Программа "Наш профессиональный выбор"
рабочая программа

Мешкова Светлана Александровна.

Проблема профессионального выбора обучающихся всегда являлась первостепенной. Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается необходимость не только расширения её масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия родителей (законных представителей) в профессиональном и личностном самоопределении учащихся.

Данная программа входит в реализацию проекта "Моя професси-моя опора"

http://kurtspu.ru/education/moya-professiya-moya-opora/dlya-vas-roditeli.phpт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nash_professionalnyy_vybor.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  просвещения РФ

------------------*-----------------

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное  учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»

Программа работы с родителями

 «Наш профессиональный выбор»

Авторы-составители:

Сердюкова О.А., заведующий по методической и инновационной работе,

Максимовских Г.С., заведующая учебно-производственными мастерскими,

Мешкова С.А., социальный педагог  1 квалификационной категории.

г. Куртамыш 2018 г.

Паспорт программы

Раздел программы

Характеристика раздела

Наименование программы

«Наш профессиональный выбор»

Основание для разработки    программы

1. Федеральным законом от 29.12.2012  №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

 2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г., № 1897);

3. Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации, протокол от 18 июля 2013 № ПК-5вн).

4. Проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Старт-ап площадка профессиональных проб как пространство трудовой социализации воспитанников СУВУ  «Моя профессия – моя опора».

- Трудовой Кодекс РФ,

- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 01.01.2001 г.,

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 07.08.03. года № 000 «Об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи».

- Федеральный закон №120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Основные разработчики    программы    

Сердюкова О.А., заведующий по методической и инновационной работе,

Максимовских Г.С., заведующая учебно-производственными мастерскими,

Мешкова С.А., социальный педагог  1 квалификационной категории.

Исполнители программы

Социальные педагоги Куртамышского СУВУ

Родители (законные представители) обучающихся в Куртамышском СУВУ

Цель программы                    

Включение родителей (законных представителей) в профориентационную деятельность образовательного учреждения для осуществления сопровождения детей по индивидуальному профессиональному маршруту.

Задачи программы                  

1. Предоставление родителям (законных представителей) информации о результатах проведенного исследования и возможных вариантах участия в профориентационной деятельности.

2.Создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) и их активности в вопросах будущего профессионального выбора детей.

3.Создание механизма сопровождения родителями (законными представителями) подростка по индивидуальному профессиональному маршруту.

4.Активное включение родителей (законных представителей) в процесс профессионального самоопределения несовершеннолетнего.

5.Обобщение накопленного опыта в процессе реализации программы «Наш профессиональный выбор».

Сроки реализации программы                  

Июнь 2018 – сентябрь 2019

Этапы реализации программы

I этап. Информационный (июнь 2018 г.; январь 2019г.)

Цель: информирование родителей (законных представителей)  о результатах проведенного анкетирования для дальнейшего выбора варианта индивидуального профессионального маршрута ребенка.

Задачи:

1.  Предоставление каждому родителю (законному представителю) объективной информации о готовности и характере профессиональных предпочтений подростка.

2. Ознакомление родителей  (законных представителей)  с возможными вариантами участия в профориентационной деятельности.

3. Создание условий для активного включения родителей (законных представителей) в деятельность по профессиональному выбору своего ребенка.

II этап. Сопровождение (июль – декабрь 2018 г.; февраль 2019- август 2019 г.)

Цель: формирование представлений родителей (законных представителей) о правильности совместно выбранного индивидуального профессионального маршрута.

Задачи:

1.  Создание условий для возможности сопровождения родителями (законными представителями) своих детей в процессе реализации индивидуального профессионального маршрута.

2. Координация деятельности родителей (законных представителей), детей, педагогов.

3. Совместный анализ промежуточных результатов осуществления намеченного профессионального маршрута и его корректировка.

III  этап. Обобщающий (декабрь 2018 г.; август – 2019г.)

Цель: формирование общих рекомендаций для родителей (законных представителей) в их дальнейшем сопровождении детей по индивидуальному профессиональному маршруту.

Задачи:

1.Обмен полученным опытом между родителями (законными представителями) и педагогами.

2.Оценка эффективности действия программы «Наш профессиональный выбор».

3.Разработка общих рекомендаций для родителей (законных представителей).

Ожидаемые  результаты

- Оказание реальной помощи родителям (законным представителям) и детям в ориентировании в мире профессий, осуществлении правильного профессионального выбора;

- Укрепить сотрудничество между родителями (законными представителями) и образовательным учреждением с целью координации в  профориентационной работе.

- Разработать общие рекомендации по оказанию помощи в сопровождении детей в процессе осуществления индивидуального профессионального маршрута;

Пояснительная записка

«Как хорошо,  когда у человека есть возможность

 выбрать себе профессию не по необходимости,

 а сообразуясь с душевными склонностями

 Апшерони А.

Проблема профессионального выбора обучающихся всегда являлась первостепенной. Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается необходимость не только расширения её масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия родителей (законных представителей) в профессиональном и личностном самоопределении учащихся.

Родители (законные представители) оказывают существенное влияние на молодежь при выборе профессии. Как правило, в семье, в зависимости от системы ценностей, происходит обсуждение и выбор будущей профессии, подготовка к тому образу жизни, который, по мнению родителей (законных представителей), является идеальной моделью будущего их ребёнка. В этом процессе они ориентируются в основном на «престижность», на возможность получения «хорошей профессии», которая обеспечит в будущем соответствующее материальное благополучие и возможность продвижения по карьерной лестнице. Желая лучшего для своего ребенка, родители (законные представители) принуждают его к выбору нелюбимой профессии.

Многие родители (законные представители) не имеют объективных представлений об образовательных учреждениях, что существенно ограничивает возможности осуществления профессионального выбора выпускниками. Важно отметить, что родители (законные представители) не имеют достаточно ясных представлений и достаточной информации о способностях и интересах своих детей, не учитывают их желания и увлечения.

У воспитанников Куртамышского СУВУ родителей (законных представителей) нет рядом, многие из них не могут оказать положительного влияния в выборе профессии по причине того, что они сами не успешны (13 % неблагополучных семей, 84% неполных семей), родители (законные представители) некомпетентны в вопросах состояния рынка труда, его потребностях и дальнейших вариантах развития.

Таким образом, обозначились две проблемы, от решения которых зависит успешность осуществления совместной профориентационной деятельности и повышение активности и компетентности родителей (законных представителей).

1. Оказание помощи в формировании адекватного восприятия родителями (законными представителями) профессиональных предпочтений своего ребёнка, его возможностях и способностях.

2. Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития рынка труда, спроса на различные виды профессий.

В это связи  социальные педагоги Куртамышского СУВУ разработали программу сопровождения «Наш профессиональный выбор» по консультированию родителей (законных представителей) по профориентационному деятельности. Данная программа реализуется в рамках проекта «Моя профессия – моя опора» при участии Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 Особенностью программы «Наш профессиональный выбор» является – информирование родителей (законных представителей) через он-лайн-консультации, телефонные переговоры. На официальном сайте Куртамышского СУВУ имеется вкладка «Моя профессия – моя опора», с периодичностью 1 раз в квартал социальные педагоги  размещают необходимую информацию:  заочные родительские собрания, памятки, рекомендации специалистов.

Цель программы:

Включение родителей (законных представителей) в профориентационную деятельность образовательного учреждения для осуществления сопровождения детей по индивидуальному профессиональному маршруту.

Задачи:

1. Предоставление родителям (законным представителям) информации о результатах проведенного исследования и возможных вариантах участия в профориентационной деятельности.

2.Создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) и их активности в вопросах будущего профессионального выбора детей.

3.Создание механизма сопровождения родителями (законными представителями) подростка по индивидуальному профессиональному маршруту.

4.Активное включение родителей (законных представителей) в процесс профессионального самоопределения несовершеннолетнего.

6.Обобщение накопленного опыта в процессе реализации программы «Наш профессиональный выбор».

Принципы:

1) научности. Организация работы на основе ориентации на психологические особенности развития подростков, на современные разработки отечественных и зарубежных учёных;

2) системности, благодаря которому процесс реализации программы осуществляется непрерывно с опорой на взаимодействующие и взаимосвязанные элементы (классного руководителя, тьюторскую и психолого-педагогическую службы, учащихся и их родителей (законных представителей), педагогов училища);

3непрерывностиобеспечивающий реализацию разработанной программы с учётом личностных качеств учащихся, мотивации их деятельности, интересов, склонностей, личностно значимых ориентиров, условий окружающей среды, что позволяет оперативно реагировать на социальные и личностные изменения;

4) индивидуальностикоторый позволяет осуществлять личностно ориентированную деятельность по развитию каждого ребёнка, индивидуально планировать пути профессионального самоопределения;

5) объективностикоторый позволяет учитывать в процессе работы каждого ребёнка с его разнообразными личностными качествами;

6) диалогичности, обеспечивающий непрерывное взаимодействие между училищем, родителями (законными представителями) и учащимися, результатом, которого является осуществление объективного, правильного профессионального выбора.

В основе педагогической поддержки семьи лежит союз педагогов и родителей (законных представителей) по повышению воспитательного потенциала семьи.

Содержание программы

1 этап – информационный

 

Мероприятие

Участники

Сроки

Результат

Создание на официальном сайте Куртамышщского СУВУ вкладки о реализации проекта «Моя профессия – моя опора»

Родители (законные представители), социальные педагоги

Июнь 2018

Ознакомление родителей (законных представителей) с возможными вариантами участия в профориентационной деятельности.

Предоставление каждому родителю объективной информации о готовности и характере профессиональных предпочтений подростка.

Родители (законные представители), социальные педагоги

Июнь 2018

Результаты диагностического исследования о профессиональных предпочтениях воспитанниц (список).

 

Заочное родительское собрание «Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков» на сайте организации

Родители (законные представители), социальные педагоги

Июнь 2018, январь 2019

Создание условий для активного включения родителей (законных представителей) в деятельность по профессиональному выбору своего ребенка.

2  этап – сопровождение

Мероприятие

Участники

Сроки

Результат

Буклет «Моя профессия – моя опора»

социальные педагоги, воспитанницы  

Ноябрь 2018

Информирование родителей (законных представителей)

Разработка индивидуальных профессиональных маршрутов

Социальные педагоги

Июль 2018-май 2019

Выбор родителями (законными представителями) индивидуального профессионального маршрута ребенка.

Телефонные переговоры по индивидуальным запросам

Родители (законные представители), социальные педагоги

Июль 2018-май 2019

Совместное прохождение индивидуального профессионального маршрута (родитель (законный представитель) – ребёнок - социальный педагог) и его корректировка

Индивидуальные поручения родителям (законным представителям)

Родители (законные представители), социальные педагоги, воспитанницы

По необходимости

Заочные родительские собрания

Родители (законные представители), социальные педагоги

1 раз в квартал

3  этап – обобщающий

Мероприятие

Участники

Сроки

Результат

Проведение онлайн-консультаций  для родителей (законных представителям), «Выбор профессии ребёнка  – это серьезно».

Родители (законные представители), социальные педагоги

По необходимости

Рекомендации родителям (законным представителям) по профориентационной работе с воспитанницами

Анкетирование родителей (законных представителей) об эффективности профориентационной работы в СУВУ

Родители (законные представители), социальные педагоги

Декабрь 2018, май 2019

Оценка эффективности действия программы «Наш профессиональный выбор».

Выступление на конференции

Педагоги, занимающиеся вопросами профориентации,

специалисты центра занятости,

Родители (законные представители),

Февраль 2019

Обобщение опыта работы социального педагога по программе «Наш профессиональный выбор»

Предполагаемые  результаты.

– Оказание реальной помощи родителям (законным представителям), и детям в ориентировании в мире профессий, осуществлении правильного профессионального выбора;

– укрепить сотрудничество между родителями (законными представителями), и образовательным учреждением с целью координации усилий по профориентационной работе.

- Разработать общие рекомендации по оказанию помощи в сопровождении детей в процессе осуществления индивидуального профессионального маршрута.

Маршрут

Профориентационная диагностика предпочтений – комплекс профориентационных  мероприятий СУВУ – программы профессионального обучения - профориентационные пробы -  выбор профессии – выбор учебного заведения – поступление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Памятка профессионального выбора подростка

Памятка содержит материал для профессионального выбора подростка...

План-конспект урока "Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор"

Каждый человек мечтает найти для себя профессию, которая всегда будет востребована на рынке труда. Материальная обеспеченность и возможность карьерного роста и развития – это основные составляющие для...

Презентация "Мой профессиональный выбор"

Презентация "Мой профессиональный выбор" создана в рамках проведения областного профессионального конкурса "Учитель года Дона 2011".Конкурс проходил в городе Волгодонске в 2011году. Презентация помога...

"Организация и проведение профессиональных проб в центре профессионального выбора"

Профессиональные пробы составляют практическую часть предпрофильного самоопределения учащихся 9-х классов. В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профевссиональной деятельн...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

      Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбо...