"Мой характер"
классный час по психологии (5, 6, 7 класс) на тему

Овчаренко Галина Васильевна

Материал для классного часа, который поможет подросткам расширить знания о психологических особенностях  человека, будет мотивировать на использования знаний "самого себя" в общении, поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_harakter.docx23.71 КБ
Файл moy_harakter.pptx166.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мой характер

Цель: расширить знания о психологии человека, мотивировать школьников к использованию психологических знаний в собственной жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомление с понятиями “характер”, “черты характера”;
  • способствовать осознанию собственных черт характера.

Развивающие:

  • развитие навыков самоанализа и самовоспитания;
  • сплачивать коллектив;
  • формирование и развитие толерантности, ответственности;
  • развитие культуры общения.

Воспитательные:

  • воспитание нравственных основ взаимодействия людей в обществе;
  • формирование иерархии ценностей.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Приветствие. (Слайд)

III. Беседа.  (Чтение текста)

Обсуждение:

  • Что мы узнали о мальчиках?

Предполагаемые ответы детей. (Олег – невнимательный, Денис – доброжелательный, внимательный, чуткий, отзывчивый.)

  • Что помогло вам это понять?

Предполагаемые ответы детей. (Они проявили разное отношение, по поступкам.)

  • Какой герой нам более симпатичен. Почему?

Предполагаемые ответы детей. (Симпатичнее Денис.)

  • Почему мальчики повели себя по-разному?

Предполагаемые ответы детей. (У них разный характер.)

IV. Основная часть занятия.

Психолог: Итак, тема занятия “характер” Рассмотрим вопросы:

  • Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию “характер”?
  • Как влияет характер человека на его отношения с окружающими?
  • Как влияет характер на успехи в школе, жизни?
  • Характер дается человеку при рождении или его формируют?

Психолог: Вы, верно, отметили, что характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по поступкам, которые он совершает. И Характер – это некое отношение.

  • А к кому или чему можно относиться?

Ответы детей: к людям, животным, вещам.

2. Что такое характер.

Характер – это индивидуальные особенности человека, которые определяют его отношение (от греческого – черта, печать, признак)

  • к себе,
  • к другим,
  • к труду, деятельности (результатам труда).

Психолог: “Ребята, а как можно относиться, к примеру, к другим”?

Ответы детей: внимательно, вежливо, с сочувствием, жестоко, равнодушно.

Психолог: Правильно. Характер состоит из черт. Посмотрите еще раз на определение. То, что вы сейчас перечислили, это и есть определение черты характера. Давайте познакомимся с многообразием черт характера”.

Психолог раздает карточки с перечнем черт характера. (Приложение 2)

Ребенок читает. (Выяснить, значение всех ли черт характера понятно.)

  • А какие еще вы знаете черты характера?

3. Упражнение “Черты характера”.

Психолог: Вы знаете, что черты характера бывают положительные и отрицательные (желательные и нежелательные).

Сейчас вы поработаете группой. Перед вами карточка с перечнем черт характера и карточка с определением характера (как на доске).

На доске заранее готовится перечень черт характера. (Приложение 3)

Задание: Вписать черты (приложение 2) в карточку (где дано определение характера), распределить по колонкам. Пояснить.

Обсуждение упражнения.

Психолог: Мы познакомились с некоторыми чертами характера. И когда мы произносим, например, целеустремленность, настойчивость, отзывчивость, жадность – мы говорим о чертах характера. Это их название. Но у каждого человека свой набор черт характера. Дружим мы, как правило, с людьми, у которых схожи с нами черты характера. Если человеку присуще, например, трудолюбие, то про него говорят, он (какой?) трудолюбивый. Если присуща доброжелательность: он (какой?) доброжелательный. Используют уже прилагательные в речи. Люди дают описание человеку – характеристику, где и отражаются его индивидуальные особенности, его черты. Таким образом, есть название черт характера и есть свойства, особенности человека. Давайте познакомимся со своими характерами. Попробуем ответить на вопрос: “Какой я?”

5. Упражнение “Скажи о себе”.

Психолог раздает карточки. Дети их подписывают. Работа индивидуальная

Дальше детям предлагается встать из-за парт и образовать круг. Передавая мяч по кругу, дети называют свою выбранную положительную черту. Когда ребенок ее произносит, все остальные аплодируют.

Неприятно, страшно, стыдно услышать осуждение, обидно, когда игнорируют, обзывают.

А что чувствуют люди, когда мы демонстрируем им свои плохие черты: сплетничаем, грубим, бьем, игнорируем?

6. Упражнение “Мои поступки” (работа индивидуальная).

Психолог: “Мы с вами выяснили, что характер проявляется в поступках. О чертах характера мы может узнать, анализируя, как человек себя ведет, какое он проявляет отношение к людям, к себе, к труду. Поработаем с “солнышками”.

Задание: В середину веселого солнышка написать любую из своих положительных черт характера, в грустное – отрицательную. Лучики – это поступки,, в которых проявляется такая черта характера. Например: Ответственность проявляется в поступках: вовремя и самостоятельно делаю уроки, возвращаю вовремя и в хорошем состоянии чужие вещи, храню тайны, если обещал – выполняю без напоминания, есть домашняя обязанность. Неуверенность: боюсь выступать перед людьми, стесняюсь спросить что-то у прохожих, не могу отстоять свою точку зрения.

Внимание! Задание может вызвать затруднения, т.к. достаточно серьезное и непростое. Поэтому психолог должен предупредить ребят, что над этим они будут работать еще несколько занятий. Если у кого-то не получится, этот ребенок будет иметь возможность послушать других и начать думать о своей работе, анализировать свои поступки. Так как предполагается дальнейшая работа, карточки необходимо подписать.

После выполнения задания – небольшое обсуждение.

  • Кому удалось выполнить?

Ребята по желанию делятся результатами своей работы, поясняя при этом, как помогают положительные черты характера в жизни и как мешают отрицательные.

Психолог: Да, ребята, это трудная работа. Работа над собой. И наши поступки – это наше лицо, наша гордость или противоположное – наш стыд. В каждом есть и положительное, и отрицательное.

7. Дискуссия.

  • Зачем нужно знать свои черты характера?
  • Изучать, познавать себя?

Психолог: “Себя познать не просто. Познавая себя, человек учится понимать себя, понимать свои чувства, поступки, анализируя ошибки, учится их предвидеть и не совершать больше. Человек может научиться решать свои проблемы, строить хорошие отношения с окружающими.

Знание себя (и сильные, и слабые стороны) позволяет человеку нести ответственность за свое поведение, воспитывать себя (улучшать себя или что-то исправлять)”.

  • А зачем нужно познавать других?

Обсуждение пословицы:

“Посеешь поступок – пожнешь привычку.
Посеешь привычку – пожнешь характер.
Посеешь характер – пожнешь судьбу”.

  • Приведите примеры, когда сильный характер определил судьбу человека? (Положительный пример.)

(М.В. Ломоносов, А. Суворов, герой романа В. Катаева “Два капитана” и др.)

VI. Заключение.

а) Обсуждение стихотворения Г.Р. Державина:

“Живи и жить давай другим,
Но только не за счет другого
Всегда доволен будь своим!
Не трогай ничего чужого!
Вот правило, стезя прямая
Для счастья каждого и всех”.

Психолог: “Каждый из нас хочет быть счастливым. Когда мы приносим счастье и другим людям, мы и сами себя чувствуем счастливыми”.

б) Упражнение “Продолжи фразу”
“Сегодня на занятии я узнал(а)...”
“Сегодня на занятии я понял(а)...”

Дети записывают свои мысли в карточке и по желанию высказывают свои мнения.

VII. Прощание.

Все хором повторяют фразу:

“Я хочу быть хорошим человеком
Я могу быть хорошим человеком
Я стану хорошим человеком”

Индивидуальная карточка

1.

Подчеркни зеленым карандашом те черты характера, которые тебе нравятся в людях.

  • Трусливый,  боязливый,  осторожный,  неосторожный;
  • вялый, спокойный, беспокойный, суетливый;
  • самоуверенный, уверенный в себе, неуверенный, робкий;
  • навязчивый, внимательный, невнимательный, безразличный;
  • пугливый, смелый, бесстрашный;
  • стеснительный, стыдливый, бесстыдный

2.

Закрась зелёным карандашом кружки рядом с «хорошими» чертами характера, чёрным - рядом с «плохими».

О смелость           О настойчивость           О скромность         О решительность О трудолюбие      О неуверенность           О честность            О капризность     О трусость            О вежливость                О хвастливость      О отзывчивость  О лень                   О грубость                     О открытость         О общительность О драчливость      О активность                 О обидчивость      О замкнутость     О заносчивость    О безразличие               О добросовестность

О правдивость     О ответственность

__________________________________________________________________

Индивидуальная карточка

1.

Подчеркни зеленым карандашом те черты характера, которые тебе нравятся в людях.

  • Трусливый,  боязливый,  осторожный,  неосторожный;
  • вялый, спокойный, беспокойный, суетливый;
  • самоуверенный, уверенный в себе, неуверенный, робкий;
  • навязчивый, внимательный, невнимательный, безразличный;
  • пугливый, смелый, бесстрашный;
  • стеснительный, стыдливый, бесстыдный

2.

Закрась зелёным карандашом кружки рядом с «хорошими» чертами характера, чёрным - рядом с «плохими».

О смелость           О настойчивость           О скромность         О решительность О трудолюбие      О неуверенность           О честность            О капризность     О трусость            О вежливость                О хвастливость      О отзывчивость  О лень                   О грубость                     О открытость         О общительность О драчливость      О активность                 О обидчивость      О замкнутость     О заносчивость    О безразличие               О добросовестность

О правдивость     О ответственность

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОЙ ХАРАКТЕР Пословица “ Посеешь поступок – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу”.

Слайд 2

Уроки в школе закончились. Друзья, два мальчика из 7 класса, Денис и Олег, шли после занятий в хорошем настроении. Они разговаривали об оценках, о контрольной по математике и обо всём, что интересно ребятам в 12 лет. Подойдя к большой автомобильной дороге , которую нужно переходить очень внимательно, Денис заметил маленькую старушку на тротуаре и понял, что ей трудно одной перейти дорогу. Олег продолжал рассказывать о своих делах. Когда загорелся зелёный свет, Олег побежал через дорогу, не обращал ни на кого внимания . Денис тут же предложил помощь старой женщине, помог перейти на другую сторону дороги. Олег посмотрел и спросил: «Это что твоя родная бабушка?» «Нет». «Тогда это твоя соседка?» «Нет. Это просто старушка!» — ответил Денис

Слайд 3

Черты характера ЛЕНЬ ИСКРЕННОСТЬ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ (ЖЕСТОКОСТЬ) СОЧУВСТВИЕ РАВНОДУШИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРУБОСТЬ НЕБРЕЖНОСТЬ АККУРАТНОСТЬ ТРУДОЛЮБИЕ ВЫСОКОМЕРИЕ ГОРДОСТЬ ЗАВИСТЬ БЕРЕЖЛИВОСТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

Слайд 4

Характер Характер — индивидуальные особенности человека, которые определяют его отношение: к себе к другим о тношение к труду, деятельности (к результатам труда)

Слайд 5

З лой, хвастливый, заботливый, оптимистичный, задиристый, грубый жадный, застенчивый, смелый, ответственный; готовый помочь, вежливый, неуверенный, трудолюбивый, совестливый, старательный, честный, доверчивый, беззлобный, бережливый.

Слайд 6

Г.Р. Державина Живи и жить давай другим, Но только не за счет другого Всегда доволен будь своим! Не трогай ничего чужого! Вот правило, стезя прямая Для счастья каждого и всех.

Слайд 7

Подведение итогов «Я хочу быть хорошим человеком» «Я могу быть хорошим человеком» «Я стану хорошим человеком”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО во 2 классе "Выражение характера человека через украшения""

Урок ИЗО по программе Б.М.Неменского 2 класс, 3 четверть.На уроке дети знакомятся с женскими головными уборами и украшениями. Во время практичекой работы украшают кокошники....

"Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (Курская битва) и в рассказе А.Н. Толстого "Русский характер".

Тема урока поможет  учащимся почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Вел...

Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")

Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")...

"Характер - русский. Мой характер"

Слайдовая презентация к классному часу по теме "Характер - русский. Мой характер". 5 - 7 классы....

Теоретического занятия для преподавателя по теме: «Характер, акцентуации характера»

№ п\пСодержаниеСтр.1Пояснительная записка62Методический блок 2.1Цели занятия и компетенции7 2.2 Межпредметные связи102.3Оснащение занятия122.4Хронокарта132.5Мотивация143Блок контроля ис...

Развитие речевых навыков по теме «Внешность и характер» Обучающийся сможет развить навыки устной речи и аудирования по теме «Внешность и характер».

Технологическая карта урока разработана к разделу 5g Skills учебника Starlight 7. Обучающийся сможет развить навыки устной речи и аудирования по теме «Внешность и характер»....

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа...