Программа спецкурса "Яхочу общаться" 5 класс
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Чеботарь Светлана Николаевна

Эта разработка будет полезна педагогам-психологам и классным руководителям, работающим в 5-х классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_hochu_obshchatsya_2017.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ с.Саблинского

_________________ С.Л.Ильин

приказ № 153-о

от 31 августа 2017 года

 

«Рассмотрено» на заседании МО

педагогов-психологов

протокол № 1 от 29.08.2017 г.

Руководитель МО_

С.Г.Тумакова

Рабочая программа

по спецкурсу «Я хочу общаться» для 5 класса

Составитель: Педагог-психолог  Чеботарь С.Н.

Количество часов: 17

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность программы: для ребенка очень значимо быть признанным в обществе. Порой признание одноклассников для него важнее, чем успешность в учебе. Даже наиболее «успевающие» в учебе дети ходят в школу, по их же утверждению не только для того чтобы учиться, но и для общения со сверстниками… Образовательное учреждение становится, прежде всего, центром общения. И именно общение с другими детьми является основой для формированияличностных качеств, необходимых школьнику для его социального развития и успешности в обществе.

 Сфера общения представляет особый интерес, поскольку касается всех и каждого независимо от возраста и профессии. Это та сфера, в которой мы можем проявлять себя, добиваясь положительных изменений как в отношении с людьми, так и путем развития таких личностных характеристик, как самооценка или уровень притязаний, чувствительность и умение слушать и многое другое. Именно поэтому в программе представлен не только определенный теоретический ракурс общения, но и достаточно обширный практический материал, позволяющий обучающимся задуматься о собственных перспективах в общении с окружающими людьми.

 Основная цель программы – развитие у обучающихся способности к анализу процесса общения, найти свой собственный стиль в нем, что даст возможность не только выделить в результате такого анализа возможные деструктивные компоненты общения, но и развить, усилить индивидуальные возможности для наращивания, накопления как конструктивного компонента межличностных отношений, так и процесса общения в целом.

Программа позволяет решать следующие задачи:

  • Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии.
  • Развитие навыков эффективного общения.
  • Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
  • Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
  • Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.
  • Формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.
  • Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.


        Программа «Я хочу общаться», рассчитанная на учащихся 5-х классов, направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

Кроме того она может быть полезна учащимся, хронические заболевания которых либо затрудняют, либо делают невозможным обучение в обычном классе общеобразовательного учреждения. Это – дети с ограниченными возможностями здоровья. Часть детей с хроническими заболеваниями получают образование индивидуально на дому. Их заболевания, в основном неврологические, не всегда являются основанием для обучения в специальной (коррекционной) школе. Однако заниматься в обычном классе наравне с «обычными» детьми они тоже не могут – из-за повышенной утомляемости и более низкого темпа усвоения учебного материала. «Надомники» имеют возможность получить образование, но лишены общения с другими детьми.  А ведь именно через общение идет процесс социализации -  освоения личностью существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и ценностей. Успешность социализации во многом определяет и успешность человека в обществе.

Изолированные от сверстников, дети-«надомники» не всегда успешно интегрируются в общество. Данная программа позволяет создать оптимальные условия социализации ребёнка, формирования его коммуникативных навыков.

В основу программы легли концепции личностного ориентированного обучения и воспитания детей Л.И.Бажович, деятельностного подхода к организации обучения П.Я.Гальперина. Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом воспитателя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями её реализации на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся, степенью их интереса к курсу, наличием необходимой литературы и др.). Как известно по работам М.И.Лисиной, А.Г.Рузской и других авторов, в  подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения с взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения.

  В  начальной части предлагаемого тренинга акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы. Потом следуют занятия, направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях. При этом используются интерактивные игры, групповые дискуссии, короткие информационные блоки, психодиагностические методики, элементы арт-терапии.
Программа рассчитана на 17 часа работы (1 час в неделю в течении I полугодия).

Предполагаемые результаты

Школьники должны знать:

знать невербальные средства  делового общения и уметь ими пользоваться;

 основные формы делового общения, овладеть нормами делового разговора;

базовые понятия из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии.

Повышение уровня рефлексивности

Школьники  должны уметь:

уметь устанавливать контакт с собеседником;

использовать навыки эффективного общения

адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.

Содержание программы:

1. Зачем мы здесь собрались? – 1 ч.

Знакомство участников друг с другом и с психологическим тренингом как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий. Вводная беседа. Упражнение-разминка «Карандаши». Знакомство. Обсуждение и принятие правил работы. Подвижные игры «Поворот в прыжках», «Дракон». Конкретизация ожиданий от тренинга.

2. Мы — команда. –1 ч.

Повышение заинтересованности подростков в посещении занятий, сплочение группы, формирование чувства команды у пришедших на занятия подростков. Разминки «Перетягивание каната» и/или «Циферблат». Упражнения «Узелок», «"Связывание" группы», «Совместный счет». Групповая дискуссия «Факты о нас». Упражнение «Встреча взглядами».

3. Наши сходства и различия. –1 ч.

Продолжение работы на формирование интереса к занятиям и сплочение группы. Введение понятия «психологическая информация», обоснование невозможности ее однозначного разделения на хорошую и плохую.  Разминка «Построение круга» Упражнение «Поиск сходства». Психогеометрический тест.

4. Кто я, Какой я? – 1 ч.

Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки. Создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии и уверенности в себе. «Угадай кому письмо», «Кого загадал ведущий», «Кто Я?», «Нарисуй свою роль», мини-сочинение «Какой я», «Закончи предложение», «Заветное желание»,  работа со сказкой, «Детская фотография», проект «Мои жизненные цели».

5. Сплочение и доверие – 1 ч.

Продолжение работы по групповому сплочению, формирование доверительной обстановки. На данном этапе работы уже можно рекомендовать включать упражнения, предъявляющие повышенные требования к взаимному доверию и умению координировать совместные действия. Это занятие построено в русле телесно-ориентированного подхода. Разминка «Скалолаз». Упражнения «Передача движений», «Маятник», «Круг доверия» («Восковая свечка»), «Падение в пропасть», «На пальцах».

6. Умею ли я слышать -1 ч.

Сформировать представление об общении как о психологическом явлении. Продемонстрировать искажения информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания. Разминка «Привет себе». Упражнение «Испорченный телефон». Информационный блок «Психология общения». Упражнение «Рисование по инструкции». Анкета «Умеете ли вы слушать».Упражнение «Слушание в разных позах».

7. Учимся взаимопониманию – 1 ч.

Развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия. Разминка «Копирование движений». Упражнения «Бип» («Чужие коленки»), «Вавилонская башня», «Необычное использование», «Снежки». Игра-загадка «МПС».

8. Средства общения – 1 ч.

Продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д. Разминка «Пишущая машинка». Упражнение «Испорченный телевизор». Информационный блок: средства общения. Упражнения «Дистанция общения», «Перебежчики и охранники», «Поиск предметов».

9. Общение без слов – 1 ч.

Развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности, умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения. Данное занятие носит преимущественно игровой характер и построено на применении как новых, так и модификациях уже известных участникам игр и упражнений .   Разминка «Сбор по голосам». Упражнения «Стеклянная дверь», «Выстраивание по росту», «Разговор в рисунках», «Испорченный телефон» (с тактильным контактом). Блок получения обратной связи.

10. Общение через рисунок – 1 ч.

Интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодействия с использованием арт - терапевтического метода. Рисуночная разминка «Достраивание композиции». Тематические рисунки. Групповой коллаж.

11. Я чувствую – 1 ч.

Понять, что такое эмоции и чувства, а также совершенствовать умение конструктивно выражать их. Разминка «Путаница». Информационный блок: основные эмоции и чувства. Упражнение «Угадай эмоцию». Практическая работа «Польза и вред эмоций». Упражнение «Скульптор и глина».

12. Проявления эмоций и чувств – 1 ч.

Научиться расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей, а также развить собственную эмоциональную экспрессивность. Разминка «Хлопки по коленям». Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявления эмоций». Игра-соревнование «Замороженные».

13. Конфликты и причины их возникновения. Пути решения конфликтов – 1 ч.

Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения. Разминка «Встреча на узком мостике». Информационный блок: психология конфликта. Практическая работа «Конфликтогены». Тесты самооценки конфликтности и тактики поведения в конфликте. Ролевая игра «Финансовые авантюристы». Изучить и закрепить на конкретных примерах стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Разминка. «Гвалт». Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях.

14. Неуверенность в себе. Как стать уверенным – 1 ч.

Осознание специфики неуверенного поведения. Развивать потребность в самосовершенствовании, формировать навыки уверенного поведения. Упражнение «Уверенно-неуверенно», «Копилка», «Хвалить или ругать?» Я горжусь. Обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности. Игра «Я могу, я умею», упр. «Волшебное зеркало»,

15. Опасности, которые нас подстерегают. Умение сказать «Нет»  - 1 ч.

Формирование ответственного отношения к собственному здоровью. Формирование ответственности за здоровый образ жизни «Мой портрет в лучах солнца», беседа «Что может навредить нашему организму», игра «Марионетки». Формировать убеждения, что каждый человек несёт персональную ответственность за свои решения. Игра «Отказ», «5 шагов отказа», работа с рассказом «Золотая муха».

16. Портрет нашего класса – 1 ч.

Закрепление результатов, достигнутых в ходе тренинга. Для этого занятия потребуется такой же комплекс изобразительных материалов, как и для занятия № 5. Рисуночная разминка «Протяни навстречу руку». Композиция «Мои ресурсы». Групповая композиция «Наш сад».

17. Подведение итогов – 1 ч.

Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге. Разминка (по выбору участников). Упражнение «Чемодан» Упражнение «Чепуха». Групповая дискуссия «Шляпы». Проведение анкеты обратной связи по тренингу.

Методическое обеспечение работы: диагностический метод, наблюдение; беседа; сказкотерапия; психологические игры и упражнения.

Основные принципы организации занятий:

Ведущим является субъект - субъективные отношения, т.е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.

Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.

Принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, внимательность, упражнения в тетради и т.д.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, технические средства обучения.

Оценка эффективности программы

Для отслеживания и оценивания результатов  программы используются: тестирование;  контрольные составления и заполнения некоторых деловых бумаг;  проведение практических работ, составление проектов.

Литература:

Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000.

Беркли – Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.: Питер, 1997.

Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб.: Питер, 1997.

Бодалев А.А. Психология общения. М.- Воронеж: Модэк,2002.

Добрович Л. Общение – наука и искусство. – М., 1996.

Кузин Ф.А. культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось-89,1997.

Куницина В.Н. Трудности межличностного общения. Автореф.дессиртации доктора психол.наук. - СПб., 1991.

Леонтьев А.А. Психология общения.- М.: Смысл, 2005.

 Парыгин Б.Д. Анатомия общения.- М.: Черо,1997.

 Петровский Л.А. Компетентность в общении.- М.,1989.

 Психологический словарь / Под.ред. В.П. Зинченко. – М.: Педагогика – Пресс,1997.

 Рубенштейн С.Л. основы психологии. – СПб., 2001.

Сопер П. Основы искусства речи. – Ростов н/Д,1995.

Тимченко Н.М. Тайны успеха делового общения. – СПб.: ГУП,1995.

 Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1994

Календарно-тематическое планирование курса «Я хочу общаться»

№ п/п

Дата проведения

Тема занятий

Кол-во часов

цели

1.

Вводное. Зачем мы здесь собрались?

1

Знакомство участников друг с другом и с психологическим тренингом как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.

2.

Мы — команда.

1

Повышение заинтересованности подростков в посещении занятий, сплочение группы, формирование чувства команды у пришедших на занятия подростков.

3.

Наши сходства и различия.

1

Формирование интереса к занятиям и сплочение группы.

4

Кто я, Какой я?

1

Формирование осознания личных качеств и повышению самооценки. Формирование мотивации на самопознание; развитие самопознания, уверенности в себе.

5.  

Сплочение и доверие

1

Сплочение коллектива, формирование доверительной обстановки

6.

Умею ли я слышать

1

Формирование представлений об общении как о психологическом явлении. Демонстрация искажений информации при ее передаче от человека к человеку, важности обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.

7.

Учимся взаимопониманию

1

Развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия

8.

Средства общения

1

Развитие навыков эффективного общения. Демонстрация различных средства общения (интонация, жесты, контекст общения и т. д.)

9.

Общение без слов

1

Развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности, умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения.

10.

Общение через рисунок

1

Интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодействия с использованием арт - терапевтического метода.

11.

Я чувствую

1

Формирование представлений об эмоциях и чувствах. Совершенствование умений конструктивно выражать их.

12.

Проявления эмоций и чувств

1

Формирование умений расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей. Развивать эмоциональную экспрессивность.

13.

Конфликты и причины их возникновения

Пути решения конфликтов

1

Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения. Изучение и закрепление на конкретных примерах стилей конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

14.

Неуверенность в себе

Как стать уверенным

1

Осознание специфики неуверенного поведения. Развитие потребность в самосовершенствовании, формирование навыков уверенного поведения.

15

Опасности, которые нас подстерегают

Умение сказать «Нет»

1

Формирование ответственного отношения к собственному здоровью, ответственности за здоровый образ жизни.

16

Портрет нашего класса

1

Закрепление результатов, достигнутых в ходе занятий. Сплочение коллектива, формирование доверительной обстановки

17

Подведение итогов

1

Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...