Обида. Механизмы коррекции
консультация по психологии на тему
Теоретические материалы, предназначенные для консультаций педагогов по причинам возникновения и механизмам её коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://www.youtube.com/watch?v=SUnK6bixRQI | 29.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Обида. Одна из самых понятным нам эмоций. Все мы так или иначе обижались в этой жизни, а еще каждый из нас обижал кого-то. Много жизней исковерканных обидой, много разрушенных отношений, покореженных судеб. Наверное, каждому хотелось бы переписать многие страницы в своей жизни и вычеркнуть из нее перенесенную боль. Многие люди с этой целью приходят на прием к психотерапевту и просят — проведите сеанс гипноза, чтобы я не помнил о случившемся. Однако амнезия не панацея. Гораздо лучше понять истоки, корни этого чувства, понять, как проживать его и освобождаться от эмоционального багажа.
Феномен «Обида» логично рассматривать в нескольких аспектах.
Историко-культурный аспект. Тематика обиды широко представлена в истории культуры (преданиях, сказаниях, мифах, легендах и др.).
В Греческой мифологии феномен обиды фигурирует в разных контекстах. К примеру: Тереевы обиды (греч. миф.). — Фракийский царь Терей за измену был накормлен женой мясом убитого ею сына.
Агамемнон: «Что ж бы я сделал? Богиня могучая все совершила, Дочь громовержца, Обида, которая всех ослепляет...»
Немезида (греч. миф.) — богиня мести, смиряющая гордость людей Эвмениды — дочери Ночи, наказующие божества преисподней (Мегера), например. Софокл называет их детьми мрака и земли. В поздних греческих мифах, эвмениды — земные божества, неусыпно наблюдают за тем, чтобы от века установленные отношения между старшими и младшими, родителями и детьми, богатыми и бедными, благоденствующими и несчастными и т. п. не были нарушаемы к выгоде одной стороны на счет другой. Есть Эвмениды отца, матери, родителей; также детей, нищих, т. е. всякого, кто обижен и чья обида вопиет о мщении. Воплям и проклятиям жертвы внемлют богини и преследуют виновного без устали и пощады не только на земле, но и в преисподней после смерти, пока мера мщения не исполнится. Уже в Илиаде богини-мстительницы живут в преисподней.
В славянской мифологии Обида – Богиня обиды, беды, зла, несчастий, смерти. (Воплощение – чёрная лебедь).
Народный аспект.
Пословицы, поговорки, народная мудрость: «Не держи на меня обиду». «На обиженных воду возят». (Вероятные контексты этой поговорки: человеком, поглощённым своей обидой (или униженным ею), легко манипулировать. «Обиженных» (отверженных) заставляют выполнять самую тяжёлую работу). В народе - обида – любая неприятность («Вот какая обида приключилась!»).
Социально-правовой аспект.
Обида – действия, понижающие статус человека. «Не пригласил на пир – причинил обиду». В XII—XIII вв. основное значение слова обида - «нарушение княжеского права, несправедливость». Обида – изначально: само событие, которое оценивается как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести (статуса).
Психологический аспект. Эмоциональные переживания (обидчика или человека, претерпевшего обиду), и возможные реакции на событие (например, отказ от общения с человеком). Состояние обиды включает в себя такие элементы как жалость к себе, ненависть и мстительность. Личная обида – переживание гнева к обидчику и жалости к себе. Личная обида не обязательно является умышленной. Личная обида вспыхивает, когда задеты больные для человека точки (ключи или ТРИГГЕРЫ обиды), либо есть желание и условная выгода от обиды. Обидчивость не есть обида.
Итак, в психологическом аспекте обида рассматривается как неоправданные ожидания человека. Этимологический аспект. Слово «обида» образовано от «об-вида», то есть «об-огнуть видом», обнести, не заметить, обделить. И потому тесно связано с таким понятием, как справедливость. Люди обижаются, когда, как им кажется, их обделяют, поступают несправедливо. Как связаны названные аспекты? Если обидели (словом, поступком и пр.) – это событие, оно свершилось и закончилось. Далее включается длительный процесс переживания, анализа и т.д. – появляется чувство обиды. Обида - разрушительное чувство, которое мешает полноценно жить и ведет к психосоматическим нарушениям. Обиженный человек движим не своими желаниями, а своей обидой. Нередко обида – чувство жертвы, которое рождается тогда, когда человек не может проявить свои первичные чувства – гнев, боль и адекватно отреагировать на причинение ему боли другим человеком. Обидчивые люди часто вырастают из сильно избалованных детей. Родители исполняют все их желания по первому требованию. Из-за этого у них формируются два недостатка: убеждение, что им все вокруг должны, и неумение трудиться. Есть категория людей, у которых обида, становится ведущей эмоцией. На работе не так посмотрели - обида, муж не так что-то сделал - обида. Реакция на любую проблему - обида. Более того, человек целенаправленно ищет на кого бы обидеться. Это, как правило, является сценарной проблемой. Человек с детства привык обижаться. С помощью своей обидчивости он получал, то, что ему нужно. С течением времени он настолько втянулся, что стал получать определенный «кайф» от обиды. Поэтому стремится неосознанно получать этот «кайф» в общении, а для этого нужно обидеться. Обидчивость, является показателем пассивности. Стремлением, чтобы твои вопросы и проблемы решили за тебя. В самой обидчивости заложен манипулятивный характер. Если я на кого-то обиделся, то я фактически у этого человека моделирую чувство вины, которое заставит его сделать то, что я хочу. Женское «Ой, всё»)))
Прощание с обидой отражает полимодальный контекст психологической, педагогической, психотерапевтической работы. Ожидаемый результат – изменение паттернов поведения и эмоциональных реакций, осознание, отреагирование и проработка чувства обиды. Образно говоря, если: «Гляжу с высоты на обиду, теряю обиду из виду» (Валентин Берестов).
Прощание с обидой - это прощение. Простить – значит осознать ситуацию и изменить отношение к ней. Прощение связано с пониманием. Неослабевающая душевная боль означает, что человек не до конца не попрощался с обидой.
В контексте прощания с обидой применима 5-ти шаговая методика Ф.Перлза:
1. Признание фактов.
2. Завершение незаконченных дел.
3. Прощальная церемония.
4. Оплакивание.
5. Приветствие нового дня.
Прощание осуществляется через процесс прощения, который осуществляется по шагам.
Фаза открытия означает быть честным перед собой в размышлениях об обиде и ее влиянии.
1. Осмысление психологической защиты, признание факта, что обида имела место.
2. Признание наличия гнева с целью избавиться от него, а не поддерживать его в себе.
3. Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам.
4. Осознание затраты эмоциональной энергии на нанесение обиды.
5. Осознание личностной вовлеченности в когнитивную "репетицию" обиды (или постоянные мысли о ней). (эмоциональная (шаг 4) и когнитивная (шаг 5) энергия тратится на переживание травмирующей ситуации).
6. (Сравнение – частый механизм нанесения обиды). Понимание того, что обиженный сравнивает себя с обидчиком.
Фаза принятия решения
7. Изменение восприятия и новое понимание того, что прежние стратегии избавления от чувства обиды не работают
8. Готовность рассматривать прощение как предпочтительный выбор.
9. Готовность простить обидчика
Фаза действия
10. Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуацию в целом с помощью примеривания на себя различных ролей.
11. Эмпатия по отношению к обидчику.
12. Осознание собственного сочувствия обидчику
13. "Поглощение" неизбежной боли Фаза результата
14. Нахождение личностного смысла в страдании и прощении
15. Понимание собственной потребности в прощении
16. Понимание того, что пережитая обида может изменить цель жизни.
17. Осознание уменьшения негативных и возможного роста позитивных чувств в отношении обидчика и понимание внутреннего разрешения ситуаци.
Ученые также исследовали развитие понимания людьми концепции прощения. Р. Энрайт, М. Сантос и Р. Аль-Мабук и предложили рассматривать шесть стадий понимания прощения. Основанные на теории когнитивного развития Ж. Пиаже и модели развития этических рассуждений А. Кольберга, эти стадии отражают процесс понимания прощения, который начинается с акцента на собственной личности, затем выделяет общественную сторону проблемы и заканчивается осознанием принципа.
Стадии понимания прощения
1. Прощение, основанное на мести: я могу простить обидчика, только если я накажу его в мере, пропорциональной моему собственному страданию.
2. Прощение, основанное на возмещении: если я получу обратно то, чего лишился, если мне будут принесены извинения, если, простив, я буду чувствовать себя менее виноватым, тогда я могу простить.
3. Прощение во исполнение ожиданий других: я могу простить, если меня побуждают к этому другие.
4. Прощение во исполнение требований моей религии.
5. Прощение как средство достижения социальной гармонии: я прощаю, потому что это восстанавливает социальную гармонию и хорошие отношения в обществе.
6. Прощение как любовь: я прощаю без всяких условий, ущемляющее меня поведение не отражается на моей любви к нему.
Р. Энрайт и соавт. показали, что стадии понимания прощения связаны с возрастом: детям свойственны более ранние, взрослым - более высокие стадии понимания прощения. Разброс значений с возрастом увеличивается, показывая, что некоторые взрослые остаются на более ранних стадиях, в то время как для детей не характерны более высокие стадии. Приведенные выше результаты относятся к представлениям людей о гипотетических ситуациях. В реальной жизни эмоции и социальные факторы могут воздействовать на человека, и он будет поступать отлично от собственного когнитивного понимания прощения.
В семейной ситуации длительная обида может принимать неадекватные и гипертрофированные размеры с последующими осложнениями, которые: - могут передаваться как негативный семейный опыт (в виде семейных мифов, ритуалов, легенд, семейных историй), - влекут за собой нарушение привычного образа жизни и наиболее важных для членов семьи межличностных отношений, - влияют на жизнедеятельность и самочувствие всех членов семьи, - разрушают сложившуюся легенду семьи и т.д.
На самом деле обиды приносят огромную пользу, которая выражается в следующем:
- Показывают наши слабые места. Никогда нельзя отпускать это чувство от себя, не разобравшись, о чем оно сигнализирует. Например, веселая беседа партнера с подругой вызвала сильную обиду и дикую ревность. Покопавшись в себе, можно обнаружить, что негативная реакция тянется корнями в детство, где родители предпочитали тебя брату или сестре. Нужно работать над старой детской травмой, и тогда обычная дружеская беседа не будет вызывать таких болезненных переживаний.
- В случае окончания отношений польза обиды в анестезирующих свойствах. Разрыв сопровождается целым ворохом неприятных вещей. Тоска по другому человеку, недостаток общения с ним — такое перенести чрезвычайно сложно. Но гнев и жалость к себе помогают как бы отстраниться от того, кто длительное время был важной частью жизни. Появляются силы перевернуть страницу и идти дальше.
- Обида помогает освобождаться от негативных эмоций. Она поднимает с души весь эмоциональный шлак и выносит его наружу. Кроме того, время от времени выяснять отношения даже полезно. Как отмечалось выше, «малые чаши» лучше, чем годами накапливаемое недовольство.
Способы, как избавиться от обиды:
- Не копите в себе. В одной легенде мудрец советует использовать для недоразумений с людьми «маленькую чашу». То есть не накапливать свое недовольство до нестерпимых размеров, когда дело заканчивается всплеском эмоций, скандалом или разрывом отношений, а выяснять все моменты, которые отнесены в разряд несправедливых, сразу.
- Отпустите ситуацию, примите все, как есть. Обиды — всегда результат наших неоправданных ожиданий. Они порождаются мечтами, желаниями и нашими представлениями о другом. Человек не виноват, что мы придумали ему черты характера, которых у него нет. Тем более, он не виноват, что не обладает телепатией и не угадывает наши желания. Осознание данного факта помогает снизить градус нашего недовольства и окрашивает проблему совсем в другом ключе.
- Обязательно выговориться. Негативные эмоции уходят через слова. Обратитесь к друзьям, подругам, психологу, священнику, позвоните на телефон доверия. Главное — не носите негатив в себе.
- Проработка ситуации с партнером. Наберитесь смелости и разорвите молчанку. Объясните обидчику свои чувства и предъявите претензии. Скорее всего, он будет удивлен и раздосадован. Даже если вас обидели специально, в этом вряд ли сознаются. Чаще всего люди чувствуют себя крайне неудобно и извиняются.
- Простите и отпустите. Если вы видите, что кто-то целенаправленно постоянно обижает вас, задумайтесь, а так ли вы нуждаетесь в этом человеке? Любящие люди бережно относятся к партнерам. Они могут уязвить ненамеренно. Но, если ситуация повторяется длительное время, возможно, вы имеете дело с энергетическим вампиром. Такие типы личностей питаются чужой болью. Переделать их нельзя. Единственный выход — уйти.
- Самоанализ. Попробуйте понять, обиду вам причинил именно этот человек, или ваша сильная реакция кроется в прошлых неприятностях. Возможно, виновато переутомление, нервное перенапряжение или старые травмы. Тогда вам нужно извиняться, а не кому-то перед вами.
- Помощь извне. Если самостоятельно справиться с болезненными переживаниями не получается, как отпустить обиду, подскажет психолог. Специалист стоит недешево, но наше самочувствие, любовь, отношения — бесценны. Тем более, что ответной реакцией организма на чувство может стать не только временное расстройство, а сломанная жизнь и потерянное здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе "Мотив обиды в повести Н.В. Гоголя «Шинель»"
Цели урока:- углубить и развить представление учащихся о «маленьком человеке» в повести Н.В. Гоголя. В занимательной форме отрабатывать навыки анализа прозаического текста. Сформировать представ...
разработка урока по физике в 7 классе "Простые механизмы. КПД простых механизмов"
Разработка урока по физике с применением интерактивных технологийШилова Лариса Петровна, учитель физики ГБОУ СОШ №583 Приморского района Санкт-ПетербургаТема: Простые механизмы,.КПД простых...
Психологическое занятие "Лекарство от обиды"
Авторская разработка. Занятие расчитано на детей подросткового возраста, показавшие по результатам диагностики агрессивности высокие показатели по шкалам "обида" и "чувство вины", а так же дезадаптир...
Буклет "Упражнения "Обиды"
Нужно понимать и осознавать, что мы видим одни и те же вещи по-разному, и ожидания у нас разные. Именно несовпадение видения одних и тех же вещей (с нежеланием этого понимать) очень часто приводит к к...
Блок по технологии "Машина и механизмы" 1-2 урок (Введение. Простые механизмы. Рычаг)
Блок по технологии "Машина и механизмы" 1-2 урок (Введение. Простые механизмы. Рычаг)...
Методическая разработка урока в 6 классе "Сборка моделей механизмов. Расчет передаточного механизма"
Методическая разработка урока в 6 классе с элементами деловой игры «Я механик»....
7 класс Контрольная работа "Простые механизмы. КПД простых механизмов"
Контрольная работа 4-х уровней сложности...