Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
статья по теме
Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья по духовно-нравственному воспитанию | 34.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Семенова М.С., Степанова Р.Л.
воспитатели ОГ БОУ Детский дом «Гармония» г. Черемхово.
Аннотация: рассматриваются вопросы формирования социальной компетентности детей-сирот через реализацию адаптационной программы элективного курса учреждения «Возвращение к истокам» и всероссийского проекта «Православная церковь, отечественная культура и образование: новые перспективы взаимодействия в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения».
Ключевые слова: социализация, духовно-нравственное воспитание, православная культура, церковь.
В настоящее время в России доминируют материальные ценности над духовными. У детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Большую тревогу вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения, а особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Размытые и искажённые духовно-нравственные ориентиры в обществе, разрушение семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души. Отрыв от родной культуры, незнание истории своего отечества – трагическая реальность нашего времени. Только живое соприкосновение с историей, возрождение самых различных форм народной культуры может сделать жизнь ребёнка полной и красочной. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством правового и духовно-нравственного долга.
Совершенно очевидно, что в воспитательном процессе духовно-нравственное просвещение должно стать стержнем формирования нравственной личности юного гражданина России.
Понятие « духовно-нравственное развитие личности» подразумевает осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетных направлений образовательного процесса детского дома «Гармония».
С 2009 года в учреждении реализуется программа элективного курса по духовно- нравственному воспитанию « Возвращение к истокам». В 2011 году на данную программу получена рецензия и присвоен статус – адаптационной.
Целью данной программы является: гармоничное духовно-нравственное развитие личности воспитанников на основах изучения традиций народной и православной культуры, произведений искусства.
Задачи:
1. Развитие у детей интереса к изучению традиций русского народа.
2. Формирование знаний исторического характера в сферах народной и православной культуры.
3. Воспитание любви и уважения к Родине, её народу, культуре через
изучение произведений искусства.
4. Раскрытие и развитие потенциала социальных эмоций и чувств,
творческого воображения, коммуникативной культуры общения.
Работа элективного курса строится по трем блокам.
- Первый блок «Духовно-нравственное воспитание на основе народной культуры».
Основными формами работы являются беседы, конкурсы рисунков, посиделки, творческие мастерские, мастер-классы, разучивание игр, посещение храма, экскурсии.
Второй блок «Духовно-нравственное воспитание на основе православной культуры».
Реализуем данный блок через знакомство с православными праздниками, проводим беседы с просмотром фильмов на православную тематику, устраиваем праздничные гуляния с участием кукольного театра, участвуем в вечерних службах при Свято-Никольском приходе. В январе и июле воспитанники детского дома жили в течение десяти дней в Свято-Троицком Селенгинском монастыре. В монастыре дети отдыхали, играли на свежем воздухе, знакомились с укладом монастырской жизни, выполняли хозяйственную работу (послушание).
Третий блок «Духовно-нравственное воспитание на основе произведений искусства».
Реализуем данный блок через часы чтения, просмотр сказок, представления кукольного театра, экскурсии в музеи и храмы Иркутской области.
Работа по программе « Возвращение к истокам» строится по основным принципам:
Принцип привлекательности будущего дела. Стараемся увлечь воспитанников конечным результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности. Детям хочется активно участвовать во многих мероприятиях, которые проводятся. Ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах воспитателей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализации и т.д. Все это способствует личностному развитию детей.
Принцип обратной связи. Каждое мероприятие большое или маленькое заканчивается рефлексией. Совместно с детьми обсуждаем, что получилось, и что не получилось. Узнаем их мнение, определяем их настроение и перспективу участия в будущих делах как семьи, так и детского дома.
Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова сотрудничество и творчество. Работая с детьми, мы предоставляем право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой воспитанниками работы.
Принцип успешности. И взрослому и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие ребенка, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Стараемся увидеть участие каждого ребенка в делах и по достоинству его оценить.
Стало традицией посещение Свято-Никольского храма с целью принятия таинств исповеди и причастия, посещение церковного хора, участие в службах. Традиционным является проведение народных праздников Рождество Христово, широкая Масленица, Вербное воскресенье, праздник Светлой Пасхи. Проводятся конкурсы пасхальных писанок, рождественских сувениров, обрядовых кукол.
В рамках подготовки к народным праздникам дети учатся выпекать блины, пасхальные куличи, рождественское печение, готовить рождественское блюдо «сочево».
В 2011 году наше учреждение совместно с Центральной городской библиотекой и Свято-Никольским приходом приняли участие в международном открытом грантовом конкурсе проектов «Православная инициатива».
Наш совместный проект «Православная церковь, отечественные культура и образование: новые перспективы взаимодействия в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения» получил грант.
По проекту педагогическая организация процесса духовно-нравственного воспитания предусматривала один год совместной работы и требовала согласование и объединение усилий социальных субъектов: нашего образовательного учреждения, учреждений культуры, традиционных религиозных и общественных объединений. Общими усилиями мы старались воспитать физически здоровую душу ребенка. Поддержка со стороны Центральной городской библиотеки и учреждений Православной церкви была очень своевременна. Проект позволил обеспечить более благоприятные условия для реализации системы мероприятий, способствующих духовно-нравственному воспитанию детей. Были проведены культурно-образовательные занятия со священником в сфере духовно-нравственного воспитания. В дополнении встреч детей с батюшкой, демонстрировались православные фильмы, показывались кукольные спектакли на Библейские темы. В рамках проекта была организована деятельность воскресной школы и воскресного хора. Сформирован книжный фонд православной духовно-просветительской литературы. На полученный гран из Благотворительного фонда Серафима Саровского были приобретены не только книги, но и видеофильмы, сделана подписка на духовно- нравственные журналы. В октябре 2012 года были подведены результаты работы по проекту. Все участники проекта выразили единогласное мнение продолжать совместную деятельность. В течение года ведется сотрудничество с Иркутской епархией, в январе 2011 года для наших детей был организован концерт мужского хора и приложение к мощам Святителя Иннокентия Иркутского.
Осенью 2011 года приняли участие в конкурсе детских рисунков «Православие в Японии», организованным Патриархом Русской православной церкви Кириллом.
В ноябре 2012 года были участниками областной экскурсионно-образовательной программы «Как хорошо, что ты кому-то нужен», организованной Министерством образования Иркутской области, метрополией Иркутской и Ангарской. Посетили Спасский Храм г. Иркутска, Православную женскую гимназию. В результате получен сертификат участников данного проекта.
С целью выяснения результативности работы по данным программам и проекту проводим мониторинговые исследования по методике П.В.Степанова, Д.В. Григорьев «Диагностика личностного роста воспитанников», Е. Худенко «Мониторинг воспитанности и социализации детей», которые показывают сформированность детского коллектива и воспитанность детей, осознание нравственной ценности добра, долга, ответственности.
Вывод:
Реализация программы повышает личностный рост воспитанников:
- приобрели социальные знания (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.),
- накопили жизненный опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- формируются навыки самостоятельного общественного действия и навыки социально приемлемых моделей поведения.
Литература:
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: 2001. - 127 С.
- Разумихина Г.П. Мир семьи, или будь, пожалуйста, счастлив! /Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" в новой, 1997 г. редакции/. - М.: 1999. - 96 С. (Библиотека журнала "Воспитание школьников". Вып. 7)
- Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I. Остров духовной жизни. - М.: 1997. - 127 С. (Библиотека журнала "Воспитание школьников". Вып. 8)
- Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть II. Семья в русской литературе. - М.: 1999. - 126 С. (Библиотека журнала "Воспитание школьников". Вып. 8)
- Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. - М.: 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
социальная коррекция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
предлагаю вашему мниманию наиболее эффективные виды и формы работы с детьми от 11 до 18 лет, которые могут лежать в основе составления психокоррекционных программ....
Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Иркутской области
Брошюра подготовлена как информационное издание, предназначенное для выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также специалистов, работающих с у...
«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»
Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование) детей – сирот и детей, оставши...
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
все законы, защищающие права отдельной категории детей...
Статья:"Социальная реабилитация детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома"
Статья:"Социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...
Патриотическое воспитание в "Центре содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Патриотизм, как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности....
Программа «По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов,...