Программа спецкурса "Яхочу общаться" 5 класс
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему
Эта разработка будет полезна педагогам-психологам и классным руководителям, работающим в 5-х классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_hochu_obshchatsya_2017.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ с.Саблинского _________________ С.Л.Ильин приказ № 153-о от 31 августа 2017 года |
| «Рассмотрено» на заседании МО педагогов-психологов протокол № 1 от 29.08.2017 г. Руководитель МО_ С.Г.Тумакова |
Рабочая программа
по спецкурсу «Я хочу общаться» для 5 класса
Составитель: Педагог-психолог Чеботарь С.Н.
Количество часов: 17
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность программы: для ребенка очень значимо быть признанным в обществе. Порой признание одноклассников для него важнее, чем успешность в учебе. Даже наиболее «успевающие» в учебе дети ходят в школу, по их же утверждению не только для того чтобы учиться, но и для общения со сверстниками… Образовательное учреждение становится, прежде всего, центром общения. И именно общение с другими детьми является основой для формированияличностных качеств, необходимых школьнику для его социального развития и успешности в обществе.
Сфера общения представляет особый интерес, поскольку касается всех и каждого независимо от возраста и профессии. Это та сфера, в которой мы можем проявлять себя, добиваясь положительных изменений как в отношении с людьми, так и путем развития таких личностных характеристик, как самооценка или уровень притязаний, чувствительность и умение слушать и многое другое. Именно поэтому в программе представлен не только определенный теоретический ракурс общения, но и достаточно обширный практический материал, позволяющий обучающимся задуматься о собственных перспективах в общении с окружающими людьми.
Основная цель программы – развитие у обучающихся способности к анализу процесса общения, найти свой собственный стиль в нем, что даст возможность не только выделить в результате такого анализа возможные деструктивные компоненты общения, но и развить, усилить индивидуальные возможности для наращивания, накопления как конструктивного компонента межличностных отношений, так и процесса общения в целом.
Программа позволяет решать следующие задачи:
- Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии.
- Развитие навыков эффективного общения.
- Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
- Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
- Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.
- Формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.
- Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.
Программа «Я хочу общаться», рассчитанная на учащихся 5-х классов, направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.
Кроме того она может быть полезна учащимся, хронические заболевания которых либо затрудняют, либо делают невозможным обучение в обычном классе общеобразовательного учреждения. Это – дети с ограниченными возможностями здоровья. Часть детей с хроническими заболеваниями получают образование индивидуально на дому. Их заболевания, в основном неврологические, не всегда являются основанием для обучения в специальной (коррекционной) школе. Однако заниматься в обычном классе наравне с «обычными» детьми они тоже не могут – из-за повышенной утомляемости и более низкого темпа усвоения учебного материала. «Надомники» имеют возможность получить образование, но лишены общения с другими детьми. А ведь именно через общение идет процесс социализации - освоения личностью существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и ценностей. Успешность социализации во многом определяет и успешность человека в обществе.
Изолированные от сверстников, дети-«надомники» не всегда успешно интегрируются в общество. Данная программа позволяет создать оптимальные условия социализации ребёнка, формирования его коммуникативных навыков.
В основу программы легли концепции личностного ориентированного обучения и воспитания детей Л.И.Бажович, деятельностного подхода к организации обучения П.Я.Гальперина. Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом воспитателя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями её реализации на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся, степенью их интереса к курсу, наличием необходимой литературы и др.). Как известно по работам М.И.Лисиной, А.Г.Рузской и других авторов, в подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения с взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения.
В начальной части предлагаемого тренинга акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы. Потом следуют занятия, направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях. При этом используются интерактивные игры, групповые дискуссии, короткие информационные блоки, психодиагностические методики, элементы арт-терапии.
Программа рассчитана на 17 часа работы (1 час в неделю в течении I полугодия).
Предполагаемые результаты
Школьники должны знать:
знать невербальные средства делового общения и уметь ими пользоваться;
основные формы делового общения, овладеть нормами делового разговора;
базовые понятия из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии.
Повышение уровня рефлексивности
Школьники должны уметь:
уметь устанавливать контакт с собеседником;
использовать навыки эффективного общения
адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
Содержание программы:
1. Зачем мы здесь собрались? – 1 ч.
Знакомство участников друг с другом и с психологическим тренингом как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий. Вводная беседа. Упражнение-разминка «Карандаши». Знакомство. Обсуждение и принятие правил работы. Подвижные игры «Поворот в прыжках», «Дракон». Конкретизация ожиданий от тренинга.
2. Мы — команда. –1 ч.
Повышение заинтересованности подростков в посещении занятий, сплочение группы, формирование чувства команды у пришедших на занятия подростков. Разминки «Перетягивание каната» и/или «Циферблат». Упражнения «Узелок», «"Связывание" группы», «Совместный счет». Групповая дискуссия «Факты о нас». Упражнение «Встреча взглядами».
3. Наши сходства и различия. –1 ч.
Продолжение работы на формирование интереса к занятиям и сплочение группы. Введение понятия «психологическая информация», обоснование невозможности ее однозначного разделения на хорошую и плохую. Разминка «Построение круга» Упражнение «Поиск сходства». Психогеометрический тест.
4. Кто я, Какой я? – 1 ч.
Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки. Создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии и уверенности в себе. «Угадай кому письмо», «Кого загадал ведущий», «Кто Я?», «Нарисуй свою роль», мини-сочинение «Какой я», «Закончи предложение», «Заветное желание», работа со сказкой, «Детская фотография», проект «Мои жизненные цели».
5. Сплочение и доверие – 1 ч.
Продолжение работы по групповому сплочению, формирование доверительной обстановки. На данном этапе работы уже можно рекомендовать включать упражнения, предъявляющие повышенные требования к взаимному доверию и умению координировать совместные действия. Это занятие построено в русле телесно-ориентированного подхода. Разминка «Скалолаз». Упражнения «Передача движений», «Маятник», «Круг доверия» («Восковая свечка»), «Падение в пропасть», «На пальцах».
6. Умею ли я слышать -1 ч.
Сформировать представление об общении как о психологическом явлении. Продемонстрировать искажения информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания. Разминка «Привет себе». Упражнение «Испорченный телефон». Информационный блок «Психология общения». Упражнение «Рисование по инструкции». Анкета «Умеете ли вы слушать».Упражнение «Слушание в разных позах».
7. Учимся взаимопониманию – 1 ч.
Развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия. Разминка «Копирование движений». Упражнения «Бип» («Чужие коленки»), «Вавилонская башня», «Необычное использование», «Снежки». Игра-загадка «МПС».
8. Средства общения – 1 ч.
Продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д. Разминка «Пишущая машинка». Упражнение «Испорченный телевизор». Информационный блок: средства общения. Упражнения «Дистанция общения», «Перебежчики и охранники», «Поиск предметов».
9. Общение без слов – 1 ч.
Развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности, умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения. Данное занятие носит преимущественно игровой характер и построено на применении как новых, так и модификациях уже известных участникам игр и упражнений . Разминка «Сбор по голосам». Упражнения «Стеклянная дверь», «Выстраивание по росту», «Разговор в рисунках», «Испорченный телефон» (с тактильным контактом). Блок получения обратной связи.
10. Общение через рисунок – 1 ч.
Интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодействия с использованием арт - терапевтического метода. Рисуночная разминка «Достраивание композиции». Тематические рисунки. Групповой коллаж.
11. Я чувствую – 1 ч.
Понять, что такое эмоции и чувства, а также совершенствовать умение конструктивно выражать их. Разминка «Путаница». Информационный блок: основные эмоции и чувства. Упражнение «Угадай эмоцию». Практическая работа «Польза и вред эмоций». Упражнение «Скульптор и глина».
12. Проявления эмоций и чувств – 1 ч.
Научиться расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей, а также развить собственную эмоциональную экспрессивность. Разминка «Хлопки по коленям». Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявления эмоций». Игра-соревнование «Замороженные».
13. Конфликты и причины их возникновения. Пути решения конфликтов – 1 ч.
Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения. Разминка «Встреча на узком мостике». Информационный блок: психология конфликта. Практическая работа «Конфликтогены». Тесты самооценки конфликтности и тактики поведения в конфликте. Ролевая игра «Финансовые авантюристы». Изучить и закрепить на конкретных примерах стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Разминка. «Гвалт». Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях.
14. Неуверенность в себе. Как стать уверенным – 1 ч.
Осознание специфики неуверенного поведения. Развивать потребность в самосовершенствовании, формировать навыки уверенного поведения. Упражнение «Уверенно-неуверенно», «Копилка», «Хвалить или ругать?» Я горжусь. Обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности. Игра «Я могу, я умею», упр. «Волшебное зеркало»,
15. Опасности, которые нас подстерегают. Умение сказать «Нет» - 1 ч.
Формирование ответственного отношения к собственному здоровью. Формирование ответственности за здоровый образ жизни «Мой портрет в лучах солнца», беседа «Что может навредить нашему организму», игра «Марионетки». Формировать убеждения, что каждый человек несёт персональную ответственность за свои решения. Игра «Отказ», «5 шагов отказа», работа с рассказом «Золотая муха».
16. Портрет нашего класса – 1 ч.
Закрепление результатов, достигнутых в ходе тренинга. Для этого занятия потребуется такой же комплекс изобразительных материалов, как и для занятия № 5. Рисуночная разминка «Протяни навстречу руку». Композиция «Мои ресурсы». Групповая композиция «Наш сад».
17. Подведение итогов – 1 ч.
Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге. Разминка (по выбору участников). Упражнение «Чемодан» Упражнение «Чепуха». Групповая дискуссия «Шляпы». Проведение анкеты обратной связи по тренингу.
Методическое обеспечение работы: диагностический метод, наблюдение; беседа; сказкотерапия; психологические игры и упражнения.
Основные принципы организации занятий:
Ведущим является субъект - субъективные отношения, т.е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
Принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, внимательность, упражнения в тетради и т.д.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, технические средства обучения.
Оценка эффективности программы
Для отслеживания и оценивания результатов программы используются: тестирование; контрольные составления и заполнения некоторых деловых бумаг; проведение практических работ, составление проектов.
Литература:
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000.
Беркли – Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.: Питер, 1997.
Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб.: Питер, 1997.
Бодалев А.А. Психология общения. М.- Воронеж: Модэк,2002.
Добрович Л. Общение – наука и искусство. – М., 1996.
Кузин Ф.А. культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось-89,1997.
Куницина В.Н. Трудности межличностного общения. Автореф.дессиртации доктора психол.наук. - СПб., 1991.
Леонтьев А.А. Психология общения.- М.: Смысл, 2005.
Парыгин Б.Д. Анатомия общения.- М.: Черо,1997.
Петровский Л.А. Компетентность в общении.- М.,1989.
Психологический словарь / Под.ред. В.П. Зинченко. – М.: Педагогика – Пресс,1997.
Рубенштейн С.Л. основы психологии. – СПб., 2001.
Сопер П. Основы искусства речи. – Ростов н/Д,1995.
Тимченко Н.М. Тайны успеха делового общения. – СПб.: ГУП,1995.
Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1994
Календарно-тематическое планирование курса «Я хочу общаться»
№ п/п | Дата проведения | Тема занятий | Кол-во часов | цели |
1. | Вводное. Зачем мы здесь собрались? | 1 | Знакомство участников друг с другом и с психологическим тренингом как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий. | |
2. | Мы — команда. | 1 | Повышение заинтересованности подростков в посещении занятий, сплочение группы, формирование чувства команды у пришедших на занятия подростков. | |
3. | Наши сходства и различия. | 1 | Формирование интереса к занятиям и сплочение группы. | |
4 | Кто я, Какой я? | 1 | Формирование осознания личных качеств и повышению самооценки. Формирование мотивации на самопознание; развитие самопознания, уверенности в себе. | |
5. | Сплочение и доверие | 1 | Сплочение коллектива, формирование доверительной обстановки | |
6. | Умею ли я слышать | 1 | Формирование представлений об общении как о психологическом явлении. Демонстрация искажений информации при ее передаче от человека к человеку, важности обратных связей в общении и навыков эффективного слушания. | |
7. | Учимся взаимопониманию | 1 | Развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия | |
8. | Средства общения | 1 | Развитие навыков эффективного общения. Демонстрация различных средства общения (интонация, жесты, контекст общения и т. д.) | |
9. | Общение без слов | 1 | Развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности, умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения. | |
10. | Общение через рисунок | 1 | Интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодействия с использованием арт - терапевтического метода. | |
11. | Я чувствую | 1 | Формирование представлений об эмоциях и чувствах. Совершенствование умений конструктивно выражать их. | |
12. | Проявления эмоций и чувств | 1 | Формирование умений расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей. Развивать эмоциональную экспрессивность. | |
13. | Конфликты и причины их возникновения Пути решения конфликтов | 1 | Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения. Изучение и закрепление на конкретных примерах стилей конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. | |
14. | Неуверенность в себе Как стать уверенным | 1 | Осознание специфики неуверенного поведения. Развитие потребность в самосовершенствовании, формирование навыков уверенного поведения. | |
15 | Опасности, которые нас подстерегают Умение сказать «Нет» | 1 | Формирование ответственного отношения к собственному здоровью, ответственности за здоровый образ жизни. | |
16 | Портрет нашего класса | 1 | Закрепление результатов, достигнутых в ходе занятий. Сплочение коллектива, формирование доверительной обстановки | |
17 | Подведение итогов | 1 | Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...