Программа занятий "Мой профессиональный выбор"
рабочая программа по психологии (11 класс) на тему

Григорьева Екатерина Васильевна

Профориентация с элементами тренинга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа занятий с элементами тренинга

для учащихся 11 классов

«Мой профессиональный выбор»

Составила: педагог-психолог Григорьева Е.В.

2017-2018 учебный год

Актуальность программы: Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Работа и все, что с ней связано, занимает в среднем примерно половину жизни человека. Для очень многих учащихся ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой - он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. Чтобы не оказаться в ситуации, когда профессиональный выбор не удовлетворяет и является ошибочным, к профессиональному самоопределению нужно подходить осмысленно и начинать думать о перспективах будущей работы еще в школе. Актуальность программы заключается также и в том, что ученик не ожидает готового решения от взрослых, а сам включается в поисковую деятельность и становится субъектом собственного выбора. Таким образом, происходит управление становлением субъектной позиции учащегося и решается проблема делегирования ответственности за принятое решение. С целью формирования готовности к выбору профессии и профессионального самоопределения, была разработана следующая программа занятий с элементами тренинга.

Цель программы: способствовать формированию высокого уровня готовности к выбору профессии и профессиональному самоопределению учащихся.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с понятиями «профессия», «специальность», «должность», с ошибками в выборе профессии;

2. Способствовать   осознанию   учащимися   эмоций   переживаемых   по   поводу профессионального выбора;

3. Способствовать расширению границ самопознания;

4. Показать взаимосвязь способностей и профессионального выбора;

5. Способствовать    принятию    ответственности   за   решение    о    собственном профессиональном будущем, осмысленному выбору профессии;

6. Ознакомить    с    правилами    принятия    решения    и    планирования    своего профессионального пути;

7. Способствовать формированию отношения к выбору профессии не как к пугающей необходимости, а как к началу нового интересного жизненного этапа;

8. Способствовать формированию установки на самоанализ и обязательный успех;

9. Развить навыки рефлексии и обратной связи.

Ожидаемый эффект: высокий уровень готовности к выбору профессии и профессиональное самоопределение учащихся.

Критерии эффективности

Индикаторы эффективности

Готовность к выбору профессии

Уровень готовности к выбору профессии

Профессиональное самоопределение

Уровень профессионального самоопределения

Длительность курса: программа рассчитана на 7 занятий.        

Возрастные категории обучающихся: учащиеся 11 класса (16-18 лет).

Этапы работы:

  • первичная диагностика;
  • занятия с элементами тренинга;
  • контрольное тестирование;
  • анализ эффективности работы;
  • рекомендации всем участникам процесса формирования классного коллектива.

Результативность: контрольное тестирование.

Используемые методы:

1) Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (подготовлен профессором В.Б. Успенским). Определяет уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0-6 баллов - неготовность;

7-12 баллов - низкая готовность;

13-18 баллов - средняя готовность;

19-24 баллов - высокая готовность.

Вначале серии занятий «Мой профессиональный выбор» и после их завершения учащиеся отвечают на вопросы анкеты, определяют свой уровень готовности к выбору профессии и вместе с психологом сверяют, изменился ли уровень готовности к выбору профессии после занятий и насколько.

2) Шкала фиксации уровня профессионального самоопределения. На ватмане психолог изображает отрезок, который разделен на равные промежутки, обозначенные числами от 0 до 9. На данной шкале учащиеся отражают свой уровень профессионального самоопределения, то есть тот уровень, в соответствии с которым учащийся определился со своей будущей профессией. Определяем уровень профессионального самоопределения школьников по следующей шкале:

0-3 баллов - низкий уровень;

3-6 баллов - средний уровень;

6-9 баллов - высокий уровень профессионального самоопределения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторска программа элективного курса по профориентационной поддержке старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

Цель курса:  Исследование и диагностика профессиональных предпочтений учащихся с целью определения профиля обучения в 10 классе.Задачи курса:Определение выраженности интересов учащихс...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

      Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбо...

Родительское собрание 9-м классе "Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей

Родительское собрание 9-м классе"Важность   выбора профессии. Сопровождение  и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей" "Профессия — эт...

Программа "Наш профессиональный выбор"

Проблема профессионального выбора обучающихся всегда являлась первостепенной. Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается необходимость не т...

Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)

В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...