Психологическое здоровье учителя
план-конспект урока по психологии по теме

Огнивова Анастасия Юрьевна

Психологический семинар-практикум  для педагогов. цель мероприятия- повышение психологической компетенции педагогов, профилактика кризисных эмоциональных состояний, обучение приемам снятия напряжения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог

Огнивова Анастасия Юрьевна

МБСКОУ школа 122

г.Снежинск

Семинар практикум из серии «Шпаргалка  для учителя»

Психологическое здоровье учителя

Цель: повышение психологической компетентности педагогов, профилактика кризисных состояний, обучение снятию напряжения.

☼►3        Все слышали о людях,

у которых от беспокойств начинает болеть голова,

 отсюда распространенные выражения типа

  «Эта работа — сплошная головная боль!»

Э. Берн

Каждый из вас в своей деятельности хотя бы раз произносил эту фразу. На самом деле,  сколько радости и удовлетворения, а, порой, и разочарований приносит нам наша работа.

Мы  предлагаем  вам  немного  поиграть, а, заодно, и  высказаться по проблеме.

  1.  Упражнение  «Два мяча» 

ЦЕЛЬ:   Погружение в проблему.

  1. Ведущий предлагает участникам два мяча различного цвета (например, красный и синий), которые  передаются по кругу с разных сторон.

 Инструкция: Получивший красный мяч продолжает фразу: «В последнее время на работе меня  радовало  …», а получивший синий мяч продолжает высказывание: «В последнее время на работе меня  огорчало ...»

  1. Соведущий фиксирует на доске высказывания участников, распределяя их по двум колонкам: в одной положительные ответы, в другой –отрицательные
  2. По  окончании  игры  зачитываются  ответы  каждой  колонки.

Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и пр.

        Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями.

       Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения.

       Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение.

Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми.       ☼►4

По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.          

Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания.

Одной из серьезных проблем современных школ является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Опираясь на эти данные, мы проанализировали возрастные показатели нашего педагогического коллектива.         ☼►5

Полученные данные позволяют отнести коллектив нашей школы к «группе риска» по возрасту.

Получается, что к тому времени, когда накоплен достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подросли,  и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей снижается энтузиазм в работе. Пропадает блеск в глазах. Нарастает негативизм и усталость, педагоги все чаще и чаще начинают болеть.

Напряженность психических функций выступает необходимым условием достижения педагогом высоких результатов. Однако она может быть не адекватна педагогической ситуации, и это может привести к стрессовому состоянию. Стресс играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности, но и ряда заболеваний внутренних органов. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает защищать себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися, коллегами.

☼►6

Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими.

Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение («человек – человек»).

☼►7

Синдром эмоционального (психического) выгорания –  это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах

  1. эмоционального и умственного истощения,
  2. физического утомления,
  3. личной отстраненности,
  4. снижения удовлетворения работой.

В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания используется термин "синдром психического выгорания".

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) –  это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3-4% валового национального дохода.

!   НАЙТИ  ПРИЧИНУ  ЗЛА   –  ПОЧТИ  ТО  ЖЕ,                            ☼►8

ЧТО  НАЙТИ  ПРОТИВ  НЕГО  ЛЕКАРСТВО.

В.Г.Белинский

На развитие синдрома «эмоционального выгорания» влияют внешние и внутренние факторы.

  1.   Интерактив  «Что  провоцирует  СЭВ ?..» 

       

Предлагаем вам высказать свои предположения о тех факторах, которые провоцируют появление и развитие СЭВ.

Участники семинара  поделены на две подгруппы . Ведущий предлагает каждой подгруппе оформить свои высказывания на листе бумаги: одна подгруппа выделяет внешние факторы, другая – внутренние. Работа в подгруппах идет в течение 10-15 минут

  1. Далее проходит представление своего варианта выполнения  задания одним из участников подгруппы .
  1. Ведущий подводит итоги работы и  предлагает познакомиться теоретическими аспектами по данной проблеме.

☼►9

К внешним факторам, провоцирующим синдром эмоционального выгорания, относятся:

  1. хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, связанная с интенсивным общением и эмоциями;
  1.  нечеткая организация и планирование деятельности;
  1. повышенная ответственность за исполняемые функции (за благополучие учащихся, подчиненных);
  1. неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности (конфликтность в системе «руководитель — подчиненный», «коллега — коллега», «учитель — ученик»);
  1. психологически трудный контингент (дети с акцентуациями характера, неврозами, поведенческими нарушениями).

Работа в коррекционном образовании в течение многих лет, безусловно, накладывает отпечаток на психоэмоциональное состояние педагогов. Данные диаграммы   дают   полную   характеристику   нашего  педагогического  коллектива

по стажу  работы  в  коррекционной  школе.                                                                              

                                                                                                    ☼►10 (гиперссылка)

К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоционального выгорания», относят:                                                                        ☼►9                        

  1. склонность к эмоциональной ригидности  

                    «Эмоциональное выгорание» возникает быстрее у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются, и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты.

  1. стимулирует развитие «эмоционального выгорания» слабая мотивация к профессиональной деятельности 

В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы выгорания – безразличие, равнодушие, душевная черствость.

  1. к «сгорающим» относят и «трудоголиков» — тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения.

В результате воздействия данных факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: старается «не обращать внимания», «беречь нервы», — то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций.

СЭВ это прежде всего реакция, но наше внутреннее состояние сначала наполняется  мыслями  и   чувствами, и  лишь  потом   действуем.

  1. Интерактив  «Что  определяет  СЭВ ?..» 

       

Предлагаем вам высказать свои предположения о мыслях, чувствах и, соответственно, действиях, которые сопровождают состояние эмоционального выгорания.

  1. Участники семинара уже поделены на две подгруппы. Ведущий предлагает каждой подгруппе оформить свои высказывания на листе бумаги: одна подгруппа выделяет чувства и следующие за ними действия, другая – соответственно мысли и следующие за ними действия в состоянии эмоционального выгорания. Работа в подгруппах идет в течение 10-15 минут.
  2. Во время работы в подгруппах на экране меняются слайды с афоризмами.                     ☼►12 – 16
  3. Далее проходит представление своего варианта выполнения задания одним из участников подгруппы .
  1. Ведущий подводит итоги работы и обобщает высказывания участников.

☼►17

        По определению Н.Е. Водопьяновой, СЭВ – это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности. 

Её (реакцию) можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия.

Чувства                                                         Мысли

  1. Усталость от всего                                              *  О несправедливости действий
  2. Подавленность                                                        в отношении себя
  3. Незащищенность                                                *  О незаслуженности своего
  4. Отсутствие желаний                                               положения в обществе
  5. Страх ошибок                                                     *  О недостаточной оцененности
  6. Страх неконтролируемых ситуаций                    окружающими собственных
  7. Страх показаться недостаточно                           трудовых усилий

        сильным или совершенным                              *  О собственном несовершенстве

                                      Действия 

  1. Критика в отношении окружающих и самого себя
  2. Стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным
  3. Стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться

☼►18

Результатом такой деятельности является развитие следующих симптомов «выгорания»:

  1. чувство эмоционального истощения;
  2. чувство изнеможения;
  3. негативное отношение к объектам профессиональной деятельности (учащимся);
  4. негативное самовосприятие в профессиональном плане и заниженная самооценка;
  5. агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, гнев);
  6. упадническое настроение, цинизм, пессимизм, апатия, депрессия;
  7. психосоматические недомогания (усталость, утомление, бессонница, желудочно-кишечные расстройства и т. д.).

                                          ☼►19

При подготовке к семинару мы провели анкетирование по специально разработанной методике, позволяющей определить наличие и уровень состояния эмоционального выгорания в нашем педагогическом коллективе в целом и у каждого в отдельности.

В анкетировании участвовало 20 человек. Это составляет около 50% от количества всех педагогов. Считаем, что полученные в результате опроса данные позволяют нам сделать обобщенную характеристику коллектива по обсуждаемой проблеме.

«Эмоционально выгорание» - динамический процесс, возникающий поэтапно в соответствии с механизмом развития стресса.

   При «эмоциональном выгорании» налицо все три фазы стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение, которое создают хроническая неблагоприятная психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция (сопротивление), проявляющаяся в том, что человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которые наступают вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

     Соответственно каждому этапу возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего «эмоционального выгорания».

☼►20    ФАЗА  НАПРЯЖЕНИЯ – на этом этапе складывается хроническая неблагоприятная психоэмоциональная атмосфера, которая дестабилизирует всю обстановку. На этой фазе наиболее выражен такой симптом, как переживание психотравмирующих обстоятельств, т.е. большинство педагогов осознают факторы в профессиональной деятельности, которые трудно или невозможно устранить. При этом лишь единицы испытывают неудовлетворенность собой в результате неспособности повлиять на обстоятельства, либо недовольство профессией.

       Некоторые испытывают тревогу в связи с деятельностью в особо осложненных обстоятельствах и это тревога выступает как средство психологической  защиты.

       Таким образом,  исходя из результатов, кажется, что все благополучно. Но это благополучие уже переросло в следующую фазу.

☼►21   ФАЗА  СОПРОТИВЛЕНИЯ нарастающему стрессу, когда мы стараемся оградить себя от неприятных впечатлений. Педагоги осознают психотравмирующие обстоятельства и стремятся к психологическому комфорту, снижению внешних воздействий с помощью доступных им средств.

Каких?

  1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. Педагог ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе контактов (принцип «хочу - не хочу»). Такой стиль эмоционального поведения весьма распространен. Человеку кажется, будто он поступает правильно, доступным образом, но со стороны это выглядит как эмоциональная черствость, равнодушие.
  2. Эмоционально-нравственная дезориентация. Не проявляя должного эмоционального отношения, человек защищает свою стратегию и звучат слова «Почему я должен за всех волноваться? Таким нельзя сочувствовать, такие люди не заслуживают доброго отношения».
  3. Редукция (упрощение) профессиональных обязанностей. Это проявляется в попытках облегчить или сократить те обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

   Таким образом, вторая фаза является наиболее доминирующей.

☼►22    ФАЗА  ИСТОЩЕНИЯ    характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эта фаза наступает, т.к. сопротивление имеющимися средствами оказывается неэффективным и эмоциональная защита в форме выгорания становится неотъемлемым атрибутом поведения.

    Начинает проявляться:

  1. эмоциональный дефицит, то есть приходит ощущение, что «эмоционально я не могу помочь субъектам профессиональной  деятельности, не в состоянии войти в их положение, сопереживать, отзываться на ситуации». Когда симптом усиливается, все реже проявляются положительные эмоции, а чаще резкость, грубость, обиды.

    Вместе с эмоциональным дефицитом происходит эмоциональная  и  личностная отстраненность.

  1. наблюдаются проявления и на уровне физиологии и психосоматики.  ☼►23      (анализ  показателей  частоты  заболеваемости 

педагогов)

    Многое, что касается профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматическом или психическом состоянии. При контактах возникает плохое настроение, неприятные ощущения, сосудистые реакции.

На протяжении всего нашего разговора мы рассматриваем психологическую природу СЭВ. Но уже не раз упомянули о влиянии психоэмоционального состояния на соматическое. Предлагаем вам подробнее узнать о клинической составляющей синдрома эмоционального выгорания.

                                                       ☼►25

                                        (ответственный – врач-психиатр)

                                      Приводим основные тезисы выступления :

       Биохимической основой СЭВ является истощение нервной системы, её неспособность адекватно реагировать.

          Нагрузки, неприятные ситуации на уроках, безрезультатность некоторых наших действий только усиливают ощущение беспомощности.

          На I этапе это гнев, раздражение, желание перебороть ситуацию напряжения. Происходит выброс адреналина и группы гормонов, стимулирующих симпатическую нервную систему – человек «напрягается», адреналин выбрасывается в кровь, отмечаются спазмы скелетной мускулатуры (начиная с напряжения шейных мышц), внутренних органов и, как следствие, гипоксия. Работа в заранее неблагоприятных условиях тяжела для всего организма (от мышц до сердца и мозга), отмечается состояние  «внутреннего  пришпоривания или подстегивания».

          На II этапе организм перестает сопротивляться, впадает в состояние постоянного напряжения. Между этими этапами и на втором этапе, в частности, возможно состояние парадоксальных реакций, взрывы эмоций даже на мелкое и незначительное раздражение. Такие реакции неожиданны для нас самих.

          В период депрессии идет угнетение работы всей системы внутренних органов, и, особенно, нервной системы. Наблюдается автоматическое «роботообразное» выполнение любых заданий. Это состояние сопровождается и иммунодепрессией, когда организм подвержен частым заболеваниям, не связанным, на первый взгляд, с нервной системой. Это стоматиты, венозные нарушения, подагра.

 А что же в это время происходит с гормонами?.. Мы напрасно ищем серотонин. Этот гормон радости вырабатывается, но тут же разрушается, т.к. включена система ингибиторов серотонина.

         Одним из эффективных корректоров серотонина является зверобой. На его основе приготовлены новейшие медикаменты.

         При введении же препаратов, блокирующих ингибиторы серотонина, лечение оказывается эффективным лишь кратковременно: пока препарат вводится –  больному хорошо, не  вводится – плохо. И все время человека преследует мысль о безисходности положения.

          Замыкается порочный круг: угнетение жизненноважных  функций, ослабление жизнедеятельности организма и практически 100% сосудистая патология.

         К подобному состоянию нельзя относиться пренебрежительно, так как это может стать причиной той или иной степени когнитивно-мнестических расстройств  в старости (от рассеянности до болезни Альцгеймера).

Пути преодоления:

1. Медикаментозный – привитие нечувствительности на раздражители.

       ЧЕЛОВЕК – ПОМОГИ  СЕБЕ  САМ !

  1. Пересмотр своего отношения к работе.

       Преподавание – творческий процесс. Каждый новый день вы другие, другие дети, другое время. Каждый день новый !

   «НЕЛЬЗЯ  ДВАЖДЫ  ВОЙТИ  В  ОДНУ  И  ТУ  ЖЕ  ВОДУ»

      И для  любого из вас нельзя дважды войти в один и тот же класс.

      Осознание и принятие сказанного будет двигать вами.

3.   Азарт ! 

 Обучение особых  «трудных» детей …   Как найти подходы, как научить, как стабилизировать поведение, какие новые формы обучения предъявить ?..

        Перед вами неисчерпаемое поле для творческого поиска.

     

4.  Не допускать вхождение в раздражение.

«ЕСЛИ  НЕ  ЖАЛЕЕТЕ  ДРУГИХ, ПОЖАЛЕЙТЕ  СЕБЯ».

  1. Скорая помощь выхода из стресса !

      Это нервно-мышечная релаксация – глубокое дыхание:  

  1. ВДОХ – ощущение подпитки энергией из космоса;
  2. ВЫДОХ – сброс отрицательных ощущений.

В жизненных ситуациях, при общении с родными и друзьями мы часто ссылаемся на свою загруженность, на то, что мы  много  работаем.

Мы предлагаем вам взглянуть на проблему загруженности через призму времени. Послушайте, что бы могли сказать о нас инопланетяне, например.  Да,  именно те самые зеленые человечки, наблюдающие за нами из далекого космоса.

  ☼►26-27

           Среднее время, которое мы отдали работе:

Средняя время жизни человека   –  60 лет

  1. Детство (школа, колледж, институт)                                   24 года
  2. Сон (8 часов в сутки – сон на семинарах не считается)      20 лет
  3. Отпуск (+ праздники, выходные дни)       73 дня в год  –   12 лет
  4. Еда (1 час в день)                                                                    2,5 года
  5. Прочие потребности (0,5 ч в день)                                1,25 года

Итого                                                                                                59,75 года

           Чистое рабочее время            60лет – 59,75года = 0,25года

                                     или  90 дней за всю жизнь !!!

                                               или  1,5 дня в год !!!

Ну что, вы все улыбнулись и немного отдохнули. Вернемся к обсуждаемой теме. Сегодня мы попробовали разобраться в понятии «синдром эмоционального выгорания», проанализировали  психоэмоциональное состояние нашего педагогического коллектива и, без сомнения, можем утверждать о наличии проблемы среди нас. А если есть проблема, надо искать пути ее решения.  

   ☼►28

         ОДНА  ИЗ  ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК  

                  НАШЕГО ВЕКА  СОСТОИТ  В  ТОМ, ЧТО

      МЫ   ВСЁ  ЗНАЕМ    И    НИЧЕГО  НЕ  ДЕЛАЕМ.

                                                         

                                                                                                А.И.Герцен

Мы предлагаем вам некоторые психологические приемы преодоления проблемного состояния.

   I.  Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса – полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться.

     Один из лучших способов успокоения – это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.

     Поэтому, научитесь отвлекаться …                      ☼►29

  1. Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
  2. Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
  3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
  4. Обращайте внимание на мельчайшие детали.

    Медленно, не торопясь, мысленно “переберите” все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, зелёные занавески …»  и т. п.

II. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика.

☼►30

        ИЗМЕНИ  СВОЁ  МНЕНИЕ  О  ВЕЩАХ, КОТОРЫЕ  

                   ТЕБЯ ОГОРЧАЮТ,  И  ТЫ  БУДЕШЬ  

               В  ПОЛНОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ  ОТ  НИХ.

                                                                                                         Марк  Аврелий

  1.   Упражнение  «Автобус» 

ЦЕЛЬ:   Формирование умения переключаться.

  1. Участники семинара  поделены на две подгруппы. Ведущий предлагает каждой подгруппе оформить свои высказывания на листе бумаги.

Инструкция: 

- Предположим, что вам в автобусе какой-то нехороший гражданин наступил на ногу. На ваше замечание «Надо бы извиниться!» вам грубо ответили в ответ что-то вроде «Отвали!».

Максимально подробно представьте себе эту ситуацию, а когда мысленно войдете в нее, напишите возможные варианты вашей ответной реакции. 

    Работа в подгруппах идет в течение 5-10 минут.

  1. Далее проходит представление своего варианта выполнения задания одним из участников подгруппы .
  1. Ведущий подводит итоги работы и предлагает все изданные возможные

     варианты ответов и реакций.

☼►31-32

  1. «Сам (такой)» .
  2. Промолчать.
  3. Наступить на его ногу.
  4. Пожалеть его вслух («Что вы так раздражены? У вас какая-то неприятность случилась?  Примите мои соболезнования» )
  5. Пожалеть его про себя («Бедолага, он будет постоянно нарываться на неприятности и плохо кончит» ) 
  6. Порадоваться  про  себя, что  не  было хуже  («мог и в морду дать …»)
  7. Поучить хорошим манерам.
  8. Привлечь на свою сторону окружающих («Смотрите, он по нашим ногам ходит, гад. Давайте его из автобуса выкинем» )
  9. Мысленно отомстить (обозвать про себя).
  10. Признаться в любви ( «И я вас тоже люблю» )
  11. Проявить остроумие.
  12. Показать, что вы выше его.
  13. Убийственный взгляд.
  14. Проигнорировать.
  15. Наступить на ногу другому соседу (из злорадства, что не только по вашим ногам ходят).
  16. Наступить на ногу соседу и сказать, что это сделал тот хам.

Вот ещё несколько способов снижения значимости конфликта:          ☼►33

  1. Следует помнить, что истинной причиной  стресса являются не люди, не  разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь.
  2. Используйте принцип позитивности во всем с установками  типа:

-  «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это», «не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе»  и т.п.;

-  «нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»;

-  «кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено».

 

Давайте поучимся одному из способов снижения значимости конфликта. Его можно охарактеризовать словом «зато». Суть его – суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи.

  1.  Игра-упражнение «А кроме того …, но зато …» 

ЦЕЛЬ:   Коррекция  плохого  настроения, снятие апатии, недовольства, агрессии.

  1. Ведущий предлагает участникам следующую инструкцию:

- Порою каждому хочется на что-нибудь пожаловаться или поворчать. Иногда плохо, потому что понедельник, иногда – потому что идёт дождь и т.п. Но в любой ситуации  всегда можно найти положительное. Попробуйте представить любую ситуацию, которая могла бы вас огорчить, а затем найдите вокруг себя то, что помогло бы вам переключиться … Фразу начните со слов «А кроме того …», а закончите словами « …, но зато …».

Работа в подгруппах идет в течение 5-10 минут.

  1. Далее проходит представление вариантов выполнения задания каждой подгруппой.
  1. Ведущий подводит итоги работы.

     

☼►34

          ОДИН  ВИДИТ  В  ЛУЖЕ  ТОЛЬКО  ЛУЖУ,

      А  ДРУГОЙ, ГЛЯДЯ  В  ЛУЖУ, ВИДИТ  ЗВЁЗДЫ.

                                                                                                             А.Поп

III.  Стресс – это давление, нажим и напряжение. Человек не может находиться в таком состоянии длительное время. Ему необходимо избавиться от негативных эмоций, иначе происходит то, что мы можем наблюдать достаточно часто: отрицательно заряженная энергия «сбрасывается» на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто «заземление» отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье учителя, где он ослабляет внутренний контроль после работы.

Поэтому  необходимо  действовать   ...                              ☼►35

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет  роль  громоотвода.  

Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

  1. наведите порядок дома или на рабочем месте;
  2. устройте прогулку или быструю ходьбу;
  3. пробегитесь;
  4. побейте мяч или подушку и т. п.

☼►36

          ИЗБЕГАТЬ  ЖИЗНЕННЫХ  ТРУДНОСТЕЙ  

              И  ОТВЕТСТВЕННОСТИ  ПРОЩЕ,

           ЧЕМ  БРАТЬ  ИХ  НА  СЕБЯ  

         И   СПРАВЛЯТЬСЯ   С   НИМИ .  

Попробуем поучиться сбрасывать накопившуюся отрицательную энергию – поиграем …

  1.         Игра    «Снежки»

ЦЕЛЬ:   Сброс беспокойства и напряжения после трудового

                дня.

    Материалы:  старые газеты или что-то подобное.

  1. Участники семинара  поделены на две подгруппы.

Инструкция: 

- Возьмите каждый по листу старой газеты, как следует его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный комок. Каждая команда стоит в линии на своей стороне. По моей команде «Приготовились! Внимание! Начали!» вы начнете бросать комочки-«снежки» в сторону противника.

Игроки каждой команды должны стремиться как можно быстрее забросить «снежки», оказавшиеся на ее стороне, обратно на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросать «снежки». Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше «снежков».

  1. Игра продолжается  в течение 5 минут.

Вы попробовали в практических упражнениях поработать над преодолением стрессового состояния. Обобщая сказанное и сделанное, предлагаем вам основные  приемы  антистрессовой  защиты:      

                                                    ☼►37

  1. Отвлекайтесь !
  2. Снижайте значимость событий !
  3. Действуйте !
  4. Творите ! 
  5. Расслабляйтесь !
  6. Выражайте эмоции !

И помните, что                          ☼►38

          ЧЕЛОВЕК  СЕРЬЁЗНО ДЕЛАЕТ  ЧТО-НИБУДЬ

    ТОЛЬКО  ТОГДА,  КОГДА  ОН ДЕЛАЕТ  ДЛЯ  СЕБЯ. 

               

                                                                                             А.И.Герцен

 

Если вы хотите направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс должны отвечать, грамотно используя методы саморегуляции :                     ☼►39

  1. Антистрессовое дыхание
  2. Аутогенная тренировка
  3. Медитация
  4. Йога
  5. Релаксация
  6. Визуализация ресурсного состояния
  7. Кинезиологический комплекс

Давайте подробнее познакомимся с одним из указанных методов – с релаксацией. Этот метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения.

 Один из приемов релаксации – музыкотерапия. Это прекрасный и эффективный способ расслабления.

  1.   Упражнение – музыкотерапия        ☼►40-41

.ЦЕЛЬ:   Расслабление.

Инструкция: 

- Сядьте поудобнее, не мешая друг другу. Постарайтесь максимально расслабиться. Слушайте красивую музыку, смотрите красивые слайды и постарайтесь вспомнить что-либо приятное, подумать или  помечтать о чем-то хорошем и желанном.

  1.      Упражнение   «Водопад»        ☼►42-43

ЦЕЛЬ:   Расслабление.

Инструкция: 

- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…

     Представьте себе, что вы стоите у водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.

     Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.

     Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

     А свет течёт по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя расслабленно и приятно.

     Пусть свет течет по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся всё мягче и расслабленнее. Свет течёт и по ногам, спускаясь к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими.

     Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом вы всё глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами… (30 сек.)

       Теперь поблагодарим этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил …  Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

☼►44

                   

                     ИСТИННОЕ  НАШЕ  НАСЛАЖДЕНИЕ  

 СОСТОИТ  В  СВОБОДНОМ ВЛАДЕНИИ  САМИМИ  СОБОЙ.

                                     

                                                                                                               Ж. Бюффон

       Предлагаем еще одно упражнение, хорошо «снимающее» внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

       Возьмите любую из книг:  «Русские пословицы», «Мысли великих людей» или «Афоризмы». Полистайте страницы, постарайтесь вчитаться в смысл пословиц или афоризмов. Делайте это в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.

        Возможно, кроме психической релаксации, та или иная пословица натолкнёт вас на правильное решение проблемной ситуации. Возможно также, вас успокоит тот факт, что подобная проблема возникла не только у вас, над способами её решения размышляли многие люди, в том числе и знаменитые исторические личности.

☼►45

Личностное и профессиональное развитие

             – очень хорошее средство

  от   разочарования  и  эмоционального   истощения!

Педагоги зачастую не ценят свои успехи и достижения. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недочётах, считая, что именно они дают импульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь.

 Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как ваши знакомые, родители, а, может быть,  даже ещё больше, чем они. Большинство людей полагает, что они добьются большого успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе успешного результата.

Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чём именно мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заметить и запомнить свои достижения.

Мы предлагаем  вашему вниманию очень важное упражнение, которое поможет вам  завершить рабочую неделю приятными переживаниями. Начинайте его за 5-10 минут до конца последнего дня рабочей недели.

  1.   Упражнение   «Копилка  хороших  поступков»        

ЦЕЛЬ:   Воспитание «здоровой» самооценки.

Инструкция: 

  1. - Возьмите лист бумаги и запишите три хороших проступка, которые вы совершили в течение рабочей недели. Мысленно вспомните всё хорошее, что вы сделали. Выберите из всех три поступка, которыми вы особенно гордитесь, и запишите их на листе бумаги. Убедитесь, что вы выбрали именно три пункта.

После  того, как вы их запишите, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Ирина, ты на самом деле сделала это здорово».

Затем запишите на свой лист и эту фразу.

  1. - На всё это у вас есть 5 минут.

  1. Во время работы на экране меняются слайды с афоризмами.                     ☼►46-47

  1. Ведущий подводит итог:

- Такое признание своих достижений можно проводить отныне каждую неделю. А тот из вас, кто захочет стать ещё более успешным в жизни, может сделать следующее.

   Каждый вечер перед сном вы можете сесть за письменный стол и записать три достойных поступка, совершённые за день. Тогда вы почувствуете удовлетворение и поймёте, что заслужили здоровый сон.

     

Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать всё хорошее, что вы сделали и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед.

                   ВЕЛИЧАЙШАЯ  ПОБЕДА ЕСТЬ           ☼►48

                  ПОБЕДА  НАД  САМИМ СОБОЮ.

                                                                  КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА

  Завершить практическую часть нашего семинара предлагаем следующим упражнением.

  1.   Игра-упражнение   «Солнышко»        

ЦЕЛЬ:   Воспитание положительных взаимоотношений

               в  коллективе, коррекция  самооценки.

Инструкция: 

  1. - На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети –  с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя, а на одном лучике одно из своих хороших качеств или поступков.

  Затем передайте свое солнышко соседу, пусть он заполнит следующий лучик вашего солнца.

  Так листок передается до тех пор, пока ваше солнце не вернется к вам.

  1. Каждая следующая передача листков осуществляется по команде ведущего.

  1. Ведущий подводит итог:

                 

 - Носите этот образ солнца в себе.  А если станет особенно плохо на душе или вдруг покажется, что вы на ни что не годны, достаньте свое солнышко и посмотрите на него.

         Р е ф л е к с и я   по   семинару  в  форме   высказываний каждого участника по кругу.  

Вот и окончен наш небольшой практикум. Старайтесь применять предложенные методы при каждом необходимом случае. Это отличная аптечка «скорой эмоциональной помощи» в любой эмоционально напряженной, стрессовой ситуации.

Освоив их, применяйте в своем режиме труда и отдыха. Это не требует никаких затрат, условий, приспособлений, а приносит неоценимую пользу. Но если у вас не получится, как хотелось бы, не огорчайтесь, не бросайте начатое дело на полпути. Учтите, что овладение своими эмоциями подобно подъему по канату. Настойчиво разучивая упражнение, вы поднимаетесь вверх по пути самовоспитания и самосовершенствования. Но как только вы прекратили работать над собой «опустили руки»  –  сползаете вниз, и надо будет все начинать сначала. Применяя психологические методики, вы научитесь снимать нервно-эмоциональное напряжение, повышенную раздражительность, возникшую в процессе работы, сможете улучшить качество отдыха, что, несомненно, скажется на здоровье, работоспособности, производительности вашего педагогического труда.

     Желаем вам отличного здоровья и высокой работоспособности!

                  Даём установку:         БУДЬТЕ    ЗДОРОВЫ !!!

Список используемой литературы:

  1. Вачков И.В. основы технологии группового тренинга. Психотехники6 учебное пособие.- М., 2000
  2. В.В.Бойко Диагностика уровня эмоционального выгорания. Науч.метод. пособие. Екатеринбург, 1999
  3. Эмоциональное выгорание учителей . Методическая копилка, Газета «Школьный психолог»№4, 2006
  4.  Семенова Е. тренинг эмоциональной устойчивости педагогов.- М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сохранение психологического здоровья учащихся и учителей".

Презентация для психологического семинара с учителями....

Психологическое благополучие и здоровье учителя

Как избежать синдрома "профессионального" выгорания и сохранить работоспособность на долгие годы, вы узнаете в этой статье. А 2 мини-теста помогут провести самоанализ,не прибегая к помощи докторов....

Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс

Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс...

Конкурс методических разработок среди педагогических работников «Формула здоровья». Номинация: «Психологическое здоровье школьников» Тема: «Психолог о здоровье»

ВведениеЖизнь невозможна без взлетов и падений. Жизненные сложности могут быть тягостными для одних людей и могут привести к стрессу, депрессии, а в дальнейшем и к ухудшению здоровья. Другие же люди и...

Презентация "Психологическое здоровье учителя"

Презентация "Психологическое здоровье учителя"...

Сохранение психологического здоровья учащихся и учителей.

В данной презентации рассказывается как сохранить психологическое здоровье учителей и учащихся. Дается понятие психогигиены. Ее задачи и принципы. Какие негативные факторы влияют на психологическое зд...