новым профессиям.
2. Психологическую диагностику учащихся с целью раннего определения индивидуальных способностей, профессиональных наклонностей, возможностей обучающихся, соотнесение их с требованиями и характеристиками предпочитаемых профессий.
3. Расширение пространства социальной деятельности школьников, которая обеспечивается включением их в различные активные формы деятельности по изучению профессий, публичных выступлений, презентаций о сферах профессиональной деятельности, организацией экскурсий, профессиональных проб и практик.
4. Организацию пространства рефлексии, которая обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений с учащимися их образовательных целей, жизненных и профессиональных перспектив.
Таким образом, перед школой встала цель разработки программы сопровождения профессионального самоопределения учащихся основного звена как средства достижения желаемого результата.
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
2.1. | Название организации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная» |
Адрес организации | 2 мкрн., здание 29, первая часть, г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628309 Телефон: 22-50-02, факс: 22-63-20 E-mail: sosh5_ugansk@mail.ru | |
2.2. | Цель программы | Формирование готовности учащихся к обоснованному, ответственному выбору будущей профессии, проектированию профессиональной карьеры, жизненного пути с учётом своих индивидуальных особенностей, возможностей, личностных качеств и потребности рынка труда. |
Задачи программы |
| |
Основная идея программы | Организация профессионального и личностного самоопределения учащихся как возможность поддержания и развития у каждого школьника инициативного и авторского отношения к проектированию образа своего будущего, к выбору будущей профессии и сферы профессиональной деятельности, ценностным и социальным стремлениям, направленным на формирование: - коммуникативной компетентности - способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной деятельности); - социокультурной компетентности - способов социализации, включения в различные образовательные, профессиональные, творческие, спортивные и другие сообщества; - готовности к ответственному выбору сферы будущей профессии, профессиональной деятельности. |
2.3. | Основные направления работы | Профессиональное просвещение
Приложение 1. Календарный план мероприятий по направлениям. Профессиональная диагностика
Приложение 2. Используемые методики. Профессиональное консультирование
Профотбор
Профессиональные пробы 1.Проведение экскурсий, профессиональных проб, практик с привлечением предприятий города и социальных партнеров. 2. Сотрудничество с профессиональными учреждениями. 3. Участие в различных играх, погружениях, мастерских. Приложение 3. Перечень организаций и учреждений, где учащиеся проходят профессиональные пробы и практики. Приложение 4. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования. |
2.4. | Основные этапы работы | С учетом психологических и возрастных особенностей школьников, содержание работы в школе по профессиональному самоопределению учащихся разделяется на два этапа: I этап. Поисковый (5-7 классы): развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, экономике и культуре. Этому способствует участие в различного рода акциях профессий, выполнение профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. II этап. Развитие профессионального самоопределения (8-9 классы): уточнение образовательного запроса в ходе занятий по профориентации и курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Приложение 5. Программа курса «Профориентационный модуль» (учащиеся 8-9 классов). |
2.5. | Исходные теоретические положения | Методологическую основу программы составляют:
- теории социализации личности (И.C.Кон, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, В.А.Шаповалов, Ф.Рожков);
|
2.6. | Ожидаемые результаты | Реализация данной программы позволит: - повысить мотивацию учащихся к самоопределению в выборе будущей профессии и сферы профессиональной деятельности; - оказать психологическую поддержку и помощь учащимся в осознанном и ответственном выборе профиля обучения и будущей профессии; - определиться с образом своего профессионального будущего и дальнейшего образовательного маршрута; - обучить школьников основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; - сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов и личностных ресурсов в реальных социальных условиях. |
2.7. | Оценка эффективности реализации программы | Основные критерии эффективности профессионального самоопределения школьников:
|
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Профориентационная работа в школе проводилась с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строящаяся на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых), путем расширения представления о мире профессий.
Психолого-педагогическое сопровождение в течение года осуществляется по следующим направлениям:
- информирование о группах профессий через «час профориентации» (5-7-е классы); расширение знаний на курсе «Профориентационный модуль» (8-9 классы);
- вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами через участие в акциях, конкурсах, мастер-классах (5-9-е классы);
- организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профессиональной направленности (8-9-е классы);
- проведение индивидуальных и групповых консультаций для учащихся, педагогов и родителей по вопросам выбора будущей профессии, выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования (8-9-е классы);
- организация и проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города, встреч со специалистами «Центр занятости населения г. Нефтеюганска», представителями различных профессий (5-9-е классы);
- осуществление взаимодействия с учреждениями профессионального образования, предприятиями города и учреждениями дополнительного образования (8-9-е классы);
- анализ трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников (9-е классы).
Хотелось бы отметить, что области профессиональных интересов учащихся 8-х классов могут изменяться, за счёт влияния изменяющегося на период взросления личного мнения, развитии личности, влиянии на интересы учащегося знакомых, друзей, родителей, а также телевидения и что особо актуально для современной молодёжи различных интернет ресурсов. Поэтому, результаты не приведены, но взяты во внимание, диагностика будет проведена повторно и изучаться в динамике тогда, когда учащиеся будут учиться в 9-м классе.
Для получения информации об интересах, склонностях, способностях и возможностях, характере мотивации выборе профессии учащимися 9-х классов, был использован дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова. В основу, которого положена идея о делении всех существующих профессии на 5 типов по признаку предмета и объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.
Согласно результатам диагностики, учащихся 9-х классов, первую группу профессий «Человек-природа» выбрали 26% учащихся 9 «А» класса, 13% - 9 «Б», 18% - 9 «В». Вторую группу профессий «Человек-техника» выбрали 22% учащихся
9 «А» класса, 20% - 9 «Б», 18% - 9 «В». Третью группу профессий «Человек-человек» выбрали 33% учащихся 9 «А» класса, 60% - 9 «Б», 36% - 9 «В». Четвёртую группу профессий «Человек – Знаковая система» выбрали 26% учащихся 9 «А» класса, 17% - 9 «Б», 9% - 9 «В». Пятая группа профессий «Человек – Художественный образ выбрали 18% учащихся 9 «А» класса, 20% - 9 «Б», 18% - 9 «В».
Для определения сферы интересов учащихся 9-х классов использовался опросник «Карта интересов» А.Е. Голомштока, в модификации Г.В. Резапкиной, результаты которого говорят о следующем, что у учащихся 9 «А» класса наибольший процентный показатель имеют следующие области: физическая культура и спорт (17%), биология, техника, электро и радиотехника (10%), авиация, морское дело, военные специальности, математика, иностранные языки, сценическое искусство (7%). Наименьший показатель: география, история, журналистика, сфера обслуживания, торговля и изобразительное искусство (3%).
У учащихся 9 «Б» класса наибольший процент проявления имеет физическая культура и спорт (44%), медицина (15%), сфера обслуживания и торговля (11%), история (11%), изобразительное искусство и музыка (7%). Наименьший показатель отмечен в таких областях, как: физика, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, общественная деятельность, математика, иностранные языки (4%).
У учащихся 9 «В» класса наибольший процент проявления имеет физическая культура и спорт, медицина, электро- и радиотехника, транспорт, военные специальности, право, юриспруденция, иностранные языки (18%).
Наименьший показатель отмечен в таких областях, как: биология, лёгкая и пищевая промышленность, техника, деревообработка, общественная деятельность (9%)
Для оценки профессионального личностного типа у учащихся 9-х классов использовали тест «Определение типа социальной направленности личности» Джона Голланда.
Согласно результатам диагностики, «реалистический тип» выбрали 4% учащихся 9 «А», 7% - 9 «Б» и 9% - 9 «В» класса; «интеллектуальный тип» − 15% учащихся 9 «А» класса, 9 «Б» и 9 «В» данный тип выбран не был; «социальный тип» выбрали 18% учащихся 9 «А», 43% - 9 «Б» класса, 45% - 9 «В»; «конвенциальный тип» – 30% учащихся 9 «А» класса, 10% - 9 «Б», 9% - 9 «В»; «предприимчивый тип» – 22% 9 «А» класса, 30% - 9 «Б», 18% - 9 «В»; «артистический тип» − 30% выбрали учащихся 9 «А» класса, 27% - 9 «Б», 9 «В» - 18%.
Согласно суммарным результатам трёх диагностических методик при подсчёте компьютерной программой выделились следующие предполагаемые профиль обучения: у учащихся 9 «А» класса – пожарно-спасательный (33%), психологический (18%), математический (15%), юридический и физико-математический (11%), художественно-эстетический (7%), социально-экономический и социально-гуманитарный (4%).
У учащихся 9 «Б» класса – пожарно-спасательный (44%), психологический (27%), юридический (13%), математический и художественно-эстетический (7%), социально-экономический, социально-гуманитарный, физико-математический, химико-биологический и технологический (3%).
У учащихся 9 «В» класса – социально-гуманитарный, социально-экономический и психологический (18%), пожарно-спасательный, физико-математический и химико-биологический (9%).
Реализация тренинговых занятий позволила сформировать у молодежи 8-9-х классов готовность к осознанному выбору профессии, отвечающего требованиям рынка труда и своим возможностям, определить мотивы и ценностные установки при выборе профессии, развить положительное отношения к себе, уверенность в своих способностях, применительно к реализации себя в будущей профессии.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций для учащихся, и родителей позволили решить многие проблемные вопросы по выбору будущей профессии, той, которая подходит учащимся по их интересам и способностям. А, в особенности для учащихся 9-х классов выбор профиля обучения, если они планируют учиться далее в 10-11-м классе, и выбор направления обучения в организациях начального и среднего профессионального образования.
В рамках просветительской работы по психологическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся 5-9 классов проводились такие мероприятия, как:
1.Организация школьных выставок: «Учебные заведения г. Нефтеюганска» и ХМАО-Югры, «В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться» (8-9-е классы).
2. Проведение часов профориентации и акций, согласно календарно-тематическому планированию с учащимися 5-9-х классов.
3. Проведение круглых столов, встреч с профессионалами, со специалистами «Центра занятости», представителями различных профессий (5-9-е классы).
4. Организация проведения экскурсий на предприятия и в учебные заведения города Нефтеюганска (8-9-е классы).
5. Проведение родительских собраний: «Организации профориентационной работы с учащимися 9-х классов»; «Анализ рынка труда и востребованность профессий в г. Нефтеюганске»; «Выбор жизненного пути учащихся и дальнейшая перспектива».
На официальном сайте www.sosh5-ugansk.narod.ru была выложена следующая информация: «Профессии в сфере торговли и коммерции», «Управленец», «Web-дизайнер», «Профессии для тонкой работы», «Профессии, если любишь контролировать», «Профессии чтобы прославиться», «Педагог (физико-математические науки)», «Профессии по работе с животными», «Профессии СМИ», «Специальности в медицине», «Профессии в экологии», «Профессия «Связи с общественностью», «Сотрудник МЧС», «Профессия «Менеджер по персоналу», «Управленец», «Профессии для хрупких и романтичных», «Биотехнолог», «Гид-переводчик», «Инженер в сфере телекоммуникаций», «Менеджер-международник», «Профессии для мужчин», «Экономист-международник», «Юрист-международник», «Профессия «Визажист-стилист», «Финансовый аналитик», «Психолог», «Психотерапевт», «Системный аналитик», «Финансовый менеджер», «Эксперт по недвижимости», «Биохимик, микробиолог», «Вузы г. Москвы», «Следователь», «Биофизик», «Врач скорой помощи», «Дошкольный педагог», «Врач-провизор», «Дизайн-макетчик», «Звукорежиссёр», «Инспектор ГИБДД, «Кинопродюсер», «Маркетолог», «Архивариус», «Дипломат», «Инженер-технолог», «Предприниматель», «Программист», «Инженер-строитель», «Технолог лёгкой промышленности», «Юрист».
Посредством письменного опроса учащихся и их родителей были выявлены положительные результаты:
- удовлетворенности учащимися условиями предпрофильной подготовки:
- удовлетворённость родителей качеством предпрофильной подготовки:
Отмечены результаты итогового личного решения учащихся для последующего образовательного маршрута после окончания 9-го класса.
Таким, образом, в ходе работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся:
- повысили мотивацию к самоопределению в выборе будущей профессии и сферы профессиональной деятельности;
- оказали психологическую поддержку и помощь учащимся в осознанном и ответственном выборе будущей профессии;
- помогли спроектировать учащимся образ своего профессионального будущего и дальнейшего образовательного маршрута;
- сориентировали учащихся на реализацию собственных замыслов и личностных ресурсов в реальных социальных условиях;
- обучили школьников основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство: НПО «МОДЭК», 2002. - 400 с.
2. Пряжников Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. - М: Вако, 2005. - 288 с.
3. Е. С. Романова «99 профессий». - СП.: Питер, 2008. - 464 с.
4. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С.Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1998.
5. Бендюков М.А. Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы. Санкт-Петербург 2000.
6. Климов Е.А. «Как выбирать профессию» - М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
7. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» - М.: Академия, 2004. – 304 с.
8. Учебно-методический комплекс «Азбука профориентации XXI века» Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагин А.А., Ханты-Мансийск, 2011.
9. Беспалова Г.М. Гуманитарное педагогическое сопровождение самообразования подростка//Демократическая школа. – М.: НПО «Школа самоопределения», 2004. - №3. – С. 77-85.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
I этап. Поисковый (5-7 классы)
Возрастные особенности: Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных компетенций.
Направление работы | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Информирование о группах профессий, в которых используются компетентности, приобретаемые в образовательном процессе | Час профориентации: 1)«Популярные специальности: гуманитарные и социальные» (5-е кл.). 2)«Профессии для любителей тонкой работы» (6-е кл.). 3)«Профессии лёгкой промышленности» (7-е кл.). | Час профориентации: 1)«Популярные специальности в архитектуре и строительстве» (5-е кл.). 2)«Профессии для хрупких и романтичных» (6-е кл.). 3)«Самые востребованные профессии в автобизнесе» (7-е кл. | Час профориентации: 1)«Профессии в общепите и пищевом производстве» (5-е кл.). 2)«Профессии для тех, кто любит животных» (6-е кл.). 3)«Горячая пятёрка рабочих профессий» (7-е кл.). | Час профориентации: 1)«Популярные творческие специальности» (5-е кл.). 2)«Профессии средств массовой информации» (6-е кл.). 3)«Дефицитные рабочие профессии» (7-е кл.). | Час профориентации: 1)«Профессии в сфере услуг и туризме (5-е кл.). 2) «Профессии в сфере экологии» (6-е кл.). 3)«Уникальные специальности» (7-е кл.). | Час профориентации: 1)«Популярные специальности в педагогике» (5-е кл.). 2)«Профессии для тех, кто любит контролировать» (6-е кл.). 3)«Новые профессии» (7-е кл.). | Час профориентации: 1)«Популярные специальности: финансы» (5-е кл.). 2)«Профессии для тех, кто хочет прославиться» (6-е кл.). 3)«Профессии по обеспечению безопасности» (7-е кл.). | Час профориентации: 1)«Популярные специальности в медицине и психологии» (5-е кл.). 2)«Теологические профессии» (6-е кл.). 3)«Мир новых профессий» (7-е кл.). | Час профориентации: 1)«Популярные профессии в торговле и коммерции» (5-е кл.). 2)«Транспортные профессии» (6-е кл.). 3)Экскурсия в автогородок (5-7 кл.). |
Вовлечение учащихся в активное творческое познание мира профессий | Оформление стендов, визиты профессионалов: 1) «День работников нефтянной и газовой промышленности» (5-е кл.). 2) «Международный день журналистов» (6-е кл.). | Оформление стендов, визиты профессионалов: 1) «День учителя» (5-е кл. 2) «День работников уголовного розыска» (6-е кл. 3)«Всемирный день почты» (7-е кл.). Проведение акции «Письмо водителю» (5-е классы). | Оформление стендов, визиты профессионалов: 1) «День милиции» (5-е кл.). 2) «День бухгалтера» (6-е классы). Игра «PROF ДАЙВИНГ» (7-е классы) | Оформление стендов, визиты профессионалов: 1) «День энергетика» (7-е кл.). 2) «День спасателя» (6-е кл.). Конкурс сочинений «Моя будущая Профессия» (5–7-е кл.). | Оформление стендов, визиты профессионалов: 1) «День работника прокуратуры» (7-е кл.). 2)Проведение акции «День Российской печати» (5-е кл.). 3) «Международный день таможенника» (6-е кл.). | Оформление стендов, визиты профессионалов: 1) «День Российской науки» (6-е кл.). 2) «День аэрофлота» (7-е кл. Конкурс рисунков «Замечательная профессия», Моя будущая профессия» (5–7-е кл.). Экскурсия в музей «Роснефть» (5-7-е кл.). | Оформление стендов, визиты профессионалов: 1) «День геодезии и картографии» (7-е кл.). 2) «Всемирный день поэзии» (5-е кл.). 3) «День внутренних войск МВД России» (6-е кл.). | Оформление стендов, визиты профессионалов: 1) «День геолога» (6-е кл.). 2) «День космонавтики» (7-е кл.). 3) «День пожарной охраны» (5-е кл.). Участие в конкурсе проектов в рамках городской декады по «Технологии» | Оформление стендов, визиты профессионалов: 1)«Международный день музеев» (5–7-е кл.). 2) «День пограничника» (6-е кл.). |
Мастер классы в дошкольных группах МБОУ «СОШ № 5» (7-е кл.) |
II этап. Развитие профессионального самоопределения (8-9 классы)
Возрастные особенности: Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка.
Направление работы | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Диагностика профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей (профессионально-значимых способностей) | 1)Диагностика «Карта интересов» (8-е кл.). 2)Диагностика «Выявление готовности к выбору профессии» (9-е кл.) | Диагностика «Шкала оценки потребности в достижении успеха» (8-9-е кл.). | Диагностика «Дифференциально-диагностический опросник» (8-9-е кл.). | Диагностика «Определению типа социальной направленности личности» (9-е кл.). | 1)Диагностика «Ориентир» (8-9-е кл.). 2)Диагностика «Оценка уровня общительности» (8-9-е кл.). | 1)Диагностика «Определение типа темперамента» (9-е кл.). 2)Диагностика «Стили поведения в конфликтной ситуации» (8-9-е кл.). | Диагностика «Самооценка психических состояний» (Опросник Айзенка) (8-9-е кл.). | Диагностика «Ориентир», «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник», «Определению типа социальной направленности личности» (9-е кл. по запросу). | Диагностика «Выявление готовности к выбору профессии» (8-е кл.) |
Индивидуальное консультирование по проблемам профессионального самоопределения (в течение года) | |||||||||
Профессиональные пробы | Экскурсия ОАО «СКБ Банк», ОАО «Ханты-Мансийский Банк». (9-е кл.) | 1) Экскурсия МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 3» (9-е кл.) 2) Экскурсия Теле-радио компания «Юганск- Интелком» (8-9-е кл.). | 1) Экскурсия МБУК «Центральная городская библиотека». (8-9-е кл.) 2) Экскурсия МУЗ «Нефтеюганская городская больница». (9-е кл.) | 1) Экскурсия МУЗ «Нефтеюганская станция переливания крови». (9-е кл.) 2) Экскурсия ОАО «Нефтеюганский хлебокомбинат». (8-9-е кл.) | 1) Экскурсия Центр повышения квалификации «Нефтеюганский корпоративный институт» (9-е кл.). 2) Экскурсия туристическое агентство «Югра-Интур». (9-е кл.) | 1) Экскурсия ОАО «Нефтеюганский объединённый авиотряд». (9-е кл.) 2) Экскурсия МУЗ «Станция скорой неотложной медицинской помощи» (9-е кл.) | 1) Экскурсия ГУ МЧС «Отряд Государствен-ной противопожарной службы». (8-9-е кл.) 2) Экскурсия УВД «ОМВД России по г.Нефтеюганску» (9-е кл.). 3) Экскурсия ФГБОУ ВПО «Нефтегазовый индустриальный колледж» (9-е кл.) | 1) Экскурсия БУ ПО «Нефтеюганский политехнический колледж» (9-е кл.) 2) Экскурсия ООО «РН-Юганскнефтегаз». (9-е кл.) | Экскурсия ОАО «ЮТЭК -Нефтеюганск». (9-е кл.) |
Курс «Профориентационный модуль» (8-9 кл.)- в течение года Мастер классы в дошкольных группах МБОУ «СОШ № 5» (8-е кл.) | |||||||||
Знакомство с содержанием профессии | Час профориентации: «Выбор профессии» (8-9-е кл.). | Час профориентации: «Секреты выбора профессии» (8-9-е кл.). | 1)Час профориентации: «Мир профессий». (8-9-е кл.). 2) Встреча со специалистами «Городского центра занятости населения». (9-е кл.). | 1)Час профориентации: «Дефицитные профессии». (8-9-е кл.). 2)Игра «PR ПРОФЕССИЙ» (8-9-е классы) | 1)Час профориентации: «Список особо опасных профессий» (8-9-е кл.). 2) Конкурс сочинений «Моя будущая профессия» (8-9-е кл). | Час профориентации: «Популярные профессии начального и среднего профессионального образования» (8-9-е кл.) | 1)Проведение выставки: «Учебные заведения г. Нефтеюганска и ХМАО-Югры», «В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться». (8-9-е кл.) 2) Участие в городской выставке: «Учебные заведения г. Нефтеюганска, ХМАО-Югры» и «Тюменской области». | 1)Час профориентации: «Мир новых профессиий». (8-9-е кл.) 2) Встреча со специалистами «Городского центра занятости населения». (8-е кл.) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДИК
8-9 классы
1. Опросник «Выявление готовности к выбору профессии» В.Б. Успенского.
2. Опросник «Шкала оценки потребности в достижении успеха» Ю.М. Орлова.
3. Опросник «Карта интересов» А.Е. Голомштока, модификация Г.В. Резапкиной.
4. Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова.
5. Тест «Определение типа социальной направленности личности» Дж. Голланда.
6. Методика оценки профессиональных интересов и способностей «Ориентир» И.Л. Соломина.
7. Опросник «Определение типа темперамента» Г. Айзенка.
8. Тест «Оценка уровня общительности В. Ф. Ряховского.
9. Опросник «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка.
10. Опросник «Стили поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА (СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО)
Взаимодействие с предприятиями и организациями города по проведению профессиональных проб и социальных практик осуществляется в различных формах: экскурсия, присутствие и наблюдение на рабочем месте, трудоустройство учащихся в каникулярное время.
Направление | Профессиональные пробы и социальные практики (партнёры) |
Химико-биологическое | 1. МУЗ «Нефтеюганская городская больница имени В.И. Яцкив». 2. МУЗ «Станция переливания крови». 3. МУЗ «Станция скорой неотложной медицинской помощи». 4. МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 3». 5. ОАО «Нефтеюганский хлебокомбинат». |
Филологическое | 1. МБУК «Центральная городская библиотека». 2. ТРК «Юганск-Интелком». |
Физико-математическое Информационно-технологическое Техническое | 1. ОАО «РН-Юганскнефтегаз». 2. ОАО «ЮТЭК-Нефтеюганск». 3. ОАО «Нефтеюганский объединённый авиотряд». 4. ТРК «Юганск-Интелком». 5. ЦПК «Нефтеюганский корпоративный институт». 6. ГУ МЧС России по ХМАО-Югре «Отряд Государственной Противопожарной Службы, пожарная часть 114-6 ОФПС» г. Нефтеюганск. |
Социально-экономическое | 1. ОАО «Ханты-Мансийский банк», г. Нефтеюганск. 2. Туристическое агенство «Югра-Интур». |
Социально-гуманитарное | 1. УВД ОМВД России по г. Нефтеюганску 2. Департамент по делам администрации «Отдел по делам архивов г. Нефтеюганска». |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Нефтеюганский индустриальный колледж (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»
- экскурсии, участие в дне открытых дверей.
- Бюджетное учреждение профессионального образования ХМАО – Югры «Нефтеюганский политехнический колледж»
- экскурсии, участие в дне открытых дверей.
- Нефтеюганский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения профессиональная образовательная организация «Златоустовский техникум технологии и экономики»
- экскурсии, участие в дне открытых дверей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ПРОГРАММА
КУРСА «ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ»
(СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ)
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально- экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).
Цель курса: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
Задачи курса:
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- сформировать положительное отношение к самому себе, создание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
Занятия курса проходят в виде различных форм учебной деятельности, таких как, деловые игры, беседы, встречи, тренинги, экскурсии, мастер классы, «мозговой штурм», работа в парах и группах.
Результаты освоения учебного курса
Личностные:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- выполнять профессиональные пробы, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности);
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные:
- работать с различными источниками информации;
- использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;
- участвовать в деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
- развитие навыков взаимодействия со взрослыми людьми;
- применять коммуникативные и презентационные навыки.
Предметные:
- расширить знания об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- расширить знания о понятии темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей;
- знать требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- расширить знания о понятии рынок профессионального труда, профессионализм и востребованность профессий в современном обществе.
Планируемые результаты изучения учебного курса
- сформировать у учащихся адекватные представления о себе и своем профессиональном соответствии;
- сформировать знания учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
- помочь учащимся принять осознанное решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения;
- повысить мотивацию молодежи к труду.
Тематическое планирование курса (8 класс)
№ п/п | Тема | Основные виды деятельности |
1. | Понятие о профессии. Характеристики профессии. | - расширение знаний о трудовой деятельности человека и профессии; - знакомство с технологическими, экономическими, педагогическими, медицинскими и психологическими характеристиками профессии. |
2. | Многообразие мира профессий | - анализ значения важности труда в жизни человека и общества; - расширение знаний о многообразии мира профессий; - осознание учащимися профессионально важных качеств. |
3. | Рынок труда | - встреча с представителями КУ «Нефтеюганский центр занятости населения»; - расширение знаний о том, как устроен и как работает рынок труда; - знакомство с миром рынка востребованных профессий. |
4. | Профессиональные пробы | - знакомство с организацией МБУК «Центральная городская библиотека», рабочими залами и специалистами; - участие в деловой игре «Мир профессий». |
5. | Представление о себе и проблемах выбора профессии | - расширение знаний о мотивах выбора профессии, спросе и моде на профессии, образе «Я» как система представлений о себе; - изучение уровня самооценки и уровня притязаний; - участие в игре «Чемодан хороших качеств». |
6. | Социальные проблемы труда | - расширение знаний об общественном разделение труда, его формах, содержании, характере трудовых функций, профессионализации, специализации и квалификации. |
7. | Профессиональные склонности и интересы | - знакомство с понятиями индивидуальные интересы и профессиональные намерения; - изучение склонностей и профессиональных интересов учащихся. |
8. | Профессиональные пробы | - знакомство с дошкольными группами МБОУ «СОШ № 5»; - расширение знаний о профессии «воспитатель дошкольной организации», методах и техниках работы; - участие в мастер-классах. |
9. | Анализ профессий | - знакомство с понятием формула профессии, профессиограмма; - участие в деловой игре «Угадай профессию». |
10. | Здоровье и выбор профессии | - встреча с представителями здравоохранения г. Нефтеюганска; - расширения знаний об учёте состояния здоровья при выборе профессии, «неблагоприятные производственные факторы», рекомендованные типы профессий по медицинским противопоказаниям. |
11. | Характеристика списка особо опасных профессий. | - знакомство с понятием и видами особо опасных профессий; - анализ необходимости и готовности людей к работе связанной с риском. |
12. | Профессиональные пробы | - знакомство с учреждением ФГБОУ ВПО «Нефтегазовый индустриальный колледж; - встреча с представителями образовательного учреждения. - знакомство с учебными кабинетами и обучаемыми специальностям. |
13. | Характеристика списка дефицитных профессий. | - знакомство с понятием и видами дефицитных профессий; - анализ важности и причин отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности. |
14. | Характеристика списка новых профессий. | - знакомство с понятием и видами новых профессий; - анализ востребованности новых профессий в повседневной жизнедеятельности человека. |
15. | Профессиональные пробы | - знакомство с учреждением БУ ПО «Нефтеюганский политехнический колледж»; - встреча с представителями образовательного учреждения; - знакомство с учебными кабинетами и обучаемыми специальностям. |
16. | Профессиональные учебные заведения ХМАО | - знакомство с понятиями государственная аккредитация, лицензия, форма обучения, специальности; - расширение знаний об условиях приема в учебные заведения, написание заявлений и сбор документов для поступления; - участие в игровой дискуссии «Кто нужен нашему городу?». |
17. | Мои жизненные ориентиры и планы будущего. | - познание собственных жизненных ориентиров, влияющих на выбор профессии; - развитие навыков по планированию своего профессионального пути. |
Содержание курса «Профориентационный модуль» (8 классы)
Тема 1. Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч.
Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?
Тема 2. Многообразие мира профессий - 1 ч.
Разнообразие списка профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Тема 3. Рынок труда - 1ч.
Встреча с представителями КУ «Нефтеюганский центр занятости населения». Как устроен и как работает рынок труда? «Продавцы», «покупатели» и «товар» на рынке труда. «Посредники» на рынке труда. Профессионализм как товар - цена труда. Стабильность спроса на профессии. Что ты должен знать об экономике Ханты-Мансийского автономного округа?
Тема 4. Профессиональные пробы - 1ч.
Экскурсия в МБУК «Центральная городская библиотека». Знакомство с организацией, рабочими залами и специалистами. Деловая игра по профориентации «Мир профессий».
Тема 5. Представление о себе и проблема выбора профессии - 1ч.
Мотивы выбора профессии. Спрос и мода на профессии. Как определить свое место на «психологической карте профессий?» Профессионально важные качества, склонности и профессиональные способности.
Тема 6. Социальные проблемы труда - 1ч.
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация, специализация, квалификация. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу». Цель труда и его результаты Умственный и физический труд. Характер и культура труда. Современные требования к труду. Предметы, средства и условия труда.
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы и профессиональные намерения. Дифференциально-диагностический опросник А. Климова «Я предпочту» (исследование склонностей и профессиональных интересов).
Тема 7. Профессиональные склонности и интересы – 1ч.
Тема 8. Профессиональные пробы - 1ч.
Мастер классы в дошкольных группах МБОУ «СОШ №5». Знакомство с учреждением, профессией «воспитатель дошкольной организации», методами и техниками работы.
Тема 9. Анализ профессий – 2ч.
Условия труда. Способы классификации профессий. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Игра «Угадай профессию.
Тема 10. Здоровье и выбор профессии – 1ч.
Учёт состояния при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий режима работы.
Тема 11. Характеристика списка особо опасных профессий - 1ч.
Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и готовность людей к работе связанной с риском.
Тема 12. Профессиональные пробы - 1ч.
Знакомство с учреждением, встреча с представителями ФГБОУ ВПО «Нефтегазовый индустриальный колледж. Презентация учебных кабинетов и специальностей.
Тема 13. Характеристика списка дефицитных профессий - 1ч.
Понятие и виды дефицитных профессий. Важность и причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.
Тема 14. Характеристика списка новых профессий - 1ч.
Характеристика видов новых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека.
Тема 15. Профессиональные пробы - 1ч.
Знакомство с учреждением, встреча с представителями БУ ПО «Нефтеюганский политехнический колледж». Презентация учебных кабинетов и специальностей.
Тема 16. Профессиональные учебные заведения ХМАО - 1ч.
Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности. Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
Тема 17. Мои жизненные ориентиры и планы будущего - 1ч.
Приветствие. Проективный рисунок «Моё эмоциональное отношение к выбору профессии». Упражнение «Моя будущая профессия». Упражнение «Багаж в дрогу». Рефлексия. Прощание.
Тематическое планирование курса (9 класс)
№ п/п | Тема | Основные виды деятельности |
1. | Понятие профориентация. Три составляющие правильного выбора профессии. | - знакомство с понятием профориентация; - изучение позиций, отражающих мнение на различные ситуации. |
2. | Понятие личности. Эмоции. | - знакомство с понятиями личность, эмоции; - анализ ситуаций, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. - расширение знаний о чувствах человека, испытывающих в различных жизненных ситуациях. |
3. | Природная основа личности. Темперамент. | - знакомство с понятиями личность, темперамент; - определение уровня экстраверсии-интроверсии; - экспрес-диагностика темпераментной структуры личности. |
4. | Побудительные силы человека – мотивы, интересы, склонности. | - знакомство с понятиями мотивы, интересы и склонности; - определение жизненно важных мотивов; - оценка личной включенности в изучении школьных предметов. |
5. | Ценностные ориентации и профессии. | - знакомство с понятием ценностные ориентации; - определение ведущих ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. |
6. | Способности и профессия. | - расширение знаний о общих и специальных способностях; - изучение ровня развития общих способностей; - определение влияния способностей на продуктивную деятельность. |
7. | Профессиональные важные качества. | - знакомство с понятиями профпригодность, профессионально важные качества человека; - выполнение задания секрет успеха. |
8. | Этапы профессионального самоопределения. | - знакомство с этапами, стадиями и закономерностями построения профессиональной карьеры; - создание модели профессионального развития. |
9. | Карта самопознания. | - оценивание личных достижений в различных сферах деятельности, нахождение их взаимосвязи с построением профессиональной карьеры; - изучение профессиональных намерений и жизненных планов; - самооценка развития волевых качеств. |
10. | Понятие профессия. Классификация профессий по предмету труда. | - расширение знаний о профессиях, их особенностях и классификациях; - выполнение заданий на соотнесение профессий к тому или ному профессиональному типу. |
11. | Профессиограмма. | - расширение знаний о положительных и отрицательных сторонах профессий разного типа; - знакомство с понятием профессиограмма; - выполнение задания на составление профессиограмм для профессий. |
12. | Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. | - знакомство с видами учреждений профессионального образования, понятием государственный образовательный стандарт; - выполнение задания на анализ и соотнесение профессий и специальностей к видам учреждений профессионального образования. |
13. | Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | - изучение данных современного рынка труда, его требований к профессионалу; - участие в игре «моё предприятие». |
14. | Формы и сроки обучения, присеваемые квалификации. Правила поступления в учебные заведения. | - знакомство с понятиями формы и сроки обучения, квалификации, правила поступления в учебные заведения; - составление возможных образовательных маршрутов после 9-го класса; - расширение знаний об источниках информации, необходимых при выборе учебного заведения. |
15. | Система профессиональных учебных заведений ХМАО. | - знакомство с информацией о профессиональных учебных заведениях города и ХМАО-Югры. |
16. | Особенности и тенденции развития рынка труда ХМАО-Югры. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. | - выполнение задания, направленного на изучение ведущих предприятий города, ХМАО-Югры, востребованных специальностей и профессий; - анализ статистики трудоустройства выпускников, окончивших профессиональные учебные учреждения, причин их успеха и неудач в поиске работы. |
17. | Принятие решения в выборе профессии. | - анализ и принятие решения в профессиональном самоопределении; - составление плана профессиональной карьеры. |
Содержание курса «Профориентационный модуль» (9 классы)
Тема 1. Понятие «профориентация»
Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. Край, в котором ты живешь: особенности социокультурного и экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Тема 2. Понятие личности. Эмоции.
Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты целостности личности. Понятие «эмоции».
Тема 3. Природная основа личности. Темперамент.
Темперамент, его основные свойства и типы. Психологические характеристики темперамента и его проявление в деятельности.
Тема 4. Побудительные силы человека — мотивы, интересы, склонности.
Понятия мотива, интереса, склонности. Основные теории мотивации. Влияние структуры мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности.
Тема 5. Ценностные ориентации.
Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. Собственные ценностные ориентации.
Тема 6. Способности и профессия.
Понятия общих и специальных способностей, их влияние на продуктивность деятельности. Присущие учащимся способности.
Тема 7. Профессионально важные качества.
Профпригодность, профессионально важные качества.
Тема 8. Этапы профессионального самоопределения.
Этапы, стадии и закономерности построения профессиональной карьеры. Навыки и умения в сфере анализа и планирования.
Закономерности возрастного и профессионального развития. Понятия «профессиональная карьера», «возрастной период», «развитие профессионала».
Тема 9. Карта самопознания.
Навыки самопознания, самоанализа и рефлексии. Навыки самопрезентации и составления резюме.
Тема 10. Понятие «профессия». Классификация профессий по предмету труда.
Представление существующих профессий и их спецификаций. Особенности профессий. Классификация профессий. Принципы классификации профессий. Профессиональный выбор.
Тема 11. Профессиограмма.
Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.
Тема 12. Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.
Виды учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.
Тема 13. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
Тема 14. Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления. Информация, необходимая при выборе учебного заведения.
Формы обучения, сроки освоения программ профессиональной подготовки с присваиваемой квалификацией. Правила приема в учебные заведения.
Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.
Тема 15. Система профессиональных учебных заведений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Обзор учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Филиалы и негосударственные учебные заведения.
Тема 16. Особенности и тенденции развития рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
Специфические черты экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Особенности рынка труда автономного округа. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
Тема 17. Принятие решения при выборе профессии.
Стратегия принятия решений. Способы аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»
Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...
Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»
Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...
Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».
Цикл занятий по профориентации.Цель:Формирование у детей стремления к осознанному выбору профессии.Задачи:содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;формирование актуально...
Программа воспитательной работы "От профессионального самоопределения - к профессиональному успеху"
Программа воспитательной работы...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ТЫ И ПРОФЕССИЯ" Данный курс создан на основе изучения профориентационной программы Е.А. Климова "Я и моя профессия" и личного опыта работы в школе. Эта программа позволит школьникам рассмотреть проблемы самоопределения
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ "ТЫ И ПРОФЕССИЯ".Цель курсов - подготовка учащихся к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Основная характеристика курсов по выбору:Избыточность.Вариативност...
Оптимизация системы профориентационной работы и повышение мотивации к самоопределению подростков на основе использования ИКТ и возможности дистанционной формы организации занятий.
Целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личн...
авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.
Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообр...