Тренинг общения
план-конспект занятия по психологии (9 класс) на тему

Тренинг общения предназначен для учащихся 8-9 классов с целью развития вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_obshcheniya.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Тренинг общения.

Цель – развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

1.Развитие вербальных коммуникативных навыков.

2.Развитие невербальных коммуникативных навыков.

3.Развитие навыков сотрудничества.

4.Сплочение коллектива.

                                  План проведения тренинга.

№ этапа

                Содержание

Продолжительность

     1

Знакомство

        10 мин.

     2

Принятие правил работы группы

        10 мин.

     3

Отработка практических навыков

        60 мин.

     4

Завершение работы, рефлексия

        15 мин.

1. Знакомство.

«Снежный ком».

Цель – создание доброжелательной атмосферы, настроя на работу.

Участники тренинга стоят по кругу, и по часовой стрелки называют свое имя и имя предыдущего участника. Первый называет свое имя, второй имя первого и свое, третий называет имя первого, второго участника и свое.

2. Принятие правил работы группы.

1.Проявлять активность.

2.Слушать друг друга, не перебивая.

3.Говорить только от своего лица.

4.Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.

5.Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях.

6.Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать – дождаться обсуждения.

7.В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этот, но он должен публично заявить о своем отказе.

3.Отработка практических навыков.

«Поздороваться без слов».

Цель – снятие эмоционального напряжения, развитие невербальных коммуникативных умений.

Ход упражнения:

Участники тренинга приветствуют друг друга без помощи слов, можно использовать жесты, мимику.

«Стеклянная дверь».

Цель – развитие невербальных коммуникативных умений.

Ход упражнения:

Участники разбиваются на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй – нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд – потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 метра, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15 – 17 секунд ведущий говорит: «Поезд уехал!» - общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все-таки имел в виду. Потом участники меняются ролями.

Следует обратить внимание участников на то, что встреча должна произойти не на следующей станции через несколько минут, а где-то в другой части города, в другое время или день.

Обсуждение:

1.С помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя?

2.Легко ли было понимать такой разговор?

3.А самому передавать таким образом информацию?

«Дистанция в общении».

Цель – определение комфортной дистанции общения с разными собеседниками.

Ход упражнения:

Участники встают в две шеренги друг напротив друга на расстоянии примерно трех метров таким образом, чтобы каждый нашел свою пару в противоположной шеренге. По сигналу ведущего одна шеренга начинает медленно подходить к другой. Участники, стоящие в неподвижной шеренге, ждут, пока напарник приблизится к ним на такое расстояние, что дальнейшее сближение начнет вызывать дискомфорт, желание отойти назад. Когда это происходит, они жестом руки останавливают своих напарников. После этого участники  встают на свои места и роли стоящих в шеренгах меняются – двигаться начинают те участники, которые до того были неподвижны. Дальше шеренги смещаются относительно друг друга на одного человека (крайние участники при этом переходят в другую шеренгу), и цикл повторяется. При небольшом количестве участников можно выполнить упражнение по полному кругу (каждый с каждым), при большом – ограничиться 2 – 3 циклами.

Обсуждение:

1.Какая дистанция общения оказалась наиболее комфортной?

2.Насколько это зависит от собеседников, в частности, от их пола?

3.Какие эмоции возникают, если дистанция общения оказывается более/менее комфортной?

«Слушание в разных позах».

Цель – развитие вербальных коммуникативных навыков.

Ход упражнения:

Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре говорящий, второй – слушающий. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой о чем угодно. Через минуту по команде ведущего их взаиморасположение меняется – говорящий встает, слушающий продолжает сидеть. Еще через минуту следует новое изменение – теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.

Обсуждение:

1.При каком расположении собеседника было легче говорить?

2.А легче слушать?

3.Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

«Мячик».

Цель – снятие эмоционального напряжения, тренировка умения оперативно реагировать на неожиданные вопросы.

Ход упражнения:

Игра выглядит следующим образом: участники стоят в кругу и перебрасывают друг другу мячик. Тот, кто его кидает, говорит какое-либо слово или задает вопрос, а тот, кому адресован мячик, отвечает на него в соответствии с заданными ведущим правилами. После этого мяч перебрасывается другому участнику и т.д., пока не побывает в руках у каждого. Конкретные варианты игры могут выглядеть по-разному, например, так:

1.Тот, кто бросает мячик, называет любой предмет, а ловящий должен быстро назвать три возможных способа использования этого предмета.

2.Тот, кто бросает мяч, говорит название какого-либо места, а поймавший – три предмета, которые бы он взял с собой, отправившись туда.

3.Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «вода», «воздух», «земля». Поймавший мяч должен сказать, соответственно, название какой-либо рыбы, птицы или наземного животного.

4.Тот, кто бросает мяч, называет цвет, а ловящий – три объекта этого цвета.

Обсуждение:

Участников просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения эмоциями и чувствами, а также привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение быстро реагировать на неожиданные вопросы, не только воспроизводя имеющиеся знания, но и выдвигая новые идеи.

«Испорченный телефон».

Цель – развитие коммуникативных навыков.

Ход упражнения:

Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, знакомой и интересной для участников.

Пример сообщения:

Для нашей школы купили новые компьютеры. Через месяц в помещении, где сейчас находится библиотека, оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят в пустующий кабинет на первом этаже. По вечерам в компьютерном классе можно будет играть тем, кто отработает 30 минут после уроков на благоустройстве пришкольной территории.

Получивший сообщение участник зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот – следующему и т.д.

Обсуждение:

1.Что вызвало искажения сообщения при его передаче от участника к участнику?

2.Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь?

3.Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно?

4.А насколько заслуживает доверия информация, полученная через третьи руки?

4.Завершение работы, рефлексия.

Участники делятся своими чувствами и переживаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг общения на межличностные отношения

Психологический практикум по формированию модели поведения в общении...

Тренинг "Общение"

Психологический тренинг...

Занятие: "Тренинг общения"

Добрый день! Начинаем наше занятие с лобно – затылочной коррекции. Ребята, закройте глаза, сядьте поудобнее, слушайте мои слова. Все, что с вами произошло вчера – ушло навсегда. Это уже прошлое. Все н...

Занятие -тренинг "Общение"

Занятие -тренинг по курсу "Психология общения", предназначено для учащихся 6,7,8 классов, приемы и методы напрвлены на формирование коммуникативных навыков...

Тренинг общения для педагогов

Помощь педагогам в налаживании эффетивного взаимодействия с окружающими, развитии коммуникативных навыков....

Тренинг общения "Сплочение коллектива"

данный тренинг возможно использовать в работе с детьми и подростками на этапе сплочения коллектива....

УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА: Общение.

Цели: сплотить коллектив, закрепить имеющиеся знания об общении, развить творческие способности и нестандартное мышление, умение искать выход в необычных ситуациях.Представления (цепочка имен-качеств ...