Конспекты занятий
план-конспект по психологии по теме
Конспекты занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Какой я?" | 24.92 КБ |
В царстве чувств | 22.15 КБ |
В краю хорошего настроения | 65.91 КБ |
"Что может быть дороже" | 22.41 КБ |
"Новый год у ворот" | 439.18 КБ |
Новый год у ворот | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Какой я?»
Описание материала: использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния, последующая стабилизации эмоционального состояния доступными для дошкольников средствами.
Цели:
- коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.
- уточнить представления детей о хорошем и плохом поведении;
- учить детей осмысливать и анализировать собственные поступки;
- исследовать самооценку детей с помощью методики «Лесенка»
Задачи:
- развитие интереса у детей к оценке и анализу своего поведения;
- формирование навыков рефлексии.
Образовательные:
- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;
- закрепить понятие «настроение»;
Развивающие:
- развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;
- развивать интерес детей в изучении самих себя;
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
- создавать положительный эмоциональный настрой;
- способствовать сплочению детского коллектива.
Упражнение 1
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение –
хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
желтый – веселое настроение –
хочется радоваться всему;
зеленый – общительное настроение –
хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
синий – спокойное настроение –
хочется спокойно поиграть, послушать
интересную книгу, посмотреть в окно;
малиновый – мне трудно понять свое настроение, оно не слишком хорошее, и не слишком плохое;
серый – скучное настроение –
не знаю чем заняться;
коричневый – сердитое настроение –
я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение –
мне грустно, я расстроен.
Дети обозначают цветом свое настроение.
- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.
Упражнение 2
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришел необычный гость. Он первый раз оказался в школе, ему немножко непривычно стало в новой обстановке, и он решил пока спрятаться в классе и оглядеться вокруг. ( Примечание: до начала занятий психолог спрятал игрушку «Ежик» в классе)
- Я вам прочитаю загадку, а вы попробуете угадать, кто же к нам пришел в гости.
На спинке иголки,
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.
- Молодцы! Все угадали. Конечно, это ежик.
- А теперь давайте сыграем в игру «Холодно - горячо».
Ежик, ежик, отзовись.
Ежик, ежик, появись.
По желанию один дошкольник ходит по классу, а психолог дает ему команды: если он идет в правильном направлении, то – горячо; если нет, то – холодно.
- Вот и нашелся долгожданный гость.
- Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы знаете о нашем госте.
Дети сообщают, что они знают о ежах (где живут, чем питаются, как зимуют и т.д.), а психолог дополняет и уточняет сведения детей.
Упражнение 3
Задание «Превратимся в ежиков».
- Психолог предлагает детям продемонстрировать, как ежик пыхтит, фырчит, стучит лапками по полу.
Упражнение 4. Основная часть. Какой я?
Ежик к нам пришел по очень важному делу, он не может найти ответ на трудный вопрос: Какой он? Хороший или плохой?
- Давайте ему поможем найти правильный ответ.
Психолог читает сказку М. Веховой «Ежик»[1] и по ходу чтения задает детям вопросы.
Однажды маленький ежик спросил маму:
Какой я? Хороший? Или - плохой?
- Хороший! Хороший! – закричала Лягушка.- Ты мне хлопал в ладоши, когда я спела тебе песню «Ква-Ква».
- Плохой!- проворчала Лиса.- Все лапы о него исколола…
- Не верьте Лисе! Он хороший! Через ручей меня на спине перевез,- сказал Муравей.
Но большая полосатая Оса загудела:
- Плохой! Он меня с цветка на землю стряхнул!
- Неправда, Ежик – хороший! – крякнул Утенок. – Я в траве заблудился, а он меня к воде вывел.
- Ежик плохой! – не согласилась Белка. – Он у меня сушеный гриб утащил!
- Я спал, а ко мне Лиса подкрадывалась. Он ее прогнал! Хороший Ежик! – сказал Зайчонок.
-Он наступил на мою норку, крышу продавил, вот какой он плохой! – пропищала Мышка.
Психолог: - Ребята, кто же из лесных жителей сказал, что ежик хороший?
Ответы: лягушонок, муравей, утенок, зайчонок.
- Почему они утверждают, что он хороший?
-А кто же из лесных жителей сказал, что ежик плохой?
Ответы: лиса, оса, белка, мышка.
- Почему они считают его плохим?
Что же получается: 4 ответа – хороший , 4 ответа – плохой. Какой же все-таки ежик?
Давайте послушаем, какой же ответ дала ежику его мудрая мама-ежиха.
- А все-таки, какой я? - спросил Ежик маму.
- Когда обижаешь кого-нибудь, плохой, а когда делаешь что-то доброе - хороший, – сказала мама.
И все закричали: - Правильно!
Психолог: вы согласны с маминым ответом?
- Да, согласны.
- Я тоже предлагаю вам подумать над этим вопросом и определить свое отношение к самому себе, как к вам относятся родители, воспитатели в детском саду, учителя на дошкольной подготовке. Поможет нам в этом «Волшебная лесенка»
Упражнение 5
Задание «Волшебная лесенка».
Каждый ребенок получает индивидуальный бланк с рисунком лесенки, состоящей из 7 ступенек. Психолог вместе с детьми с помощью цветовых сигналов (кружков) обозначает ступеньки лесенки. Начинаем с верхних ступенек.
1 ступенька (красный кружок) – самые хорошие дети.
2 ступенька (розовый кружок) – очень хорошие дети.
3 ступенька (оранжевый кружок) – хорошие дети.
4 ступенька (половина кружка - желтого цвета, а другая половина - голубого)- ни хорошие, ни плохие дети.
5 ступенька (кружок синего цвета) – плохие дети.
6 ступенька (кружок коричневого цвета) – очень плохие дети.
7 ступенька (кружок черного цвета) – самые плохие дети.
Психолог просит детей определить свое место на этой лесенке по следующим позициям:
I .позиция- на какую ступеньку ты сам себя поставишь?
II.позиция – на какую ступеньку этой лесенки поставили бы тебя твои родители?
III. позиция – на какую ступеньку этой лесенки поставили бы тебя воспитатели в детском саду? (если ребенок посещал детский сад)
IV. позиция – на какую ступеньку тебя бы поставила учительница по дошкольной подготовке?
Свой позиционный выбор дети обозначают схематичным рисунком человечка. После каждого выбора психолог в индивидуальном порядке проводит уточнение каждой позиции.
6. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»
Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.
- А сейчас давайте вместе
Нарисуем край чудесный.
Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.
Заключение. Прощание с гостем.
Ежик на память оставил нам свои рисунки, на которых он изобразил случай из своей лесной жизни.
Задание «Составьте рассказ по картинкам (Ежик и дождик)»[2.] <Рисунок 1.>
Ежик очень жизнерадостный по характеру и поэтому и вам советует никогда не унывать в различных жизненных ситуациях, и создавать вокруг себя и окружающих людей добрую и радостную атмосферу.
Вывод по занятию:
- Ребята, надо всегда думать о своем поведении, о том, как мы относимся к себе, и как к нам относятся окружающие люди.
Предварительный просмотр:
Психологическое занятие для дошкольников подготовительной группы «Царство чувств»
Тема: «Царство чувств»
Цели:
- помочь детям осознать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешним проявлением;
- объяснить, что любое чувство значимо;
- дать каждому ребенку возможность выразить свои эмоции и чувства.
Материалы:
карточки с изображениями людей и сказочных персонажей, испытывающих различные чувства и эмоции;
- лист бумаги, кисти и краски (для каждого участника) ;
- лист ватмана с изображением воздушного шара.
Ход занятия
1. Минута встречи.
Все встают в круг. Педагог говорит:
- Здравствуйте! Я рада вас здесь видеть. Ребята давайте мы с вами будем начинать наши занятия с чего-то светлого и радостного. Подойдите друг к другу, поздоровайтесь и поделитесь своей добротой, например, так: «Здравствуй, Настя, я рада тебя видеть! » или «Привет, Макс! Здорово, что ты здесь». В ответ скажите тоже что-нибудь приятное, например: «Как хорошо, Даша, что ты пришла».
Затем все садятся в круг и хором произносят:
- Доброе утро, радость,
Доброе утро, грусть.
Доброе утро, страхи,
Я вас не боюсь!
2. Упражнение «Полет в царство чувств».
Педагог говорит: " Расположитесь как можно удобнее и закройте глаза. Представьте, что у вас выросли крылья. Подвигайте ими. Какими вы их ощущаете?. Вы, медленно подошли к вершине холма, расправили крылья и взлетели. Чудесно! Прекрасный полет.
Вы оказались в очень необычном месте. Это царство чувств. Здесь живут и правят несколько царей: Царь Грусти, Царь Удивления, Царь Злости, Царь Любопытства, Царь Любви. Представьте всех царей: во что они одеты, какие у них выражения лиц, мимика, жесты.
Больше всего жители.этих мест радуются, когда приходит время Царя Любви - все вокруг расцветает от улыбок, красивых слов и добрых поступков.
Но все цари правят по очереди - каждому отведено свое время.
Сейчас вы встретитесь с Царем Грусти. Откройте глаза.
3. Упражнение «Царь Грусти».
Педагог, изображая Царя Грусти, говорит:
- Покажите, как я выгляжу (дети выполняют задание с помощью
мимики и позы). Ветер унес и перепутал карточки, показывающие мое
царское величие, с карточками других царей. Что же мне делать? Ребята,
помогите мне, пожалуйста!
Перед детьми раскладываются карточки с изображением людей и сказочных персонажей, испытывающих различные чувства и эмоции. Педагог предлагает детям выбрать те из них, которые подходят Царю Грусти.
Дети поочередно выполняют задание, объясняя свой выбор.
По окончании упражнения педагог задает вопросы:
- Когда мы грустим?
- Приятна ли грусть?
-- Могут ли к грусти примешиваться другие чувства? Какие?
- Говорят, что есть «светлая грусть». Что это такое?
4. Упражнение «Царь Удивления». Педагог, изображая Царя Удивления, говорит:
- У меня все время приподняты брови, а в животе - вибрирующий комок. Я весь дрожу от удивления! Ведь вокруг столько всего интересного! Найдите поскорее мои карточки (дети выполняют задание). А теперь послушайте, ребята, какая история произошла с одной вороной.
Ворона была просто замечательная: у нее постоянно возникали какие- нибудь удивительные мысли, и она всегда спешила о них всем рассказать.
Однажды ей приснился необычный сон: будто она стала прекрасной разноцветной бабочкой. Сон был настолько ярким и правдоподобным, что ворона от удивления чуть не упала с ветки, на которой спала. Открыла ворона глаза и увидела, что на нее удивленно смотрит солнце.
«Почему ты так на меня смотришь? » - спросила ворона. «Я никогда не видело таких красивых бабочек», - ответило солнце.
Ворона решила, что солнце шутит. Она полетела к озеру и, заглянув в его водную гладь, увидела, что там действительно отражается сказочно красивая бабочка. Ворона тут же полетела оповестить всех об этом замечательном событии. Долго-долго удивлялся весь лес!
Педагог предлагает детям, используя характерную мимику и позу, изобразить удивление солнца, деревьев, зверей и т. д.
По окончании упражнения «Царь Удивления» благодарит детей:
- Спасибо! Это было удивительное зрелище!
5. Рисование «Царя Злости».
Дети садятся за столы, на которых лежат листы бумаги, кисти и краски. Педагог говорит:
А вот и Царь Злости. Он очень хочет посмотреть на себя со стороны и узнать, как он выглядит. Давайте ему поможем. Попробуйте нарисовать этого царя в момент, когда его просто распирает от злости. А как выражается чувство злости?. У нарисованного вами царя могут быть сомкнуты губы, нахмурены брови, сжаты кулаки, напряжена спина. Но помните: никто не должен пострадать при выражении чувства злости.
По окончании рисования педагог спрашивает:
- Трудно ли было рисовать Царя Злости? Почему?
- Что вы чувствовали, когда рисовали этого царя?
6. Прощание.
Все садятся в круг. Педагог говорит:
- Сегодня мы побывали в Царстве Чувств, но нам пора возвращаться. Закройте глаза, представьте, что мы летим домой. Откройте глаза, мы продолжим наше путешествие на следующем занятии.
Педагог задает вопросы:
- Понравилось ли вам путешествие?
- С каким царем вам хотелось бы встретиться снова, а с каким нет? Почему?
Затем проводится «Прощание».
Все встают в круг. Педагог говорит:
- На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Пора прощаться. Внимательно посмотрите друг на друга, улыбнитесь, а затем хором произнесите:
Мы славно потрудились,
Немало мы узнали,
Чуть-чуть добрее стали,
И дружно поиграли.
Молодцы! А теперь давайте поблагадарим друг друга и скажем: «Спасибо, друг! (Стоя в кругу, все пожимают руки своих «соседей».) Спасибо, наш дружный теплый круг! ».
«Прощание» проводится под тихое музыкальное сопровождение.
Предварительный просмотр:
Тренинг для дошкольников «В краю хорошего настроения»
Описание материала: использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния, последующая стабилизации эмоционального состояния доступными для дошкольников средствами.
Материал рассчитан на детей дошкольного возраста, будет полезен для педагогов-психологов детских садов.
Цель – коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;
- закрепить понятие «настроение»;
- учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;
- обучать приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения.
Развивающие:
- развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;
- развивать интерес детей в изучении самих себя;
- развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;
- развивать навыки релаксации,
- развивать межполушарное взаимодействие, внимательность.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
- повышать социальную компетентность;
- создавать положительный эмоциональный настрой;
- способствовать сплочению детского коллектива.
Материал: карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры; магнитофон, аудиозаписи.
Ход занятия:
1. Вступление.
Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.
Каждый знает без сомнения,
Что такое настроение.
Иногда мы веселимся,
Иногда скучаем мы,
Часто хочется взбодриться,
Но бываем и грустны.
Очень странное явление –
Перемена настроения.
Всем ребятам важно знать,
Что не стоит унывать.
Поскорее собираемся –
В край чудесный отправляемся!
Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.
2. Игра «Разноцветное настроение»
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение –
хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
желтый – веселое настроение –
хочется радоваться всему;
зеленый – общительное настроение –
хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
синий – спокойное настроение –
хочется спокойно поиграть, послушать
интересную книгу, посмотреть в окно;
малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
серый – скучное настроение –
не знаю чем заняться;
коричневый – сердитое настроение –
я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение –
мне грустно, я расстроен.
- Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Дети обозначают цветом свое настроение.
- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.
3. Игра «Радостная песенка»
Цель: положительный настрой, развитие чувства единства
- У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».
Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!
- Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.
4. Танцевальная терапия.
Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.
- Музыкальные движения повышают настроенье.
Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.
- Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета – быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).
Звучит песня «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского.)
Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.
5. Упражнение на релаксацию.
Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.
- Радостному настроению помогает расслабление.
Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.
6. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»
Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.
- А сейчас давайте вместе
Нарисуем край чудесный.
Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.
7. Упражнение «Сухой душ»
Цель: создание и сохранение позитивной установки.
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Надо душ сухой принять.
Детям предлагается пройти через «сухой душ».
- Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго.
Предлагаемые игры и упражнения интересны и доступны для дошкольников с разным уровнем подготовленности.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия педагога-психолога по коммуникативному развитию дошкольников
Тема: «Что может быть дороже?»
Программное содержание:
- Учить чувству сопереживания, лучшего понимания себя и других, умению быть в мире с самим собой, повышать самооценку.
- Учить приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения, эмоциональная разрядка.
- Учить различать и называть предметы на ощупь, определять и называть материалы из которых они сделанные.
- Развивать и совершенствовать память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь, тонкую моторику рук.
- Развивать навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Воспитывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию при общении.
Методы и приемы:
- Упражнения.
- Дидактические игры.
- Беседа.
- Моделирование игровой ситуации.
- Психомышечная тренировка.
- Релаксация с использованием музыки.
- Художественное слово.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствие – пожелание:
«Доброе утро, солнышко, мы тебе рады!
Здравствуйте, зверюшки в лесах густых, мы вам рады!
Здравствуйте, птицы в небе голубом, мы вам рады!
Здравствуйте, ребята, мы вам рады!
Здравствуйте, гости, мы вам рады!
Пожелаем всем на свете добра и радости!
2. Ребята, а вы любите путешествовать? А вы когда-нибудь искали клады? Что, такое клад?
Я хочу предложить вам вместе со мной отправиться на поиски клада.
Но, чтобы взять вас всех в это увлекательное путешествие, мне надо быть уверенной в вас, а вам уверенными друг в друге. Что это значит, уверенными друг в друге?
- доверять;
- понимать друг друга с полуслова;
- слушать и уметь слышать;
- быть внимательными;
- выручать друзей из беды;
- быть ответственными;
- добрыми;
- вежливыми;
- поддерживать в трудную минуту;
- делиться с друзьями всем и т.д.
А еще важно, с каким настроением вы отправляетесь в путь, ведь от этого зависит наш успех в поиске клада.
3. Упражнение «Определи настроение» (карточки разного цвета)
А теперь, давайте подумаем, где можно искать клад и наметим наш маршрут.
- в реке, море (затонувшие корабли от кораблекрушений или нападения пиратов);
- в земле, пещерах (прятали и хранили от чужих людей).
4. Упражнение «Определи схему маршрута» (чтение схемы).
5. Счет до 10. Перед путешествием надо пересчитать всех, чтобы знать, сколько нас идет в дорогу.
В путь мы будем отправляться парами, так удобнее, чтобы не потеряться, каждый будет помогать своему партнеру в трудную минуту.
6. Упражнение «Найди свою пару по первой букве его имени»
Сколько получилось пар (5).
Ну что ж в путь! (дети идут по схеме под музыку).
Вот мы добрались к берегу реки, приступаем к поиску клада (игра с водой).
7. Упражнение «Определи предмет на ощупь и опиши его» (в воде лежат различные предметы, ребенок должен вытащить предмет закрытыми глазами и на ощупь определить и назвать его) после рассказывает:
Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Им играют.
Молодцы! Все хорошо потрудились и хоть клада мы не нашли, зато очистили реку от мусора, а это очень хорошее дело.
Наш путь продолжается, вперед ребята. (Идут по схеме.)
Куда же привела нас наша карта, в лес, давайте поищем клад в земле(игра с песком).
8. Психомышечная тренировка
Комплекс «На берегу реки»
Набрав в руки воображаемый песок, сильно сжать пальцы в кулак, удержать песок. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивая песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигаться. (2-3 р.)
9. Игра «Что из чего сделано?» (находят различные предметы и определяют из чего они сделаны: деревянный, стеклянный, глиняный, пластмассовый, стальной, железный…).
Правильно все эти предметы сделаны из разных материалов, но клада мы так и не нашли… (начинается дождь).
Нам надо найти укрытие. Смотрите, пещера, давайте в ней спрячемся. (Садятся в круг.) Ребята, а ведь это не простая пещера. Это пещера«Теплоты и добра» (появляется теплый платок, которым укрывают детей), вы чувствуете как стало весело и уютно, а еще в пещере находится «Водопад желаний». Может он исполнит и наши желания (дети проговаривают свои желания). Что-то они не исполняются, наверно мы делаем что-то не так. Кто помнит, зачем мы отправились в путешествие?
Надо загадать одно общее желание: найти клад (появляется сундучок).
Давайте посмотрим что здесь (достают содержимое и читают).
- Здоровье, доброта, интеллект, ум, талант, вежливость…
Наш клад необычный, а почему…кто знает?
Пусть все вы будете обладать этими качествами, они пригодятся вам в жизни, они дороже всех сокровищ на свете.
А сейчас пора возвращаться обратно (по схеме)
Мы идем-идем по тропочке,
Мы идем-идем по узенькой.
Через город мы прошли
И к городу подошли.
Вот мы и вернулись в детский сад.
Давайте вспомним, где мы были и что делали?
Что больше всего запомнилось и понравилось?
Какой ценный клад мы нашли?
Чем он ценен?
На этом наше путешествие закончилось, и занятие подошло к концу. Надеюсь, что вам очень понравилось играть и путешествовать с верными друзьями.
Приложение
Психомышечная тренировка
Комплекс
Ножки, ножки, где вы были? похлопывают по коленям
- Мы за кладом в лес ходили. шагают
- А вы ручки помогали? поглаживают ручки от кисти к пальцам
- Мы работали, искали. шевелят пальцами
- А вы глазки помогали? закрывают глаза руками
- Мы искали да смотрели. гимнастика для глаз
Все местечки оглядели.
Предварительный просмотр:
Конспект развивающего занятия «Новый год у ворот!» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: психологическая готовность детей к школьному обучению.
Задачи:
- развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста;
- развитие целенаправленного внимания, памяти;
- развитие способности к образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;
- развитие творческих способностей, воображения;
- развитие активной речи;
- способствовать снятию мышечного напряжения у детей;
- обобщить представления о признаках зимы, новогоднем празднике;
- активизировать словарный запас детей по данной теме;
- развивать у детей умение понимать друг друга без слов, договариваться между собой;
- формировать дружеские взаимоотношения детей в группе.
І. Организационно-мотивационная часть.
- Какое сейчас время года?
- Давайте вспомним загадки о зиме:
Двор в снегу.
Белы дома. На дворе снежок идет,
Это к нам пришла … (Зима) Скоро праздник - … (Новый год)
Мы вдвоем скатали ком, Колкую, зеленую
Шляпа старая на нем. Срубили топором.
Нос приделали, и в миг Колкая, зеленая
Получился … (Снеговик) К нам приходит в дом. (Елка)
- Ребята, приближается праздник – Новый год. Это особенный праздник, всенародный, потому что его отмечают все народы, живущие на нашей планете.
- А как отмечают праздник - Новый год у нас в стране? (наряжают ёлку, украшают улицы и дома, готовят праздничные открытки, поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки).
- Ребята, а как у нас в стране наступает Новый год? (Бой курантов извещает о наступлении Нового года).
- Сколько раз бьют кремлевские куранты? (12 раз).
- Поздравления, пожелания, праздничные фейерверки сопровождают начало Нового года.
- Кто приходит к российским детям в Новый год с подарками? (Дед Мороз)
- Как он выглядит?
- Российский Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками. Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой. Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг.
В Америке, Канаде, Нидерландах, Англии и во многих других странах Деда Мороза называют Санта Клаусом. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только носит вместо шубы красную куртку. Санта Клаус оставляет подарки детям в вязанных чулочках.
Финский Дед Мороз носит красную шапку, красную куртку. Вместе с ним ходят гномы. А подарки раздает не не сам Дед Мороз, а козел. Его зовут Иолупукки. Он носит лохматую красную шубу и раздает подарки только тем детям, кто хорошо вел себя весь год".
1. Игра «Передай по кругу» (ритуал приветствия)
Дети сидят на ковре в кругу.
Цель: создание эмоционально-положительного настроя в группе.
Психолог: Ребята отгадайте загадку
Наконец зима настала,
И уже похолодало.
Чистый, белый как пушок,
На земле лежит…(Снежок)
Психолог: Ребята, я предлагаю вам передать друг другу это снежок, наполняя его зимними словами и, конечно же, своей улыбкой и хорошим настроением!
Дети по кругу передают друг другу снежок, вспоминая зимнее слово.
2. Игровая ситуация «Путешествие в зимний лес»
Дети сидят на ковре в кругу.
Цель: введение дошкольников в «сказочный мир». Развитие фантазии и воображения.
Психолог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Послушайте стихотворение:
Скоро, скоро Новый год
Он торопится, идет
Постучится в двери к нам
Дети здравствуйте, я к вам
Дети закрывают глаза и под музыку слушают: "Вы надеваете свою теплую зимнюю одежду, берете рукавички и с хорошим настроением, вместе с друзьями отправляетесь в зимний лес. А вокруг много снега, деревья все в инее, вы шагаете по сугробам и только слышно, как скрипит под ногами снег. С деревьев слетают снежинки, поблескивают льдинки на ветках."
Ребята с помощью своей фантазии перемещаются во времени.
Психолог: Вот мы и в зимнем лесу и предлагаю немного разогреться
3. Зимняя музыкальная разминка для детей:
Не боимся мы пороши - ловим снег, хлопок в ладоши,
Руки в стороны - по швам снега хватит нам и вам.
Носом – вдох, а выдох ртом дышим глубже, а потом
Марш на месте, не спеша как погода хороша.
Мы теперь мечтатели: бьем по неприятелю,
Размахнись рукой, бросок прямо в цель летит снежок.
Мы шагаем по сугробам по сугробам крутолобым
Поднимаем, выше ногу проложи другим дорогу.
ІІ. Основная часть
Психолог: Зимние сказочные герои решили с нами поиграть и приготовили снежинки- игры. Давайте найдем их в нашем лесу.
4. Снежинка - игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие умения классифицировать и обобщать, развитие элементов логического мышления, и зрительного внимания.
Ребята находят лишнюю картинку и обводят ее. При этом объединяют оставшиеся картинки одним признаком и называют его.
5. Снежинка - упражнение «Внимание - лабиринт! »
Дети сидят за столами.
Цель: развитие зрительно-моторной координации и памяти детей.
Психолог: Ребята, вам надо пройти вместе с новогодним героем по лабиринту к подарку.
6. Сенсомоторное упражнение "Летящая снежинка"
Дети стоят перед психологом.
Цель: профилактика напряжения глазодвигательного нерва, снятие общего напряжения.
Ребята, представьте, что ваши руки соединены с моими руками невидимыми нитями. Сейчас, вы должны под музыку повторять в точности все мои движения. Вверх – вниз посмотрели, вправо – влево полетели.
Выполнение данного упражнения сопровождается спокойной классической музыкой. Рекомендуется выполнить вместе с детьми пять «летящих снежинок», после интенсивно встряхнуть руки, для расслабления.
7. Снежинка – игра «Сложи зимнюю картинку»
Цель: собирать правильно изображение картинки из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета.Работать в группе детей, проявляя дружелюбие и помощь.
Психолог: Ребята, а для этой игры надо объединиться в три компании по принципу: три зимних месяца. Кто знает?
Дети становятся в круг и начинают по одному, передавая снежинку говорить – ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ. Для каждой компании своя картинка.
8. Снежинка - упражнение “Скажи наоборот”
.
Цель: расширение словаря антонимов.
Психолог: Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
- Одни сосульки длинные, а другие … короткие
- Летом идет дождь, а зимой … снег
- Весной лед на реке тонкий, а зимой … толстый
- Летом небо светлое, а зимой … темное
- Летом дни жаркие, а зимой … холодные
- Летом медведь бодрствует, а зимой … спит
- Летом солнце яркое, а зимой … тусклое
- Летом день длинный, а зимой … короткий
Психолог: Молодцы! Ребята справились с заданием!
Раз, два, три, четыре, пять! Продолжаем мы играть!
Вы, ребята, не зевайте, а за мною повторяйте!
Делайте, что я скажу, а не то, что покажу!
9. Музыкальная игра «Елочки – пенечки»
На елках иголки тонкие и колкие – носок пятка правой ногой
А пеньки смолистые, липкие, душистые – носок пятка левой ногой
Стройная, пушистая, елка серебристая – руки вверх (фонарики)
А пеньки с сучками, а сучки с крючками – кружимся.
Елочки, пенечки, печки, елочки, (елочки - руки вверх, пенечки- приседаем)
Елочки-елочки, пенечки-пенечки,
Елочки, елочки, елочки, пенечки.
Пенечки, пенечки, елочки, пенечки...
10. Снежинка - игра «Наряжаем елочку»
Цель: развитие слухового внимания дошкольников, профилактика утомления, снятие напряжения.
Психолог: Вы послушайте внимательно, и ответьте обязательно. Если я скажу верно – хлопайте в ладоши, ну а если вдруг не верно – топайте. Что весит на нашей елке?
Разноцветные хлопушки?
Одеяла и подушки?
Раскладушки и кроватки?
Мармеладки, шоколадки?
Шарики стеклянные?
Стулья деревянные?
Плюшевые мишки?
Буквари и книжки?
Бусы разноцветные?
А гирлянды светлые?
Снег из ваты белой?
Ранцы и портфели?
Туфли и сапожки?
Чашки, вики, ложки?
Конфеты блестящие?
Тигры настоящие?
Шишки золотистые?
Елочки лучистые?
Там сияет как всегда
Очень яркая, большая
Пятикрылая …(звезда)
11.Снежинка – игра «Найди тень»
Цель игры: научить детей видеть аналогии между разными образами.
Психолог: Ребята, вот еще одна игра вас ждет. Найдите тень новогоднего героя.
12. Рефлексия «Моя Снежинка»
Цель: формирование элементарных навыков самооценки.
Психолог: Ребята, наше зимнее путешествие завершается, сейчас каждый из вас выберет снежинку и украсит нашу елочку. И не забывайте поделиться с нами, какое задание вам запомнилось больше всего.
Белая снежинка (Мне понравилось занятие и у меня все получилось).
Синяя снежинка (Мне понравилось занятие, но у меня не все задания получились).
Красная снежинка (Мне не понравилось занятие и у меня ничего не получилось).
ІІІ. Заключительная часть
14. Игровая ситуация «Мы дошкольники»
Дети сидят на ковре в кругу.
Цель: выведение детей из «зимнего леса» развитие фантазии и воображения.
Психолог: "Ребята закрываем глаза. Звучат детские голоса, слышится веселая музыка. Сегодня каждый из вас выполнял разные задания, и был самым. Вы прощаетесь с зимнем лесом, но остаетесь в новогодней сказке. Вы с огромным нетерпением возвращаетесь в садик, чтобы поделиться с друзьями впечатлениями и своими успехами. А сейчас, мы открываем глаза и снова оказываемся в детском саду".
15. Игра «Передай по кругу» (ритуал прощания)
Дети стоят на ковре в кругу.
Цель: закрепление эмоционально-положительного настроя в группе.
Ребята по кругу передают друг другу «сказочный подарок» и пожелание своему товарищу. В конце психолог открывает «подарок»и дарит открытки с изображением новогодних героев.
Психолог:
Новый год, Новый год,
Он стучит у ворот:
- Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Я ваш друг, я ваш друг!
До свидания! Веселых праздников и зимнего настроения!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зимние загадки Мы вдвоем скатали ком, Шляпа старая на нем. Нос приделали, и в миг Получился …
Колкую, зеленую Срубили топором. Колкая , зеленая К нам приходит в дом.
Приходит он всегда зимой. Накроет землю он порой. Холодный и пушистый мех Он белый, чистый, мокрый…
Мы со звёздами дружны А зимой мы вам нужны. Живы мы пока мороз, Щиплет щёки вам и нос. С неба к вам мы прилетаем . А весной на солнце таем.. Мы холодные искринки . Вы узнали нас ?......
На стене каждый час Время бьют они для нас. Тик – так, тик – так, тик – так, тик – так, Говорят они вот так. Большие стрелки как усы На стене висят ? …
С января до января Листаю, я его не зря. Кто скажет мне, уже давно Лето жаркое прошло? И закончился ноябрь, Снегом замело декабрь. На дворе опять январь В красных числах? …
Что за странное стекло, На воду реки легло, По нему коньки скользят, Лунки в нём ещё сверлят?
Из-под полозьев снег летит, И ветерок в ушах свистит. С крутой горы несёмся вниз, Ты на пути не становись - Препятствий не боятся «танки»! Хорошая забава …
Лишь пошёл снежок пушистый, Крупный, мягкий, лёгкий, чистый, Я сняла их с антресоли И отчистила от соли, От налёта пыли, грязи , Нанесла немного мази… Но снег растаял без следа - Под ногами лишь вода. Только лужи талой жижи… Очень я хочу на …
У нас в округе нет катка, Его заменит нам река. Мы ждём погоды у реки… Вот встанет лёд – возьмём …
Леденцовая конфета, Что не может ждать до лета, Словно гриб растет на крыше, Как заплачет – все услышат, Что же это за фитюлька? Это лакомство…
А как отмечают Новый год у нас в стране?
А как у нас в стране наступает Новый год?
Сколько раз бьют кремлевские куранты?
Кто приходит к российским детям в Новый год с подарками?
Скоро, скоро Новый год Он торопится, идет Постучится в двери к нам Дети здравствуйте, я к вам
Веселого Нового Года!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"
Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....
Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.
Тема ФПРС: Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС: «Здо...
План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.
Занятие «Волшебные пальчики».Цель: Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи: I....
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....