"Первый раз в первый класс"
методическая разработка по психологии по теме
Предварительный просмотр:
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Скоро настанет этот торжественный и волнующий день – 1 сентября! Что ждёт ребёнка? Как всё сложится? Вы волнуетесь, и это нормально и естественно. Но ваша родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребёнка. Пусть он идёт в школу с уверенностью, в том, что ему нравится учиться, что он много умеет, а всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к тому, что не всё у ребёнка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, когда у самого близкого и любимого человечка не все складывается. Но это не повод для очередной ссоры. Скорее это повод ещё больше сблизиться с ребёнком и оказать ему поддержку!
Успешность адаптации ребёнка к школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. Предметом внимания педагогов и родителей в данный момент и в данной ситуации является – самочувствия и состояния здоровья первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Базовые учебно-важные качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения?
Умение считать, писать и считать – это не главный показатель готовности к школьному обучению. Этому ребёнка научат в школе. Среди главных составляющих понятия «готовность к школьному обучению» - развитие любознательности и познавательной активности ребёнка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.
- Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определённой суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, элементарного экспериментирования. Главное – развитие потенциальной способности узнавать новое. Объём знаний. Умений и навыков не должен превышать возрастных возможностей детей и дублировать школьные учебные программы. Важнейшие показатели уровня подготовки – хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: установление причинно-следственных связей, выделять главное, сравнивать и.т. п.
- Волевые качества личности – уметь управлять своим поведением, уметь сознательно подчинять свои действия правилу, воспринимать требования учителя, внимательно слушать и точно выполнять задания, самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.
- Умение общаться с окружающими людьми – быть доброжелательным с другими детьми, взрослыми, в том числе с педагогами, уметь подчиняться требованиям сверстников и взрослых, понимать, что не всё зависит от него.
- Умение управлять своим телом – умение хорошо двигаться и ориентироваться в пространстве, чтобы была хорошо развита мелкая моторика рук, а также были скоординированы движения руки и глаза.
- Личностная (мотивационная) готовность -
У ребёнка должна быть сформирована учебная мотивация, он должен обладать «внутренней позицией школьника»: желание учиться, положительно воспринимать образ школы.
У многих детей не складывается объективное представление о школе: оно либо чрезмерно идеализованно, неадекватно оптимистично, либо чрезмерно негативно.
- Ребёнок в дошкольном детстве не был приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка «На отказ от усилий». Поскольку школа требует от ребёнка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.
- Ребёнка ещё в дошкольном возрасте запугивали школой, что очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдёшь?», «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»).
- Ребёнку, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие его успехи в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу
- Фамилию, имя, отчество своё и родителей.
- Свой возраст.
- Страну, в которой живёт, город, домашний адрес.
- Профессию родителей.
- Времена года (последовательность, месяцы, основные предметы).
- Диких и домашних животных, их повадки, детёнышей.
- Транспорт: наземный, воздушный, водный.
- Различать одежду, обувь, головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты, ягоды.
- Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
- Знать великих русских писателей и поэтов: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А. Есенина и др. и некоторые их произведения для детей.
- Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
- Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право-лево, верх-низ и т.д.)
- Уметь последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
- Запоминать и называть 6 -10 предметов, картинок, слов.
- Различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги с помощью хлопков по количеству гласных звуков.
- Определять количество и последовательность звуков в словах: «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
- Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, вырезать предметы по контуру).
- Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контуры предметов.
- Свободно считать от 1 до 10 и обратно. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать 30-35 минут.
Советы родителям первоклассников
- Испытывайте уважение к ребёнку как к личности.
- Сохраняйте доброжелательную атмосферу в семье.
- Развивайте и поддерживайте интерес ребёнка к обучению.
- Убеждайте ребёнка соблюдать правила поддержания здоровья, развивайте необходимые для этого навыки.
- Поощряйте успехи «Ты можешь, ты способен», не акцентируйте внимание на неудачах при обучении.
- Не требуйте любой ценой только высоких результатов и оценок.
- Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
- Не наказывайте ребёнка ограничением его двигательной активности
(не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).
- Строго придерживайтесь режима дня.
- Перенесите на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (с целью ограничения времени пребывания в статичной позе).
- Совершайте в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу, по возможности организовывайте посещение бассейна.
- Во время выполнения домашнего задания (не более 90 минут) проводите физкультминутки, следите за осанкой ребёнка.
- Для мобилизации внимания ребёнка напоминайте правило «УСПЕВАЕК»: «Делай всё скорее сам, не смотри по сторонам, делом занимайся, а не отвлекайся!»
- Вместе с ребёнком как можно чаще делайте «пальчиковую гимнастику», используя песенки для улучшения вентиляции лёгких и поддержания хорошего настроения.
- Проводите релаксационную гимнастику с использованием аудиозаписи звуков природы (лёжа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, в течение 10 минут).
- Следите, чтобы после школы ребёнок гулял на свежем воздухе 30-60 минут.
- Обеспечьте отход ребёнка ко сну не позже 21.00
- Перед сном посидите на кровати рядом с ребёнком, мягко, плавно погладьте его по спине вдоль позвоночника, поцелуйте, скажите, что завтра всё будет хорошо, всё у него получится, что он умный и добрый.
- Следите, чтобы пробуждение ребёнка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник у изголовья детской кровати противопоказано).
- Проводите с ребёнком водные гигиенические процедуры, а после проветривания комнаты – утреннюю гимнастику под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Первый раз в первый класс"
Буклет для дня "Открытых дверей" для родителей будущих первоклассников...
Рекомендации для родителей: "Первый раз в первый класс"
Адаптация первоклассников...
Сценарий праздника "Первый раз в первый класс"
Данное занятие целесообразно проводить при первой встрече с первоклассниками. Оно направлено на формирование положительной мотивации к обучению в школе. Предложенные задания позволяют позн...
Первый раз , в первый класс
Что нужно знать и уметь будущему первокласснику...
Первый раз в первый класс
Рекомендации родителям первоклассников по адаптации к новым школьным условиям....
"Первый раз в первый класс!!!" 1 сентября
Презентация...