Диагностика и формирование УУД
статья по психологии на тему

Тиллабаева Ирина Владимировна

В материале представлена карта наблюдений, психолого-педагогический паспорт школьника, позволяющая отслеживать уровень психолого-социометрического статуса обучающихся и развития их УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_i_formirovanie_uud_-_kopiya.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика и формирование универсальных учебных действий.

Тиллабаева И.В.

Одной из актуальных задач психолого-педагогического сопровождения в школе в соответствии с требованиями ФГОС является систематическое изучение и отслеживание психолого-социометрического статуса учащихся и его динамики. Для решения этой задачи на основе параметров психолого-педагогического статуса школьника, предложенным Афанасьевой Е.И. и Васильевой Н.Л., службой сопровождения ГБОУ лицея №150 для учителей начальной и основной школы были разработаны методики наблюдений, позволяющие с помощью экспертных оценок педагогов более целенаправленно изучать этот процесс, экономя при этом время учителя. Одной из таких методик является карта наблюдений «Психолого-педагогический паспорт» школьника.

 Существует прямая взаимосвязь уровня психолого-социометрического статуса ребёнка и развития его универсальных учебных действий, что позволяет с помощью данного диагностического инструментария получить представление о процессе формирования УУД обучающихся, определять их уровень и отслеживать динамику.

Психолого-педагогический паспорт школьника является удобной опорой при консультировании родителей и педагогов, позволяет им увидеть зону ближайшего развития ребёнка и объединить усилия по формированию качеств, обеспечивающих успешную адаптацию обучающихся.

При оценке межпредметных умений, качеств и других проявлений ребёнка используется 5-бальная шкала, наиболее привычная для учителей. Таблица «Параметры психолого-социометрического статуса» даёт более чёткое представление о содержании позиций психолого-педагогического паспорта под соответствующем номером.

Психолого-педагогический паспорт заполняется классным руководителем прежде всего на обучающихся, требующих повышенного внимания взрослых – одарённых детей и группы риска.

Психолого-педагогический паспорт

учащегося _____ класса ГБОУ лицея №150 _____________________

Универсальные учебные действия (УУД)

 Оц

 

Универсальные учебные действия (УУД)

 Оц

Личностные УУД

Познавательные УУД

1.1. Заинтересованность на уроке

 

3.1. Выделяет главное

1.2. Общественная активность

 

3.2. Умение рассказывать

1.3 .Участие в олимп, проектах

 

3.3.Понимает задание

1.4 .Участие в исследов.работе

 

3.4. Выполняет в уме

1.5. Дежурство по классу

 

3.5. Перессказывает

1.6. Пропуски занятий

 

3.6. Выражает мысли

1.7.Пропуски без причины

 

3.7. Словарный запас

1.8. Заинтересованнсть в оценке

 

3.8. Пишет разборчиво

1.9. Отношение к оценке

 

3.9. Активность на уроке

1.10. Проявление отзывчивости, сочувствия.

 

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

 

4.1. Общение с ребятами

2.1. Сосредоточенность

 

4.2. Не конфликтует

2.2.Целеустремлённость

 

4.3. Имеет приятелей

2.3. Выполняет требования

 

4.4. Может попросить

2.4.Преодолевает трудности

 

4.5 Общение с учителем

2.5. Не нужны напоминания

 

4.6. Соблюдает правила

2.6. Пишет разборчиво

 

4.7. Отсутствие ненормативная лексики

2.7. Работоспособность

 

4.8. Умение работать в группе

2.8. Темп деятельности

4.9. Наличие лидерских качеств

2.9. Внешний вид

2.10. Не списывает Д/З

 

Уровень УУД:

2.11. Соблюдает правила

 

5,0 - 4,6 - Очень высокий

2.12. Контроль движений

 

4,5 - 4,0 - Высокий

2.13. Владеет собой

 

3,9 - 3,6 - Выше среднего

2.14. Контролирует эмоции

 

3,5 - 3,0 - Стабильный средний

2.15. Имеет все школьные принадлежности

 

2,9 - 2,5 - Слабый средний

Группа здоровья (по данным врачей)

 

2,4 - 2,0 - Ниже среднего

 

1,9 - 1,0 - Низкий

Оц – оценка по шкале (кроме «Группа здоровья»):

Степень выраженности характеристики:

5- очень высокий уровень (100%); 4,5 – высокий (95 -100%), 4 –выше среднего –высокий (85-95%), - умение хорошо сформировано (это помогает в учёбе, ребёнок хорошо адаптируется)

 3.5 – выше среднего (75-85%), 3 – средний (стабильный) (65-75%), - умение в основном проявляется, (адаптация учащегося соответствует норме, есть резерв развития)

2.5 – слабый средний (50-65%), 2 – ниже среднего (40-50%), 1 – (низкий 20-30%), 0 – очень низкий (0-20%) – умение сформировано недостаточно (это мешает в учёбе, проблемы в адаптации, необходима поддержка педагогов и родителей – помощь и контроль)

Параметры психолого-социометрического статуса

Личностные УУД

1.1. Проявляет заинтересованность в получении новых знаний

1.2. Активно участвует в общественной жизни класса

1.3. Принимает участие в предметных олимпиадах, конкурсах, проектах

1.4. Принимает участие в исследовательской работе

1.5. Способен справиться с дежурством по классу

1.6. Редко пропускает занятия

1.7. Не пропускает занятия без уважительных причин

1.8. Проявляет заинтересованность в хорошей оценке

1.9. В меру переживает за оценки и критические замечания учителя

1.10.  Умеет поставить себя на место другого, проявляет отзывчивость, сочувствие, оказывает помощь.

Регулятивные УУД

2.1. Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе её решения

2.2. Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться её достижения

2.3. Понимает требования учителя и старается их выполнить

2.4. При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления

2,5. Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания

2,6. Пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму

2.7. Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока

2.8. Способен работать в одном темпе со всем классом

2.9. Поддерживает опрятный внешний вид в течение дня

2.10. Не списывает домашние задания

2.12. При ответе у доски контролирует движения тела (позу, положение рук, ног)

2.11. Соблюдает правила, принятые в лицее на уроках и переменах

2.13. Владеет собой в ситуации, требующей сосредоточенности, молчания или ограничения движений

2.14. Контролирует свои эмоции

2.15. Имеет на уроке все необходимые школьные принадлежности

Познавательные УУД

3.1.Способен отделить существенные стороны предмета от несущественных

3.2. Может связно рассказать о событиях своей жизни

3.3. Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания

3.4. Может осуществить простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал

3.5. Может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами

3.6. Связно выражает свои мысли

3.7. Имеет достаточный словарный запас

3.8. Способен  рисовать мелкие детали, аккуратно оформить работу.

3.9. Достаточно активен на уроке, стремится проявить свои знания

Коммуникативные  УУД

4.1. Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнёров для игр и занятий

4.2. Не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьёт первым

4.3. Имеет постоянных приятелей в классе

4.4. Может обратиться с просьбой к учителю

4.5. Уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним. Прислушивается к замечаниям и требованиям учителей, старается их выполнить

4.6. Соблюдает принятые в классе правила поведения и общения

4.7.  Сформирована культура речи (Не использует ненормативную лексику)

4.8. Умеет работать в группе

4.9. Проявляет лидерские качества. Может организовать работу одноклассников при групповой работе.


Данный диагностический инструментарий может использоваться при проведении мониторинга по изучению психолого-педагогического статуса и уровня развития универсальных учебных действий, обучающихся начальной и основной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и формирование УУД Испарение и конденсация" (примеры задач)

Материал представляет собой некоторый перечень (как пример для учителя) задач на диагностику и формирование УУД по теме "Испарение и конденсация"...

Диагностика необходимости формирования основ ЗОЖ в процессе изучения иностранного языка у учащихся

Методические рекомендации учителю  по организации уроков иностранного языка с учетом здоровьесберегающих технологий...

Проблемы диагностики и формирования индивидуальной образовательной траектории одаренных детей

Одаренность — это уникальное целостное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в своевременном выявлении и поддержке, но не как средство о...

Проблемы диагностики и формирования индивидуальной образовательной траектории одарённых детей

Данная статья содержит информацию о направлениях работы учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности по формированию индивидуальной образовательной траектории ода...

Справка по проведению диагностики уровня формирования коллектива

Справка по проведению  диагностики уровня формирования коллектива школьников 5-9 классов по АООП...

Диагностика уровня формирования коллектива

Анкетирование: сплоченности, ценностных ориентаций, референтности класса как группы, удовлетворенности отношениями....