Тренинг общения
план-конспект занятия по психологии (9 класс) на тему
Тренинг общения предназначен для учащихся 8-9 классов с целью развития вербальных и невербальных коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_obshcheniya.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг общения.
Цель – развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
1.Развитие вербальных коммуникативных навыков.
2.Развитие невербальных коммуникативных навыков.
3.Развитие навыков сотрудничества.
4.Сплочение коллектива.
План проведения тренинга.
№ этапа | Содержание | Продолжительность |
1 | Знакомство | 10 мин. |
2 | Принятие правил работы группы | 10 мин. |
3 | Отработка практических навыков | 60 мин. |
4 | Завершение работы, рефлексия | 15 мин. |
1. Знакомство.
«Снежный ком».
Цель – создание доброжелательной атмосферы, настроя на работу.
Участники тренинга стоят по кругу, и по часовой стрелки называют свое имя и имя предыдущего участника. Первый называет свое имя, второй имя первого и свое, третий называет имя первого, второго участника и свое.
2. Принятие правил работы группы.
1.Проявлять активность.
2.Слушать друг друга, не перебивая.
3.Говорить только от своего лица.
4.Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.
5.Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях.
6.Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать – дождаться обсуждения.
7.В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этот, но он должен публично заявить о своем отказе.
3.Отработка практических навыков.
«Поздороваться без слов».
Цель – снятие эмоционального напряжения, развитие невербальных коммуникативных умений.
Ход упражнения:
Участники тренинга приветствуют друг друга без помощи слов, можно использовать жесты, мимику.
«Стеклянная дверь».
Цель – развитие невербальных коммуникативных умений.
Ход упражнения:
Участники разбиваются на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй – нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд – потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 метра, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15 – 17 секунд ведущий говорит: «Поезд уехал!» - общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все-таки имел в виду. Потом участники меняются ролями.
Следует обратить внимание участников на то, что встреча должна произойти не на следующей станции через несколько минут, а где-то в другой части города, в другое время или день.
Обсуждение:
1.С помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя?
2.Легко ли было понимать такой разговор?
3.А самому передавать таким образом информацию?
«Дистанция в общении».
Цель – определение комфортной дистанции общения с разными собеседниками.
Ход упражнения:
Участники встают в две шеренги друг напротив друга на расстоянии примерно трех метров таким образом, чтобы каждый нашел свою пару в противоположной шеренге. По сигналу ведущего одна шеренга начинает медленно подходить к другой. Участники, стоящие в неподвижной шеренге, ждут, пока напарник приблизится к ним на такое расстояние, что дальнейшее сближение начнет вызывать дискомфорт, желание отойти назад. Когда это происходит, они жестом руки останавливают своих напарников. После этого участники встают на свои места и роли стоящих в шеренгах меняются – двигаться начинают те участники, которые до того были неподвижны. Дальше шеренги смещаются относительно друг друга на одного человека (крайние участники при этом переходят в другую шеренгу), и цикл повторяется. При небольшом количестве участников можно выполнить упражнение по полному кругу (каждый с каждым), при большом – ограничиться 2 – 3 циклами.
Обсуждение:
1.Какая дистанция общения оказалась наиболее комфортной?
2.Насколько это зависит от собеседников, в частности, от их пола?
3.Какие эмоции возникают, если дистанция общения оказывается более/менее комфортной?
«Слушание в разных позах».
Цель – развитие вербальных коммуникативных навыков.
Ход упражнения:
Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре говорящий, второй – слушающий. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой о чем угодно. Через минуту по команде ведущего их взаиморасположение меняется – говорящий встает, слушающий продолжает сидеть. Еще через минуту следует новое изменение – теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.
Обсуждение:
1.При каком расположении собеседника было легче говорить?
2.А легче слушать?
3.Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?
«Мячик».
Цель – снятие эмоционального напряжения, тренировка умения оперативно реагировать на неожиданные вопросы.
Ход упражнения:
Игра выглядит следующим образом: участники стоят в кругу и перебрасывают друг другу мячик. Тот, кто его кидает, говорит какое-либо слово или задает вопрос, а тот, кому адресован мячик, отвечает на него в соответствии с заданными ведущим правилами. После этого мяч перебрасывается другому участнику и т.д., пока не побывает в руках у каждого. Конкретные варианты игры могут выглядеть по-разному, например, так:
1.Тот, кто бросает мячик, называет любой предмет, а ловящий должен быстро назвать три возможных способа использования этого предмета.
2.Тот, кто бросает мяч, говорит название какого-либо места, а поймавший – три предмета, которые бы он взял с собой, отправившись туда.
3.Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «вода», «воздух», «земля». Поймавший мяч должен сказать, соответственно, название какой-либо рыбы, птицы или наземного животного.
4.Тот, кто бросает мяч, называет цвет, а ловящий – три объекта этого цвета.
Обсуждение:
Участников просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения эмоциями и чувствами, а также привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение быстро реагировать на неожиданные вопросы, не только воспроизводя имеющиеся знания, но и выдвигая новые идеи.
«Испорченный телефон».
Цель – развитие коммуникативных навыков.
Ход упражнения:
Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, знакомой и интересной для участников.
Пример сообщения:
Для нашей школы купили новые компьютеры. Через месяц в помещении, где сейчас находится библиотека, оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят в пустующий кабинет на первом этаже. По вечерам в компьютерном классе можно будет играть тем, кто отработает 30 минут после уроков на благоустройстве пришкольной территории.
Получивший сообщение участник зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот – следующему и т.д.
Обсуждение:
1.Что вызвало искажения сообщения при его передаче от участника к участнику?
2.Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь?
3.Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно?
4.А насколько заслуживает доверия информация, полученная через третьи руки?
4.Завершение работы, рефлексия.
Участники делятся своими чувствами и переживаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг общения на межличностные отношения
Психологический практикум по формированию модели поведения в общении...
Тренинг "Общение"
Психологический тренинг...
Занятие: "Тренинг общения"
Добрый день! Начинаем наше занятие с лобно – затылочной коррекции. Ребята, закройте глаза, сядьте поудобнее, слушайте мои слова. Все, что с вами произошло вчера – ушло навсегда. Это уже прошлое. Все н...
Занятие -тренинг "Общение"
Занятие -тренинг по курсу "Психология общения", предназначено для учащихся 6,7,8 классов, приемы и методы напрвлены на формирование коммуникативных навыков...
Тренинг общения для педагогов
Помощь педагогам в налаживании эффетивного взаимодействия с окружающими, развитии коммуникативных навыков....
Тренинг общения "Сплочение коллектива"
данный тренинг возможно использовать в работе с детьми и подростками на этапе сплочения коллектива....
УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА: Общение.
Цели: сплотить коллектив, закрепить имеющиеся знания об общении, развить творческие способности и нестандартное мышление, умение искать выход в необычных ситуациях.Представления (цепочка имен-качеств ...