Психологический тренинг "Успешный учитель"
методическая разработка по психологии на тему
Психологический тренинг для педагогического коллектива. Цель: раскрытие внутреннего творческого потенцеала учителя. Работа направлена на повышение уровня самооценки учителя и доверия друг к другу в коллективе, развитие эмоционального восприятия, фомирование эмоционально - положительного отношения к детям, активизацию и укрепление доверия учителя к самому себе, к собственным желаниям и потребностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 85.13 КБ |
Психологический тест | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6
"УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ"
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ:
СИДОРОВА
ВИТА
ВАЛЕНТИНОВНА
Цель: Раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя.
Задачи:
- консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;
- определение профессиональной направленности личности учителя;
- отработка средств и способов эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности;
- активизация и укрепление доверия учителя к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;
- определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению;
- конструктивное решение конфликтных ситуаций;
- повышение уровня самооценки учителя;
- формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям;
- активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия;
- развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценки последствий собственных воспитательных воздействий;
- организация обмена опытом между учителями на предмет общения с трудными учащимися;
- развитие средств эффективного общения учителя с коллегами по работе (другими учителями в школе);
- развитие у учителя техники живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности и артистизма;
- помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысит уверенность в себе.
- изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений о себе, своем идеальном “Я”, отношения к самому себе.
Ход занятия.
- Вступление.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы встретились в рамках городского семинара и предлагаем Вашему вниманию психологический тренинг «Успешный учитель».
- Для начала вспомним правила нашей работы:
- Доверительный стиль общения;
- Активное участие;
- Общение по принципу «здесь и сейчас»;
- Уважение к говорящему.
- Начнем, конечно же, с приветствия.
2. Упражнение “Приветствие”.
Оборудование: визитки, фломастеры, иголки.
- Укажите свое тренинговое имя, расскажите о нём так, чтобы участники тренинга смогли его запомнить и обращаться к Вам.
Вопросы:
- Что узнали нового об участниках тренинга?
- Что запомнилось?
- Как себя сейчас чувствуете?
3. Упражнение “Мой стиль в профессии”.
Группа учителей садится в круг и психолог предлагает каждому выразить приветствие группе, представляя, что перед ними не учителя, а школьники. Приветствие может выражаться словами: “Здравствуйте, ребята!” Рекомендуется при этом подкрепить свою фразу жестом, позой, выражением лица. После того, как все участники группы выразили свои приветствия, проводится общее обсуждение, на котором учителя высказывают впечатления как бы с позиции детей. Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным, чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию. В данном упражнение группа работает на каждого участника, реализуя для него обратную связь в процессе поиска собственного индивидуального стиля деятельности.
Необходимо отметить, что проблема эффективного стиля педагогической деятельности является актуальной не только для молодых учителей, начинающих свою работу в школе. Учителя, имеющие солидный стаж трудовой деятельности и оперирующие сформированными навыками и автоматизмами в работе, нуждаются в обновлении и расширении своего арсенала профессиональных средств. Здесь необходимо идти не по пути подавления собственной индивидуальности, а искать возможность наиболее полного и гармоничного раскрытия в профессии своих возможностей и своего “Я”.
4. Упражнение “Встреча”.
Цель упражнения: активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование “комплекса детскости”.
Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Учителя удобно рассаживаются на своих местах. Они садятся полукругом, а психолог встает перед ними.
После успокаивающих слов: “Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут”, психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.
Далее он говорит: “Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ. После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру”.
Осуждение проводится на основе следующих опорных вопросов:
- Опишите образ себя?
- Какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем внутреннем воображении?
- Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?
- Опишите ваши переживания и впечатления?
5. Тест «Сказа ложь, да в ней намёк…»
- Сейчас я предлагаю далеко не уходить от детства. Все мы любили и любим мультфильмы. Посмотрите на этих героев. Выберите, пожалуйста, героя сказки, который более всего Вам симпатичен.
Тест носит шутливый характер и предназначен не столько для диагностики, сколько для создания динамичной и раскрепощенной атмосферы. Он вызывает оживление педагогов, придает мероприятию более динамичный характер. Несмотря на шутливый характер, он все же содержит в себе диагностический момент и может быть использован как начало разговора о педагогических компетенциях или профессионализме коллектива. Проведение обычно сопровождается шутливыми комментариями и смехом. Естественно, женская половина коллектива выбирает героев женского пола, а мужская выбирает героев мужского пола. После процедуры выбора зачитывается интерпретация героя, через которую выявляются педагогические особенности тех, кто выбрал этого героя сказки.
6. Упражнение “Решение конфликтных ситуаций”.
Группе необходимо найти конструктивное решение сложившейся конфликтной ситуации.
- В классе – ЧП: у девочки украли кошелек. Все подозревают одного и того же ученика. Девочка плачет, а одноклассники – одни сочувствуют, другие считают, что она растяпа и сама виновата, третьи предлагают обыскать подозреваемого ученика. Как вести себя учителю?
- В классе – ребенок, который часто и подолгу болеет, а потому не успевает. Решается вопрос о том, чтобы оставить его на повторный год обучения. Родители просят не делать этого – мальчик не виноват в своей болезненности. Роль учителя, классного руководителя, завуча, директора в этой ситуации?
- У учеников и родителей претензии к охранникам: не разрешают детям выходить во двор, не пускают в школу родителей, а родители еще и оплачивают это “удовольствие”. Ребята и родители заявляют, что нарушаются их права. Как должен повести себя в этой ситуации директор, завуч, учитель, классный руководитель?
- Родители первоклассницы обратились к директору с просьбой перевести ребенка в другой класс: каждое утро слезы, девочка не хочет идти в школу – она ей не нравится. Почему родители обратились именно к директору, а не попытались решить проблему с учителем?
7. Упражнение «Мой портрет».
Цель упражнения: повышение самооценки учителя, посредством позитивных поглаживаний.
Ход упражнения: Участникам тренинга предлагается нарисовать свой портрет. Затем этот портрет необходимо прикрепить на спину себе. После этого ходить по кругу и все желающие могут написать там пожелания, комплименты. Затем листок снимается и все садятся в круг, после происходит обмен мнениями.
8. Упражнение «Релаксация» под музыку и шум воды.
После релаксации необходимо нарисовать тот образ воды, который вы увидели. Рисуете карандашами, красками, фломастерами.
9. Упражнение «На доверии».
Цель упражнения: повышение доверия друг к другу в коллективе.
Ход упражнения: Учителям предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек. Затем дается задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих коллег. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал.
10. Упражнение «Хвасталки».
- Я хочу поговорить о Ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой Вы успешны. Вспомните, пожалуйста, какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.
- Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько Вас это порадовало. Человек, которому Вы скажите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!».
Вопросы:
- Легко ли было говорить о своих успехах;
- Узнали ли Вы что-то новое о ком-нибудь;
- Легко ли было радоваться вместе с другими;
- Как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях.
Рефлексия. Видео-притча «Никогда не опускайте руки».
Предварительный просмотр:
Тест-шутка для педагогов «Сказка ложь, да в ней намек…»
Тест-шутка предназначен для педагогов. Тест может быть применен на педсоветах или иных педагогических мероприятиях. Тест носит шутливый характер и предназначен не столько для диагностики, сколько для создания динамичной и раскрепощенной атмосферы. Он вызывает оживление педагогов, придает мероприятию более динамичный характер. Несмотря на шутливый характер, он все же содержит в себе диагностический момент и может быть использован как начало разговора о педагогических компетенциях или профессионализме коллектива. Проведение обычно сопровождается шутливыми комментариями и смехом. Процедура проведения состоит в демонстрации слайдов и предложении педагогам выбрать героя сказки, который более всего симпатичен. Естественно, женская половина коллектива выбирает героев женского пола, а мужская выбирает героев мужского пола. После процедуры выбора зачитывается интерпретация героя, через которую выявляются педагогические особенности тех, кто выбрал этого героя сказки.
Интерпретация
ПРИНЦЕССА
У Принцессы высокие претензии к жизни и к ученикам. Как всякая принцесса – она может быть взбалмошна и непоследовательна. Принцесса требует к себе уважения и не потерпит фамильярности. Она не сразу сходится с детьми, но впоследствии их отношения становятся очень крепкими. Обычно принцессы достигают высокого положения в обществе. У Принцессы высокие жизненные притязания, они не довольствуются малым. И этим они интересны своим ученикам. Ваша сильная сторона – быть амбициозными. Вы можете научить своих учеников быть успешными, состоятельными. Вы можете научить детей реализовывать свои жизненные планы, вы можете показать им путь к успеху.
ЗОЛУШКА
Золушки – очень милы, обходительны, они хорошо понимают чувства других людей. Это ваша сильная сторона как педагога. Вам понятны поступки детей, вы их хорошо понимаете и можете объяснить их поведение. Вы очень проницательны и снисходительны к детям и можете многое им простить. Они вам безмерно доверяют. Золушки очень трудолюбивы и усердны. Такому же усердию они могут научить детей. Золушки оптимисты, не боятся жизненных трудностей, всегда поддержат слабого. Их уроки – это уроки добра и трудолюбия. Обучать своим примером – вот ваша сильная сторона как педагога.
ГЕРДА
Такие педагоги преданы своему делу, они видят в педагогическом труде высокие цели, это люди целеустремленные. Такой педагог может научить детей благородству, стойкости и служению людям, служению высоким целям. Они притягательны как цельные и целеустремленные люди, готовые всегда прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Они интересны детям своей последовательностью и целеустремленностью. Их уроки продуманы, структурны, они легко создают четкую структуру обучения. И детям в этой структуре легко и все понятно. Логика - ваш педагогический конек.
РУСАЛОЧКА
Русалочка очень романтичная натура. Она очень предана своим идеалам. Мир для нее прекрасен и наполнен любовью. Такое изящество восприятия мира Русалочка может передать детям. Она может научить их быть терпимыми, может научить их видеть прекрасное. Русалочка может научить любоваться восходом солнца и видеть тысячи красок, которые не способны видеть другие. Ее уроки – спокойны и размерены. Русалочки успевают заглянуть в детские глаза и считают это важнее невыученных уроков. Романтичные натуры, они могут превратить любой урок в многообразие красок. Это их сильная сторона как педагогов.
БЭТМЕН
Благородство поступков, немногословность, умение отвечать за свои поступки и слова. Все эти качества очень притягательны для детей. Такой педагог способен научить быть сильным, ответственным за себя и других. Его уроки - спокойны, последовательны, он не произносит много слов, но все слова – содержательны и обдуманны. Он легко выделяет главное и не разменивается на мелочи. Такой педагог лишен сентиментальности, но не лишен логики и продуманности. Скуп на оценки, но они всегда справедливы.
БУРАТИНО
Непосредственность и позитив – вот девиз жизни Буратино. Такие педагоги оптимистичны, они очень коммуникабельны, очень притягательны для детей. Они не терпят рутины, поэтому их уроки – сплошная импровизация, которая им всегда удается. Оптимизм и жизнерадостность – вот их сильная сторона. Они с трудом выдерживают рутину заполнения бумаг и журналов, могут забывать мелочи. За это их часто критикуют коллеги. Но детям с ними всегда интересно, ведь этот человек так не логичен, но так притягателен. Они способны научить детей оптимизму и позитивным взаимоотношениям с людьми. Несмотря на некоторую непоследовательность, Буратино может воплощать большие жизненные проекты. Ведь в сказке, совершая массу глупых поступков, в конце концов, он выходит победителем.
ИВАН-ЦАРЕВИЧ – смесь романтики и благородства. Такой мужчина-педагог чувствителен, сентиментален и в тоже же время уверен в себе и мужественен. Будучи классным руководителем – он великолепный образец мужского поведения и хорошего мужского воспитания. Высказывая свое мнение или отчитывая ученика, он не опустится до грубости, но его позиция будет не зыблема. Дети его уважают и тянутся к нему. Его уроки продуманы, он тщательно готовится к каждому уроку, подбирает много дополнительного материала. У него хорошо поставлена речь, ну а как же иначе – ведь он царский сын.
МИККИ-МАУС
С таким педагогом не бывает скучно. Он импровизатор. Он не будет воспроизводить скучный материал из учебника, а превратит его в веселое приключение или розыгрыш. Такой педагог непредсказуем и часто не последователен. Микки-Маус трудно вписывается в рамки и нормы поведения - может не выполнять элементарные требования администрации - во время не сдавать отчеты и т. д. Но в отличие от многих взрослых людей, он способен чувствовать и понимать детство, он с ним не расстался, он перенес его в свою взрослую жизнь. Недостаток дисциплины он компенсирует своей открытостью и непосредственностью. Дети эмоционально привязываются к такому педагогу и помнят его уроки долгие годы. На его уроках дети раскрепощены и свободны, педагог умеет создавать партнерские отношения с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологический портрет учителя профессионала».
В любой школе есть учителя, способные к профессиональному и личностному росту. Именно они помогают своим воспитанникам пр...
Психологическое здоровье учителя
Психологический семинар-практикум для педагогов. цель мероприятия- повышение психологической компетенции педагогов, профилактика кризисных эмоциональных состояний, обучение приемам снятия напряж...
О некоторых вопросах психологической готовности учителя к обучению младших подростков в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю
Период переходя из 4 класса в 5 класс является сложным не только для ученика, но и для учителя. В статье рассматриваются основные моменты, на которые свое внимание необходимо обратить учителю. Од...
Психологическое сопровождение учителя математики в процессе перехода на ФГОС
Введение ФГОС предусматривает перестройку организации деятельности учителя: в основе стандартов лежит системно-деятельностный подход. Переход от парадигмы ЗУН к парадигме развивающей требует от педаго...
ОПРОСНИК «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ / РОДИТЕЛЯ» (Г.В.РЕЗАПКИНА)
Опросник «Психологический портрет учителя/родителя» позволяет увидеть приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания/воспитания, уровень субъективного контроля учи...
Психологическая поддержка учителя
В статье раскрывается практический опыт работы психолога в школе с педагогами....
Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)
Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)Традиционно под психологической компетентностью понимается совокупность психологических знаний, психологи...