Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста
статья по психологии на тему
В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных навыков, опыта, а так же чрезмерная занятость родителей, перепоручение воспитания бабушкам, дедушкам, няням и т. д. изменяет содержание воспитательного процесса, процесс воспитания становится непостоянным и может проявляться в отсутствии у ребенка необходимых мотивов, знаний, умений и навыков.
Для повышения психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста очень важно найти новые формы сотрудничества педагога с родителями, создать атмосферу общности интересов на основе конструктивной коммуникации, обогатить воспитательный опыт родителей, опираясь на педагогику игры, помочь осознать собственный воспитательный опыт, его границы и возможности.
Таким образом, на наш взгляд современные родители нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, поддержке и информировании в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_maminy_knizhki_1.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста»
Зайцева Ирина Юрьевна
педагог-психолог, высшая квалификационная категория
ГБУ ДО Центр творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных навыков, опыта, а так же чрезмерная занятость родителей, перепоручение воспитания бабушкам, дедушкам, няням и т. д. изменяет содержание воспитательного процесса, процесс воспитания становится непостоянным и может проявляться в отсутствии у ребенка необходимых мотивов, знаний, умений и навыков. В виду занятости родители нередко ищут информацию по воспитанию ребенка в Интернет ресурсах, к сожалению, эта информация не всегда бывает конструктивной. По результатам проведенного нами анкетирования, родители чаще всего обращаются за помощью по вопросам воспитания ребенка к своим родителям, однако старшее поколение не имеет в своем опыте необходимых знаний о современной действительности, таким образом, семья зачастую не справляется со своей социализирующей функцией.
Ситуация осложняется тем, что в настоящее время традиционные формы работы с родителями, такие как педагогический всеобуч, педагогическое просвещение, утратили свои позиции и требуют творческого переосмысления. Отсутствует четкое представление о феноменологии педагогической компетентности родителей и средствах ее формирования в современных условиях. (3)
Для повышения психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста очень важно найти новые формы сотрудничества педагога с родителями, создать атмосферу общности интересов на основе конструктивной коммуникации, обогатить воспитательный опыт родителей, опираясь на педагогику игры, помочь осознать собственный воспитательный опыт, его границы и возможности. (7)
Таким образом, на наш взгляд современные родители нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, поддержке и информировании в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
С этой целью нами был создан проект «Мамины книжки», который, предполагает издание тематических психологических пособий по развитию детей дошкольного и школьного возраста, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей. Основное содержание книг - рекомендации для родителей по воспитанию и развитию ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и особенностей современной социокультурной среды. Также в рамках проекта проводятся совместные мероприятия с родителями в форме лекториев, круглых столов и обучающих занятий.
1 этапом нашего проекта было изучение запросов родителей через анкетирование.
2 этап - разработка тематических пособий по развитию и воспитанию детей с учетом запросов родителей. (выпуск Маминых книжек)
3 этап – организация и проведение родительских лекториев, круглых столов, обучающих практических занятий для родителей.
Родительский лекторий реализуется как форма ознакомительной работы с родителями. В рамках лектория родители получают информацию о различных аспектах воспитания детей от специалистов – педагогов и психологов. Тематика лекций: «Развитие познавательных процессов у дошкольников»; «Особенности возраста»; Роль игры в развитии ребенка» и т.д.
В рамках круглого стола родители могут высказать свою точку зрения по вопросу воспитания и развития детей, узнать мнение других родителей, выслушать комментарии специалистов. Круглые столы помогают родителям осмыслить индивидуальную концепцию воспитания, получить эмоциональную поддержку и найти решение некоторых воспитательных задач. Тематика круглых столов «Реклама и ребенок»; «Поход с ребенком в магазин»; «Когда и каких специалистов посещать»
Обучающие практические занятия направлены на обучение родителей навыкам взаимодействия со своим ребенком через игру. Занятия проходят в интерактивном режиме. Темы практических занятий: «Играем вместе»; «Занимательные опыты и эксперименты для детей в домашних условиях»; «Играем на улице»; «Чем занять ребенка в поездке» и т.д.
Также были разработаны тематические рекомендации в виде книжек: «Игры с буквами»; «Игры на развитие памяти»; «Игры на развитие мышления» и т.д.
Все перечисленные формы работы специалистов Центра внешкольной работы с родителями дошкольников позволяют:
- усилить позицию родителя через осознание своей роли воспитателя и собственных педагогических установок,
- выработать у родителей навыки использования полученных знаний о возрастных особенностях и возможностях, перспективах развития ребенка,
- сформировать и повысить у родителей компетентность в вопросах развития и воспитания детей.
Таким образом, реализация проекта «Мамины книжки» на наш взгляд способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей, через формирование уверенности в собственных силах, помощь и поддержку родителей в своей родительской позиции, осознание стереотипов родительского взаимодействия с ребенком и расширение возможностей выбора конструктивного способа взаимодействия с ребенком. В свою очередь компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника.
Литература
1. Актуальные проблемы социального воспитания / Редкол.: Яркина Т.Ф. (отв. ред.), Бочарова В.Г., Львова В.Е. Запорожье: Изд-во АПН СССР. - 1990. - 168 с.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. - 270 с.
3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001. - 264 с.
4. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара: Изд-во Сам-ГПУ, 2001.- 132 с.
5. П.Белицкая Г.Э. Социальная компетентность личности // Сознание личности в кризисном обществе / Под ред. А.А.Абульхановой-Славской. М.: Инст-т психологии РАН, 1995. — С. 42 47.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 326 с.
7. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 208 с.
8. Варга Д. Радости родительских забот. — М.: Прогресс, 1983. — 168 с.
9. Воспитатели и родители: Из опыта работы / Сост. Л.В.Загик, В.М.Иванова. М.: Просвещение, 1985. - 167 с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как ? М., 2000. — 188 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»....
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...
"Социальное партнерство, как условие развития социальной уверенности детей дошкольного возраста"
Итоги работы районной эксперементальной площадки на тему: "Социальное партнерство, как условие развития социальной уверенности детей дошкольного возраста"....
Статья "Психолого-педагогическая работа с обучающимися по формированию социальной компетентности в преодолении асоциального поведения".
В этой статье отражен опыт работы....
Музыкально театрализованная деятельность как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Презентация...
Мастер – класс с участием родителей Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологи...
Консультация для родителей «Слушание и восприятие музыки- основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста»
Краткая консультация для родителей для размещения на стенде группы....